Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За проезд






Лестер Туроу

-; чнем с простого наблюдения. Ни од-
-: чу крупному городу никогда не удава-
-: сь решить проблему перегруженно-
~у. магистралей и загрязнения с помощью
" Тоительства большего количества до-
ге" В некоторых городах множество до-
: >: г (Лос-Анджелес), в других их число
-раничено (в Шанхае столкнулись с про-
ймой автомобильных «пробок» совсем
г давно), но степень их перегруженно-
~! и уровень загрязнения атмосферы от-
даются незначительно. Большее коли-
T-: тво дорог просто побуждает людей
izie совершать поездки на автомобилях,
: вбирать жилье дальше от места работы.
" тедовательно, интенсивность пользо-
=;: -! ИЯ городскими магистралями по-
: ^тается. В результате недавнего ана-
*за проблем перегруженности улиц
~: ндона исследователи пришли к выво-
; что даже если превратить всю цент-
" ильную часть города в огромную авто-
:: оогу, избежать «пробок» все равно не
дастся.

У экономистов всегда был теорети-

г.кий ответ на проблемы перегружен-

- сти дорог и загрязнения —взимание

" тзты за проезд. Плата должна диф-


ференцироваться в зависимости от ка-
чества конкретной дороги, времени дня
и года, уровня загрязнения и устанав-
ливаться на уровне, позволяющем до-
стичь оптимальной загруженности маги-
стралей.

Сингапур — крупный город, ад-
министрация которого ввела плату за
проезд по улицам. У многих прекрас-
ных в теории идей в случае их прак-
тической реализации обнаруживаются
неожиданные изъяны. Сингапур обла-
дает более чем десятилетним опытом
решения дорожной проблемы. Система
действует! Какие-то непредусмотрен-
ные последствия отсутствуют. Синга-
пур — единственный на земле город, в
котором не существует проблем пере-
груженности дорог и загрязнения, свя-
занного с автомобильными выхлопами.
В центральной его части расположены
пункты по взиманию платы за проезд.
Чтобы проехать в город, каждый води-
тель должен заплатить сумму в зависи-
мости от времени дня и уровня загряз-
нения. Варьирование уровнем оплаты
позволяет достичь оптимальной загру-
женности магистралей.

Кроме того, администрация Син-
гапура рассчитывает максимально до-
пустимое, не вызывающее чрезмерного
загрязнения воздуха количество авто-
машин за пределами центральной час-
ти города, и продает каждый месяц на
аукционе права по лицензированию но-
вых автомобилей. Введены специальные
карточки, допускающие разную интенсив-
ность пользования автомобилем. Кар-
та, которая позволяет поездки на ав-
томашине в любое время суток, намного
дороже карты, допускающей ее вожде-
ние только по выходным —во время,
когда проблема перегруженности не так
значительна. Цены на карточки зависят
от соотношения спроса и предложения.
В результате использования этой систе-
мы Сингапур экономит ресурсы, исполь-
зуемые на развитие инфраструктуры, ко-
торая все равно не позволяет устранить


проблему перегруженности и загрязне-
ния. Взимание платы за проезд позво-
ляет снизить другие городские налоги.
Почему же лондонский муници-
палитет отклонил предложение об ус-
тановлении платы за проезд по город-
ским улицам? Его члены считают, что
общественность воспримет такую сис-
тему как недопустимое вмешательство
твердой руки правительства в экономи-
ку и не примет систему, позволяющую
богатым ездить на автомобиле больше,
чем бедным. Оба аргумента игнорируют
тот факт, что в Англии уже существуют
платные дороги, а новые технологии
позволяют избежать обеих проблем. Ис-
пользуя штриховой код и дебетовые кар-
ты, город может установить считыватели
штрихового кода в различных точках
по всему городу. По мере того как ка-
кой-то автомобиль подъезжает к каждой
точке, со счета водителя в зависимости
от погоды, времени дня и конкретной
улицы списывается определенная денеж-
H1BTH сумма. В автомашине у водителя
установлен счетчик, информирующий его
об остатке на личном дорожном счете...
Если поборники равноправия считают,
что привилегии вождения должны рас-
пределяться справедливо (то есть вне
зависимости от личных доходов), каж-
дому автомобилисту может быть выде-
лен определенный лимит, а те, кто со-
вершает меньше поездок, имеют право
продать остатки тем, кто нуждается в
дополнительных лимитах. Данная сис-
тема лишает город дополнительных на-
логовых поступлений, но позволяет «за-
работать» индивидам, предпочитающим
иметь дом недалеко от работы или ис-
пользовать продажу прав на проезд как
источник дополнительного дохода. По-
скольку люди с невысоким достатком
совершают меньшее число поездок, та-
кая система перераспределяла бы дохо-
ды в пользу бедных.

Источник: * Boston Globe*, February 28,
1995, p. 40.


Океан остается одним из наименее регулируемых общих ресурсов. Решению про-
: лемы мешают два обстоятельства. Во-первых, выход к океану имеют многие страны,
-. ээтому для принятия любого решения требуется международное сотрудничество
: хударств, руководствующихся различными ценностями. Во-вторых, площадь водной
" оверхности океанов слишком велика, следовательно, проконтролировать выполнение
-•обого соглашения почти невозможно. В результате права на ловлю рыбы — посто-
^-гный источник международной напряженности.

В США животный мир находится под охраной различных законов. Прави-
тельство взимает плату за лицензии на рыбную ловлю и охоту и ограничивает
-годолжительность рыболовного и охотничьего сезонов. Оно требует, чтобы



Часть 4. Экономическая теория общественного сектора


рыбаки отпускали мелкую рыбешку, устанавливает нормы отстрела диких зверей.
Законы ограничивают интенсивность использования общих ресурсов и способ-
ствуют поддержанию определенной численности животных.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Почему правительства
стремятся ограничить
пользование общими
ресурсами?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал