Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 6. Теория рынка труда
вывод о влиянии образования на производительность. Случайная выборка школьников гарантировала бы, что различия в заработной плате не связаны с природными способностями работников.
Хотя подобные эксперименты могут показаться слишком сложными, однако современное законодательство США обеспечивает их проведение естествен- ным образом. Закон требует посещения школы всеми детьми, однако его реа- лизация в штатах имеет определенные особенности. Некоторые штаты устанав- ливают обязательное обучение для школьников до 16 лет, другие предписывают посещать школу до 17 или 18 лет. Более того, со временем законодательство изменяется. За период с 1970 по 1980 г., например, в штате Вайоминг возраст окончания школы подростками был снижен с 17 до 16 лет, в то время как в штате Вашингтон он увеличился с 16 до 18 лет. Такие изменения позволяют экономистам получить данные, с помощью которых они оценивают значение обязательного школьного образования.
Влияние закона об обязательном образовании различно даже в пределах одного штата. Ученики начинают посещать школу в разном возрасте в зависи- мости от месяца года, в котором они родились. Они имеют право прекратить учебу по достижении определенного возраста; заканчивать учебный год не обязательно. Данное различие позволяет исследователям проанализировать вли- яние обязательного школьного образования на заработную плату.
В статье, опубликованной в ноябре 1991 г. в «Quarterly Journal of Economics*. специалисты по экономике труда Джошуа Энгрист и Алан Крюгер опубликова- ли результаты проведенного в «естественных» условиях эксперимента по изу- чению зависимости между посещением школы и заработной платой. Так как продолжительность обязательного образования ученика зависит от сроков его проживания в штате и месяца рождения, а не от природных способностей, ученые получили возможность рассмотреть влияние образования на повыше- ние производительности труда в чистом виде, вне зависимости от способностей учащихся. Исследование Дж. Энгриста и А. Крюгера показало, что ученики, проведшие в школе большее количество лет, впоследствии получали значи- тельно более высокую заработную плату. Полученные результаты указывают на то, что образование, как и предполагает теория человеческого капитала, ведет к увеличению производительности труда.
Однако такого рода исследования не отвечают на вопрос о целесообразнос- ти обязательного школьного образования. Для политических оценок требуется более полный анализ затрат и выгод. Необходимо сравнить выгоды от посеще- ния школы с альтернативными издержками — с заработной платой, которую получил бы подросток, оставивший школу. Кроме того, требование об обяза- тельном образовании может сопровождаться внешними эффектами. С одной стороны, обязательное образование, возможно, ведет к снижению уровня пре- ступлений, так как молодые люди, бросившие школу, подвергаются повышен- ному риску оказаться вовлеченными в противозаконную деятельность. С дру- гой стороны, ученики, которые остаются в школе только потому, что у них нет иного выхода, могут мешать учебе других школьников.
Феномен «суперзвезды»
Большинство актеров театра и кино не могут похвастаться высокими заработкам*-: и частенько вынуждены подрабатывать официантами. С другой стороны, в 1995 г доходы актера Джима Кэрри составили $29 млн. Точно так же подавляюще
Глава 19. Доходы и дискриминация
большинство увлекающихся баскетболом людей играют в него совершенно бес- платно, а центровой команды HBAL. A. Lakers Шакил О'Нил получает годовую заработную плату $ 17 млн. Джим Кэрри и Шакил О'Нил «суперзвезды» в своих областях деятельности; их огромная популярность находит отражение в астрономи- ческих доходах.
Почему Джим Кэрри и Шакил О'Нил зарабатывают огромные деньги? Нет ничего удивительного в различии в доходах представителей одной профессии. Хорошие плотники зарабатывают больше, чем посредственные, зарплата квалифи- цированного слесаря выше, чем заработок начинающего. Способности и трудо- нюбие индивидов различны, что отражается и на величине их доходов. Однако ни один слесарь или плотник не зарабатывает миллионы долларов. Чем объяс- няется разница в зарплате лучших актеров или спортсменов и плотников или лесарей?
Рассмотрим специфические черты рынков, на которых предлагают свои ус- луги Дж. Кэрри и Ш. О'Нил. Суперзвезды «зажигаются» на специфических эынках:
• каждый потребитель желает получить товар, предложенный лучшим производи- телем;
• товар произведен с помощью технологии, благодаря которой лучший произво- дитель может поставлять его каждому потребителю по низкой стоимости.
Если Джим Кэрри пользуется заслуженной репутацией лучшего комика стра- ны, его новый фильм пожелают посмотреть огромное число зрителей, которые зряд ли воспримут как равноценное предложение о замене фильма с участием Дж. Кэрри двумя кинокартинами с неизвестным актером в главной роли. Более " ого, насладиться комедией с Джимом Кэрри имеет возможность каждый, кто приобретет видеокассету. Тиражирование кинофильма позволяет Дж. Кэрри пре- доставлять услуги миллионам людей одновременно. Аналогичным образом теле- трансляции игры Lakers позволяет миллионам болельщиков наслаждаться выдаю- лимся мастерством Шакила О'Нила.
Теперь нам понятно, почему плотники и слесаря не имеют возможности выдви- н\ть своих «суперзвезд». При прочих равных условиях каждый предпочтет на- нять на работу лучшего плотника, но плотник, в отличие от киноактера, предос- -авляет услуги ограниченному числу потребителей. Хотя лучший плотник, в : равнении с обычным, получает более высокую заработную плату, обычный плот- ник пока неплохо зарабатывает на жизнь.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Дайте определение выравнивающих различий и приведите пример. Назовите две причины, по которым образованные работни- ки зарабатывают больше, чем их менее «ученые» коллеги.
