Трагедия общинных земель
I так, мы наблюдаем за жизнью небольшого средневекового города. Среди многих ?: -> дов экономической деятельности его жителей одним из самых важных является : мращивание овец. Многие из городских семей владеют стадами овец и зарабаты-
-.ют себе на жизнь торговлей шерстью, используемой для изготовления тканей. Город окружают земли, называемые его жителями «Общинной землей». Ни
дна из семей не владеет отдельными участками земли, она принадлежит всем -лтелям города и каждый имеет право пасти на ней овец. Коллективное владе- ние землей не вызывает проблем, так как она отличается высоким плодородием. Io тех пор пока каждый житель города использует землю в качестве пастбища,
Общинные земли» не являются объектом соперничества, а разрешение горожа-
-м пасти овец бесплатно не создает никаких проблем. Овцеводы города счаст-
": зы. Идут годы, население города растет, еще быстрее увеличивается поголовье овец.
чтущее поголовье овец и ограниченность земли приводят к тому, что качество 'бщинных земель» ухудшается, способность к восстановлению снижается. Нако-
-л земля вытоптана настолько, что становится бесплодной. На «Общинных зем-
Трагедия общинных земель —
притча, которая пока- зывает, почему общие ресурсы используются интенсивнее, чем это желательно с точки зрения общества в целом.
246 _____________________________________ Часть 4. Экономическая теория общественного сектора
лях» не осталось травы, выращивать овец невозможно, когда-то процветавшие шерстопрядильные фабрики закрываются, многие семьи теряют источники средств к существованию.
Что стало причиной трагедии? Почему овцеводы позволили стадам овец выра- сти до таких размеров, что они уничтожили «Общинные земли»? Причина — в различиях социальных и частных стимулов. Охрана пастбищ зависела от коллек- тивных действий овцеводов. Если бы они действовали совместно, они уменьшили бы численность овец и «Общинные земли» еще многие годы приносили бы доход. Но ни у одной семьи не было стимулов к уменьшению собственного стада, потому что каждая отара — малая часть проблемы.
В сущности, трагедия «Общинных земель» — результат действия внешнего эффекта. Когда чье-то стадо пасется на общей земле, оно уменьшает количество земли, доступной другим семьям. Так как овцеводы, принимая решение о чис- ленности стада, не учитывали отрицательный внешний эффект, общее число овец превысило все разумные пределы.
Мог ли город предотвратить трагедию? Да, причем разными способами: регули- рованием количества овец в каждом стаде, интернализацией внешнего эффекта с помощью налогообложения или продажей на аукционе ограниченного количества разрешений на выпас. То есть средневековый город мог бы справиться с пробле- мой одним из способов, с помощью которых современное общество борется с загрязнением окружающей среды.
Более того, в случае с землей решение еще проще. Город мог бы разделить землю между жителями. Каждая семья обнесла бы свою часть земли изгородью и самостоятельно регулировала бы численность поголовья овец. В этом случае зем- ля из общего ресурса превращается в частное благо. Именно так развивались события в XVII в. в Англии в эпоху огораживания.
Трагедия «Общинных земель» учит нас, что если один человек использует общий ресурс, он уменьшает его потребление другими людьми, а отрицательный внешний эффект приводит к нерациональному использованию ресурсов. Прави- тельство может решить проблему ограничения доступности общего ресурса с помощью прямого регулирования или введения специального налога. Иногда в качестве альтернативы правительство превращает общий ресурс в частный товар. Данное правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими».
|