Доводы «за» стабилизацию экономики
Естественное развитие экономики сопровождается флуктуациями. Если домашние хозяйства и фирмы пессимистически оценивают экономические перспективы, они сокращают расходы, что ведет к уменьшению совокупного спроса на товары и услу- ги. Сокращение совокупного спроса, в свою очередь, обусловливает снижение объемов производства товаров и услуг. Фирмы увольняют рабочих, соответственно возрастает уровень безработицы, а реальный ВВП и другие показатели доходов снижаются. Возрастание уровня безработицы и уменьшение доходов приводят к еще большему скепсису в оценке населением перспектив экономики и возрастанию пессимизма, явившегося первоначальным толчком к экономическому спаду.
Рецессия означает бесполезную растрату экономических ресурсов. Безработ- ные предпочли бы иметь постоянную работу, владельцы компаний желали бы про- изводить товары и услуги. Макроэкономическая теория подсказывает политикам, что они имеют возможность смягчить последствия экономических флуктуации. Направляя экономику «против ветра», денежно-кредитная и финансово-бюджет- ная политика позволяют стабилизировать совокупный спрос, а следовательно, и объем производства, и уровень занятости. Если уровень совокупного спроса не позволяет экономике «выйти» на полную занятость, политики должны повышать расходы правительства, уменьшать налоги и увеличивать предложение денег. Ког- да совокупный спрос избыточен, что ведет к повышению риска возрастания тем- пов инфляции, политики должны сокращать правительственные расходы, увеличи- вать налоги и уменьшать предложение денег. Макроэкономические инструменты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленные на устойчи- вый экономический рост, приносят пользу каждому члену общества.
Аргументы «против» государственного воздействия на экономику
Инструменты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики теоретически позволяют стабилизировать экономическое развитие, однако практическая реали- зация имеющихся возможностей связана с преодолением значительных трудностей.
Одна из проблем состоит в том, что монетарная и финансово-бюджетная поли- тика оказывают воздействие на экономику со значительным запозданием. Измене- ние процентных ставок влияет на уровень расходов, особенно инвестиций. Но многие домашние хозяйства и фирмы заранее составляют планы расходов. Для того чтобы изменение процентных ставок оказало воздействие на совокупный спрос на товары и услуги, требуется время. Результаты многих исследований ука- зывают на то, что совокупный спрос отзывается на изменения монетарной полити- ки в лучшем случае по прошествии шести месяцев.
Постоянное запаздывание финансово-бюджетной политики связано с длительно- стью политического процесса внесений изменений в правительственные расходы и
Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики
налоги. Соответствующие американские законы проходят через комитеты Конгрес- са, Конгресс, Сенат и поступают на подпись президенту. Чтобы внести предложение, принять и реализовать изменения в финансово-бюджетной политике, требуются годы.
Наличие значительных временных лагов предполагает, что политики, преследу- ющие цель стабилизации экономики, ориентируются не на реальные экономические условия, а на прогнозы состояния экономики. К сожалению, экономическое про- гнозирование чрезвычайно неточно, частично потому, что макроэкономика доста- точно «грубая» наука, частично в связи с непредсказуемостью шоковых изменений, вызывающих флуктуации экономики. Итак, принимая решение об изменениях де- нежно-кредитной или финансово-бюджетной политики, политики должны полагать- ся на предположения о будущих экономических условиях.
Однако слишком часто государственные деятели, ответственные за экономи- ческую политику, ведут себя прямо противоположным образом. С момента начала политической акции и к тому времени, когда начинает сказываться воздействие принятых мер, экономическая ситуация может несколько раз измениться. Государ- ственное регулирование зачастую не только не сглаживает колебания экономики, но, напротив, «раскачивает лодку». Некоторые экономисты утверждают, что многие экономические флуктуации, включая Великую депрессию 1930-х гг. — были резуль- татом дестабилизирующих воздействий государства.
Одно из первых правил хорошего доктора гласит: «Не навреди больному», ибо че- ловеческий организм обладает естественными ресурсами восстановления. При неопре- деленном диагнозе врачу лучше всего оставить больного в покое, так как его вмеша- тельство в отсутствие надежной информации о ходе болезни абсолютно нежелательно.
То же самое можно сказать и о лечении «больной» экономики. Устранение экономических флуктуации — несомненное благо, однако достижение поставлен- ной цели при данных ограничениях макроэкономических знаний и непредсказуе- мости событий в мире положительно нереально. Политики должны крайне осторожно обращаться к грубым «рычагам» денежно-кредитной и финансово-бюджетной поли- тики и удовлетвориться пониманием того, что их вмешательство не обернулось куда большими бедами.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Объясните причины запаздывания монетар- ной и финансово- бюджетной политики. Почему при выборе между активной и пассивной экономиче- ской политикой такое значение имеет времен- ной ла'г?
Нормативная и дискреционная денежно-кредитная политика
Ответственность за осуществление денежно-кредитной политики в американской экономике возложена на Комитет по операциям на открытом рынке ФРС, заседа- ния которого проводятся примерно каждые шесть недель (гл. 27). Основываясь на текущей оценке ситуации и прогнозах ее развития, комитет принимает решение об уровне процентной ставки в краткосрочном периоде, в соответствии с кото- рым ФРС изменяет предложение денег.
Действия Комитета по операциям на открытом рынке (ФКООР) в вопросах проведения денежной политики отличаются особой осторожностью, так как феде- ральные законы о ФРС определяют ее цели весьма расплывчато, а о способах их достижения не упоминается вовсе, за исключением указания «поступать правильно».
Некоторые экономисты весьма критически относятся к такому положению. Второй вопрос экономической политики заключается в том, должна ли монетарная политика ФРС осуществляться в соответствии с установленными правилами или денежным властям следует предоставить свободу действий.
__________________________________________________ Часть 13. Итоговые размышления
|