Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уменьшение разрыва в оплате труда






Джун О'Нейлл

«Пятьдесят девять центов» — популя-
рное американское выражение, отража-
ющее тот упрямый факт, что в период
после Второй мировой войны заработная
плата женщин составляла примерно 60 %
заработной платы мужчин. Несмотря на
возрастающую долю женщин, работаю-
щих вне дома, рост влияния феминист-
ских движений, законодательство о за-
нятости и жесткие действия правитель-
ства разрыв в доходах между полами в
1960-70-е гг. отнюдь не уменьшился.

Однако во времена президента P. Рей-
гана ситуация начала изменяться. По не-
которым показателям отношение зара-
ботной платы женщин к заработной плате
мужчин увеличилось примерно до 80 %,
и даже эта цифра, я считаю, преувели-
чивает разрыв в вознаграждении муж-
чин и женщин, обладающих аналогичной
профессиональной квалификацией и под-
готовкой. Почему произошло значитель-
ное сокращение относительных различий
в размере заработной платы?

Ответ меньше всего связан с поли-
тикой образования или протестами фе-
министок. Хотя основные навыки при-
обретаются в школе, именно на рынке
труда развиваются специфические уме-
ния работников, которые и обеспечи-
вают более высокую заработную пла-
ту. В течение трех десятилетий после
Второй мировой войны рынок труда был
захлестнут «волной» женщин, желающих
найти работу. Но многие из них длитель-
ное время занимались только детьми, что
привело к снижению общего уровня ква-


лификации быстро растущей группы ра-
ботающих женщин. В этом и заключа-
лась основная причина сохранения раз-
ницы в оплате труда работников разного
пола в послевоенные годы.

Современные работающие женщи-
ны, в частности те из них, кому меньше
сорока лет, намного ближе к мужчинам
по уровню квалификации и опыту ра-
боты, чем их матери. Отложенное за-
мужество, сокращение числа детей в
семье и тенденция выхода на работу ма-
терей с маленькими детьми привели к
тому, что опыт работы женщин мало ус-
тупает рабочему стажу мужчин. (Сегод-
ня работают около 60 % замужних жен-
щин с детьми до шести лет; в 1960 г. их
доля составляла только 19%.)

А опыт работы, приобретенный мо-
лодыми женщинами, вероятно, окажет
значительное влияние на их заработную
плату в будущем. Обычно основные
инвестиции, определяющие дальнейшую
карьеру, делаются в юном возрасте: уче-
ба в школе, выбор изучаемых предметов,
другая профессиональная подготовка.
В прошлом женщины реже, чем мужчи-
ны, инвестировали средства в длитель-
ную подготовку, так как считалось, что
затраты вряд ли окупятся. Даже в кон-
це 1960-х гг. менее 30 % молодых жен-
щин рассчитывали, что они будут про-
должать работу в возрасте 35 лет, хотя
когда они достигли указанного возрас-
та, более 70 % опрошенных продолжали
карьеру. Недооценка своих возможнос-
тей в будущем определенно повлияла на
их раннюю подготовку к карьере (или
ее отсутствие). Данные более позднего
опроса показывают значительные из-
менения в ожиданиях. Преобладающее
большинство молодых женщин теперь
намерено продолжать работу и в возра-
сте 35 лет.

Изменение ожиданий, связанных с
работой, отражается в увеличении коли-
чества женщин, поступающих в высшие
учебные заведения. В США в 1960 г.
женщины получили 35 % дипломов ба-
калавров, а в 1980-е гг. — уже больше
половины таких дипломов. В 1968 г.
доля женщин — дипломированных ме-
диков составила 8 %, магистров дело-
вого администрирования — 3 %, юрис-
тов - и 4 %, в 1986 г. - 31 %, 31 % и
39 % соответственно. Новейшие тенден-


ции в образовании, вероятно, способ-
ствовали увеличению опыта работы и
внесли определенный вклад в продол-
жающийся рост относительного уровня
заработной платы женщин...

