Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
За проезд
Лестер Туроу
-; чнем с простого наблюдения. Ни од- -: чу крупному городу никогда не удава- -: сь решить проблему перегруженно- ~у. магистралей и загрязнения с помощью " Тоительства большего количества до- ге" В некоторых городах множество до- : >: г (Лос-Анджелес), в других их число -раничено (в Шанхае столкнулись с про- ймой автомобильных «пробок» совсем г давно), но степень их перегруженно- ~! и уровень загрязнения атмосферы от- даются незначительно. Большее коли- T-: тво дорог просто побуждает людей izie совершать поездки на автомобилях, : вбирать жилье дальше от места работы. " тедовательно, интенсивность пользо- =;: -! ИЯ городскими магистралями по- : ^тается. В результате недавнего ана- *за проблем перегруженности улиц ~: ндона исследователи пришли к выво- ; что даже если превратить всю цент- " ильную часть города в огромную авто- :: оогу, избежать «пробок» все равно не дастся.
У экономистов всегда был теорети-
г.кий ответ на проблемы перегружен-
- сти дорог и загрязнения —взимание
" тзты за проезд. Плата должна диф-
ференцироваться в зависимости от ка- чества конкретной дороги, времени дня и года, уровня загрязнения и устанав- ливаться на уровне, позволяющем до- стичь оптимальной загруженности маги- стралей.
Сингапур — крупный город, ад- министрация которого ввела плату за проезд по улицам. У многих прекрас- ных в теории идей в случае их прак- тической реализации обнаруживаются неожиданные изъяны. Сингапур обла- дает более чем десятилетним опытом решения дорожной проблемы. Система действует! Какие-то непредусмотрен- ные последствия отсутствуют. Синга- пур — единственный на земле город, в котором не существует проблем пере- груженности дорог и загрязнения, свя- занного с автомобильными выхлопами. В центральной его части расположены пункты по взиманию платы за проезд. Чтобы проехать в город, каждый води- тель должен заплатить сумму в зависи- мости от времени дня и уровня загряз- нения. Варьирование уровнем оплаты позволяет достичь оптимальной загру- женности магистралей.
Кроме того, администрация Син- гапура рассчитывает максимально до- пустимое, не вызывающее чрезмерного загрязнения воздуха количество авто- машин за пределами центральной час- ти города, и продает каждый месяц на аукционе права по лицензированию но- вых автомобилей. Введены специальные карточки, допускающие разную интенсив- ность пользования автомобилем. Кар- та, которая позволяет поездки на ав- томашине в любое время суток, намного дороже карты, допускающей ее вожде- ние только по выходным —во время, когда проблема перегруженности не так значительна. Цены на карточки зависят от соотношения спроса и предложения. В результате использования этой систе- мы Сингапур экономит ресурсы, исполь- зуемые на развитие инфраструктуры, ко- торая все равно не позволяет устранить
проблему перегруженности и загрязне- ния. Взимание платы за проезд позво- ляет снизить другие городские налоги. Почему же лондонский муници- палитет отклонил предложение об ус- тановлении платы за проезд по город- ским улицам? Его члены считают, что общественность воспримет такую сис- тему как недопустимое вмешательство твердой руки правительства в экономи- ку и не примет систему, позволяющую богатым ездить на автомобиле больше, чем бедным. Оба аргумента игнорируют тот факт, что в Англии уже существуют платные дороги, а новые технологии позволяют избежать обеих проблем. Ис- пользуя штриховой код и дебетовые кар- ты, город может установить считыватели штрихового кода в различных точках по всему городу. По мере того как ка- кой-то автомобиль подъезжает к каждой точке, со счета водителя в зависимости от погоды, времени дня и конкретной улицы списывается определенная денеж- H1BTH сумма. В автомашине у водителя установлен счетчик, информирующий его об остатке на личном дорожном счете... Если поборники равноправия считают, что привилегии вождения должны рас- пределяться справедливо (то есть вне зависимости от личных доходов), каж- дому автомобилисту может быть выде- лен определенный лимит, а те, кто со- вершает меньше поездок, имеют право продать остатки тем, кто нуждается в дополнительных лимитах. Данная сис- тема лишает город дополнительных на- логовых поступлений, но позволяет «за- работать» индивидам, предпочитающим иметь дом недалеко от работы или ис- пользовать продажу прав на проезд как источник дополнительного дохода. По- скольку люди с невысоким достатком совершают меньшее число поездок, та- кая система перераспределяла бы дохо- ды в пользу бедных.
Источник: * Boston Globe*, February 28, 1995, p. 40.
Океан остается одним из наименее регулируемых общих ресурсов. Решению про- : лемы мешают два обстоятельства. Во-первых, выход к океану имеют многие страны, -. ээтому для принятия любого решения требуется международное сотрудничество : хударств, руководствующихся различными ценностями. Во-вторых, площадь водной " оверхности океанов слишком велика, следовательно, проконтролировать выполнение -•обого соглашения почти невозможно. В результате права на ловлю рыбы — посто- ^-гный источник международной напряженности.
В США животный мир находится под охраной различных законов. Прави- тельство взимает плату за лицензии на рыбную ловлю и охоту и ограничивает -годолжительность рыболовного и охотничьего сезонов. Оно требует, чтобы
Часть 4. Экономическая теория общественного сектора
рыбаки отпускали мелкую рыбешку, устанавливает нормы отстрела диких зверей. Законы ограничивают интенсивность использования общих ресурсов и способ- ствуют поддержанию определенной численности животных.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Почему правительства стремятся ограничить пользование общими ресурсами?
|