![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИСО/ТУ 16949
Целью является разработка основных систем качества, позволяющих осуществлять их непрерывное улучшение, делающих упор на предотвращение дефектов и снижение вариаций и потерь в цепочках поставок.
Сравнение целей стандартов показывает, что, во-первых, ИСО 9004: 1994 несомненно более продвинут в сторону TQM, чем ИСО 9001: 1994, а также существенный шаг в этом направлении, какой сделали стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 версий 2000 г. и особенно ИСО/ТУ 16949. Заметим также, что цели QS-9000 и ИСО/ТУ 16949 очень близки. В заключение рассказа о стандартах ИСО серии 9000 приведем восемь принципов менеджмента качества, составляющих концептуальный базис новой версии. Обратим внимание на созвучие этих принципов с принципами TQM и их гуманистическую направленность.
1. Ориентация организаций на потребителя – организации зависят от потребителей и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей, удовлетворять их требования и стремиться превосходить ожидания потребителей. 2. Лидерство – лидеры (руководители) устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации; они создают среду, в которой люди могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. 3. Вовлечение людей – люди всех уровней – сущность организации и их полная вовлеченность дает возможность применять их способности для пользы организации. 4. Процессный подход – желаемый результат может достигаться более эффективно, когда управление связанными с ним ресурсами и действиями рассматривается как процесс. 5. Системный подход к менеджменту – идентификация, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов для заданной цели дают вклад в действенность и эффективность организации. 6. Непрерывное улучшение – непрерывное усовершенствование является постоянной целью организации. 7. Фактический подход к принятию решений – эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками – подобные отношения между организацией и ее поставщиками увеличивают возможности обеих организаций создавать ценности. 1.4.6. Премии (награды) в области качества
Премии по качеству выполняют две роли. Первая – стимулирование к достижению лидерства через концепции TQM, вторая – использование самооценок для выработки целенаправленных действий по улучшению менеджмента. Вторая роль является не менее привлекательной, и тысячи предприятий используют самооценки для целей своего улучшения, не претендуя на победу в конкурсах. В связи с этим интересна точка зрения бывшего президента Европейской организации по качеству EOQ г-на Тито Конти, которого считают одним из главных архитекторов Европейской Премии по качеству. По его мнению, основная задача самооценки заключается в выявлении слабых мест организаций, в связи с чем усиливается диагностическая роль моделей. Т. Конти посвятил этому книгу [167]. Среди национальных премий по качеству наиболее авторитетные и известные: японская премия им. Э. Деминга (The Deming Application Prize) и американская награда в области качества им. Малкольма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award – MBA), а также Европейская награда за качество (European Quality Award – EQA). Премия им. Э. Деминга была учреждена в 1951 г. в честь вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. Она предусматривала награждение компаний за их индивидуальные достижения и за общие достижения во внедрении принципов управления качеством в масштабах всей компании (CWQC). До 1984 г. рассматривалась деятельность только японских компаний, однако в 1984 г. Комитет по присуждению премий решил присуждать премию и зарубежным компаниям (The Deming Application Prize for Oversea Companies). Условия ее присуждения впервые были объявлены в 1987 г. Прохождение заявки компании на участие в конкурсе похоже на суровый экзаменационный отбор. Претендент выдерживает экзамен лишь в TQM случае, если система управления качеством, применяемая им на предприятии, надежно работает и дает максимальный практический эффект. В настоящее время Японский комитет по присуждению премий им. Деминга имеет пять следующих номинаций: • премия Деминга для компаний (The Deming Application Prize), достигших значительных результатов в управлении качеством на основе использования статистических методов (SPC); • премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших выдающихся результатов в использовании принципов CWQC и методов SPC; • премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Division), показывающих значительные результаты в области качества и применения статистических методов управления процессами; • премия Деминга за индивидуальные достижения (The Deming Application Prize for Individual Person), которой награждаются отдельные лица или группы за изучение, использование и распространение принципов CWQC и методов SPC; • премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших значительный вклад в развитие и применение CWQC и методов SPC. Среди компаний, получивших премии, много всемирно известных, таких, как Toyota Motors No, Nissan Motors Co, Hitachi Ltd., Nippon Electric Co, Fuji Photo Film Ltd, Kawasaki Steel, Fuji Xerox Co и т. д. О высоких требованиях, предъявляемых к претендентам на эту награду, говорит тот факт, что число