Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственный долг и дефицит бюджета США
С начала 1980-х гг. бюджетный дефицит превратился в хроническую проблему американской экономики. Когда в 1981 г. новым хозяином Белого дома стал Рональд Рейган, он обещал снизить налоги и государственные расходы. Одна- ко выполнение второй части его обещания по политическим соображениям оказалось крайне сложным, и США вступили в затянувшийся период роста бюджетного дефицита, который продолжился при Джордже Буше и Билле Клинтоне.
РАВЕНСТВО РИКАРДО:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
Большинство экономистов убеждены в том, что дефицит государственного бюджета означает уменьшение нацио- нальных сбережений и инвестиций. Однако небольшая группа ученых не согласна с этим утверждением. Их взгляды базируются на выводах из так называемого ра- венства Рикардо, получившего название по имени выда- ющегося экономиста XIX в. Давида Рикардо, первым проанализировавшего его в своих теоретических рабо- тах (и первым поставившего под сомнение возможность его практического применения).
Теоретические построения Д. Рикардо выглядят сле- дующим образом. Представьте, что государство переста- ет получать доход в виде налогов, а его расходы остают- ся на прежнем уровне. Вследствие бюджетного дефицита общественные сбережения сократятся. Но если домаш- ние хозяйства направят все сэкономленные в результате отсутствия налогов средства не на потребление, а на сбе- режения, их объем вырастет ровно настолько, насколь- ко уменьшатся общественные сбережения. В результате национальные сбережения, равные сумме общественных и частных, останутся на прежнем уровне. Не изменится ни предложение заемных средств, ни равновесная став- ка процента. Таким образом, в экономике не произой- дет никаких изменений, кроме относительного перерас- пределения общественных и частных сбережений.
Уместно поинтересоваться, а направят ли домашние хозяйства сумму, равную объему неуплаченных налогов,
на сбережения? Д. Рикардо дает такое объяснение. На- селение понимает, что рост бюджетного дефицита озна- чает увеличение в недалеком будущем налогов для по- крытия накопившегося государственного долга. Отмена налогов и рост бюджетного дефицита представляют со- бой не подарок, а просто временную отсрочку уплаты долга. Поэтому население будет вынуждено направлять средства, полученные в результате налоговой льготы, не на потребление, а на сбережения, чтобы компенсировать снижение уровня жизни, которое наступит в будущем при введении повышенных налогов.
Многие экономисты не без оснований относятся к равенству Рикардо как к замысловатой теоретической безделице. В самом деле, заметный рост бюджетного дефицита США, наблюдающийся с начала 1980-х гг., вовсе не сопровождался увеличением частных сбереже- ний. Напротив, они уменьшались параллельно с сокра- щением общественных сбережений.
Однако при знакомстве с теорией Д. Рикардо воз- никает еще один любопытный вопрос: если рост бюд- жетного дефицита должен привести в будущем к увели- чению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации? Один из возможных ответов состоит в том, что населе- ние склонно к принятию слишком близоруких реше- ний, не учитывающих всех хитросплетений государ- ственной политики. Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.
Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система
55:
|