Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спрос и предложение на рынке заемных средств
Рынок заемных средств, как и любой другой рынок, регулируется спросом и пред- ложением. Для того чтобы понять, как функционирует рынок заемных средств, рас- смотрим прежде всего источники спроса и предложения.
Предложение заемных средств исходит от людей, имеющих избыточные фи- нансовые ресурсы и готовых одолжить их нуждающимся в деньгах на определен- ных условиях: либо напрямую, как бывает при покупке облигации какой-либо компании, или через посредника, как, например, при открытии счета в банке, который в свою очередь выдает ссуды из аккумулированных взносов клиентов- вкладчиков. В обоих случаях сбережения служат источником предложения ресур- сов рынка заемных средств.
Спрос на заемные средства создается домашними хозяйствами и фирмами, ко- торым необходимы ссуды для инвестиций. Спрос определяется потребностями семей в ипотечных кредитах для покупки нового жилья и заинтересованностью фирм в получении ссуд для приобретения нового оборудования и строительства производственных помещений. В обоих случаях инвестиции — источник спроса на заемные средства.
Процентная ставка отражает либо плату за пользование кредитом, либо доход заимодавца. Поскольку высокая ставка процента приводит к удорожанию ссуды, это, в свою очередь, приводит к снижению величины спроса на заемные средства. Одновременно высокая ставка процента делает более привлекательными сбереже- ния, что вызывает рост их предложения. Другими словами, кривая спроса имеет отри- цательный наклон (убывает), а кривая предложения — положительный (возрастает).
На рис. 25.1 представлена процентная ставка, уравновешивающая спрос и пред- ложение заемных средств. В нашем примере она равна 5 %, а объем заемных средств составляет $ 1200 млрд. Если бы процентная ставка оказалась ниже уров- ня равновесия, объем спроса на заемные средства превысил бы величину предло- жения, в результате чего для расширения предложения потребовалось бы увели-
Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система
Заемные средства ($ млрд)
чение процентной ставки. Напротив, если бы ставка процента оказалась выше уровня равновесия, объем спроса был бы меньше величины предложения, поэто- му для привлечения заемщиков пришлось бы пойти на ее снижение.
Вспомните, что экономисты различают реальную и номинальную процентную ставку. Под номинальной процентной ставкой понимается показатель доходности сбережений или стоимости пользования ссудой, а реальная процентная ставка равна номинальной за вычетом процента инфляции. Так как инфляция вызыва- ет обесценивание денег, реальная процентная ставка более точно отражает доход от сбережений и стоимость ссуды, а значит, именно она и определяет равновесие спроса и предложения заемных средств на рис. 25.1. В дальнейшем в этой главе под процентной ставкой мы будем понимать ее реальное значение.
Модель спроса и предложения заемных средств применима и для анализа других рынков. Так, например, на рынке молока его цена также будет определяться равнове- сием объема спроса и величины предложения, детерминируя поведение и владельцев молочных ферм, и потребителей. Подобным образом процентная ставка, регулирую- щая спрос и предложение на рынке заемных средств, определяет и поведение людей, стремящихся сделать сбережения или нуждающихся в ссуде для инвестирования.
Теперь мы можем использовать модель спроса и предложения для анализа различных направлений государственной политики, влияющей на сбережения и инвестиции. Для этого мы воспользуемся методикой, рассмотренной в гл. 4 и состоящей из трех этапов. Во-первых, мы выясним, вызывает ли данная политика сдвиг кривой спроса или кривой предложения. Во-вторых, мы определим направ- ление этого смещения. И наконец, в-третьих, мы используем графическую зависи- мость объемов спроса и величины предложения от показателя процентной ставки для исследования изменений положения точки их равновесия.
Рис. 25. T
РЫНОК ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ Процентная ставка выполняет роль регулятора спроса и предложения на рынке заемных средств. Предло- жение денежных средств определяет- ся национальными сбережениями (частные + обще- ственные), а спрос исходит от домашних хозяйств и фирм, берущих ссуды с целью инвестирова- ния. На графике равновесная процент- ная ставка составляет 5 %, объем спроса и величина предложе- ния заемных средств уравновешены и равны $ 1200 млрд.
Политика в отношении налогов, сбережений и инвестиций: налоги и сбережения
Американцы, в сравнении с жителями многих других стран, в частности Германии и Японии, направляют на сбережения меньшую часть своих доходов. Хотя причины такого различия не очевидны, многие американские политики видят в этом серьез-
Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде
Рис. 25.2
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ Изменение налогово- го кодекса, направ- ленное на поощре- ние сбережений, приводит к смещению кривой предложения заемных средств вправо из положения S1 в положение S2. В результате уровень равновесной процент- ной ставки снижается, что создает дополни- тельные стимулы для инвестиций. На рисунке отражено снижение равновес- ной процентной ставки с 5% до 4 %, что обуслови- ло сдвиг равновесной точки объема заем- ных средств в сторону увеличения с $ 1200 млрд до $1600 млрд.
ный повод для беспокойства. Согласно одному из Десяти принципов экономике, уровень жизни страны зависит от ее способности производить товары и услуги (гл. 1). Как мы видели в предыдущей главе, сбережения — важнейший долгосроч- ный фактор, определяющий производительность труда. Если бы США смогли стиг мулировать рост сбережений, увеличились бы и темпы роста ВВП и со временем уровень жизни американских граждан повысился бы.
Другой Принцип Экономикс утверждает, что человек реагирует на стимулы. Основываясь на этом утверждении, многие экономисты высказывают предполо- жение о том, что низкая норма сбережений частично обусловлена налоговой полити- кой, не стимулирующей ограничение текущего потребления. Федеральное правитель- ство США, так же как и правительства многих штатов, взимает налоги с доходов, полученных по банковским вкладам, облигациям и в виде дивидендов по акциям. Рассмотрим простой пример. Предположим, что житель США приобретает трид- цатилетние государственные облигации, приносящие 9 % годовых, на $ 1000. В от- сутствие налогообложения доходов по облигациям его начальная сумма сбереже- ний вырастет за 30 лет до $ 13 268. Однако если доход гражданина облагается налогом по ставке 33 %, через 30 лет его сбережения составят только $5743. Такая налоговая политика значительно снижает привлекательность сбережений, а значит, и лишает людей стимула к накоплениям.
В качестве решения проблемы многие экономисты и законодатели предлагали изменения налогового кодекса в целях повышения привлекательности сбереже- ний. Так, например, Билл Арчер, возглавивший в 1995 г. финансовый комитет Конгресса США, предложил заменить существующий подоходный налог нало- гом на потребление. Такой подход исключает налогообложение доходов, направ- ляемых на сбережения, до того момента, пока сумма сбережений не будет на- правлена" на потребление. По сути налог на потребление очень похож на налог с оборота (с продаж), применяемый во многих государствах. Другое, более уме- ренное предложение состояло в расширении прав граждан на открытие специаль-
Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система ________________________________________ 549
ных счетов, таких как индивидуальные пенсионные счета, позволяющих людям не платить налоги с части своих сбережений. А теперь обратимся к рис. 25.2 и посмотрим, каким образом стимулирование сбережений влияет на рынок заем- ных средств.
Во-первых, на какую кривую воздействует такая политика? Поскольку ос- лабление налогового пресса непосредственно влияет на повышение стимулов населения к сбережениям при каждой возможной процентной ставке, оно воздействует и на объем предложения денег на рынке заемных средств при каждой ставке процента. Таким образом, происходит сдвиг кривой предложе- ния заемных средств. Поскольку изменение в налогообложении доходов от сбере- жений не оказывает непосредственного влияния на количество заемщиков при любой данной процентной ставке, оно никак не отражается на спросе на заемные средства.
Во-вторых, определим, каким образом изменится положение кривой предло- жения? Поскольку при ослаблении налогов домашние хозяйства будут увели- чивать долю сбережений за счет ограничения текущего потребления, они на- правляют большие суммы на банковские депозиты или на приобретение облигаций. В результате предложение заемных средств увеличивается, что и отражено на рис. 25.1 как смещение кривой предложения вправо из положения S1 в положение S2.
И наконец, мы рассматриваем изменение положения точки равновесия. Как видно из рисунка, увеличение предложения заемных средств привело к снижению процентной ставки с 5 % до 4 %, что, в свою очередь, выразилось в увеличении объема спроса на заемные средства с $ 1200 млрд до $ 1600 млрд. Таким образом, сдвиг кривой предложения вызывает смещение точки равновесия вдоль кривой спроса. Другими словами, при снижении стоимости ссуды домашние хозяйства и фирмы имеют больше стимулов для заимствований средств, направляемых на инвестиции. Основной вывод состоит в том, что изменение налогового законода- тельства в сторону поощрения сбережений приводит к снижению процентной ставки и росту инвестиций.
Хотя с этим заключением согласны большинство экономистов, единое мнение по поводу конкретных шагов налоговой реформы в США отсутствует. Многие поддерживают налоговые изменения, направленные на увеличение сбережений, с целью стимулирования инвестиционной активности. Однако эта точка зрения вызывает скептическое отношение других ученых, полагающих, что подобные меры не окажут заметного эффекта в национальном масштабе. Кроме того, они критически относятся к социальной справедливости подобных реформ. По их мнению, в большинстве случаев выгоды от преобразований получают обеспечен- ные граждане США, которые и так меньше других нуждаются в снижении налого- вого бремени. В конце нашей книги мы еще раз вернемся к этой дискуссии и рассмотрим аргументы сторон более подробно.
Политика в отношении налогов,
|