Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доводы «за» стабилизацию экономики






Естественное развитие экономики сопровождается флуктуациями. Если домашние
хозяйства и фирмы пессимистически оценивают экономические перспективы, они
сокращают расходы, что ведет к уменьшению совокупного спроса на товары и услу-
ги. Сокращение совокупного спроса, в свою очередь, обусловливает снижение объемов
производства товаров и услуг. Фирмы увольняют рабочих, соответственно возрастает
уровень безработицы, а реальный ВВП и другие показатели доходов снижаются.
Возрастание уровня безработицы и уменьшение доходов приводят к еще большему
скепсису в оценке населением перспектив экономики и возрастанию пессимизма,
явившегося первоначальным толчком к экономическому спаду.

Рецессия означает бесполезную растрату экономических ресурсов. Безработ-
ные предпочли бы иметь постоянную работу, владельцы компаний желали бы про-
изводить товары и услуги. Макроэкономическая теория подсказывает политикам,
что они имеют возможность смягчить последствия экономических флуктуации.
Направляя экономику «против ветра», денежно-кредитная и финансово-бюджет-
ная политика позволяют стабилизировать совокупный спрос, а следовательно, и
объем производства, и уровень занятости. Если уровень совокупного спроса не
позволяет экономике «выйти» на полную занятость, политики должны повышать
расходы правительства, уменьшать налоги и увеличивать предложение денег. Ког-
да совокупный спрос избыточен, что ведет к повышению риска возрастания тем-
пов инфляции, политики должны сокращать правительственные расходы, увеличи-
вать налоги и уменьшать предложение денег. Макроэкономические инструменты
денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленные на устойчи-
вый экономический рост, приносят пользу каждому члену общества.

Аргументы «против» государственного воздействия
на экономику

Инструменты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики теоретически
позволяют стабилизировать экономическое развитие, однако практическая реали-
зация имеющихся возможностей связана с преодолением значительных трудностей.

Одна из проблем состоит в том, что монетарная и финансово-бюджетная поли-
тика оказывают воздействие на экономику со значительным запозданием. Измене-
ние процентных ставок влияет на уровень расходов, особенно инвестиций.
Но многие домашние хозяйства и фирмы заранее составляют планы расходов.
Для того чтобы изменение процентных ставок оказало воздействие на совокупный
спрос на товары и услуги, требуется время. Результаты многих исследований ука-
зывают на то, что совокупный спрос отзывается на изменения монетарной полити-
ки в лучшем случае по прошествии шести месяцев.

Постоянное запаздывание финансово-бюджетной политики связано с длительно-
стью политического процесса внесений изменений в правительственные расходы и


Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики



 


налоги. Соответствующие американские законы проходят через комитеты Конгрес-
са, Конгресс, Сенат и поступают на подпись президенту. Чтобы внести предложение,
принять и реализовать изменения в финансово-бюджетной политике, требуются годы.

Наличие значительных временных лагов предполагает, что политики, преследу-
ющие цель стабилизации экономики, ориентируются не на реальные экономические
условия, а на прогнозы состояния экономики. К сожалению, экономическое про-
гнозирование чрезвычайно неточно, частично потому, что макроэкономика доста-
точно «грубая» наука, частично в связи с непредсказуемостью шоковых изменений,
вызывающих флуктуации экономики. Итак, принимая решение об изменениях де-
нежно-кредитной или финансово-бюджетной политики, политики должны полагать-
ся на предположения о будущих экономических условиях.

Однако слишком часто государственные деятели, ответственные за экономи-
ческую политику, ведут себя прямо противоположным образом. С момента начала
политической акции и к тому времени, когда начинает сказываться воздействие
принятых мер, экономическая ситуация может несколько раз измениться. Государ-
ственное регулирование зачастую не только не сглаживает колебания экономики,
но, напротив, «раскачивает лодку». Некоторые экономисты утверждают, что многие
экономические флуктуации, включая Великую депрессию 1930-х гг. — были резуль-
татом дестабилизирующих воздействий государства.

Одно из первых правил хорошего доктора гласит: «Не навреди больному», ибо че-
ловеческий организм обладает естественными ресурсами восстановления. При неопре-
деленном диагнозе врачу лучше всего оставить больного в покое, так как его вмеша-
тельство в отсутствие надежной информации о ходе болезни абсолютно нежелательно.

То же самое можно сказать и о лечении «больной» экономики. Устранение
экономических флуктуации — несомненное благо, однако достижение поставлен-
ной цели при данных ограничениях макроэкономических знаний и непредсказуе-
мости событий в мире положительно нереально. Политики должны крайне осторожно
обращаться к грубым «рычагам» денежно-кредитной и финансово-бюджетной поли-
тики и удовлетвориться пониманием того, что их вмешательство не обернулось
куда большими бедами.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Объясните причины
запаздывания монетар-
ной и финансово-
бюджетной политики.
Почему при выборе
между активной и
пассивной экономиче-
ской политикой такое
значение имеет времен-
ной ла'г?


Нормативная и дискреционная
денежно-кредитная политика

Ответственность за осуществление денежно-кредитной политики в американской
экономике возложена на Комитет по операциям на открытом рынке ФРС, заседа-
ния которого проводятся примерно каждые шесть недель (гл. 27). Основываясь
на текущей оценке ситуации и прогнозах ее развития, комитет принимает решение
об уровне процентной ставки в краткосрочном периоде, в соответствии с кото-
рым ФРС изменяет предложение денег.

Действия Комитета по операциям на открытом рынке (ФКООР) в вопросах
проведения денежной политики отличаются особой осторожностью, так как феде-
ральные законы о ФРС определяют ее цели весьма расплывчато, а о способах их
достижения не упоминается вовсе, за исключением указания «поступать правильно».

Некоторые экономисты весьма критически относятся к такому положению.
Второй вопрос экономической политики заключается в том, должна ли монетарная
политика ФРС осуществляться в соответствии с установленными правилами или
денежным властям следует предоставить свободу действий.


__________________________________________________ Часть 13. Итоговые размышления


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал