Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гедеон (VI –VIII).
После победы Варака над хананеями израильтяне стали осваивать плодородные земли долины Изрееля, но тут появился новый враг – мадианитяне. Израиль вопиет к Господу, но вместо непосредственного ответа посылается безымянный пророк, который объясняет, что несчастье постигло людей за их непослушание. Однако Господь вновь намеревается спасти Израиль и инструментом избирает Гедеона. При этом можно отметить, что призвание Гедеона проходит по той же схеме, что и призвание Моисея (Исх. III). Как и Моисей, Гедеон получил призыв в то время, когда прятался от врага и выполнял черную работу (VI, 11). Как и Моисею, ему было сказано, что Господь посылает его спасти Израиль (14 ст.). Он, как и Моисей, возражает и говорит, что он не подходит для такой миссии (15 ст.). Но в ответ получает такое же обетование, что и Моисей: «Я буду с тобою». И как Моисей, Гедеон просит знамение в подтверждение своего призвания (17 ст.). Наконец, является чудесный огонь как знамение присутствия Бога (21 ст.). Итак, как Моисей спас Израиль от рабства египетского, так и Гедеон спасает от мадианитян. Таким образом, Бог Исхода опять приходит на помощь Израилю. VI, 11 Ангел Господень: есть мнение, что это архистратиг Михаил (в день памяти Архистратига Михаила читается данный отрывок в качестве паремии), но наиболее убедительная версия – Сам Яхве в обличии Ангела, так как в Ветхом Завете выражение “Ангел Яхве” почти всегда обозначает Яхве в Своей деятельности среди избранного народа. VI, 15 Самоуничижительные слова Гедеона означают, что он не обладает авторитетом, чтобы собрать ополчение, хотя по социальному статусу он не был беден (имел слуг), кроме того, его отец, по всей видимости, был начальником рода или клана, так как кумир Ваала стоял на принадлежащем им поле. VI, 25 – 32 Разрушение жертвенника Ваала. Избавление начинается с борьбы против идолопоклонства. Господь повелевает поставить жертвенник Ему и уничтожить жертвенник Ваала, так как согласно первой заповеди оба жертвенника не могли находиться рядом: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». При этом Господь повелевает взять другого тельца, семилетнего, который был, видимо, основным производителем и потому принесение его в жертву было серьезной потерей для хозяйства. Первый же телец – тягловый, с его помощью Гедеон должен был разрушить жертвенник Ваала. Из страха перед последствиями Гедеон разрушает жертвенник ночью. Народ требует смерти Гедеона, но находчивый отец решает спасти своего сына. Гедеон получает новое имя, т. е. обретает новую сущность, как бы заново рождается, становится героем. VI, 36 – 40 Чудо орошения шерсти. В древнем мире существовал обычай: непосредственно перед вступлением в битву искать помощи Бога. Но, учитывая, что Гедеон уже был призван Богом, его поступок является скорее выражением неверия, чем веры, в чем Гедеон сам и признается («Если Ты спасешь Израиля»; «Не прогневайся на меня»). Положительные ответы Господа в обоих случаях – уступки слабой вере Гедеона, а не указания на то, что Господь был доволен Гедеоном. При этом второе знамение (сухая шерсть) было действительно чудом, так как, если роса выпала и на землю, и на руно, то твердая площадка гумна должна была высохнуть намного быстрее, чем шерсть. VII, 1 – 8 Сокращение числа воинов до 300. Целью сокращения количества воинов было то, чтобы Израиль не имел повода хвалиться, будто спасся собственной силой (ст. 2). Кроме того, по повелению Господа Гедеон отбирает тех воинов, которые лакали по-собачьи, т. е. наименее достойных, лишенных человеческого достоинства. Впрочем, есть мнение, что Гедеон отбирает лежащих воинов, так как те могли передвигаться незаметно и могли потому проникнуть с большей легкостью в стан мадианитян. Но первое толкование предпочтительнее, так как настоящей битвы не было, и потому необходимость в искусстве воинов отсутствовала. VII, 16 – 25 Бегство мадианитян. Обратим внимание на странный набор предметов (трубы, пустые кувшины и светильники), которые берут с собой воины Гедеона. Читая библейский текст, видим, что настоящего сражения и не было. Победа была дана Богом, хотя искусная военная тактика также сыграла свою роль. Гедеон с большим мастерством развернул свое маленькое войско так, что создал впечатление огромной и мощной армии, окружившей лагерь врага. Крики людей Гедеона «меч Господа и Гедеона» повергли в ужас перепуганных мадианитян. В панике и смятении они сначала повернули свои мечи друг на друга, а затем бежали в беспорядке к Иордану, где обнаружили, что пути отступления перекрыты людьми Гедеона, оставшимися в резерве (VII, 24 – 25). Последующий захват и казнь двух вождей мадианитян показывают, насколько полным было их поражение. VIII, 22 – 27 Правление Гедеона. Израильтяне хотели видеть в Гедеоне больше, чем простого судью и вождя. Он должен был править как царь, а сыновья его – наследовать ему (22 ст.). Тем более что Гедеон вел себя подобно царю с тех пор, как перешел через Иордан, и потому его сторонникам казалось вполне справедливым, чтобы он стал царем. Они основывались на том, что он спас Израиль. Но это было заблуждение, так как не Гедеон, а Господь спас Израиль. Беда была в том, что люди не хотели и не смогли отдать всю честь и хвалу Господу за свое избавление. Гедеон же хорошо осознавал это и, несмотря на то, что он хотел стать царем (своего сына он назвал Авимелех, что означает «отец мой – царь») и вел себя в дальнейшем подобно царю (большое количество жен), все же Гедеон отвечает достойным и категорическим отказом. При этом он просит у народа часть захваченного у мадианитян золота и делает из него ефод. Не совсем ясно, что это был за предмет. Предполагают, что это был 1) идол или кумир, 2) памятник в честь победы, 3) подобие ефода первосвященника. Наиболее вероятно последнее предположение, тем более что в ефоде первосвященника хранились урим и туммим, т. е. средства для узнавания воли Бога. А так как Гедеон объявил, что единственным Владыкой Израиля является Господь, то нужно было иметь возможность обращаться к Яхве с вопросами и знать Его волю. Скорее всего, именно с таким намерением Гедеон положил ефод в Офре, т. е. там, где Господь впервые явился ему. Но этот акт благочестия оказался ошибочным поступком, так как со временем ефод стал фактически идолом и израильтяне начали поклоняться ему. Вскоре же после смерти Гедеона идолопоклонство, начавшееся с поклонения ефоду, быстро развилось в полномасштабное поклонение Ваалу (33 ст.).
|