Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень цен и ценность денег
Предположим, что за какой-то период времени стоимость стаканчика мороженого выросла с 10 центов до одного доллара. Какой вывод можно сделать из того, что" люди проявляют готовность платить больше денег за тот же самый товар? Воз- можно, они получают от мороженого гораздо больше удовольствия, чем прежде (например, из-за того, что в нем используется новое ароматическое вещество)? Более вероятно, что степень наслаждения мороженым осталась приблизительно той же, но уменьшилась ценность денег, необходимых для его покупки. Так что, на первый взгляд, инфляция в большей мере связана с ценностью денег, чем со сто- имостью товаров.
Данное предположение указывает нам путь к объяснению инфляции. Когда происходит рост индекса потребительских цен (ИПЦ) или других показателей стоимости потребительской корзины, многие прежде всего обращают внимание на цены отдельных товаров, входящих в ее состав, и делают, например, такие выво- ды: «В прошлом месяце ИПЦ вырос на 3 % за счет двадцатипроцентного роста стоимости кофе и тридцатипроцентного роста цены горючего, используемого для отопления домов». Хотя такой подход действительно основывается на информа- ции о происшедших в экономике изменениях, он упускает из виду главное: инфля- ция представляет собой явление, которое прежде всего относится к ценности используемого в экономике средства обращения.
Общеэкономический уровень цен может рассматриваться с двух точек зрения. В предыдущих главах мы определяли его как стоимость товаров и услуг, входя- щих в состав потребительской корзины. Это означает, что, когда уровень цен возрастает, население вынуждено платить большие суммы денег за приобретаемые товары и услуги. Однако мы можем рассматривать уровень цен и как меру ценно- сти или стоимости денег. То есть повышение уровня цен означает снижение сто- имости денег, так как теперь каждый доллар в вашем бумажнике позволяет вам приобрести меньшее количество товаров и услуг.
«Что же вы хотите:
прошлогодний размер
или прошлогоднюю
цену?»
Глава 28. Инфляция: причины и издержки __________________________________
Эту мысль полезно выразить математически. Предположим, что P — уровень цен, измеренный, например, с помощью ИПЦ или дефлятора ВВП, который опреде- ляет количество долларов, необходимое для оплаты товаров и услуг из потреби- тельской корзины. Очевидно, что в этом случае количество товаров и услуг, кото- рое можно купить на $ 1, будет равно \/Р. Другими словами, если P — ценность товаров и услуг в денежном выражении, то 1 /P — ценность денег, измеренная в количестве товаров и услуг. Поэтому, когда общий уровень цен возрастает, цен- ность денег уменьшается.
Предложение денег,
|