![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные транспортные самолеты и вертолеты
Для перевозки войск, боевой техники и воинских грузов могут использоваться как грузовые, так и пассажирские самолеты и вертолеты, а также пассажирские самолеты, переоборудованные в транспортно-санитарный вариант. Основные тактико-технические данные некоторых образцов грузовых самолетов (вертолетов) приведены в табл. 27. Как правило, грузовые самолеты конструктивно выполняются с низко расположенным фюзеляжем, имеющим грузовой люк в хвостовой части, и снабжены десантно-транспортным и швартовочным оборудованием. Рассмотрим основные типы грузовых самолетов.
Для парашютного десантирования штатных грузов в полу грузовой кабины вмонтированы две магистрали транспортера.
Самолет предназначен для перевозки среднегабаритной техники и грузов. При необходимости на самолете устанавливается транспортно-санитарное оборудование для перевозки личного состава и раненых, транспортер для -парашютного десантирования техники и грузов.
Ил-76А – тяжелый грузовой самолет, максимальный взлетный вес – 170 т, крейсерская скорость полета – 765 км/ч, практический потолок – 10000 м., максимальная заправка топливом –84 т., максимальное количество пассажиров – 145-225 чел., коммерческая нагрузка: с полной заправкой топливом – 5 т.; с максимальной нагрузкой – 40-42 т., практическая дальность полета: с максимальной заправкой топливом – 9500 км; с максимальной нагрузкой – 2900 км., потребная длина ВПП – 2350 м.
* - Длина загружаемой рампы ** - Высота порога регулируется отклоняющейся рампой *** - Размеры грузовой площадки **** - Десантная нагрузка для вертолетов – указан полезный вес (вес груза); в скобках – вес груза на внешней подвеске Кроме перечисленных самолетов, эксплуатируются легкие грузовые самолеты Ли-2, Ил-14 и Ан-8, но ввиду малочисленности их парка практического интереса для выполнения воинских перевозок они не представляют. Перспективное развитие грузовой авиации идет по пути дальнейшего увеличения грузоподъемности, скорости и приспособления к перевозкам грузов в крупных контейнерах. Применение вертолетов для перевозки грузов экономически менее желательно. Однако в ряде случаев грузовые вертолеты имеют ряд преимуществ. С их помощью грузы и технику можно доставлять в труднодоступные для самолетной авиации районы. Кроме того, вертолеты могут доставлять на небольшие расстояния на внешней подвеске негабаритную технику. Из имеющихся вертолетов практический интерес для выполнения грузовых перевозок представляют Ми-4А, Ми-8, Ми-6 и Ми-10. Ми-4А — легкий грузовой вертолет с поршневым двигателем, Грузовая кабина негерметична, снабжена системой подогрева и вентиляции воздуха в полете, имеет грузовую лебедку с тяговым усилием до 500 кг с. На вертолете устанавливается грузовая стрела, позволяющая производить погрузочно-выгрузочные работы на режиме «висения». Вес груза в этом случае не должен превышать 150 кг, высота «висения» — 30-35 м. Ми-8 — легкий грузовой вертолет с газотурбинным двигателем. Транспортное оборудование аналогично вертолету Ми-4А. Погрузочная стрела для работ на режиме «висения» отсутствует. Ми-4А и Ми-8 предназначены для перевозки легкой техники с расчетом, доставки в небольших количествах материальных средств и личного состава. Ми-6 — средний грузовой вертолет с двумя газотурбинными двигателями. Грузовая кабина негерметична, имеет систему отопления и вентиляции воздуха в полете, снабжена электролебедкой с тяговым усилием до 800 кгс. Ми-10 — средний грузовой вертолет. В основу его конструкции положен вертолет Ми-6, в отличие от которого Ми-10 имеет высоко расположенный фюзеляж с грузовой кабиной, предназначенной для перевозки сопровождающего технику расчета (до 28 человек) или груза общим весом до 3 т, внешнюю грузовую платформу, на которой размещаются техника и грузы весом до 12т. Грузовая кабина имеет устройство для внешней подвески негабаритных грузов и техники. При перевозке на внешней подвеске грузовая платформа снимается. Все грузовые самолеты и вертолеты для закрепления груза на борту имеют швартовочное оборудование. В него входят: съемные швартовочные узлы, которые устанавливаются в специальные гнезда пола грузовой кабины, сетки и тросы (для тяжелых самолетов еще и цепи) для крепления грузов, упорные и распределительные колодки, специальные приспособления и др. В табл. 28 приведены основные тактико-технические данные современных пассажирских самолетов. Многие из пассажирских самолетов могут быть переоборудованы в транспортно-санитарный вариант, для чего предусматривается демонтаж бытового оборудования пассажирских салонов и установка грузового и санитарного оборудования, доукомплектование самолетов швартовочным оборудованием. Легкие самолеты (Ан-2, Як-40) могут быть переоборудованы в полевых условиях, тяжелые (Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114) — только в условиях специализированных предприятий. Трудозатраты при этом составляют несколько сотен человеко-часов. Возможности переоборудованных в транспортно-санитарный вариант пассажирских самолетов ограничиваются размерами дверей и удельным давлением на пол грузовой кабины, поэтому их целесообразно использовать для перевозки личного состава войск с легким вооружением, малогабаритных снабженческих грузов и для эвакуации раненых. Большинство пассажирских самолетов имеет высокое расположение грузовой кабины, что требует наличия на аэродроме погрузочных подъемников (автолифтов, автоподъемных кузовов и т. п.). Дальнейшее развитие пассажирских самолетов предусматривает увеличение их пассажировместимости. Уже сейчас появляются самолеты, позволяющие одновременно перевозить 300-350 человек. В недалеком будущем число пассажирских мест возрастет до 500-700. Наряду с тенденцией увеличения пассажировместимости и грузоподъемности самолетов наблюдается дальнейший рост их скоростей полета. Успешно проходят испытания первые сверхзвуковые транспортные самолеты (СТС), открывающие новую эру в развитии авиации. Появление их на воздушных трассах позволит в два-три раза уменьшить время дальних перелетов. Так, например, первый отечественный сверхзвуковой самолет Ту-144 позволит покрыть расстояние от Москвы до Хабаровска за 3 ч.
|