Экономическая теория дискриминации
Еще один источник различий в заработной плате — дискриминация. Дискримина- ; ия имеет место в тех случаях, когда рынок предлагает индивидам, отличающимся ■ плько расовой или этнической принадлежностью, полом, возрастом, другими лич- ными характеристиками, различные возможности. Дискриминация отражает преду- гжденность некоторых людей против определенных общественных групп. Хотя ^суждение дискриминации вызывает бурю эмоций, экономисты стремятся про- - вить максимум объективности и разделить мифы и реальность.
Дискриминация —
имеет место в тех случаях, когда рынок предлагает различ- ные возможности индивидам, отличаю- щимся только по расовой или этниче- ской принадлежности, полу, возрасту, другим личным характери- стикам.
_______________________________________________________ Часть 6. Теория рынка труда
Количественное определение дискриминации на рынке труда
В какой степени дискриминация на рынке труда влияет на заработную плату различных групп работников? Это важный вопрос, но ответить на него непросто.
Может показаться естественным оценить размер дискриминации с помощью срав- нения средней заработной платы различных групп населения. Например, в последние годы средняя заработная плата афро-американцев была примерно на 20 % ниже, чем средняя заработная плата белых работников. Средняя заработная плата женщины — на 30 % меньше, чем средняя заработная плата мужчины. Эти различия в заработной плате иногда представляются в политических дискуссиях как доказательство того, что многие работодатели осуществляют дискриминацию по отношению к черным и женщинам.
Недостатки данного подхода очевидны. Даже на свободном от дискриминации рынке труда индивиды получают разную заработную плату. Работники обладают различным человеческим капиталом, они избирают самые разнообразные профессии. Различия в заработной плате, которые мы наблюдаем, в значительной степени отно- сятся к факторам, определяющим равновесную заработную плату, о которой мы го- ворили выше. Аналогично различия в заработной плате социальных групп — белых и черных, мужчин и женщин — вряд ли могут служить доказательством дискримина- ции одной из них.
Рассмотрим, например, роль человеческого капитала. Примерно 80 % белых муж- чин имеют свидетельства об окончании школы, 25 % — диплом колледжа. Напро- тив, только у 67 % черных мужчин есть аттестаты об окончании школы, и только 12 % имеют дипломы колледжа. Таким образом, по крайней мере некоторое отличие в за- работной плате белых и черных может быть связано с различиями в достижениях в области образования. Аналогично среди белых работников дипломом колледжа мо- гут похвастаться 25 % мужчин и только 19 % женщин, что указывает на то, что неко- торые отличия в заработной плате белых мужчин и женщин связаны с индивидуаль- ными достижениями в области образования.
В действительности, при объяснении различий в заработной плате значение чело- веческого капитала, вероятно, еще более велико, чем следует из приведенных нами цифр. В течение многих лет общественные школы в районах, где проживает преиму- щественно черное население, предоставляли образование более низкого качества (что определяется на основе оценки расходов, размеров класса и т. д.), чем школы в рай- онах с преимущественно белым населением. Точно так же в течение многих лет школь- ные преподаватели не рекомендовали девушкам естественнонаучные и математи- ческие курсы, хотя, возможно, эти предметы обладали гораздо большей рыночной ценностью, чем гуманитарные знания. Если бы мы имели возможность оценить не только количество, но и качество образования, вполне вероятно, что различия в человеческом капитале этих групп оказались бы еще более значительными.
Различия в заработной плате связаны и с величиной человеческого капитала в форме опыта работы. В частности, женщины в среднем обладают меньшим опытом работы, чем мужчины. Одна из причин заключается в том, что в последние несколь- ко десятилетий присутствие женщин в составе рабочей силы увеличилось, вследствие чего сегодня средняя работающая женщина моложе, чем средний работающий муж- чина. Кроме того, большинству женщин приходится делать перерыв в карьере в свя- зи с рождением детей. Поэтому практический опыт средней работающей женщины меньше, чем опыт среднего работающего мужчины.
Еще один источник различий в заработной плате — выравнивающие различия Некоторые аналитики считают, что женщины в среднем работают в более ко>
Глава 19. Доходы и дискриминация 417
фортных условиях, что в какой-то степени объясняет различия в заработной плате. Например, женщины чаще работают секретарями, а мужчины — водителя- ми грузовиков. Относительная заработная плата секретарей и водителей грузови- ков частично зависит от условий работы. Так как количественная оценка неде- нежных сторон профессии весьма затруднительна, мы не имеем возможности • честь и практическое значение компенсационных различий.
В итоге изучение различий в заработной плате социальных групп не позволяет лрийти к определенным выводам о значении дискриминации на американском рын- ке труда. Большинство экономистов полагают, что некоторые из наблюдаемых различий в заработной плате связаны с дискриминацией, однако оценки ее значе- ния варьируются в весьма широком диапазоне. Единственный вывод, который эазделяют большинство экономистов, отрицателен: так как различия в средней заработной плате различных групп населения частично отражают различия в человеческом капитале и характеристиках работы, сами по себе они ничего не ■ оворят о развитии дискриминации на рынке труда.
Конечно, различия в человеческом капитале различных групп работников мо- гут отражать дискриминацию. Например, исторически черные ученики посещали худшие школы, что, возможно, отражает предубежденность по отношению к афро- американцам городских и школьных советов. Но этот вид дискриминации имеет место задолго до того, как индивид попадает на рынок труда. В этом случае заболевание» носит политический характер, хотя его основные симптомы — экономические.
|