Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дискриминация в трамваях и погоня за прибылью
В начале XX в. во многих южных городах США трамваи были разделены по расовому признаку. Белые пассажиры сидели в начале трамвая, а черные — в конце. Как вы думаете, что явилось причиной такой дискриминационной прак- тики? И как фирмы-владельцы трамваев относились к такой практике?
В 1986 г. в статье в «Journal of Economic History» экономист и историк Дженнифер Робэк попыталась ответить на эти вопросы. Она обнаружила, что разделение трамваев по расовому признаку было осуществлено в соответствии с требованиями местного законодательства, до принятия которого дискримина- ция по цвету кожи была довольно редким явлением. Гораздо более распростра- ненным было разделение курящих и некурящих.
Более того, фирмы, владеющие трамваями, часто выступали против новых законов. Предоставление отдельных мест для разных рас повышало издержки фирм и уменьшало их прибыль. Один менеджер трамвайной фирмы обращался с жалобой в городской совет, потому что в соответствии с требованиями зако- на о разделении по расовому признаку «компании приходится возить пустое пространство». Вот как Дж. Робэк описывала ситуацию в одном из южных городов:
Политику разделения по расовому признаку инициировала не трамвайная компания, ее менеджеры выступали против новых законов. Ввести места для черных и белых ее вынудили законодательный орган штата, обще- ственная агитация и угроза ареста президента трамвайной компании.. Ничто не указывает на то, что сопротивление менеджеров было связано с верой в гражданские права или расовую справедливость. Основной мо- тив был экономическим - разделение стоило слишком дорого... Руково- дители компании могли любить или не любить черных, но они не хотели использовать честно заработанную прибыль на то, чтобы поддерживать предубеждения против черных.
История южных трамваев иллюстрирует общее правило: владельцы компа- ний обычно более заинтересованы в получении прибыли, чем в дискриминации определенных групп населения. Если фирма практикует дискриминацию, ко- нечный ее источник скрыт не в компании, а где-то еще. В нашем случае трам- вайные компании разделяли белых и черных, потому что так требовало диск- риминационное законодательство штата.
Глава 19. Доходы и дискриминация __________________________________________
Дискриминация со стороны потребителей и правительства
Хотя мотив извлечения прибыли — весьма эффективное оружие в борьбе за устранение дискриминационных различий в заработной плате, его возможности ограниченны. Мы рассмотрим два основных ограничения: предпочтения потреби- телей и политика правительства.
Обратимся еще раз к проблеме блондинов и брюнетов. Предположим, что вла- дельцы ресторанов, нанимая официантов, проявляют дискриминацию по отношению к блондинам. Ресторан, в котором работают светловолосые официанты, имеет пра- во на существование только в том случае, если в нем будут установлены низкие цены. Если потребителей заботит только качество и цена блюд, фирмы, дискриминирую- щие блондинов, вскоре покинут бизнес, а различия в заработной плате исчезнут.
С другой стороны, вполне вероятна следующая ситуация — потребители пред- почитают, чтобы их обслуживали официанты-брюнеты. Если это дискриминацион- ное предпочтение устойчиво, успех ресторанов с официантами-блондинами отнюдь не гарантирован, несмотря на низкие расходы на заработную плату. То есть если потребители обладают дискриминационными предпочтениями, рынок в условиях конкуренции совместим с дискриминационным различием в заработной плате. В эко- номике с такого типа дискриминацией могут сосуществовать два типа ресторанов. «Светлые» рестораны нанимают блондинов, имеют низкие издержки и предлагают низкие цены. «Темные» рестораны нанимают брюнетов, несут высокие издержки и устанавливают высокие цены. Потребители, которых не волнует цвет волос офици- антов, предпочитают низкие цены в ресторанах «Блонди». Нетерпимые потребите- ли становятся завсегдатаями ресторанов «Дарки», где они могут потешить непри- язнь к светловолосым согражданам за свои собственные денежки.
Другой способ закрепления дискриминации на рынках в условиях конкуренции — государственная политика. Если, например, правительство принимает закон, пред- писывающий, что блондины могут быть приняты на работу в ресторан только на должность посудомойщиков, но никак не официантов, различие в заработной плате будет существовать и на конкурентном рынке. Разделение трамваев по расовому при- знаку — один из примеров закрепленной правительством дискриминации. Не так давно избавилась от апартеида Южно-Африканская Республика, правительство ко- торой запрещало черным гражданам определенные виды работ, что угнетало нор- мальные уравновешивающие силы свободных конкурентных рынков.
Подведем итог: в условиях конкуренции рынки обладают естественным сред- ством против дискриминации, проявляемой работодателями. Действия фирм, озабоченных исключительно погоней за прибылью, приводят к устранению дис- криминационных различий в заработной плате. Дискриминационные различия в заработной плате существуют на рынках в условиях конкуренции, только когда потребители готовы заплатить за свои предрассудки из собственного кармана или в случае дискриминационной политики государства.
Практикум Дискриминация в спорте
Мы убедились, что распознать практику дискриминации непросто. Чтобы опре- делить, проявляется ли дискриминационное отношение к одной из групп работ- ников, исследователь должен скорректировать различия в производительности
420 _________________________________________________________________ Часть 6. Теория рынка труда
между ее представителями и другими работниками. Однако количественно оп- ределить вклад определенного сотрудника в производство товаров и услуг в большинстве фирм весьма затруднительно.
Проще всего решить поставленную задачку в спортивных командах, в кото- рых принято множество объективных показателей производительности. В хок- кее, например, в каждом матче подсчитывается количество отбитых вратарем шайб, бросков по воротам нападающих и защитников, количество силовых приемов, количество забитых игроками голов и результативных передач и т. д.
Изучение спортивных команд показывает, что в них достаточно широко рас- пространена расовая дискриминация, большая часть вины за которую лежит на потребителях. В исследовании, опубликованном в «Journal of Labor Economics» в 1988 г., рассматривалась заработная плата баскетболистов. Его результаты показали, что черные игроки зарабатывали на 20 % меньше, чем белые игроки со сравнимыми способностями. Исследование также открыло, что игры команд с относительно большим числом белых спортсменов собирают и большие зри- тельские аудитории. Одно из объяснений заключается в том, что дискриминаци- онное отношение потребителей приводит к тому, что черные игроки, в сравне- нии с белыми, приносят владельцам команд меньшую прибыль. В условиях такого отношения со стороны потребителей дискриминационное различие в за- работной плате может сохраняться, даже если владельцев команд интересует только прибыль.
Когда-то аналогичная ситуация имела место и в бейсболе. Исследование, в котором анализировались данные конца 1960-х гг., показало, что черные игро- ки зарабатывали меньше, чем сравнимые с ними белые спортсмены. Более того, игры черных бейсболистов посещало меньше болельщиков, хотя черные бейсболисты показывали лучшие, в сравнении с белыми, результаты игры. Тем не менее изучение более поздних данных о размерах заработной платы в бейс- боле не обнаружило доказательств дискриминационных различий в заработной плате.
Другое исследование, опубликованное в «Quarterly Journal of Economics» в 1990 г., было посвящено изучению рыночных цен на старые бейсбольные карточки игроков и подтвердило существовавшую в то время дискриминацию. Карты черных игроков продавались на 10 % дешевле, чем карты сравнимых с ними белых игроков. Карты черных, подающих мяч, продавались на 13 °: дешевле, чем карты сравнимых белых. Полученные результаты предполагают существование потребительской дискриминации среди болельщиков бейсбола.
Сопоставимая ценность —
доктрина, в соответ- ствии с которой работы, считающиеся сравнимыми, должны оплачиваться одина- ково.
|