Несмотря на достижения последних
десятилетий, в среднем женщины пока
зарабатывают меньше, чем мужчины.
Почасовая заработная плата женщин в
возрасте от 25 до 34 лет в 1992 г. со-
ставляла 74 % заработной платы муж-
чин, что на 62 % больше уровня 1979 г.
В других возрастах, когда квалифика-
ция женщин повышается более значи-
тельно, соотношение составляет 87 %.

Экономист Барбара Бергман и дру-
гие относят разрыв в заработной плате
к «широко распространенной жестокой
продолжающейся дискриминации со
стороны работодателей и коллег-муж-
чин». Но дискриминацию невозможно
определить количественно. Данные об
опыте работы женщин, об ожиданиях
относительно продолжения карьеры, о
природе инвестиций в человеческий ка-
питал труднодоступны, а поскольку мы
говорим об основных источниках ква-
лификационных различий между муж-
чинами и женщинами, у исследовате-
лей есть масса поводов для различных
объяснений и разногласий.

Если сравнения заработной платы
мужчин и женщин ограничиваются по-
хожим опытом и жизненными ситуаци-
ями, определяемые различия в заработ-
ной плате обычно достаточно невелики.
Например, среди группы населения от
27 до 33 лет, не имеющих детей, зара-
ботная плата женщин составляет 98 %
заработной платы мужчин...

Да, пока заработная плата мужчин
и женщин различна. Но я считаю, что
она в значительной степени связана с
приоритетами, которые мужчины и жен-
щины отдают работе и семейным обя-
занностям. До тех пор пока в семье они
будут играть различные роли, будет су-
ществовать мужская и женская работа,
а значит, и различия в заработной пла-
те. Новые технологии уменьшили бре-
мя домашней работы, но на женщинах
лежит основная ответственность за де-
тей, плохо совместимая с работой.

Источник: «The Wall Street Journal»,
Friday, October 7, 1994, p. AlO.



Часть 6. Теория рынка труда


 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
В чем заключаются
трудности подтверж-
дения дискриминации
представителей
различных обществен-
ных групп? Объясните,
как действия максими-
зирующих прибыль
фирм ведут к устране-
нию дискриминацион-
ных различий в зара-
ботной плате. В чем
причины существова-
ния дискриминационных
различий в заработной
плате?


нескольким объективным критериям — необходимому уровню образования, опы-
ту, ответственности, условиям работы и т. д. И тогда библиотекарь с дипломом
колледжа, десятилетним опытом работы при 44-часовой рабочей неделе будет
получать столько же, сколько дипломированный инженер с десятилетним стажем
работы и той же рабочей неделей.

Большинство экономистов критически воспринимают подобные предложения.
Они утверждают, что рынок в условиях конкуренции — наиболее эффективный
механизм установления заработной платы. Оценить факторы, которые определя-
ют заработную плату всех видов работ, невозможно. Более того, тот факт, что
традиционно женские профессии в сравнении с традиционно мужскими относи-
тельно малооплачиваемы, сам по себе не является свидетельством дискриминации.
Женщины уделяют большее внимание воспитанию детей. Следовательно, они, что
наиболее вероятно, предпочитают профессии, предлагающие гибкий график рабо-
ты и другие условия, совместимые с воспитанием детей. В некоторой степени
разрыв в заработной плате мужчин и женщин — компенсационное различие.

Экономисты также указывают, что реализация предложений сторонников докт-
рины сопоставимой ценности сопровождалась бы внешними эффектами. Допустим.
что законодатели предпишут увеличить заработную плату в традиционно женских
профессиях. Такая политика приведет к возникновению эффектов, сходных с эф-
фектами установления минимального уровня оплаты труда (гл. 6). В частности.
насильственное повышение уровня заработной платы выше равновесного приведет
к росту предложения и снижению спроса на труд представителей данных профес-
сий, следовательно, уровень безработицы в традиционно женских профессиях по-
высится. Таким образом, закон о сопоставимой ценности профессий окажет небла-
гоприятное воздействие на некоторых представителей групп, которым стремятся
помочь «слуги народные».

