Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Происхождение и время написания книги Судей.
Выделим две основные точки зрения: 1. Традиционная. Еврейская традиция, зафиксированная в Талмуде, называет автором книги Судей одного из величайших пророков Ветхого Завета – Самуила. А так как Самуил жил во второй половине XI века, то, согласно этой точке зрения, и книга Судей была написана в это время. В пользу данной точки зрения приводятся следующие аргументы (взяты у проф. П. А. Юнгерова): a) в I, 21 говорится, что иевусеи «до ныне» живут в Иерусалиме. А так как Иерусалим был завоеван царем Давидом (1 Цар. V), то автор жил ранее воцарения Давида; b) в VI, 24 замечено, что жертвенник Гедеона в Офре находится «до ныне». Вряд ли он мог долго просуществовать; c) описывая беспорядки в эпоху судей, писатель идеально смотрит на идею монархии и отсутствием царя объясняет идолопоклонство и междоусобицу (XIX, 1; XXI, 25). Следовательно, он не дожил до разделения царства и не был очевидцем последующих междоусобных войн северного и южного царств, а также идолопоклонства. Однако в качестве контраргумента можно указать на отрицательное отношение Самуила к монархии (1 Цар. VIII); d) в 1 Цар. XII, 8 – 12 в речи Самуила вспоминаются несколько судей и дается краткая характеристика всего периода судей. 2. Современная критическая (научная) точка зрения. Не отвергая причастности Самуила к созданию книги, критики говорят о том, что книга была завершена (если угодно, окончательно отредактирована) в VI веке до Р. Х. и автором (последним редактором) ее был человек, находившийся под сильным влиянием Второзакония. В качестве подтверждения приводятся следующие аргументы: a) тот факт, что время правления «малых» судей дается точно, в то время как периоды правления судей-освободителей – это круглые цифры, означающие время жизни одного поколения (40 и 80=40× 2), позволяет говорить о разных источниках; b) единство книги обеспечивается только лишь основной идеей, тогда как отдельные эпизоды выступают как самостоятельные рассказы (например, о смерти Иисуса Навина говорится 2 раза); c) обзор периода судей в II, 11-19, речи II, 1-5, VI, 7-10, X, 11-15 и повторяющиеся вводные и заключительные части к ключевым эпизодам глав III – XVI очень напоминают и по стилю, и по богословской направленности книгу Второзаконие. А так как считается, что Второзаконие возникло в конце VIII до Р. Х., а в южном царстве она стала известной при Иосии, то и книга Судей была завершена не ранее VII века. Тесная же идейная связь книги Судей с остальными историческими книгами первой группы позволяют говорить, что книга Судей была окончательно оформлена в VI веке до Р. Х., во время вавилонского плена. В то же время признается наличие в книге древних текстов таких как: 1) сведения о «малых» судьях (считается, что эти замечания взяты из документа, современного тем лицам, которые в нем упоминаются); 2) эпос XII – XI вв. о подвигах судей избавителей; 3) песнь Деворы (написана на древнейшем еврейском языке); 4) повествование 1-й главы; 5) два рассказа, образующие эпилог книги (XVII – XXI). Наличие этих древних источников (документов) свидетельствует, что Самуил мог иметь отношение к созданию наиболее древних частей книги.
|