Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Богословие книги Судей.
Главная тема книги Судей – постоянное отступничество Израиля и ответ Господа на него. Израиль как богоизбранный народ находится под властью Бога и только от Него может получать помощь. Если же Израиль отступает от Завета, то он лишается небесного покрова. В этом принципиальное отличие ветхозаветной религии от остальных языческих религий. Боги язычников были обязаны защищать вверенные им государства или города независимо от верности народа. Войны между государствами рассматривались как войны между богами и потому победа или поражение рассматривались как победа или поражение богов соответственно. Бог Израиля ведет Себя иначе. Он Сам попускает подчинение Израиля иноземным захватчикам в качестве суда за неверность Завету, а когда Израиль, охваченный раскаянием, взывает к нему, он дарует ему избавление. На вопрос «Почему Израиль так и не овладел землей, которую Бог обещал его предкам?» книга Судей дает такой ответ: «Потому что после смерти Иисуса Навина народ начал уклоняться от Господа». На территории, которой овладели израильтяне, они оставили языческие жертвенники и потому Яхве прекратил Свою помощь (Суд. II, 2; сравни Втор. VII, 5). Также вскоре была нарушена еще одна заповедь Второзакония: Израильтяне стали заключать браки с языческими народами (Суд. III, 5 – 6; сравни Втор. VII, 3). Потому действия Бога были совершенно оправданными. В речи II, 20 – 22 Господь объявляет о Своих намерениях как о последнем ответе на уклонения израильтян в идолопоклонство. Народы, которые были оставлены в Ханаане, чтобы испытать верность Израиля, теперь останутся там навсегда в наказание за неверность израильтян. В II, 11 – 19 дается сжатая характеристика всего периода Судей. Весь этот период показан как непрерывное отступление Израиля от Завета, когда Господь то судил израильтян, отдавая их в руки чужеземных поработителей, то (когда они взывали к Нему в отчаянии) проявлял Свою милость и ставил судью, вызволявшего народ из беды. В такие моменты израильтяне временно прекращали «блудно ходить вслед других богов», но очень скоро, когда судья умирал, вновь предавались идолопоклонству (19а). Иными словами, несмотря на все попытки Бога удержать их от злых путей, израильтяне продолжали упорствовать в своем непослушании (19б). За указанной ритмичностью, повторяемостью кроется очень важная богословская идея. А именно: каждое поколение израильтян было виновно в грехе идолопоклонства, и каждое поколение познавало на своем личном опыте вмешательство Господа и в смысле суда, и в смысле спасения. Таким образом, разрушается представление о том, что одно поколение пережило время испытаний и гнева Божия, а другое – время спасения и благополучия. Напротив, каждое поколение переживает целостный опыт богообщения, так же как и первое поколение, которое Господь вывел из Египта.[6]
|