Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ 3 страница
Проведенные аэрофотосъемка и геомагнитные исследования показали, что наиболее крупные трипольские поселки служили своеобразными племенными центрами и, возможно, являлись прообразом будущих городов (так называемые протогорода). Анализируя общее количество жилищ на различных поселениях, удалось подсчитать, что там проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч людей одновременно. Таким образом, в эпоху расцвета трипольской культуры в Приднестровье отмечена значительная плотность населения: на 1 кв. км приходилось в среднем около 13 человек. В северной части Днестровско-Прутского междуречья образуется, пожалуй, наиболее густонаселенная область из всего ареала распространения трипольских племен. Этот регион стал одним из основных центров данной культуры. Здесь выделяют три района наибольшей концентрации древних поселений, причем один из них включает и территорию северной части Приднестровья. Поздний период. Трииольское общество на завершающем этапе. К концу 1Уи в первой половине III тыс. до н. э. трипольская культура достигла наивысшего расцвета, после чего стали появляться первые признаки кризиса. Основная его причина - ухудшение природных условий, связанное с расширением степного ландшафта и сокращением лесной растительности. Мотыжное земледелие на малоплодородных лёссовых почвах, охота и рыболовство уже не могли обеспечить прежний уровень жизни постоянно увеличивающегося населения. Засушливый климат резко сократил и кормовую базу скотоводства. В создавшихся условиях продолжало возрастать значение земледелия, которое развивалось за счет освоения новых площадей. Техника обработки земли и уборки урожая осталась на прежнем уровне, так как примитивные роговые рала на воловьей упряжке были непригодны для поднятия целины и применялись в основном для рыхления грунта перед посевом. Лёссовидные почвы через несколько лет интенсивного использования быстро истощались и восстанавливались лишь спустя десятилетия. Уменьшение плодородия почв вынуждало обитателей трипольских поселений каждые 40-50 лет покидать их и создавать новые на других землях. В животноводческом хозяйстве крупный рогатый скот по-прежнему оставался основным источником мясной пищи и шкур, несмотря на появление в трипольских поселках кур и лошадей. Лошадь, вероятнее всего, была заимствована у соседних скотоводческих племен, и ее использовали не только для перевозки грузов, но и для верховой езды. Как и прежде, скот содержался преимущественно на подножном корму, что приводило к периодическому сокращению стада накануне зимы. Примитивная агротехника и относительно низкая культура животноводства не могли обеспечить нормальное существование. Поэтому приблизительно к середине III тыс. до н. э. происходит определенная трансформация трипольских общностей. Складывается ряд новых этнокультурных образований, хронологически занимавших промежуточное положение на этапе перехода от энеолита к эпохе ранней бронзы. На территории Приднестровья в этот период сформировались две родственные локальные группы позднетрипольского населения. Племена усатовской локальной группы. К середине III тыс. до н. э. часть населения Среднего Поднестровья вынуждена была покинуть свои земли и переселиться в степные районы Северо-Западного Причерноморья и Румынии. Непривычные для трипольских племен природные условия степного юга оказались малопригодными для земледелия, но весьма способствовали развитию скотоводства, поэтому оно стало ведущей отраслью хозяйства для усатовской группы населения. Эта группа получила свое название по первому открытому и исследованному памятнику этого типа у с. Усатово под Одессой. Для своих поселений эти племена часто выбирали естественно защищенные участки, нередко их дополнительно укрепляли валами и рвами. Наряду с небольшими укрепленными стоянками строились и достаточно крупные поселения с разнообразными каменными хозяйственными и культовыми сооружениями, которые, вероятнее всего, являлись межплеменными культурными центрами. Основным из них было поселение у с. Усатово, рядом с которым располагалось несколько курганных и грунтовых могильников. Усатовские курганы имели достаточно сложные конструкции, состоящие из каменных куполов, закладов и кромлехов. Судя по погребальному инвентарю, в них хоронили в основном племенных вождей и родовых старейшин. Захоронения рядовых членов племени представляли собой грунтовые могильники. Как правило, это были небольшие ямы, перекрытые каменными плитами или закладами и содержащие бедный погребальный инвентарь. Показательно, что к настоящему времени на территории Нижнего Поднестровья известны поселения и курганы лишь этой локальной группы. На левобережье Днестра усатовские курганы были обнаружены близ г. Тирасполя, а также у сел Буторы, Спея, Красногорка, Бычок Григориопольского района, Парканы, Терновка и Суклея Слобод- зейского района. Почти в каждом из них были найдены характерные керамические изделия, орудия труда, оружие из камня, кости и металла. Наиболее яркая и богатая группа усатовских захоронений была исследована на правобережье Днестра у с. Пуркары района Штефан Водэ. Здесь, на равнинном плато коренного берега, находилось четыре кургана, содержавших 11 усатовских захоронений. Три из них были окружены массивной каменной обкладкой. В центре самого крупного кургана найдено одно из наиболее богатых погребений этого времени. Наряду со столовыми и кухонными сосудами в нем находилось шесть бронзовых изделий, серебряные височные кольца, роговая мотыга и множество украшений из полированных птичьих костей. Наличие серии бронзовых орудий и другого погребального инвентаря, а также внушительной курганной насыпи указывает на принадлежность данного комплекса представителю местной родоплеменной знати. В этом районе, непосредственно у Днестра, известно синхронное поселение, к которому, вероятно, и относились обнаруженные курганы. Кроме того, полученные материалы позволяют предположить, что в этом регионе Нижнего Поднестровья усатовские племена постоянно пасли свой скот. Это подтверждается и находками в парных захоронениях костяков детей и молодых мужчин, которые могли быть пастухами. Характерным элементом погребального инвентаря усатовских племен являются своеобразные стилизованные фигурки женщин на кубических постаментах, а также большая группа кухонной керамики со значительной примесью толченой ракушки в тесте. Одновременно наблюдаются уменьшение (по сравнению с предшествующей эпохой) разнообразия керамических форм и постепенная деградация расписного орнамента. Население усатовской группы разводило преимущественно коз и овец, однако в хозяйстве использовали и лошадей, и крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер, но базировалось на укрепленных поселениях. Пашенное земледелие отошло на второй план и практиковалось в основном в долинах рек. Охота и рыболовство не занимали сколь-нибудь важного места в хозяйстве. Играя роль форпоста трипольского мира на юге, усатовские племена первыми вступили в контакт со скотоводческим населением ямной культуры, а затем какое-то время сдерживали их натиск. Вероятно, на первом этапе их взаимоотношения носили довольно мирный характер, что нашло свое отражение в ряде степных импортов в позднетри- польских погребальных комплексах. Однако к концу III тыс. до н. э. усатовское население сходит с исторической арены, будучи вытесненным или ассимилированным пришлыми племенами. Племена выхватинской локальной группы. Эти племена получили свое название по первому исследованному памятнику у с. Выхватинцы Рыб- ницкого района. Они занимали территорию по обоим берегам Днестра, приблизительно от г. Сороки на севере до г. Дубоссары и устья р. Реут на юге. Выхватинские посе Наиболее ярким памятником данной культурной группы, безусловно, является выхватинский могильник, случайно открытый на территории одноименного села. Он находился на высоком мысу, образованном левым берегом Днестра и двумя оврагами, недалеко от синхронного поселения. За годы раскопок была исследована площадь в 900 кв. м, на которой в общей сложности находилось 74 захоронения. Многие из них были окружены каменными обкладками или имели каменные перекрытия. Все погребенные этого могильника лежали в скорченном положении, преимущественно на левом боку, посыпанные белой глиной или красной охрой. Большинство захоронений содержало достаточно выразительный погребальный инвентарь. Обнаруженная здесь коллекция орудий труда и оружия немногочисленна и представлена в основном кремневыми, каменными, роговыми и костяными изделиями, а также одним металлическим предметом - шилом. В инвентаре явно преобладает керамика, которая делится на столовую, изготовленную из мелкоструктурной глины, и кухонную, вылепленную из массы с примесью мелкотолченых раковин. Своеобразие столовой посуде придает исключительно горизонтальное построение росписи, нанесенной темно-коричне- вой, иногда в сочетании с красной, охрой. Кухонная керамика украшена параллельными отпечатками оттисков шнура и характеризуется более низким качеством. Особенно выразительна антропоморфная пластика, представленная реалистичными женскими статуэтками и погремушкой прекрасной сохранности, которые находились в детских захоронениях. По мнению археологов, могильник разделялся на два участка. Один из них предназначался для захоронения рядовых членов общины, другой - для членов обособившихся семей. Каждый из таких семейных некрополей содержал останки одного-двух мужчин, одной женщины и трех-пяти детей, Показательно, что именно мужские погребения выделяются как качеством, так и количеством погребального инвентаря. Таким образом, на этапе перехода от позднего энеолита к ранней бронзе основной ячейкой общества становится патриархальная семья. Судя по погребальному обряду, в этот же период происходит выделение родоплеменной верхушки - старейшин и вождей, обладавших богатствами и властью. О социальном расслоении общества наглядно свидетельствует погребальный инвентарь некоторых захоронений, а также появление на поселениях и могильниках жезлов, боевых и парадных топоров. Первобытнообщинный строй оказался у порога своего разложения.
Кроме выхватинского могильника, который и сегодня продолжает оставаться наиболее крупным и выразительным для данной группы позднетрипольского населения, известно всего два местонахождения аналогичных погребальных комплексов - у сел Голерканы и Оксентия Дубоссарского района, на правом берегу Днестра, которые практически полностью уничтожены водами Дубоссарского водохранилища. Однако нет со В эпоху позднего триполья неуклонно возрастает роль мужчины в жизни семьи и общины, что обусловлено необходимостью быстрого освоения новых земель, требовавшего поднятия целины, вырубки и корчевки леса, специализацией металлообработки, гончарства и обработки кремня, строительством оборонительных укреплений и развитием скотоводства. В обстановке участившихся военных столкновений особое значение приобретает фигура мужчины-воина. Об этом говорят находки многочисленных боевых топоров и клевцов из оленьего рога, камня и металла. Роль женщины все больше ограничивается сферой домашнего хозяйства и сопутствующими ему занятиями. Но она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, связанного с культом боги- ни-матери и плодородия. На территории Приднестровья охарактеризованные выше общества развивались в течение трех-четырех столетий - с XXYI по XXII в. до н. э. Этому периоду присущи крупные хозяйственные и социальные изменения, бурные межплеменные отношения. Изучение трипольской культуры показало, что она являлась одним из основных центров развитого производящего хозяйства в Европе и отличалась высоким уровнем развития материальной и духовной жизни местного населения. Древнейшие скотоводческие племена эпохи энеолита. Длительное время считалось, что первыми скотоводческими племенами, проникшими в Северо-Западное Причерноморье, были носители ямной культуры. Однако масштабные раскопки курганов, проведенные за последние 20 лет, опровергли эту точку зрения. Оказалось, что наиболее ранними являются древнейшие погребальные комплексы, предшествующие захоронениям не только ямной, но и усатовской культуры. Общее количество древнейших подкурганных захоронений невелико и насчитывает в Приднестровье несколько десятков погребальных комплексов. Наиболее ранние из них характеризуются скорченным положением костяка на спине и восточной ориентировкой. По мнению исследователей, указанные памятники первоначально были бескурганными и связаны с небольшими коллективами скотоводов и ремесленников, проникших в данный регион с востока. Определенным эталоном при характеристике этой группы захоронений является основной погребальный комплекс в кургане у с. Суворово Одесской области. Здесь в парном погребении среди богатого инвентаря, представленного орудиями труда и украшениями из меди, кремня и раковин унио, был обнаружен каменный скипетр, реалистически изображающий голову лошади с надетой уздой. О глубокой древности комплекса свидетельствуют находки скипетров, обнаруженных в слоях различных древнезем- ледельческих обществ. Анализ подобных стилизованных зооморфных изображений из камня - так называемых скипетров - позволил отнести их к сравнительно узкому хронологическому периоду - середине IV тыс. до н. э. Данный вывод подтверждает и найденный фрагмент схематршеского скипетра на трипольском поселении Верхние Жоры (I) на Днестре. С определенной долей вероятности группу древнейших скотоводческих захоронений можно отнести к выделяемой на Украине Новоданиловской группе памятников, которая датируется серединой - началом второй половины IV тыс. до н. э. О том, что указанные племена обитали в низовьях Днестра, свидетельствует открытие приднестровскими археологами первого аналогичного комплекса в кургане у пос. Слободзея. Здесь в разрушенном еще в древности центральном погребении были обнаружены орудия труда из меди и камня, а также украшения из кости, характерные в основном для Новоданиловских памятников. Единичные находки подобных захоронений косвенно сви-
детельствуют о том, что проникновение сюда первых скотоводов было крайне немногочисленным и носило, скорее всего, эпизодический характер. Второй группе энеолитических памятников присуще скорченное положение на левом или на правом боку. С захоронениями именно этого типа на данной территории возникла традиция возведения курганных насыпей. Идея строительства курганов была обусловлена, очевидно, подвижным образом жизни первых скотоводческих племен: курганная насыпь хорошо видна на равнинных просторах восточноевропейских степей. Своеобразие указанных памятников позволило выделить их в культурную группу Хаджидер, характерную в основном для территории Днестровско-Пруто-Дунайского междуречья. Среди основных комплексов этой группы преобладает восточная ориентировка. Обнаруженный погребальный инвентарь весьма выразителен и состоит из редких сосудов различных форм, орудий труда, оружия из кремня и рога, вотивных изделий, а также характерных для энеолита украшений - ожерелий из зубов животных и костяных бус. Наиболее яркую серию данной группы дали исследования уникального культового комплекса в кургане 9 у с. Красное Григориопольского района. Здесь под древнейшей курганной насыпью были обнаружены девять энеолитических захоронений и связанный с ними монументально-ритуальный комплекс. Вероятно, в древности этот курган являлся своеобразным храмом-святилищем для местного скотоводческого населения. Он состоял из деревянных и каменных конструкций и включал примитивные зооморфные и антропоморфные каменные плиты и изображения, среди которыхдоминировали головы быка и примитивные изображения человеческой фигуры. Показательно, что в одном из захоронений был найден выразительный костяной скипетр со вставленной в рабочую часть медной пластиной и инкрустацией из шести медных стержней. Он не имел следов сработанности и, скорее всего, принадлежал вождю племени или же жрецу данного храма. Скотоводческие энеолитические племена разводили преимущественно мелкий рогатый скот - коз, овец - и лошадей. Немаловажное место в составе стада занимал и крупный рогатый скот. Изображение узды на скипетре, обнаруженном в кургане у с. Суворово, позволяет утверждать, что в этот период уже была освоена верховая езда, которая способствовала мобильности степного населения. Исключительно интересными представляются данные трассологического анализа кремневых изделий из двух погребений в кургане у с. Красное. В одном из них находились орудия для обработки дерева, в другом - для обработки кожи, что позволяет говорить о зачатках ремесленной специализации уже в энеолитическую эпоху. О высоком развитии идеологических представлений, связанных с культом быка и солнца, свидетельствует не только храмовый комплекс у с. Красное, но и открытие остатков аналогичного святилища с антропоморфными стелами у с. Оланешты района Штефан Водэ на правобережье Днестра. Обнаруженные на этих памятниках древнейшие монументальные изображения говорят об их культурной принадлежности к традициям энеолитическои эпохи, хотя в последующее время они широко использовались для перекрытия более поздних, в основном ямных, захоронений. Историческое развитие энеолита завершается проникновением на эти земли очередной волны инокультурных скотоводческих племен так называемой постмариупольской группы. Большинство указанных памятников также связано с курганным строительством и характеризуется крайней бедностью погребального инвентаря. Основными особенностями отмеченных комплексов являются вытянутое положение погребенных на спине и отсутствие керамики. Их связь с восточными регионами северопричерноморских степей подтверждается аналогичными захоронениями Орельско-Самарского междуречья. Относительная хронология древнейших подкурганных памятников Приднестровья дает возможность отнести постмариупольскую группу ко второй четверти III тыс. до н. э. Различный погребальный обряд и инвентарь энеолитических захоронений позволяет сделать вывод о полиэтничности первых скотоводческих племен региона, представленных, как минимум, тремя отмеченными культурно-хронологическими группами. Проникновение на левобережье Днестра первых племен ямной культуры ознаменовало наступление здесь новой исторической эпохи - бронзового века. § 5. Бронзовый век После трех тысячелетий относительно мирного и стабильного развития Приднестровье попадает в ареал общеевропейских миграций древних племен и народов. В первую очередь это было связано с развитием скотоводства. Ухудшение климата, увеличение численности домашних животных привели к истощению старых пастбищ и поставили скотоводов перед необходимостью поиска новых плодородных земель. С середины III тыс. до н. э. начинается массовая миграция в этот регион многочисленных скотоводческих племен, генетически не связанных со своими предшественниками. Наряду с новым укладом жизни они приносят и качественно новый обряд погребения. Именно с этого времени в Поднестровье широко разворачивается возведение курганов, навсегда определивших историческое своеобразие местного степного ландшафта. Курганы сооружались различными племенами кочевников и зачастую являются единственным документальным свидетельством их пребывания на этих территориях. Появление здесь кочевых народностей ознаменовалось постепенным вытеснением, а на рубеже III и II тыс. до н. э. - почти полным исчезновением процветавших когда-то местных земледельческих культур. В человеческой истории наступила новая эпоха - бронзовый век. Ни один предыдущий период в первобытной истории Поднестровья не характеризуется таким количеством культур, как этот. В течение III и особенно II тыс. до н. э. здесь активно перемещались многочисленные скотоводческие племена и народы, последовательно уступая место друг другу. В это время происходит разложение первобытного коллективного хозяйства, утверждаются патриархальные отношения и, как следствие, окончательно выделяется племенная верхушка. На огромных степных пространствах Восточной Европы изменяется хозяйственный уклад жизни - на смену земледельческим культурам приходят скотоводческие. Племена ямной культуры. Степи Северо-Западного Причерноморья характеризуются умеренно теплым и засушливым климатом, с непродолжительной мягкой зимой, засушливым летом с небольшим количеством осадков, частыми суховеями
и засухами. Наиболее благоприятные условия для развития скотоводства складывались в те годы, когда зимой или вовсе не было снега, или его покров в степи был столь незначителен, что не мешал животным самим добывать себе корм. Способствовали развитию скотоводческого хозяйства и огромные естественные запасы типчаково-полын- ной и полынно-злаковой растительности, пригодной для разведения лошадей и овец. Однако морфологический анализ палеопочв показал, что в IV— Ш тыс. до н. э. климат в Северном Причергюморье был более сухим и холодным, чем в настоящее время. Его некоторое смягчение произошло лишь на рубеже Ш-П тыс. до и. э. Таким образом, с одной стороны, благоприятные природные факторы стимулировали развитие степного скотоводства, а с другой - суровые погодные условия приводили к необходимости постоянных поисков новых, еще не истощенных пастбищ. В данных природных условиях и сложилась ямная культурно-историческая общность, которая получила свое название по наиболее характерному для нее типу погребального сооружения. Ямная культура сформировалась еще в эпоху энеолита, когда ее отдельные племена начали постепенное продвижение с востока на запад, проникнув в эпоху ранней бронзы на пространства Нижнего и Среднего Поднестровья. Первые памятники этой культуры относятся к середине - второй половине III тыс. до н. э. Отсутствие в этом регионе поселений или стоянок позволяет считать, что основной формой хозяйства у ямных племен было, скорее всего, подвижное скотоводство. Подвижный образ жизни скотоводческих племен исторически закономерен и косвенно подтвержден сотнями однотипных курганов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Высокая мобильность степного населения подтверждается и находками в захоронениях одинаковых четырехколесных повозок, которые благодаря массивным формам вполне могли заменять кочевнику дом. Данная категория находок свидетельствует не только об освоении степных пространств, но и об основном виде экономики скотоводческих племен, а также образе их жизни. Памятники ямной культуры хорошо известны в Приднестровье и представлены исключительно подкурганными захоронениями. Умерших хоронили в простых ямах в скорченном положении на спине, коленями вверх. Погребальные камеры перекрывались дубовым накатом и лишь потом засыпались землей. Дно, как правило, устилалось травой или тростниковыми циновками. Погребальный инвентарь относительно бедеР1 и однообразен: встречается лепная плоскодонная керамика различных форм, изредка изделия из бронзы (листовидные ножи, шилья, тесла), оружие (кремневые и костяные наконечники стрел), орудия труда (кремневые ножи, пластины, скребки, костяные лощила, проколки, астрагалы, каменные растиральники и выпрямители для стрел). Достаточно часто погребенных сопровождали различные украшения. Эта наиболее многочисленная и выразительная категория находок включает серебряные височные кольца и пронизки, медные и бронзовые пронизки, поясные обоймы и наручные браслеты, ожерелья из зубов животных и др. Нередко в ямных захоронениях встречаются примитивные антропоморфные стелы, грубо изображающие человеческую фигуру. Их изучение показало, что практически все стелы были обработаны для вертикальной установки в землю. Вторичное их использование в качестве перекрытий захоронении эпохи бронзы подтверждает версию, что они генетически не связаны с ямной культурой, а были изготовлены в предшествующую эпоху степными энеолитическими племенами. Население ямных племен занималось преимущественно скотоводством и разводило мелкий и крупный рогатый скот, а также лошадей. Определенную роль, вероятно, играло и земледелие, о чем говорят обнаруженные на некоторых сосудах отпечатки культурных растений и следы их местной обработки. Охота и собирательство особого значения не имели. Погребения данной культуры обнаружены во всех районах Приднестровья. В северной части региона эти племена поддерживали тесные контакты с носителями культур шнуровой керамики и шаровидных амфор Карпатского бассейна, а на юге - с рядом культур раннебронзового века Балканского полуострова. Таким образом, здесь четко выделяются два основных направления миграции ямных племен. Одновременно происходило взаимодействие и с племенами усатовской группы. Находки как усатовских импор- тов в ямных погребениях, так и ямных в усатовских свидетельствуют о длительных и преимущественно мирных контактах между двумя группами степного населения. В начале II тыс. до н. э. на позднем этапе развития ямной культуры решающую роль начинают играть усиливающиеся центробежные тенденции. Они были обусловлены периодом сосуществования ямных племен с различными катакомбными группами, проникавшими с востока на территорию Приднестровья. К тому же, вероятно, происходила взаимная ассимиляция при доминирующем влиянии со стороны катакомбной культурно-исторической общности. Наличие тштичных катакомбных наконечников стрел в некоторых костяках ямной культуры свидетельствует о сложном характере отношений между двумя группами скотоводов. Очевидно, со временем позднеямные племена были полностью ассимршированы и подверглись культурной трансформации со стороны племен катакомбной культуры. Население катакомбной культуры. Расселение катакомбных племен, получивших свое название по характерной черте погребального обряда, начинается приблизительно в конце XIX - XVIII в. до и. э. В этот период отдельные группы катакомбного населения проникают в Нижнее Поднестровье, почти целиком занятое ям- ными племенами. Эта культура представлена исключительно погребальными памятниками PI характеризуется отсутствием в данном регионе поселений. Умерших хоронили в катакомбах, преимущественно в вытянутом положении на спине. Как правило, для погребений использовались насыпи более ранних энеолитических и ямных курганов. Находки катакомбных курганов единичны и являются исключением в культурной традиции этого населения. Большинство погребений было совершено в полах курганной насыпи и располагалось по кругу, в основном в ее южной части. Вход в катакомбу закрывался деревом, каменной плитой или глиняной пробкой, сама погребальная камера землей не засыпалась. Тела укладывали на травяную или тростниковую подстилку и посыпали охрой или мелом. Погребальный инвентарь этой культуры весьма выразителен: керамика с плоским дном, часто украшенная резным и лепным орнаментом, а также орудия труда, оружие В этот период широкое распространение получают каменные боевые топоры, иногда украшенные орнаментом. Такой полированный топор из базальта и обломок аналогичного топора, украшенные изящным рельефным орнаментом, были обнаружены в центральном под- курганном погребении близ Тирасполя. Судя по прекрасной сохранности и отсутствию следов сработанности, это орудие являлось парадным и принадлежало вождю или старейшине племени. К парадному оружию следует отнести и полированные булавы круглой формы, изредка встречающиеся в погребениях. Из орудий труда катакомбной культуры следует отметить бронзовые ножи листовидной формы, комбинированные орудия на кремневой пластине и небольшие шилья, изготовленные из кавказских мышьяковистых бронз. Хозяйство и патриархальный уклад ката- комбных племен практически не отличались от ямных. Основой хозяйства также было подвижное скотоводство, а земледелие играло подсобную роль. Развитие в период ранней бронзы главным образом скотоводческого хозяйства при почти застойном земледелии тормозило внутриобщинное разделение труда. Эти обстоятельства в определенной мере обусловили относительный застой патриархальных обществ данного времени. Дальнейший социальный прогресс мог базироваться только на одновременном развитии скотоводства и земледелия, которые стали основой хозяйств архаичных обществ, начиная со среднего периода эпохи бронзы. Племена культуры многоваликовой керамики. Культура мно- говаликовой керамики была выделена относительно недавно и получила свое название по наиболее характерному для нее типу керамической посуды. Вопрос происхождения этой культуры во многом остается еще неясным. Считается, что формирование данных племен происходило в конце XVII - начале XVI в. до н. э. в Подонье под влиянием взаимодействия носителей катакомбной культуры с иноэтническими группами. Переселяясь на запад и постепенно ассимилируя остатки населения ранней бронзы, племена культуры многоваликовой керамики формируют несколько культурных вариантов. Один из них - юго-западный - образовался в междуречье Днестра и Прута и включал в себя территорию Поднестровья.
|