зарубежных компаний, получивших премию, невелико. Например, к 1996 г. это были всего три компании: Florida Power & Light из США (1989 г.), Philips Taiwan (1991 г.) и AT& T Power System из США (1994 г.). Все они были награждены премией за наиболее успешное практическое применение принципов CWQC среди зарубежных компаний. Их программы на начало 90-х годов наиболее полно соответствовали японской идеологии качества и включали вопросы политики, организацию и управление, повышение уровня образования и распространение знаний, методы сбора, анализа и использования информации о качестве, стандартизацию и контроль, методы обеспечения качества процессов и анализ результатов, а также методы планирования будущей деятельности. Премия им. Э. Деминга является самой престижной в мире. Оценка качества деятельности компаний осуществляется по 48 показателям, сгруппированным по десяти направлениям, каждое из которых, в свою очередь, разбито еще на ряд элементов (рис. 1.4.6). Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе, для получения премии Деминга нужно набрать не менее 70 баллов. Премия им. Э. Деминга сыграла выдающуюся роль для развития качества в Японии: она способствовала усилению работ по качеству во многих компаниях. Большую пользу принесли как самооценки, так и получение оценок и рекомендаций от жюри. Опыт и программы улучшений победителей конкурса оказали влияние и на другие компании [56]. Премия им. М. Болдриджа была учреждена в августе 1987 г. Этому предшествовала кропотливая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по инициативе Американского общества контроля качества (American Society for Quality Control – ASQ). Целью премии явилось повышение значимости качества в работе американских компаний [189]. Создание Конгрессом США национальной премии по качеству совпало с возрождением американской промышленности. В 80-х годах качество продукции, производимой в США, было низким. Возрастающая конкуренция в мировой экономике заставила предприятия пересмотреть свое отношение к качеству. Согласно требованиям, установленным МВА, компании, которые получают премию, должны информировать другие компании за счет публикаций и проведения лекций о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. В результате такой информационной атаки, по мнению ASQ, можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США.
Премия была названа именем Малкольма Болдриджа (Malcolm Baldrige), который с 1981 г. являлся секретарем торговли (Secretary of Commerce) no 1987 г., когда он погиб во время родео. Он оказал огромное влияние на улучшение и эффективность работы правительственной администрации, а также был активным сторонником идеи присуждения премии качества промышленным компаниям по результатам их работы и качеству продукции Первоначально было решено присуждать премию им. М. Болдриджа трем категориям компаний: • производственным компаниям, • компаниям обслуживания, • компаниям малого бизнеса, занимающимся производством или обслуживанием, с общей численностью работников не более 500 человек. Однако в последние годы этот список пополнился еще двумя категориями: • образовательные учреждения, • предприятия здравоохранения. Премия им. М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. В качестве основы при разработке национальной премии М. Болдриджа была выбрана премия Э. Деминга. Поэтому требования этих двух премий близки, например, в части критериев, оценивающих работу претендентов. Тем не менее, критерии премии М. Болдриджа более детализированы, чем критерии премии Деминга, а системы претендентов различны [161, 189]. Премия М. Болдриджа присуждается ежегодно предприятиям-победителям на конкурсной основе. От компаний, претендующих на премию, требуется представить документацию на свою систему качества и заявление на участие в конкурсе. Затем совет ревизоров (examiners board), состоящий из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты, рассматривает просьбу компании в соответствии с принятой процедурой. Оценка участников конкурса проводится по 1000-балльной системе по 32 показателям, сгруппированным по следующим семи направлениям: руководство качеством (100 баллов); информация и анализ (60 баллов); стратегическое планирование качества (90 баллов); использование человеческих ресурсов (150 баллов); обеспечение качества продукции и услуг (180 баллов); достигнутые результаты в области качества (140 баллов) и удовлетворение требований потребителей (300 баллов). Модель премии М. Болдриджа представлена на рис. 1.4.7. Разработка и введение премии М. Болдриджа дали прекрасные результаты. Сорок три штата создали программы премий по образцу премии Болдриджа. В этом движении приняли участие тысячи предприятий. Вот мнения американских специалистов о роли премии[13]: «В течение десятилетия (с 1988 по 1998 г.) премия способствовала освоению американской промышленностью методов улучшения качества». «В 80-х годах многие страны оказались далеко впереди нас, однако мы догнали их, стали мировым лидером, и теперь нас считают эталоном», – таково мнение г-на Мартина Маринера (Martin Mariner), руководителя группы поддержки совета директоров Фонда М. Болдриджа.
Благодаря премии Болдриджа стало возможным тесное сотрудничество конкурирующих американских деловых кругов.
Таблица 1.4.2
|