Дискриминационное отношение работодателей
Давайте перейдем от количественных оценок к анализу экономических движущих ; ил дискриминации на рынках труда. Кто несет ответственность за то, что даже с четом человеческого капитала и характеристик рабочего места размер заработ- ной платы некоей общественной группы уступает доходам представителей других оциальных слоев?
Ответ далеко не очевиден. Казалось бы, естественно возложить основную вину за дискриминационные различия в заработной плате на работодателей. В конце концов именно они принимают решения о найме, которые определяют спрос на труд и заработную плату. Если некоторые группы работников получают меньшую, чем они заслуживают, заработную плату, кто же еще, если не работодатели, несет за это ответственность? Но многие экономисты скептически относятся к такому логическому построению. Они полагают, что рыночная экономика в условиях конкуренции вырабатывает «естественное противоядие» дискриминации, проявляе- мой работодателями, — стремление к прибыли.
Представьте себе экономику, в которой работники дифференцируются по цве- ту волос. Блондины и брюнеты обладают одинаковой квалификацией, опытом и зтношением к своим обязанностям, но работодатели предпочитают не иметь дела : о светловолосыми работниками. Следовательно, спрос на труд блондинов отно-
ительно низок и светловолосые работники получают меньшую, в сравнении с 'эюнетами, заработную плату.
Сколько просуществует такое различие в заработной плате? В подобного рода
кономике рецепт победы в конкурентной борьбе очевиден — достаточно нанять
а работу только блондинов, которым фирма будет платить меньшую заработную плату. Таким образом, она будет иметь меньшие, в сравнении с «фирмами-анти-
тонд», издержки. Со временем на рынке число «светлых», пользующихся пре-
-.ч №524
Часть 6. Теория рынка труда
имуществом низких издержек, фирм будет увеличиваться. «Темные» фирмы име- ют более высокие издержки и, следовательно, проигрывают в соперничестве с конкурентами и уходят из бизнеса. В конце концов процветание «светлых» фирм и уход в тень «темных» приведет к увеличению спроса на труд блондинов и падению спроса на брюнетов. В конце концов различия в заработной плате, опре- деляемые цветом волос работников, исчезнут.
Проще говоря, в конкуренции выигрывают те владельцы компаний, которых волнуют только деньги, а не цвет волос, кожи, пол или возраст работников. Следовательно, конкурентные рынки обладают «иммунитетом» против проявляе- мой работодателями дискриминации.
|