Дискуссия о сопоставимой ценности профессий продолжается. Суды США
обычно отклоняют иски о дискриминационном характере различий в заработной
плате разных профессий, однако движение в поддержку сопоставимой ценности
имело некоторый политический успех. Например, в 1985 г. профессиональный
союз государственных служащих подал в суд на штат Вашингтон и, используя
доводы о сопоставимой ценности профессий, обвинил его правительство в диск-
риминационной политике. Дело дошло до окружного судьи Энтони Кеннеди (впо-
следствии члена Верховного суда США). Э. Кеннеди принял решение отказать в
иске профсоюзу, указав, что «ни закон, ни логика не могут обвинить систему
свободного рынка в подозрительном предприятии». Однако, несмотря на пораже-
ние, сторонники доктрины сопоставимой ценности в конце концов добились свое-
го. Штат Вашингтон уступил политическому давлению и принял сопоставимую
ценность профессий за основу системы оплаты труда государственных служащих
штата.


Заключение

На рынках в условиях конкуренции работники получают заработную плату, рав-
ную стоимости их предельного вклада в производство товаров и услуг. Однако
стоимость предельного продукта формируется под действием различных факто-
ров. Фирмы устанавливают более высокую заработную плату талантливым, ста-
рательным, опытным и образованным работникам в силу высокой эффективное!


Глава 19. Доходы и дискриминация



их работы. Фирмы могут снизить зарплату сотрудникам, по отношению к кото-
рым проявляется дискриминация со стороны потребителей, так как вклад таких
работников в прибыль фирмы сокращается.

Теория рынка труда, которую мы развили в последних двух главах, объясня-
ет, почему некоторые работники получают более высокую заработную плату.
Однако мы не затрагивали вопросов о равномерности распределения доходов, его
справедливости и желательности. Мы постараемся ответить на них в гл. 20.

Выводы


Зарплата работников различается по многим при-
чинам. Различия в заработной плате в некоторой
степени компенсируют работникам особенности
работы. При прочих равных условиях сложная
работа в тяжелых условиях оплачивается выше,
чем легкая и приятная работа.
Работники, обладающие высоким человеческим
капиталом, получают большую заработную пла-
ту. Прибыль на накопленный человеческий капи-
тал высока и в последние десятилетия только
возрастает.

Хотя годы обучения, опыт и характеристики ра-
боты влияют на заработную плату в полном со-
ответствии с теорией, существуют большие раз-
личия в доходах, которые не удается объяснить
с помощью экономических показателей. Они в
значительной степени зависят от природных спо-
собностей и трудолюбия индивидов, а также слу-
чая.

Некоторые экономисты полагают, что образован-
ные работники получают более высокую зара-
ботную плату не потому, что образование повы-
шает производительность труда, а потому, что
одаренные природой работники используют свои
дипломы и аттестаты как способ подачи сигнала
работодателям о своих талантах. Однако эта те-


ория не позволяет объяснить тот факт, что по-
вышение образовательного уровня всех работ-
ников приводит к увеличению общего уровня
заработной платы.

Некоторые различия в заработной плате связа-
ны с дискриминацией по цвету кожи, полу или
другим признакам. Оценить обоснованность об-
винений в дискриминации весьма затруднитель-
но, так как приходится учитывать различия в
человеческом капитале и характеристиках рабо-
ты представителей различных социально-этничес-
ких групп.

Рынки в условиях конкуренции ограничивают
воздействие дискриминации на заработную пла-
ту. Если заработная плата группы работников
ниже, чем заработная плата другой группы по
причинам, не связанным с предельной произво-
дительностью, фирмы, интересующиеся исклю-
чительно прибылью, в сравнении с дискрими-
национными фирмами, более рентабельны.
Следовательно, стремление к максимизации при-
были ведет к уменьшению дискриминационных
различий в заработной плате. На конкурентных
рынках дискриминация существует в тех случа-
ях, если ее оплачивают потребители или поддер-
живает государство.


Основные понятия


Выравнивающие различия
Сопоставимая ценность


Человеческий капитал


Дискриминация



Часть 6. Теория рынка труда


Вопросы


1. Почему шахтеры получают большую, в сравне-
нии с другими работниками, имеющими аналогич-
ный уровень образования, заработную плату?

2. В каком смысле образование — один из видов
капитала?

3. Может ли образование привести к повышению
заработной платы работника без увеличения его
производительности?


 

4. С какими трудностями связано определение раз-
личных форм дискриминации в оплате труда?

5. Устраняет или обостряет рыночная конкурен-
ция дискриминацию по расовому признаку?

6. Приведите пример дискриминации на конкурент-
ном рынке.


Задания для самостоятельной работы


1. Студенты колледжей иногда работают летом в
качестве практикантов в частных фирмах или
государственных учреждениях. На многих из этих
должностей платят либо небольшую зарплату, либо
вообще ничего.

а. Каковы альтернативные издержки получения
такой работы?

б. Объясните, почему студенты идут на такую
работу.

2. Мы упоминали, что закон о минимальном размере
оплаты труда искажает рынок низкооплачиваемого
труда (гл. 6). В качестве альтернативы некоторые
экономисты предлагают введение двухступенча-
той системы минимальной оплаты труда, когда
взрослые рабочие получают обычный ее размер,
а подростки — меньший. Назовите две причины,
по которым введение единого размера минималь-
ной оплаты труда может искажать рынок труда
подростков больше, чем рынок труда взрослых.

3. Согласно положениям экономики труда, опытные
работники получают большую, в сравнении с но-
вичками с таким же уровнем образования, зара-
ботную плату. Почему? Результаты некоторых
исследований показывают, что опыт «пребыва-
ния в должности» оказывает положительное вли-
яние на размер заработной платы. Объясните.

4. Заработная плата выпускников колледжей США
в 1970-х гг. уменьшалась, а в 1980-х гг. — воз-
растала. Экономисты полагают, что спрос на ра-
ботников, закончивших колледж, в течение всего
этого периода постоянно возрастал. Чем объяс-
няется изменение динамики заработной платы?


 

5. В сравнении с промышленно развитыми страна-
ми в развивающихся странах структура рабочей
силы характеризуется большей долей неквали-
фицированных работников и меньшей — квали-
фицированных специалистов. Как вы думаете,
какова ценность квалификации в развивающих-
ся странах? Объясните.

6. В статье в «The New York Times» (Dec. 13, 1993)
говорилось, что администрация президента США
У. Клинтона намеревается предложить «план про-
фессиональной переподготовки уволенных ра-
ботников (с устаревшими знаниями), новую про-
грамму обучения для молодых людей, не
попавших в колледж, и программу предоставле-
ния займов для малообеспеченных молодых
людей, чтобы они могли получить высшее обра-
зование». Администрация утверждала, что реа-
лизация этих программ приведет к выравнива-
нию распределения доходов. Оцените довод
администрации, используя графики спроса и пред-
ложения рынков квалифицированного и неква-
лифицированного труда.

7. В некоторых колледжах и университетах про-
фессора экономической теории получают более
высокую заработную плату, чем их коллеги в
некоторых других областях.

а. Чем может объясняться данная практика?

б. Ряд колледжей и университетов проводят по-
литику равной оплаты профессорского соста-
ва. В других профессор экономической тео-
рии имеет меньшую учебную нагрузку. Какую
роль играют различия в нагрузке?


Глава 19. Доходы и дискриминация



 


8. Изобретение звукозаписывающих устройств по-
зволило музыкантам расширить предложение ис-
полняемой ими музыки по низкой стоимости. Как,
по вашему мнению, это событие повлияло на до-
ход лучших музыкантов? Как вы считаете, по-
влияло ли оно на доход средних музыкантов?

9. Алан управляет фирмой, предоставляющей кон-
сультационные услуги в области экономики. Он
нанимает преимущественно женщин-экономистов,
потому что, как он говорит, «они будут работать
за меньшую сумму, чем мужчины, так как воз-
можности выбора работы женщинами ограничен-


ны». Как вы относитесь к решению предприни-
мателя? Если бы большинство работодателей
рассуждали так же, как Алан, как это повлияло
бы на уровень заработной платы мужчин и жен-
щин?
10. Предположим, что все различия в заработной пла-
те черных и белых работников связаны с разни-
цей в количестве лет, проведенных ими в школе,
и качеством обучения. Означало бы это, что дис-
криминация не играет никакой роли в установ-
лении разницы в заработной плате между расо-
выми группами? Почему да или почему нет?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал