Сохраните парки и получите прибыль
Аллен P. Сэндерсон
г: е знают, что национальные парки пере- лнены, их состояние постоянно ухуд- шается, они находятся на грани банкрот- _ьа. Некоторые полагают, что решение гоблемы состоит в расширении заповед- :; х территорий или увеличении финан- •рования Службы национальных парков 'UlA. Но для экономистов решение оче- : дно: необходимо увеличить размер латы за вход в парки.
В 1916 г., когда была образована Служба национальных парков, вход- ная плата в Йеллоустоун для семьи из 5 человек, приехавших на автомобиле, составляла $ 7, 50; сегодня семейный билет стоит всего $ 10. Если скор- ректировать входную плату 1916 г. на уровень инфляции, сегодня она состав- ляла бы $ 120 в день — примерно ту же сумму, в которую обойдется семье посещение Диснейленда, выступления Дэвида Копперфильда или игры хок- кеистов-профессионалов.
Неудивительно, что национальные парки США переполнены. Мы относим- ся к сокровищам природы и истории как к бесплатным благам, каковыми они не являются. Мы игнорируем издержки эксплуатации и нормирование посеще- ний — когда в парках становится слиш- ком тесно, их посещение просто запреща- ется—возможно, это самый эффективный способ распределения ограниченных ре- сурсов. Стоимость проведения дня в на- циональном парке отстает от стоимости большинства форм отдыха. В среднем она составляет лишь $ 1 с человека в день...
Увеличение платы для посетителей, скажем, до $ 20 с человека, приведет
либо к уменьшению посещаемости пар- ков и остановит ухудшение экологиче- ской обстановки в них, либо к сущест- венному увеличению доходов Службы парка (предполагается, что законодатели разрешат оставлять парку заработанные средства). Наиболее вероятный резуль- тат — рост доходов. После того как се- мья потратила несколько сотен долларов на то, чтобы добраться до Йеллоустоун- ского парка, вряд ли ее отпугнет необхо- димость расстаться еще с S 20.
Дополнительные поступления мо- гут использоваться как на расширение возможностей для отдыха, так и стиму- лировать частных предпринимателей к открытию собственных парков. Пока бизнесмены лишены такой возможности, так как их общественный конкурент про- дает свой «товар» по демпинговым це- нам.
Пришло время выбора: или мы це- ним Гранд Каньон и Йоземит и не бу- дем жаловаться на реальную входную плату, или они нам безразличны и мы не должны связывать руки сожалениями об их вероятной печальной судьбе.
Источник: «The New York Times», September 30, 1995, p. 19.
Проблемы, которые мы рассматривали, возникают на самых разных рынках, но : х сходство не вызывает сомнений: во всех случаях рынкам не удается эффек- тивно распределять ресурсы в силу отсутствия закрепленных прав собственно- : ти. То есть отсутствует собственник, обладающий правом законного контроля за -оваром определенной ценности. Несмотря на то что такие «товары», как чистый зоздух или национальная оборона, обладают несомненной ценностью, никто не : '.меет права прикрепить к ним соответствующий «ценник» и извлекать прибыль
.3 их использования. Фабрики сбрасывают в когда-то чистые реки отходы про- изводства, потому что никто не взимает с них плату за загрязнение. Рынок не : пособен обеспечить национальную оборону, потому что отсутствует субъект, наделенный полномочиями взимать плату с тех, кого бы он защищал, за выгоду, которую они получают.
Когда отсутствие прав собственности приводит к фиаско рынка, за устране- ние проблемы берется правительство. Иногда, как в случае с продажей разре- шений на загрязнение, правительство помогает субъектам рынка определить права собственности, что высвобождает рыночные силы. В других случаях правительство прямо регулирует поведение частных лиц (ограничение охотни- чьего сезона). Обеспечивая национальную безопасность, правительство само-
тоятельно «поставляет товар», который не может предоставить рынок. Во всех случаях грамотно разработанная и реализованная политика повышает эф- фективность распределения ресурсов и ведет к увеличению экономического ' лагосостояния.
Часть 4. Экономическая теория общественного сестдрд
Выводы
Блага характеризуются исключительностью и/ или тем, что они являются объектами соперни- чества. Благо считается исключительным, если вы имеете возможность помешать кому-либо вос- пользоваться им. Благо являет собой объект соперничества, если его использование одним че- ловеком уменьшает возможность его потребле- ния другими. Наиболее эффективны рынки частных благ (исключительных объектов соперни- чества). Результативность рынков других видов благ значительно ниже.
Общественные блага не являются ни объектами соперничества, ни исключительными. Примеры общественных благ: фейерверки, национальная оборона и фундаментальные научные исследо- вания. Так, индивиды используют общественные
блага бесплатно, у них появляется стимул уви.-о~ нуть от платы и в том случае, если аналоги* ный товар предоставляется в частном поряди Правительство принимает решение о предостав- лении общественных благ на основе коли- чественных результатов анализа «затраты-вы- годы».
Общие ресурсы представляют собой объект со- перничества, но не являются исключительным» Примеры общих ресурсов: общие пастбища, чис- тый воздух и переполненные дороги. Отсут- ствие платы за использование общих ресурсе» приводит к возникновению тенденции чрезмер- ного их использования. Правительство пыта- ется ограничить интенсивность использования общих ресурсов.
Основные понятия
Исключительность Общественные блага Анализ «затраты-выгоды»
Объект соперничества
Общие ресурсы
Трагедия общинных земель
Частные блага Безбилетник
Вопросы
Что такое исключительность блага? Что оз- начает термин «благо как объект соперниче- ства»? Является ли пицца исключительной? Объектом соперничества? Дайте определение и приведите пример об- щественного блага. Может ли это благо пре- доставляться частным рынком? Объясните.
Дайте определение и приведите пример общегс ресурса. Будут ли люди интенсивно использо- вать его? Почему?
-ава 11. Общественные блага и общие ресурсы
Задания для самостоятельной работы
Мы обсуждали, что один из результатов обще- ственных благ и общих ресурсов — внешние эффекты.
а. Являются ли внешние эффекты общественных благ в целом положительными или отрицатель- ными? Приведите примеры. Как соотносятся 7. количество общественных благ на свобод- ном рынке и их эффективное количество?
б. Являются ли внешние эффекты общих ресур- сов в целом положительными или отрицатель- ными? Приведите примеры. Как соотносятся использование общих ресурсов на свободном рынке и их эффективное использование?
Какие блага и услуги предоставляет ваша мест- ная администрация?
а. Используя классификацию благ (рис. 11.1), объясните, в какую категорию попадает каж- дое из следующих благ:
• Полиция
• Уборка снега
• Образование
• Сельские дороги
• Городские улицы
б. Как вы думаете, какие блага, не являющиеся общественными, предоставляет местная адми- нистрация?
Мы упоминали, что число проводимых частными компаниями фундаментальных научных исследо- ваний неэффективно. Объясните причины дан- ного положения. Определите, к какой категории благ относятся фундаментальные научные иссле- дования.
Почему вдоль скоростных шоссе скапливается мусор, а во дворах частных домов чистота? В Вашингтоне взимают повышенную плату за проезд в метро в часы пик. Почему? 8.
В США лесозаготовительные компании выру- били множество деревьев и на частных и на общественных землях. Обсудите вероятную эф- фективность выкорчевывания пней на частных и общественных участках в отсутствие прави-
тельственного регулирования. Как вы думаете, должно ли правительство регулировать выкор- чевывание на общественных землях? Должно ли аналогичное регулирование применяться к частным землям?
В статье в журнале «Economist» (March 19, 1994) говорится: «В прошлом десятилетии интен- сивная эксплуатация рыбных запасов приве- ла к почти полному их исчезновению». Далее в статье анализируется проблема рыболов- ства и обсуждаются возможные частные и правительственные решения:
а. «Не обвиняйте рыбаков за избыточный лов. Они ведут себя рационально, так, как поступа- ли всегда». В каком смысле «избыточный лов» является для рыбаков рациональным?
б. «Общество, связанное обязательствами и вза- имными интересами, само может управлять об- щим ресурсом». Объясните, как в принципе может действовать такое управление и с ка- кими трудностями оно сталкивается в реаль- ном мире.
в. «До 1976 г. большая часть мировых запасов рыбы была общедоступна. Затем, в соответ- ствии с международным соглашением, грани- цы национальных экономических зон были расширены с 12 до 200 морских миль от по- бережья». Используя концепцию прав соб- ственности, обсудите, как данное соглашение повлияло на проблему рыболовства.
г. «Только когда рыбаки поверят в то, что им гарантируется исключительное долгосрочное право на занятие рыбной ловлей, они будут такими же предусмотрительными, как хоро- шие фермеры». Обоснуйте это утверждение.
В рыночной экономике информация о качестве и функциях благ и услуг является ценным това- ром. Как частный рынок предоставляет эту ин- формацию? Думаете ли вы, что правительство играет какую-нибудь роль в предоставлении ин- формации?
|