Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доводы «за» нормативную денежно-кредитную политику
Дискреционная, «свободная» денежно-кредитная политика чревата двумя пробле- мами. Первая заключается в том, что «отпущенная на волю» денежных властей монетарная политика означает повышение риска некомпетентных действий и зло- употреблений в жизненно важной сфере. Политика поддержания гражданского порядка, к примеру, основывается на строгих правилах ее осуществления, что минимизирует возможный ущерб злоупотреблений властью. Но когда общество наделяет Центральный банк полномочиями для поддержания экономического по- рядка, оно не дает ему конкретных указаний, следовательно, его руководство наде- ляется практически неограниченной свободой действий.
В качестве примера злоупотребления властью можно привести использование денежной политики Центрального банка с целью оказания влияния на итоги выбо- ров. Предположим, что результаты президентских выборов определяются, главным образом, экономическими условиями во время предвыборной кампании. Руководи- тели Центрального банка, симпатизирующие действующему президенту, имеют воз- можность осуществлять в этот период экспансионистскую монетарную политику, стимулируя производство и занятость, так как они прекрасно понимают, что неизбеж- ный впоследствии рост цен проявит себя «во всей красе» только после завершения кампании. Итак, в той степени, в которой представители Центрального банка считают себя союзниками политиков, свобода их действий выражается в экономических флук- туациях, приуроченных к датам выборов. Экономисты называют период таких коле- баний политическим циклом деловой активности.
Вторая, более сложная проблема денежно-кредитной политики связана с регу- лированием уровня инфляции. Представителям Центрального банка известно, что в долгосрочном периоде выбор между инфляцией и безработицей отсутствует, но они объявляют о стремлении добиться нулевого роста цен. Однако достижение стабильности цен вряд ли осуществимо практически. Почему? Возможно, потому, что как только у субъектов экономики формируются определенные представле- ния об уровне ожидаемой инфляции, политики оказываются перед выбором меж- ду инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Весьма соблазнительно отказаться от заявлений о ценовой стабильности, чтобы достичь более низкого уровня безработицы. Данное противоречие между словом (заявления политиков о предполагаемых действиях) и делом (реальные действия) называется непосле- довательной во времени политикой. Так как политики часто ведут себя непос- ледовательно, субъекты экономики весьма скептически относятся к заявлениям представителей Центрального банка о его намерениях сократить уровень инфля- ции. Следовательно, инфляционные ожидания всегда превышают декларируемый политиками уровень. Высокие инфляционные ожидания, в свою очередь, сдвига- ют в краткосрочном периоде кривую Филлипса вверх, и политический выбор между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде становится менее бла- гоприятным.
Один из способов устранения проблем, вызванных политикой здравого смысла, — введение жестких правил, регулирующих политику Центрального банка. Предпо- ложим, что Конгресс США принял закон, обязывающий ФРС увеличивать пред- ложение денег точно на 3 % в год. (Почему на 3 %? Потому что средние темпы роста реального ВВП составляют именно 3 % в год, соответственно возрастает и спрос на деньги. Рост денежной массы на 3 % обеспечивает необходимую стабиль- ность цен в долгосрочном периоде.) Такой закон гарантировал бы общество от некомпетентных действий и злоупотребления властью со стороны ФРС и лик- видировал бы саму возможность существования цикла политической деловой
Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики
активности. Кроме того, данный закон обеспечил бы последовательность и преем- ственность экономической политики. Повысилось бы доверие субъектов экономи- ки к заявлениям ФРС об антиинфляционной политике, так как денежные власти были бы обязаны ограничивать предложение денег. Низкий уровень инфляцион- ных ожиданий привел бы к сдвигу краткосрочной кривой Филлипса вниз, и выбор между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде стал бы более благо- приятным.
Возможно введение и других правил монетарной политики. К примеру, более активное правило может требовать, чтобы ФРС увеличивала предложение денег на 1 % в ответ на каждый процент превышения безработицей естественного уров- ня. Итак, принятие Центральным банком обязательств по выполнению некоторых правил защитило бы общество от некомпетентности, злоупотреблений властью и непоследовательности при проведении денежной политики.
|