Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники и богословие первой группы исторических книг.






Как уже было сказано, особое место среди исторических книг Ветхого Завета занимают книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Царств) и Царей (3 и 4 Царств), помещенные непосредственно за Пятикнижием и входившие в сборник «Ранних пророков». Составители этих книг опираются на обширный материал первостепенной важности и значения. Это не только устные рассказы, но и эпос ХII-ХI вв., Книга браней Господних, Книга Праведного (Ис. Нав. X, 13), жизнеописания судей, царей и пророков, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные авторы часто ссылаются (2 Цар. I, 18; 3 Цар. XI, 41; XIV, 19). Библейский археолог У. Ф. Олбрайт называет первоисточники этой группы исторических книг «бесценными документами». По его мнению, они были «переписаны и сокращены с большой осторожностью, многие из них – воспроизведены дословно».

Завершен этот цикл был, вероятно, на исходе VII века до Р.Х., а окончательную форму принял около 560 года (4 Цар. XXV, 27).

В современной библеистике эту группу книг также принято называть Второзаконнической (Девтерономической) историей, поскольку считается, что первоначально она открывалась Второзаконием. Современные ученые пришли к выводу, что язык, стиль и богословские доктрины книг сборника «Ранних пророков» подтверждают вывод, что автор Второзакония (это мог быть как отдельный человек, так и группа лиц), называемый девтерономист, собрал вместе различные источники разных периодов и во время плена создал единое обширное историческое произведение. Действительно, тесная связь книги Второзакония со сборником «Ранних пророков» видна уже из того, что книга Второзакония заканчивается смертью Моисея и указанием на Иисуса Навина как на преемника Моисея, тогда как события книги Иисуса Навина как раз после смерти законодателя Израиля. Также стиль автора Второзакония наглядно проявляется в прощальном обращении Моисея (Втор. XXXI), Иисуса Навина (Нав. XXIII), в речах Самуила (1 Цар. XII), Давида (2 Цар. II, 1-4), Соломона (3 Цар. VIII, 54 -61). Кроме того, только в книге Второзакония требование неукоснительной верности закону сопровождается запрещением уклоняться от его постановлений «направо или налево» (Втор. V, 32; XVII, 11, 20; XXVIII, 14). Это выражение неоднократно повторяется и в исторических книгах (Нав. I, 7; XXIII, 6; 2Цар. XIV, 19; 4 Цар. XXII, 2). Наконец, автор (или авторы) постоянно подчеркивает, что культовое поклонение должно происходить только в Иерусалимском храме. Это одна из основных заповедей Второзакония (Втор. XII) и за ее нарушение автор критикует даже царей, которые, «делая угодное в очах Господних», все же не могли уничтожить альтернативные места поклонения Яхве, называемые «высотами» (напр. 4 Цар. XII, 2-3).

Второзаконие обосновало учение об избрании Израиля (Втор. IV, 32-40). За верность обещано процветание, за неверность – кара, выраженная в потере обетованной земли (Втор. XXVIII). Яхве ведет Свой народ по особому историческому пути, конечная цель которого – построение Царства Божия на земле. Книга Иисуса Навина повествует о том, как Бог поселил избранный народ в Обетованной Земле, книга Судей показывает, как Господь наказывал Израиль за отступничества и посылал чудесное избавление при обращении. Затем 1 и 2 Царств рассказывают об установлении монархии и поставлении Давида, которому обещано вечное царство, а 3 и 4 Царств описывают религиозный и политический упадок, начавшийся при Соломоне и в конце концов приведший Израиль после целого ряда отступлений от Завета к краху.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал