Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маяки как общественное благо
Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как обществен- ными, так и частными. Например, фейерверк — благо общественное, если он производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуе- тесь огненными шарами в частном увеселительном парке (Диснейленде), фей- ерверк — скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входные билеты.
Другой пример — маяк. Экономисты любили приводить в качестве при- мера общественного блага функционирование маяков. Маяки используют- ся для того, чтобы предупреждать проходящие корабли об опасных для плавания местах. Выгода, которую маяк предоставляет капитану корабля, не является ни исключительной, ни объектом соперничества, поэтому каж- дый судоводитель бесплатно пользуется его услугами. Из-за проблемы нахлеб- ников частным рынкам обычно не удается предоставлять соответствующие услуги. Сегодня работа большинства маяков осуществляется за счет прави- тельства.
Тем не менее в некоторых случаях услуги маяков ближе к частным благам. В XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владе- лец местного маяка взимал плату за услугу не с капитанов кораблей, но с ближайшего порта. Если владелец порта отказывался платить, собственник мая- ка просто отдавал команду погасить огонь. Соответственно сокращалось число судов, заходящих в порт, и доходы последнего.
Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количе- ство потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает, когда число пользо- вателей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, речь идет скорее о частном благе.
Сложности анализа «затраты-выгоды»
Мы видели, что основной поставщик общественных благ — правительство, по- скольку частный рынок не имеет возможности произвести эффективное количе- ство товара. Но решение о необходимости выступления правительства в роли поставщика — только первый шаг. Затем орган управления должен определить виды общественных благ, которые он собирается предоставлять, и их количе- ство.
Предположим, что правительство рассматривает проект строительства ново- го скоростного шоссе. Оно должно сравнить общие выгоды тех, кто воспользу- ется им, с издержками строительства и эксплуатации. Чтобы принять решение, правительство должно поручить группе экономистов и инженеров провести исследование, цель которого — оценка общих издержек и выгод проекта для общества в целом (анализ -«затраты-выгоды»).
Аналитики столкнулись со сложной задачей. Так как скоростное шоссе будет доступно бесплатно каждому желающему, цены, с помощью которой можно было бы приблизительно оценить предоставляемые им услуги, не существует. Если вы
Анализ «затраты-выгоды» —
исследование, в котором сравнивают- ся издержки и выгоды общества, получаемые при предоставлении общественного блага.
244 __________________________________________ Часть 4. Экономическая теория общественного секторе
проведете опрос жителей региона с целью выяснить их оценку скоростного шоссе, полученные результаты нельзя будет считать достоверными. Во-первых, количе- ственно определить реальные выгоды, используя исключительно анкету, сложно. Во-вторых, у респондентов отсутствуют стимулы говорить правду. Те, кто будет пользоваться скоростным шоссе, заинтересованы в преувеличении выгоды, кото- рую они получат, чтобы дорога была поскорее построена. У тех, кому скоростное шоссе причинит ущерб, есть стимул, чтобы преувеличить издержки и помешать строительству дороги.
Следовательно, эффективное предоставление общественных благ внутренне бо- лее сложный, в сравнении с предоставлением частных благ, механизм. Частные блага предоставляются на рынке. Покупатели частного товара определяют цен- ность товара с помощью цены, которую они хотят заплатить. Когда экономисты оценивают необходимость предоставления правительством общественного блага, они не имеют возможности воспользоваться ценовыми сигналами. Следовательно, оценка издержек и выгод общественных проектов является в лучшем случае при- близительным расчетом.
|