Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение на рынке заемных средств






Рынок заемных средств, как и любой другой рынок, регулируется спросом и пред-
ложением. Для того чтобы понять, как функционирует рынок заемных средств, рас-
смотрим прежде всего источники спроса и предложения.

Предложение заемных средств исходит от людей, имеющих избыточные фи-
нансовые ресурсы и готовых одолжить их нуждающимся в деньгах на определен-
ных условиях: либо напрямую, как бывает при покупке облигации какой-либо
компании, или через посредника, как, например, при открытии счета в банке,
который в свою очередь выдает ссуды из аккумулированных взносов клиентов-
вкладчиков. В обоих случаях сбережения служат источником предложения ресур-
сов рынка заемных средств.

Спрос на заемные средства создается домашними хозяйствами и фирмами, ко-
торым необходимы ссуды для инвестиций. Спрос определяется потребностями
семей в ипотечных кредитах для покупки нового жилья и заинтересованностью
фирм в получении ссуд для приобретения нового оборудования и строительства
производственных помещений. В обоих случаях инвестиции — источник спроса
на заемные средства.

Процентная ставка отражает либо плату за пользование кредитом, либо доход
заимодавца. Поскольку высокая ставка процента приводит к удорожанию ссуды,
это, в свою очередь, приводит к снижению величины спроса на заемные средства.
Одновременно высокая ставка процента делает более привлекательными сбереже-
ния, что вызывает рост их предложения. Другими словами, кривая спроса имеет отри-
цательный наклон (убывает), а кривая предложения — положительный (возрастает).

На рис. 25.1 представлена процентная ставка, уравновешивающая спрос и пред-
ложение заемных средств. В нашем примере она равна 5 %, а объем заемных
средств составляет $ 1200 млрд. Если бы процентная ставка оказалась ниже уров-
ня равновесия, объем спроса на заемные средства превысил бы величину предло-
жения, в результате чего для расширения предложения потребовалось бы увели-


Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система



Процентнаяставка

Предложение

5%

$1, 200

Заемные средства
($ млрд)

чение процентной ставки. Напротив, если бы ставка процента оказалась выше
уровня равновесия, объем спроса был бы меньше величины предложения, поэто-
му для привлечения заемщиков пришлось бы пойти на ее снижение.

Вспомните, что экономисты различают реальную и номинальную процентную
ставку. Под номинальной процентной ставкой понимается показатель доходности
сбережений или стоимости пользования ссудой, а реальная процентная ставка
равна номинальной за вычетом процента инфляции. Так как инфляция вызыва-
ет обесценивание денег, реальная процентная ставка более точно отражает
доход от сбережений и стоимость ссуды, а значит, именно она и определяет
равновесие спроса и предложения заемных средств на рис. 25.1. В дальнейшем в этой
главе под процентной ставкой мы будем понимать ее реальное значение.

Модель спроса и предложения заемных средств применима и для анализа других
рынков. Так, например, на рынке молока его цена также будет определяться равнове-
сием объема спроса и величины предложения, детерминируя поведение и владельцев
молочных ферм, и потребителей. Подобным образом процентная ставка, регулирую-
щая спрос и предложение на рынке заемных средств, определяет и поведение людей,
стремящихся сделать сбережения или нуждающихся в ссуде для инвестирования.

Теперь мы можем использовать модель спроса и предложения для анализа
различных направлений государственной политики, влияющей на сбережения и
инвестиции. Для этого мы воспользуемся методикой, рассмотренной в гл. 4 и
состоящей из трех этапов. Во-первых, мы выясним, вызывает ли данная политика
сдвиг кривой спроса или кривой предложения. Во-вторых, мы определим направ-
ление этого смещения. И наконец, в-третьих, мы используем графическую зависи-
мость объемов спроса и величины предложения от показателя процентной ставки
для исследования изменений положения точки их равновесия.


Рис. 25. T

РЫНОК ЗАЕМНЫХ
СРЕДСТВ
Процентная ставка
выполняет роль
регулятора спроса
и предложения
на рынке заемных
средств. Предло-
жение денежных
средств определяет-
ся национальными
сбережениями
(частные + обще-
ственные), а спрос
исходит от домашних
хозяйств и фирм,
берущих ссуды с
целью инвестирова-
ния. На графике
равновесная процент-
ная ставка составляет
5 %, объем спроса и
величина предложе-
ния заемных средств
уравновешены и
равны $ 1200 млрд.


Политика в отношении налогов, сбережений и
инвестиций: налоги и сбережения

Американцы, в сравнении с жителями многих других стран, в частности Германии и
Японии, направляют на сбережения меньшую часть своих доходов. Хотя причины
такого различия не очевидны, многие американские политики видят в этом серьез-


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде


Рис. 25.2

УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
Изменение налогово-
го кодекса, направ-
ленное на поощре-
ние сбережений,
приводит к смещению
кривой предложения
заемных средств
вправо из положения
S1 в положение S2.
В результате уровень
равновесной процент-
ной ставки снижается,
что создает дополни-
тельные стимулы для
инвестиций. На
рисунке отражено
снижение равновес-
ной процентной
ставки с 5%
до 4 %, что обуслови-
ло сдвиг равновесной
точки объема заем-
ных средств в сторону
увеличения
с $ 1200 млрд
до $1600 млрд.


ный повод для беспокойства. Согласно одному из Десяти принципов экономике,
уровень жизни страны зависит от ее способности производить товары и услуги
(гл. 1). Как мы видели в предыдущей главе, сбережения — важнейший долгосроч-
ный фактор, определяющий производительность труда. Если бы США смогли стиг
мулировать рост сбережений, увеличились бы и темпы роста ВВП и со временем
уровень жизни американских граждан повысился бы.

Другой Принцип Экономикс утверждает, что человек реагирует на стимулы.
Основываясь на этом утверждении, многие экономисты высказывают предполо-
жение о том, что низкая норма сбережений частично обусловлена налоговой полити-
кой, не стимулирующей ограничение текущего потребления. Федеральное правитель-
ство США, так же как и правительства многих штатов, взимает налоги с доходов,
полученных по банковским вкладам, облигациям и в виде дивидендов по акциям.
Рассмотрим простой пример. Предположим, что житель США приобретает трид-
цатилетние государственные облигации, приносящие 9 % годовых, на $ 1000. В от-
сутствие налогообложения доходов по облигациям его начальная сумма сбереже-
ний вырастет за 30 лет до $ 13 268. Однако если доход гражданина облагается
налогом по ставке 33 %, через 30 лет его сбережения составят только $5743.
Такая налоговая политика значительно снижает привлекательность сбережений,
а значит, и лишает людей стимула к накоплениям.

В качестве решения проблемы многие экономисты и законодатели предлагали
изменения налогового кодекса в целях повышения привлекательности сбереже-
ний. Так, например, Билл Арчер, возглавивший в 1995 г. финансовый комитет
Конгресса США, предложил заменить существующий подоходный налог нало-
гом на потребление. Такой подход исключает налогообложение доходов, направ-
ляемых на сбережения, до того момента, пока сумма сбережений не будет на-
правлена" на потребление. По сути налог на потребление очень похож на налог
с оборота (с продаж), применяемый во многих государствах. Другое, более уме-
ренное предложение состояло в расширении прав граждан на открытие специаль-


Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система ________________________________________ 549

ных счетов, таких как индивидуальные пенсионные счета, позволяющих людям
не платить налоги с части своих сбережений. А теперь обратимся к рис. 25.2 и
посмотрим, каким образом стимулирование сбережений влияет на рынок заем-
ных средств.

Во-первых, на какую кривую воздействует такая политика? Поскольку ос-
лабление налогового пресса непосредственно влияет на повышение стимулов
населения к сбережениям при каждой возможной процентной ставке, оно
воздействует и на объем предложения денег на рынке заемных средств при
каждой ставке процента. Таким образом, происходит сдвиг кривой предложе-
ния заемных средств. Поскольку изменение в налогообложении доходов от сбере-
жений не оказывает непосредственного влияния на количество заемщиков при
любой данной процентной ставке, оно никак не отражается на спросе на заемные
средства.

Во-вторых, определим, каким образом изменится положение кривой предло-
жения? Поскольку при ослаблении налогов домашние хозяйства будут увели-
чивать долю сбережений за счет ограничения текущего потребления, они на-
правляют большие суммы на банковские депозиты или на приобретение облигаций.
В результате предложение заемных средств увеличивается, что и отражено
на рис. 25.1 как смещение кривой предложения вправо из положения S1
в положение S2.

И наконец, мы рассматриваем изменение положения точки равновесия. Как
видно из рисунка, увеличение предложения заемных средств привело к снижению
процентной ставки с 5 % до 4 %, что, в свою очередь, выразилось в увеличении
объема спроса на заемные средства с $ 1200 млрд до $ 1600 млрд. Таким образом,
сдвиг кривой предложения вызывает смещение точки равновесия вдоль кривой
спроса. Другими словами, при снижении стоимости ссуды домашние хозяйства и
фирмы имеют больше стимулов для заимствований средств, направляемых на
инвестиции. Основной вывод состоит в том, что изменение налогового законода-
тельства в сторону поощрения сбережений приводит к снижению процентной
ставки и росту инвестиций.

Хотя с этим заключением согласны большинство экономистов, единое мнение
по поводу конкретных шагов налоговой реформы в США отсутствует. Многие
поддерживают налоговые изменения, направленные на увеличение сбережений,
с целью стимулирования инвестиционной активности. Однако эта точка зрения
вызывает скептическое отношение других ученых, полагающих, что подобные
меры не окажут заметного эффекта в национальном масштабе. Кроме того, они
критически относятся к социальной справедливости подобных реформ. По их
мнению, в большинстве случаев выгоды от преобразований получают обеспечен-
ные граждане США, которые и так меньше других нуждаются в снижении налого-
вого бремени. В конце нашей книги мы еще раз вернемся к этой дискуссии и
рассмотрим аргументы сторон более подробно.

Политика в отношении налогов,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал