Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маяки как общественное благо






Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как обществен-
ными, так и частными. Например, фейерверк — благо общественное, если он
производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуе-
тесь огненными шарами в частном увеселительном парке (Диснейленде), фей-
ерверк — скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за
входные билеты.

Другой пример — маяк. Экономисты любили приводить в качестве при-
мера общественного блага функционирование маяков. Маяки используют-
ся для того, чтобы предупреждать проходящие корабли об опасных для
плавания местах. Выгода, которую маяк предоставляет капитану корабля,
не является ни исключительной, ни объектом соперничества, поэтому каж-
дый судоводитель бесплатно пользуется его услугами. Из-за проблемы нахлеб-
ников частным рынкам обычно не удается предоставлять соответствующие
услуги. Сегодня работа большинства маяков осуществляется за счет прави-
тельства.

Тем не менее в некоторых случаях услуги маяков ближе к частным благам.
В XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владе-
лец местного маяка взимал плату за услугу не с капитанов кораблей, но с
ближайшего порта. Если владелец порта отказывался платить, собственник мая-
ка просто отдавал команду погасить огонь. Соответственно сокращалось число
судов, заходящих в порт, и доходы последнего.

Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количе-
ство потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность
помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает, когда число пользо-
вателей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк
приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если
выгоду извлекает прежде всего владелец порта, речь идет скорее о частном
благе.


Сложности анализа «затраты-выгоды»

Мы видели, что основной поставщик общественных благ — правительство, по-
скольку частный рынок не имеет возможности произвести эффективное количе-
ство товара. Но решение о необходимости выступления правительства в роли
поставщика — только первый шаг. Затем орган управления должен определить
виды общественных благ, которые он собирается предоставлять, и их количе-
ство.

Предположим, что правительство рассматривает проект строительства ново-
го скоростного шоссе. Оно должно сравнить общие выгоды тех, кто воспользу-
ется им, с издержками строительства и эксплуатации. Чтобы принять решение,
правительство должно поручить группе экономистов и инженеров провести
исследование, цель которого — оценка общих издержек и выгод проекта для
общества в целом (анализ -«затраты-выгоды»).

Аналитики столкнулись со сложной задачей. Так как скоростное шоссе будет
доступно бесплатно каждому желающему, цены, с помощью которой можно было
бы приблизительно оценить предоставляемые им услуги, не существует. Если вы


Анализ
«затраты-выгоды»

исследование,
в котором сравнивают-
ся издержки и выгоды
общества, получаемые
при предоставлении
общественного блага.


244 __________________________________________ Часть 4. Экономическая теория общественного секторе

проведете опрос жителей региона с целью выяснить их оценку скоростного шоссе,
полученные результаты нельзя будет считать достоверными. Во-первых, количе-
ственно определить реальные выгоды, используя исключительно анкету, сложно.
Во-вторых, у респондентов отсутствуют стимулы говорить правду. Те, кто будет
пользоваться скоростным шоссе, заинтересованы в преувеличении выгоды, кото-
рую они получат, чтобы дорога была поскорее построена. У тех, кому скоростное
шоссе причинит ущерб, есть стимул, чтобы преувеличить издержки и помешать
строительству дороги.

Следовательно, эффективное предоставление общественных благ внутренне бо-
лее сложный, в сравнении с предоставлением частных благ, механизм. Частные
блага предоставляются на рынке. Покупатели частного товара определяют цен-
ность товара с помощью цены, которую они хотят заплатить. Когда экономисты
оценивают необходимость предоставления правительством общественного блага,
они не имеют возможности воспользоваться ценовыми сигналами. Следовательно,
оценка издержек и выгод общественных проектов является в лучшем случае при-
близительным расчетом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал