Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая смерть
опора на силу других людей; зависимость от других; манипулирование другими; конформизм, соответствие требованиям других; страхи; соперничество; ожидание похвалы и признания от других
Возможно, это покажется абстракциями, очень далекими от вашей жизни, но почитаем дневники: «...Когда я сумела найти эти свои три жизненных принципа и даже записала их (от неожиданности, наверное, что нашла), мне стало намного легче и интереснее жить. Напишу их здесь еше раз, по-моему, в дневнике я их не писала. Первый принцип — безвыходных положений нет, надо думать о том, что делать. Второй принцип — ни с кем и ни в чем не соревноваться. Моя жизнь не соревнование, не конкурс, она — большее. Третий принцип — надо учиться, надо каждый день учиться, только знаниям нет конца. Может быть, сейчас, когда я заметно поумнела, я бы их выразила— иначе, но тогда я была еще «маленькая» (кажется, 15 лет). Сейчас у меня, наверно, нет каких-то других, но и к этим я возвращаюсь уже нечасто, они стали частью моей жизни... ...Я редко вспоминаю прошлое, но один случай хорошо помню. Он, вообще-то, незначительный, но был в чем-то для меня главным. Незнакомая мне женщина, но хорошая знакомая моих родителей, очень эмоционально бросилась ко мне при первой встрече. Меня это так поразило фальшью, такой оставило неприятный осадок, что я долгое время боялась превратиться в такую «дамочку», принимая ее за настоящее взрослое поведение, которому мне надо будет учиться... Теперь-то я понимаю, что я не хотела быть как кто-то, хотела как я сама, но понимание пришло позже, благодаря стихам, наверное...» (Мария А.) «...Я спланировал свою жизнь на пять лет вперед и на десять...» (Алексей О.) «Понимаю, что если не планировать, то можно потерять много времени ни на что. У меня еще в школе были всякие планы, сейчас они уточняются...» (Юрий В.) «Я знаю, что я хочу и какая у меня цель. ...Планирую весь день и неделю...» (Ирина В.) «Спасибо тетради, когда я стал записывать, то стал лучше понимать, как я живу». (Владимир О.) «Спасибо тетради, теперь я спешу к ней каждый день. Она мне помогает жить... Завтра: внутренняя свобода, верность, наблюдательность... Завтра: независимость, воля, любовь... Завтра: ответственность, вравдивость, доброжелательность, внутренняя свобода, благодарительность...» (Ирина В.) «...Я люблю, вас, люди!!! ...Если бы мне сказали, что в мире не будет зла, если ты умрешь в муках, я бы умерла... ...Надо жить, надо учиться жить, как это трудно» (Мария А.) Еще много лет назад М.М. Рубинштейном было сказано, а сегодня с очевидностью подтверждают жизнь и наблюдение: «...натуры, переживающие в юности широкий размах колебаний и противоречий, натуры ищущие, знающие подъем и упадок, восторг и отчаяние, — это большей частью индивиды, которые потом дают большой процент людей выше среднего уровня и иногда исключительных. Наоборот уравновешенная юность, не знающая терзаний в себе, спокойная, взявшая разом устойчивую линию, эта юность обещает больше людей обычного среднего порядка. Конечно, это не есть признак, на основании которого можно ставить надежный диагноз, а это есть указание на известное общее характерное положение... В большинстве же случаев дело обстоит обратно: собственная неяркая натура с ее слабыми силами оказалась заглушенной окружающей социальной средой и ее духом, которые и насытили собою облик юного человека, что большей частью устойчивость среды, а не устойчивость данного человека, ею могут жить только те, кто не чувствует в себе жажды быть самим собой, что органически противоположно юности безусловно нежелательно с широкой социальной и жизненной точки зрения, так как при всеобщности этого явления прогресс стал бы аномалией или просто невозможным» (29, с. 158). Итак, в рассуждении о такой важной жизненной задаче, как принятие решения о карьере, можно расставить некоторые логические акценты: Получение специальности в вузе и получение образования — это разные виды активности человека, регулируемые разными целями в пространстве и времени его жизни. Время обучения в вузе регламентировано, тогда как, естественно, интеллектуальное становление человека этим временем не ограничивается. Профессия и карьера — это тоже разные жизненные реальности. Можно сделать карьеру, т.е. занять высокое социальное положение вне успехов в профессии, и, наоборот, можно добиться высот профессиональной деятельности, так и не сделав в ней карьеру. Карьера и стиль жизни, карьера и жизненная линия человека, карьера и Высокая Жизненная Цель: выбор свободы или рабства, выбор «Я». Планирование жизни, усилия по осуществлению планов, самоконтроль за их выполнением или конформизм и приспособление — выбор «Я». Стремление к обобщенным знаниям о жизни «Я», использование их для организации своей жизни или следование за конкретными формами жизни «Я», следование за другим человеком или группой — выбор «Я». Да, многое из того, что известно людям о жизни как обобщенные знания о ней, можно рассматривать и воспринимать как истины, испытанные и проверенные временем. К числу их относится и идея необходимости постановки перед собой высокой жизненной цели и все, что связано с ее достижением. Исследования культуры как семиотической системы, как контекста, где протекает жизнь каждого человека, показывают, что они ориентированы на разные типы коммуникации, на разные типы передачи найденной истины в виде текстов. Это значит, что существуют и разные способы создания интеллектуальной деятельности человека через работу его с текстом, содержащим истину, и с другим человеком, транслирующим этот текст. В работе Ю.М. Лотмана, которую я уже цитировала, по-моему, очень убедительно показано, что реальные культуры могут быть ориентированы на один из типов получения истины: на автокоммуникацию или на получение истины извне. Он считает, что существование этих ориентации особенно резко проявляется в идейном автопортрете, который создает каждая культура, в ее собственном мифологизированном образе, оказывающем воздействие на все культурные тексты. Это модель культуры, созданная в ней для самой себя. Она оказывает влияние на все тексты, но не отождествляется с ними, так как является обобщением тех противоречий, которые рождают тексты. В то же время она может быть представлена в текстах как своя противоположность. Мне кажется, что это рассуждение Ю. М. Лотмана прямо относится к тем текстам, которые строит индивидуум. В его личных текстах присутствует обобщенное представление о жизни, которое воплощается в текстах как утверждение жизни или ее отрицание. В это обобщенное представление о жизни, которое используется самим человеком, входят истины, добытые им самим (автокоммуникация) или заимствованные у других людей. Они обобщены в мифологизированном образе жизни, который входит в механизм построения человеком индивидуализированного культурного текста. Здесь надо уточнить, что мифологический образ — это образ, закрепленный в слове и ставший достоянием большого числа людей, которые используют этот продукт фантазии в своей практической деятельности. Как считает М.И. Стеблин-Каменский, мифологическое творчество — это сочетание неосознанности авторства с неосознанностью вымысла, когда человек принимает фантазию за реальность. Миф — это всегда содержание, исконную форму которого никогда нельзя установить. Используя миф как образ, обобщенный в слове, человек не является автором этого образа, хотя образ входит в структуру его психической реальности и составляет одну из ее образующих. Итак, каждый из нас принадлежит к той или иной культуре, которая своеобразно ориентирована на получение истины в виде текстов. Можно сказать, что каждый из нас в силу этого несет в своем сознании мифологический образ культуры, к которой мы принадлежим, в виде концепции жизни, проявляющейся в наших текстах, в наших способах взаимодействия с другими людьми по поводу текстов. Это не абстракция или умозрительное построение. Структура культуры проявляется в структуре текстов, которые она порождает. Если анализировать текстовые особенности культур с различной ориентацией на получение истины, то можно выделить такие различия: культуры, ориентированные на сообщение истины извне, порождают тексты-инструкции; культуры, ориентированные на автокоммуникацию при получении истины, порождают тексты-отношения. Соответственно, в первых видах текстов больше представлен предмет, объект, а во вторых — субъект. Это условное и очень грубое различие, но оно позволяет понять, по-моему, существование различных концепций жизни и способов их реализации. Одна из концепций жизни — потребление, другая –жизнеутверждение (А. Швейцер). Думаю, что сегодня в нашем быстро меняющемся мире с его огромными возможностями информационного обмена создание (даже само существование) культурных текстов становится все больше зависимым от индивидуальных способов их построения и взаимодействия через них с другими людьми, с другим человеком. Цена одного текста может быть ценой миллионов погубленных человеческих жизней или судьбой всей планеты. Ответственность за существование культуры становится не безличной - коллективной; она реальный факт жизни каждого из нас, игнорирование которого равно отказу от своей природы. Закончу эту тему цитатой из Ю.М.Лотмана: «Культуры, ориентированные на сообщения, носят более подвижный, динамический характер. Они имеют тенденцию безгранично увеличивать число текстов и дают быстрый прирост знания. Классическим примером может считаться европейская культура 19-го века. Оборотной стороной этого типа культуры является резкое разделение общества на передающих принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии, рост социальной пассивности тех, кто находится в позиции получателя сообщения... Тенденция к умственному потребительству составляет опасную сторону культуры, односторонне ориентированной на получение информации извне. Культуры, ориентированные на автокоммуникацию, способны развивать большую духовную активность, однако, часто оказываются значительно менее динамичными, чем этого требуют нужды человеческого общества. Исторический опыт показывает, что наиболее жизненными оказываются те системы, в которых борьба между этими структурами не приводит к безусловной победе какой-либо одной из них. Однако в настоящее время мы еще весьма удалены от возможности сколь либо обоснованно прогнозировать оптимальные структуры культуры...» (15, с. 44-45). Тем не менее прогнозирование оптимальной структуры психической реальности человека им самим возможно и осуществляется каждым человеком как построение жизненных планов и их реализация. В этих жизненных планах находит свое отражение концепция жизни как самообоснование человеком его «Я» - усилий Продолжим разговор об этом выдержками из дневников: «Что-то во мне бродит, толкается, что-то мешает. Отсюда и тошнота и сонливость, словно что-то не хочет уходить, но потеряло свое место и мешает. Я уже как бы нащупала это что-то, а вывести на свет никак не могу. Вот и хожу с каким-то комом внутри. Даже в снах снится, будто жду ребенка, ношу в себе бремя. Такое состояние. Надо было пойти в школу — не пошла. Потом, правда, оказалось, что не очень надо. И с институтом не довела до конца. Мне сейчас трудно среди людей, я так напряжена, скована, до боли в суставах. Я все время стремлюсь избежать толпы. Это не прежняя неуверенность, это что-то иное. В снах я боюсь, что меня заденут. Невнимательна, рассеяна. Не хочется никуда выходить. Жизнь опять учит на конкретных ситуациях. Необоснованно обвинила человека и тут же убедилась, что была не права, что подумала о : человеке хуже, чем он есть. Возмутило, что человек власть, данную ему должностью и ограниченную определенными правилами, превращает, в свою. Меня всегда возмущает наполеонство, и самодурство особенно. Вероятно, это есть во мне. Даже не вероятно, а есть. Я часто позволяю себе не считаться со многими правилами, стремлюсь быть «самодержцем»... Нельзя забывать о других людях, о взаимодействии... И опять чувствую, как мешают мне моя лживость и безответственность. Всегда держать данное слово и говорить только правду— это оказывается так трудно. Но я и пытаюсь-то плоховато. Так не хотелось идти к Ю.Б. То ли я устала от «внешних» отношений, бытовых, пустословных, то ли устала помогать. Опять о себе. Так много о себе. Сходила. Была искренне доброжелательна. И все же так сейчас тяготят «внешние» отношения. Я сбиваюсь с привычных ролей. Да, маловато я несу света и радости и многовато самости. Я снова ищу гармонию личного, межличного и надличного. Все у меня сейчас как-то проскакивает: и хорошее, и плохое, было и прошло, как ломтики отрезает. К урокам было трудновато готовиться: не срабатывают обычные мне приемы загружения мозга и памяти. А другие пробовать не решаюсь, боюсь опозорюсь: вот самость-то!» (Ирина В.) «Сегодня начала осуществлять свой план чтения. Я понимаю, что хочу объять что-то бесконечное, но хочу... Хочу знать и китайскую и японскую литературу, мне очень интересно сравнивать латышские и японские стихи — они все идут от моря. Я не знаю моря, но чувствую его в этих стихах, оно — вечное. Китайцы так умеют видеть вещи и говорить о них — такое впечатление, что у них нет случайных вещей, все вещи — живые. План-то я составила, а как выбирать главные книги, еще не решила. Читаю все подряд. Стыдно было, но не могла оторваться от Цвейга и читала на занятии, и в транспорте — все остановки пропустила. ...Пробовала говорить с девочками о строении языка, как-то я не могу сама высказать, что меня напрягает, когда говорят, что речь и мышление— едины. Что-то тут не то... Мне кажется, что мышление больше, что ли, речи, а как это доказать, не знаю. Надо учиться больше. Как я люблю прийти раньше всех в библиотеку, когда еще полы влажные, и читать — читать эти трудные и непонятные сначала книги...» (Мария А.). «Сегодня решил посмотреть, что есть по моей теме в библиотеке. Даже не поверил — ничего нет. Может быть, я плохо смотрел? Неужели это никого не интересовало? » (Владимир Н.) «...Дала себе установку на деятельность и благодарность, и в школу шла без внутреннего сопротивления. И получилось с доброжелательностью. Сегодня было ровное, дружелюбное отношение к детям. И в объяснении получилось думать не о том, как я говорю, а о том, кому. И еще получилась внутренняя свобода: первый раз давала урок при группе и лишь первые минуты думала о том, как она меня оценит. И еще я обнаружила, что могу видеть не несколько детей, как раньше, а почти целый класс. С дисциплиной сегодня странно, я совсем забыла о ней, а в классе рабочая тишина. Как-то просто мне было сегодня. А еще удалось порадовать детей добрыми словами и благовониями. Причем я радовалась вместе с ними. Вот сколько всего получилось. И ответственность отрабатываю — зашла в институт. Тоже как-то просто было договориться. Вот такое сегодня радостное и простое утро» (Ирина В.) Мне хотелось описать то движение молодого человека на пути принятия решения о карьере, которое можно было бы назвать жизнью развивающегося человеческого существа, в которой проявляется его стремление к полноценному бытию, к реализации того, что большинство людей считает значимыми для жизни ценностями — к спокойствию, доброте, отваге, честности, любви, бескорыстию и праведности. Психологи могут сегодня говорить о том, что тенденция развития в направлении полноценности и здоровья является не единственной тенденцией человека. В этом тексте уже говорилось о существовании у людей ориентации на смерть, на отчуждение от людей и жизни и т.п. Она также является предметом исследования в психологии, но каждый выбирает в своем учебном предмете приоритеты, наиболее близкие ему, поэтому я выбираю для вас тот материал, который позволяет составить представление о развивающемся молодом человеке. Человек несет в своей психической реальности свое будущее как ) концепцию жизни, как концепцию другого человека, как содержание' своей «Я»-концепции и не-«Я». Он одновременно и то, что он есть на — самом деле, и то, чем стремится стать. Это то свойство психической реальности, которое заставляет практически всех психологов говорить о том, что творческое воображение правит миром. Созданные человеком образы его самого, его жизни, жизни вообще, других людей или конкретного человека оказываются тем будущим, теми потенциальными возможностями, которые уже существуют в настоящем его психической реальности. Можно проверить, соответствует ли ваша концепция жизни, концепция другого человека и ваша «Я»-концепция как продукты вашего творческого воображения свойствам вашего «Я». Зачем это надо делать? Хотя бы для того, чтобы подняться на минуту над своим «Я», занять, как говорят, трансцендентальную позицию и определить, в каком направлении движется ваша жизнь. Как это сделать? Мне близка идея А. Маслоу о том, что «субъективными признаками измены самому себе, застоя, регресса, жизни исключительно из страха перед смертью, а не во имя развития, являются такие переживания; кактревога, отчаяние, скука, неумение радоваться жизни, вечное чувство вины и стыда, бесцельность, переживание пустоты, отсутствие самостоятельности и т. п.» (18, с. 195-196). Вы можете попробовать выявить эти качества в себе. Именно они отражают содержание указанных выше психологических образований, определяющих во многом направление движения жизни человека, оказывающих существенное влияние на самообоснование им любого решения жизненных задач. Признаками движения жизни человека в направлении ее развития можно считать его переживания радости жизни, счастья или эйфории, спокойствия, невозмутимости, ответственности, уверенности в своей способности справиться со стрессом, беспокойством и жизненными задачами. Именно эти переживания как проявление движения жизни молодых людей в направлении ее развития, как свидетельства самоактуализации их личности привлекли меня в дневниках, которые используются в этом тексте. В завершение этой главы остается сказать о том, что в психологии как науке существует проблема определения качеств психически здорового человеческого существа. Сложность этой проблемы связана с тем, что исследователь проецирует на идеальную модель здоровья, которую он строит как основание для интерпретации своих результатов, свои собственные переживания, свои концепции жизни и смерти, свои концепции другого человека и «Я»-концепцию. Следствие этой проекции очевидно — это многообразие факторов, которые входят в само понятие развивающегося человека, человека, который может решать жизненные задачи без ущерба для собственного «Я». С некоторыми из факторов вы уже познакомились, читая эту главу. Очевидность истины, что «не место красит человека, а человек - место, доказывается логикой самой жизни, где понятие места человека среди людей измеряется не только и не столько силой его власти, а и той системой ценностей, которую этот человек реализуетв отношениях с другими людьми. Это дает психологам основания го-ворить о том, что развивающийся человек проявляет и приобретает, как все более выраженные, следующие качества своей психической реальности (по А.Маслоу): более ясное, более эффективное восприятие реальности; большую открытость переживаниям; большую интегрированность, целостность и единство личности; большую спонтанность и экспрессивность, идеальное функционирование, жизнеспособность; полную самобытность, автономность и уникальность; более высокую степень объективности, отстраненности, умения подняться над своим «Я»; творческий подход; умение двигаться от абстрактного к конкретному и наоборот — от конкретного к абстрактному; демократизм в структуре характера — умение взаимодействовать с другими людьми: способность любить. Сегодня, когда вы заняты ежедневной учебой, одной из ее целей может быть достижение высокой профессиональной квалификации. Профессионализм, по-моему, естественное следствие активности развивающегося человека. Он, если что-то берется делать, естественно, делает это хорошо, так как он не отчужден от своего (любого!) дела. Не надо никаких специальных стимулов, чтобы развитый или развивающийся человек продуктивно работал в любой профессии. Такие стимулы нужны, как внешняя организация, только тем людям, которые не обладают важнейшим для осуществления любой активности качеством, которое выше было названо интегрированностью, це- лостностью и единством личности. Современное общество развивается таким образом, что человеку приходится постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности или осваивать смежные специальности и даже при необходимости менять сферу профессиональной деятельности. Важнейшим проявлением профессионализма становится готовность к освоению нового содержания профессиональной активности, |что может существенно изменить все поведение человека и строение его психической реальности, особенно в тех ее проявлениях, которые связаны с умениями, навыками — со сферой возможностей «Я». Это входит в противоречие с самим фактом существования профессий как нормированного, регламентированного (почти всегда инструкциями) поведения человека. Профессионализм как качество человека и профессия как его место в системе социальных отношений, в системе разделения труда оказываются разными реальностями. Профессионализм— это психическая реальность, он как качество принадлежит человеку, осуществляющему свою жизнь. Профессия|— это социальная реальность, это безличные требования к организации активности, это те социальные нормы и правила, автора которых, как и автора мифа, найти нельзя. Профессии и обрастают мифами — фантомами общественного сознания, которые могут стать и фантомами индивидуального сознания. Часто эти мифы являются основой выбора профессии молодыми людьми, которые еще не могут соотнести в своем сознании качества своего «Я» и требования профессии как социально нормированной активности. Существование профессиональных мифов основывается на относительной устойчивости содержания профессиональной деятельности человека, которое может приобретать относительную вариативность форм, что позволяет человеку, осваивающему профессию, вырабатывать свой индивидуальный стиль. Это еще только ждет вас, а пока... Пока переживания первых встреч с реальностью профессии — практика: ознакомительная, учебная, учебно-производственная или производственная. Неважно, как она называется в вашем вузе или университете. Важно, что вы будете делать то, что составит вашу будущую профессию. Делание — это модальность психической реальности, которая по своим качествам отличается от всех других. Именно ее своеобразие заставляет исследователей сознания говорить о существовании в его структуре биодинамической ткани (11), об относительной независимости души и сознания — телесного организма и психической реальности. (В профессиональной деятельности человека это является, к сожалению, частым явлением, когда человек вынужден делать то, к чему не лежит его душа, он делает то, что не любит). Именно это свойство сознания человека побуждает меня обратить ваше внимание на то, что любая профессия как требование к выполнению действия, как инструкция по организации активности человека потенциально предполагает использование только части свойств психической реальности человека. Это одна из самых существенных причин, ведущих к появлению профессиональной деформации – искажения психической реальности человека (прежде всего сужения границ «Я») под влиянием профессии. Это одна из причин, которые ведут к нарушению процессов развития человека, разрушая его качество целостности и интегрированности, создавая частичность и раздробленность, т.е. «частичного «человека, несущего в себе как единственную форму своего «Я» миф о своей профессии. Профессиональная деформированность человека часто видна непрофессиональным взглядом и выражается в оценках поведения человека: говорит, как учительница; думает, как врач; смотрит, как прокурор; начальственный вид и т.п. Уход в профессию часто является одной из форм ухода от реальности. Это — проявление защитных механизмов личности от необходимости встреч с реальностью, восприятие которой во всей полноте характеризует развивающегося человека. Уход в профессию — это одно из искусственных ограничений человеком границ своего «Я» формой профессиональной деятельности. Из того, что я вам пыталась сказать о профессии и ее освоении как одной из задач осуществления человеком своей жизни, следует несколько логических выводов, на которых есть смысл остановиться: Человек может сам выбирать способ решения им жизненных задач, способ получения истин, которые могут войти в обоснование им активности своего «Я». В природе юности — стремиться к проявлению своего «Я». Это стремление можно подавить в себе или придать ему движение к самоактуализации. Профессия - одна из форм человеческой активности, которая фиксирует возможное несоответствие различных структурных образований сознания человека. Профессионализм - качество психической реальности конкретного человека, индивидуальная форма проявления его жизни. Из дневника Марии А.: «Я сначала хотела делать так, как нам показывали, а потом поняла, что даже если я все делаю, как надо, я вижу за этим свое, а не только то, что нам показали. Мне стало и страшно и весело — у меня у самой получается, получается — я могу об этом сама думать...» Мне хотелось показать вам, что переживания человека— самое ценное, что дает ему его жизнь, жизнь его «Я». Переживания являются единицами психической реальности, они — сама эта реальность. Как не потеряться «Я»-усилиям по организации жизни в их многообразии? Об этом речь пойдет в следующей главе (см. главу 10 «Жизненная задача интериоризации морали».
|