Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сколько стоит жизнь?






Представьте, что вас выбрали членом городского совета. Городской инженер
приходит к вам с предложением: установить светофор на городском перекрест-
ке. Необходимые ассигнования составят $ 10 тыс. Выгода от светофора —
возрастающая безопасность жителей города. Инженер, основываясь на данных
аналогичных перекрестков, утверждает: установка светофора снизит риск неиз-
бежных аварий в течение его срока эксплуатации с 1, 6 % до 1, 1%. Насколько
целесообразно финансирование установки нового светофора?

Для ответа на вопрос вы собираетесь прибегнуть к анализу «затраты-
выгоды», но сталкиваетесь с проблемой: чтобы сравнение имело смысл,
издержки и выгоды необходимо определять в одних и тех же единицах
измерения. Издержки определяются в долларах, а выгоду — вероятность
спасения человеческой жизни — невозможно оценить в денежных единицах.
Жизнь человека бесценна, не так ли? Но вы вряд ли будете отрицать, что
существует определенная сумма средств, с которыми вы бы расстались, чтобы
добровольно заплатить за свою жизнь или жизнь любимого человека. Данная
посылка означает, что человеческая жизнь обладает определенной ценностью,
выражаемой в долларах. Тем не менее она не соответствует целям анализа «за-
траты-выгоды». Если мы оцениваем человеческую жизнь в определенную сумму,
нам придется установить светофоры на углу каждой улицы. Аналогично мы все
должны ездить в автомобилях класса «люкс», в которых установлены новейшие
устройства, обеспечивающие безопасность водителя и пассажиров. Но мы знаем,
что светофоры установлены далеко не на всех перекрестках, а люди покупают
небольшие автомобили без подушек безопасности или системы антиблокировки
тормозов. Принимая и частные и общественные решения, мы нередко идем на
риск ради экономии денег.

Если мы согласились с идеей, что человеческая жизнь обладает опреде-
ленной ценностью, выраженной в долларах, как определить ее размер? Оди;
из подходов, который иногда используют суды, принимая решения о возм-
щении убытков по искам, связанным со смертью, заключается в оценке о<


-ава 11. Общественные блага и общие ресурсы



 


_ей суммы денег, которую мог бы заработать оставшийся жить человек. Полу-

-ется, что жизнь пенсионера или нетрудоспособного обладает меньшей ценно-

:: -> ю?
Лучший способ заключается в том, чтобы рассмотреть риски, на которые люди

дут осознанно. Моральный риск изменяется в зависимости от профессии. Так,

~роители высотных зданий сталкиваются с большим риском смерти, чем служащие
■ фиса. Сравнивая заработную плату рискованных и более безопасных профессий,

энтролируя уровень образования, опыта и другие факторы, определяющие зара-
ботную плату, экономисты могут получить определенную информацию об оценке

юдьми своей жизни. Проведенные исследования, основанные на подобных под-
: одах, позволяют сделать вывод, что ценность человеческой жизни составляет

коло $ 10 млн.

Теперь мы можем вернуться к нашему примеру и ответить городскому инже-
неру. Светофоры уменьшают риск смерти на 0, 5 %. Таким образом, ожидаемая
^ыгода от установки светофора составляет 0, 005 х $ 10 млн, или $50 тыс.
данная оценка превышает издержки в размере $ 10 тыс., поэтому вы должны

добрить проект.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Что такое проблема
безбилетников? Почему
проблема безбилетни-
ков вынуждает прави-
тельство предостав-
лять общественные
блага? Какова должна
быть процедура
принятия правитель-
ством решения о
предоставлении
общественного блага?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал