Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поднестровье — составная часть Европейской Сарматии
Т ерритория Приднестровья на рубеже и в первой половине I тыс. н. э. продолжает оставаться ареной бурных исторических событий. В силу своего географического положения эти земли были частью контактной зоны между народами Центральной, Северной, Юго-Восточной Европы и античным миром Причерноморья и Средиземноморья. В контактных зонах, в отличие от регионов, которые были центрами развития тех или иных этносов, культурно- этнические процессы имели свои особенности. С одной стороны, контактные зоны отличались консерватизмом, поскольку были периферией основных массивов населения, с другой - взаимодействие различных этносов создавало здесь предпосылки для возникновения новых общностей. Важную роль во взаимоотношениях как между близкородственным, так и разноэтническим населением играли его контакты с античным миром, уровень и характер которых зависели от конкретной исторической ситуации. Благоприятные климатические условия и географическое положение всегда привлекали в Поднестровье различные этнокультурные объединения и группировки, стремившиеся к нижнедунайским провинциям империи и античным припонтийским центрам. Поднестровье выполняло в этом функцию транзитной, «перевалочной» базы и плацдарма для дальнейшего броска, а Днестр - не только торгового пути, но и транспортной артерии. Начало новой эры, по справедливому замечанию исследователей, - дата достаточно условная, но тем не менее смена эпох произошла в 1 г. н. э. Античный мир захлестнули серьезные перемены - Римская республика превращалась в мировую империю, устремив свою экспансию на европейский Барбарикум, который напоминал бурлящий котел. В поле зрения римских интересов не могли не попасть территории нижнего Дуная и Поднестровья. И хотя первые походы легионов на эти земли относятся ко времени Мит- ридатовых войн, влияние Рима в данном регионе на протяжении длительного периода было непрочным. Ситуация значительно меняется в последней трети I в. до н. э.: в 29 г. до н. э. в Риме устанавливается принципат Октави- ана Августа. К этому же времени - 29 или 27 г. до н. э. (вопрос довольно спорный) - относится и создание провинции Мёзия, благодаря чему началось укрепление римских позиций в бассейне Дуная и на севере причерноморского побережья. Тем не менее, по мнению исследователей, первые годы и даже десятилетие после введения принципата римское правительство не имело четко выработанной программы в отношении этой территории. Однако к 15 г. до н. э. принцепса вынуждают рассчитаться с ветеранами, которые привели его к власти, а для этого необходимы были новые земли. У Августа созревает дерзкий план северной кампании, и не случайно в 16 г. до н. э. военные действия разворачиваются по всему Дунайско-Рейнскому фронту. Кроме того, в течение всего периода длительного правления Августа римляне, опасаясь постоянных набегов со стороны сарматов, бастарнов и фракийцев, должны были укреплять свое владычество на черноморском побережье и нижнем Дунае. В сферу имперских интересов попадают и античные центры левобережья Нижнего Подунавья - Тира и ряд других, где римское влияние ограничивалось узкой приморской полосой и носило характер военной оккупации. И все же эти города, вероятнее всего, стали составной частью Римской империи, о чем свидетельствует ссылка в 8 г. н. э. опального римского поэта Овидия в г. Томы (совр. Констанца) принцепсом Окта- вианом Августом. В этот же период начали формироваться отношения между варварской периферией и провинциальными центрами. Необходимо подчеркнуть, что Нижнее Поднестровье того времени представляло собой ближнюю периферию, которая пережила эпоху наиболее грозных и отчаянных столкновений Рима с варварами и продолжала существовать до конца IV в. н. э. На рубеже старой и новой эры Риму пришлось столкнуться с сарматами, с которыми связан значительный период истории Юго-Восточной Европы. Будучи основной политической силой, они вместе с другими варварскими племенами представляли собой мощный барьер, противостоящий экспансии Рима в этом регионе.
С момента своего появления в степях Северо-Западного Причерноморья сарматы активно воздействуют на политическую и экономическую ситуацию. Такое влияние объясняется просто: сарматы являлись частью сложного и динамического социально- Сарматы были восточными соседями скифских племен и до III в. до н. э. обитали за р. Танаис (Дон). Ранние античные авторы называли их «савроматами» (от иранского слова «саоромант», означавшего «опоясанный мечом»). В III в. до н. э. в античных источниках появляется слово «сарматы», собирательное для различных близкородственных племен. Первым о «сарматах» и «Сарматии» упоминает Гераклид Понтийский (390-310 гг. до н. э.). Родство сарматов и скифов, близость их языков подчеркивает и Геродот. Язык сарматов, как и язык скифов, принадлежал к северо-восточной подгруппе иранских языков. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первоначальное формирование культуры сарматов происходило в степном Поволжье и Приуралье в VIII-VII вв. до н. э. Древнейший период истории сарматов - «савроматский» - датируется VI-IV вв. до н. э. и характеризуется становлением и дальнейшим развитием кочевого хозяйства. В это время происходит образование союзов родственных племен, развиваются коневодство и всадничество, осваиваются и совершенствуются новые типы железного вооружения конников и снаряжения боевых коней. К концу IV в. до н. э. союзы сарматских племен выходят на историческую арену как сильные в военном и политическом отношении объединения, стремившиеся расширить свои территории. В результате миграции начинается проникновение сарматских племен на правый берег Дона и дальнейшее их продвижение на запад, в глубь скифских владений. Этот период в истории сарматских племен носит название раннесарматского и датируется IV-II вв. до н. э. Массовый характер движение сарматов на запад приняло во II в. до н. э. К концу I в. до н. э. они прочно освоили междуречье Дона и Днепра, эпизодически появляясь на правобережье Днестра и даже в низовьях Дуная. При описании Северного Причерноморья греческий историк Страбон (64 г. до н. э. - 24 г. н. э.) размещал в степях между Днестром и Днепром «языгов, сарматов, так называемых царских и ургов».
Судя по письменным источникам, первое непосредственное столкновение сарматов с римлянами произошло в 16 г. до н. э., когда кочевники впервые перешли Дунай и вторглись в Добруджу и Мёзию. Но римский сенатор Тарий Руф сумел успешно отразить их натиск. Однако уже в первом десятилетии I в. н. э. римлянам, которые в 6-9 гг. подавляли Панноно-Далматинское восстание, пришлось срочно вернуть свои ле К этому периоду относятся и свидетельства Овидия о пребывании на берегах Понта сарматов, которые свободно разгуливали по городу и переправлялись по льду через Дунай. Овидию даже пришлось выучить сарматский язык: «Сам я, римский поэт, нередко, простите, о Музы! Употреблять принужден здешний сарматский язык». Все свидетельства начала I в. н. э. говорят о стремительной миграции лишь отдельных сарматских групп в чуждую им этническую среду. Сарматские объединения - западная ветвь кочевников, которая представлена языгами, роксоланами, а несколько позднее аланами, - активно втягиваются в борьбу Рима с варварами и Боспором. Конец правления императора Тиберия (14-37 гг. до н. э.) ознаменовался тем, что объединения языгов прошли территории, заселенные бастарнами и даками, и, преодолев с севера горные перевалы Карпат в области верхнего течения Тисы, заняли равнину между Дунаем и Тисой - Венгерскую пушту - последний островок евразийских степей. К периоду правления императора Клавдия (41-54 гг. н. э.) относятся сообщения Тацита об участии конницы языгов в войне ставленника Рима царя квадов Ванния с гермундурами и лугиями в 50 г. н. э. С этого времени вся деятельность языгов связана с событиями в Среднем Подунавье. Следы их пребывания прослежены в археологических находках Среднего и Верхнего Поднестровья - это 7 погребений у с. Ленковцы. 10 погребений у с. Киселов Черновицкой области, а также погребение у с. Буряковка Тернопольской области. Во второй половине I в. н. э. очередная сарматская волна прокатилась по всему Северному Причерноморью - на историческую арену выходит новое мощное сарматское объединение аорсов и роксоланов. Все северопонтийские полисы оказались в их окружении, кроме того, значительные массы кочевников сосредоточились в непосредственной близости от провинции Мёзия. У роксоланов в это время уже существовала царская власть, которая, вероятно, была наследственной, о чем свидетельствуют как письменные источники, так и археологические находки. С серединой I в. н. э. связывается еще одно весьма примечательное событие, которое не нашло должного отражения в письменных источниках, но было установлено по нумизматическим данным. На землях к западу от Днепра в начале 50-х годов возникло мощное политическое объединение, просуществовавшее около 30 лет. Это царство Фарзоя и его преемника Иненсимея, которые чеканили в Ольвии собственную монету. Ранние монеты относятся по времени к периоду, предшествовавшему монетной реформе Нерона (64 г. н. э.), а последние были выпущены при Веспасиане или Тите до 82 г. н. э. Характерная черта этих монет - наличие на них тамгообразных родовых знаков. Неоспоримым свидетельством того, что Поднестровье входило в состав царства Фарзоя-Иненсимея, являются археологические находки предметов, помеченных их тамгами. Первое изделие с тамгой схемы Фарзоя было найдено у с. Грушка Каменского района. Тамга располагалась на серебряной бляхе подперсья и происходила из частично разрушенного погребения. Вторая находка относится к богатейшему неограбленному погребению у с. Пороги Ямпольского района Винницкой области: на роскошной поясной фурнитуре, шейной золотой гривне, мече и серебряном кубке располагались тамги схемы Иненсимея. Это позволило исследователям связать данное захоронение с ним самим или же с ближайшим его родственником. Определить принадлежность Фарзоя и Иненсимея к какому-либо объединению не представляется возможным, однако есть предположение, что сам факт существования царства крайне тревожил римлян. Этим, пожалуй, объясняется и акция Тиберия Плав- тия Сильвана, назначенного новым легатом Мёзии. Об акции становится известно из его эпитафии, где наряду с послужным списком содержится ряд интереснейших сведений из истории Северного Причерноморья. Как следует из эпитафии, в 57-67 гг. н. э. защита провинции была значительно ослаблена отправкой V Македонского легиона в Армению на помощь Цезанию Пету для укрепления его влияния. Другие источники устанавливают более точную дату отправки войск: конец 61 - начало 62 г. Лишенный основной силы, Плавтий Сильван вынужден был действовать на свой страх и риск: проведенная им кампания блестяще удалась летом-осенью 62 г. Все эти события описываются следующим образом: «Отправив большую часть войск в Армению, он все же сумел подавить начавшиеся было волнения сарматов, перевел их на свой берег реки (Дуная), царей, прежде римскому народу неведомых или враждебных ему, дабы они склонились под его знаменами. Возвратил царям бастарнов и роксолан их сыновей, а царю даков - братьев, взятых ранее в плен или захваченных врагами, и принял от некоторых из них заложников, чем укрепил мир в провинции и раздвинул ее пределы, ибо осадой заставил царя скифов отступить от Херсонеса, что находится по ту сторону Борисфена (Днепра). Первым он доставил из этой провинции великое количество пшеницы, чем пополнил хлебные запасы своего народа». Судя по тексту эпитафии, бастарны, роксоланы и даки являлись союзниками Сильвана, так как им были возвращены заложники, а сарматы Фарзоя и скифы, состоявшие, очевидно, в коалиции, выступали в роли противников. Причина «волнения сарматов», по всей вероятности, заключалась в существовании самого царства Фарзоя, чеканившего собственную золотую монету, что расценивалось как политический акт и символизировало независимость государства. Поэтому вполне можно допустить, что среди «неведомых прежде царей», которых Сильван привел в Мё- зию и заставил склониться перед римскими знаменами, находился и Фарзой. Это событие подтверждается и прекращением после 62-го вплоть до 69 г. чеканки его монет. Плавтий Сильван также раздвинул пределы провинции, «ибо осадой заставил царя скифов отступить от Херсонеса». Следовательно, римские войска по пути к этому го-
роду форсировали Днепр, а значит, не миновали Тиру и Ольвию, где были оставлены гарнизоны. Все Северо-Западное Причерноморье после этих событий вошло в состав провинции, правда, на короткий срок, всего на 6-7 лет, так как в Риме после самоубийства Нерона в 68 г. началась гражданская война, в которой мёзийские войска приняли активное участие и покинули в основной массе не только северопричерноморские города, но и саму провинцию. Воспользовавшись благоприятной для себя ситуацией, сарматы Фарзоя в союзе с даками и бастарнами зимой 67-68 гг. вторглись в Мёзию, где, по словам Тацита, «изрубили две римские когорты». Однако следующий зимний поход 9-тысячной тяжело вооруженной конницы оказался для роксоланских катафрактариев неудачным: в Мёзии случайно находился III Галльский легион, который перебрасывался из Иудеи в Италию одним из претендентов на престол - Веспасианом Флавиём. Не ожидавшие встретить здесь войска и вынужденные спешиться из-за глубокого снега, сарматы были наголову разбиты и отброшены к Дунаю. Тем не менее в этом же году сарматы вновь нападают на провинцию. В борьбе с ними гибнет легат Мёзии Фонтей Агриппа. И только легату Рубрию Галлу, который был назначен Веспасианом (69-79 гг.), удалось вытеснить воинственных пришельцев за Дунай и укрепить свои границы. В 69 г., на 21 году своего правления, Фарзой возобновил чеканку монет в Ольвии, на которых он изображен уже постаревшим, бородатым. Чеканились эти монеты на протяжении 10 лет. В самом конце 70-х годов царство перешло к Иненсимею, но ненадолго. К 83 г. Иненсимея, очевидно, уже не было в живых, так как греческий философ Дион Хризостом, который в это время посещал Ольвию, застал город освободившимся от власти «скифских царей». Военные действия конца 60 - 70-х годов, несомненно, связаны с событиями в самой империи, и сарматы, видя слабость позиций Рима в регионе, не преминули этим воспользоваться.
После стабилизации положения в империи при Веспасиане начинает укрепляться дунайская граница. Здесь размещаются I Италийский, VII Клавдиев, V Македонский и V А1аМае (Жаворонка) легионы. При образовании в 86 г. провинции Нижняя Мёзия на этих территориях остались I Италийский и V Македонский легионы со вспомогательными частями. Кроме того, к ним была присоединена нижнедунайская флотилия, что делало силы римлян довольно значительными. Во всяком случае до 89 г. данные о военных конфликтах между римлянами и сарматами отсутствуют. В 89 г., как сообщает Светоний, император Домициан направил против сарматов войска «после того как ими был уничтожен легион вместе с легатом». В 92 г. военные действия завершились победой римлян. В знак победы над сарматами император преподнес лавровый венок Юпитеру Капитолийскому. Этим эпизодом было зафиксировано последнее столкновение сармат с Римской империей в I в. По словам Сенеки, «Дунай разграничивает сарматские и римские пределы, а также сдерживает сарматские вторжения». В результате всех этих событий территория междуречья Дуная и Днестра прочно заселяется сарматами, а к концу I в. н. э. завершается образование «Европейской Сар- матии» - понятие, введенное Клавдием Птолемеем. На картах «Географического руководства», составленных им в середине II в. н. э., через всю Восточную Европу протянута эта надпись. По всей вероятности, за весь период своего обитания в северопричерноморских степях сарматы стали такой значительной силой, что информация о них достигла Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история Европейской Сарматии (а Поднестровье было ее составной частью) связана с постоянными походами, набегами и переселением кочевников. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволяющего охранять кочевья, отчуждать у более слабых соседей пастбища и скот, взимать дань с земледельцев, совершать стремительные набеги на территорию Римской империи. Кочевали сарматы преимущественно в меридиональном направлении: зимовья кочевников находилось на юге в степи, весной и летом они доходили до зоны лесов, а затем возвращались назад. Гораздо меньшая, чем у земледельцев, потребность кочевников в рабочей силе удовлетворялась в основном за счет бедных членов сообщества, что позволяло сарматской знати отчуждать значительную часть прибавочного продукта и сосредоточивать в своих руках большие богатства. Однако главным источником обогащения сарматской знати была не эксплуатация бедных сородичей, а война, которая приносила и доходы, и богатство. В сарматском мире сложились особые аристократические отряды тяжело вооруженных конников - катафрактариев: их можно сравнить со средневековыми дружинами витязей или рыцарей, основным занятием которых была война. Снаряжение, вооружение и тактика боя катафрактарийцев значительно отличались от принятой у кочевников, что сильно поразило римлян при первых же столкновениях. В сарматских аристократических погребениях I в. н. э. постоянно присутствуют детали снаряжения - чешуйчатые панцири, конская катафракта, шлемы, длинные мечи и копья, что так не похоже на захоронения рядовых общинников с короткими мечами, кинжалами и наконечниками стрел. Помимо продажи в рабство пленников, еще одной формой внешней эксплуатации как сарматских, так и несарматских племен было данничество. Весьма важным источником обогащения сарматской аристократии служили дары и денежные субсидии, которые она получала от римлян. Клиентские связи между сарматами и Римом, сложившиеся к концу I в., были жизненно необходимы и для варваров, и для римлян как в сфере политических и военных, так и в сфере экономических отношений. В обязанности клиентов входили требования не вступать во враждебные империи союзы, не совершать против нее военных действий, а также принимать на себя удары рвавшихся к Дунаю племен. Особых почестей были удостоены сарматские цари - они получали богатые дары, иногда им жаловали римское гражданство и даже оказывали военную помощь. В целом отношения с сарматскими племенами для Рима в конце I - начале II в. складывались достаточно благоприятно. Главным его противником на дунайских границах становится окрепшая Дакия, против которой и были направлены основные действия империи в этом регионе. Дакийские войны, которые вел император Траян (98-117) в 101-102 и в 105-106 гг., привели к разгрому непрочной державы Децебала и образованию новой провинции Дакии. Из кратких сообщений древних авторов известно, что в 102 г. конница роксоланов принимает участие в походе на Нижнюю Мёзию. Пребывание сармат на территории Приднестровья в I - начале II в. подтверждается археологическими находками. Наиболее ранние сарматские захоронения, датируемые 40-70 гг., были исследованы у современных сел Грушка Каменского района, Красногорка и Токмазея Григориопольского района. Памятники у сел Коротное и Парканы Слободзейского района, близ г. Тирасполя и у пос. Слободзея приходятся на конец I - начало II в. К этому периоду может быть отнесено и недавно исследованное впускное захоронение у с. Мокра Рыбницкого района. Среди погребального инвентаря, найденного в женском захоронении, следует отметить бронзовый Сармагский катафрактарий браслет со змеиными головками, браслет из
пронизей в виде жуков-скарабеев из египетского фаянса, гончарный сероглиняный по- зднеантичный кувшин и золотое височное кольцо. К середине II в. по степям Северо-Западного Причерноморья прокатилась новая и последняя волна сарматского нашествия, которая связывается с аланами. Несмотря на то что аланские племена упоминаются в трудах древних авторов первой половины I в., заметную роль в истории они сыграли позднее. Значительная часть аланов переселяется в Днестровско-Дунайское междуречье в период правления Антонина Пия (138-161) и Марка Аврелия (161-180). Античная история говорит о них как о сильных, храбрых «много конных воинах». Аммиан Марцелин отмечает живущих возле Днестра «европейских алан». В конце II в. они занимают господствующее положение среди сарматского населения Поднестровья и прилегающих к нему территорий. Название «алан» встречается и в многочисленных разноэтнических племенах, принимавших участие в Маркоманнских войнах (166-180), основным театром действий которых были среднедунайские провинции. Значительная часть сарматских памятников в низовьях Днестра и Дуная относится к концу II - III в. Среди них выделяются и аланские, для которых, по мнению исследователей, характерны центральные подкурганные захоронения в больших квадратных ямах с деревянными срубами, золотые украшения в так называемом золото-бирюзовом стиле, бронзовые литые котлы с зооморфными ручками, деревянные сосуды и Немаловажное значение для изучения аланских памятников в Приднестровье имеет курган у с. Мокра. Насыпь его была высотой 3 м, диаметр - 50 м, погребальная камера прямоугольной формы размерами 3, 4 х 3, 2 х 2, 2 м. Вокруг нее сооружена глиняная площадка диаметром 33, 5 м, на которой совершалась заупокойная тризна - ее следы сохранились до наших дней. Погребальная камера перекрыта двумя накатами толстых плах. В центре ямы установлена колода, выдолбленная из цельного ствола дерева, в которой находился погребенный. Несмотря на то что курган был ограблен еще в древности, в погребальной камере и в колоде сохранился многочисленный погребальный инвентарь: предметы, связанные с культом огня у сармат и аланов, - глиняные лепные курильницы, в которых сжигались травы и семена ароматических растений. Интересен бронзовый котел-кубок на конической ножке с зооморфными ручками в виде скульптурных фигурок горных козлов. Вся внешняя поверхность кубка была покрыта орнаментом в виде вертикальных валиков. Кубок также использовался для воскурения. Для этих же целей служил и бронзовый светильник, выполненный в подражание античным образцам.
Кроме изделий, связанных с культом огня, найдены предметы, изготовленные в римских провинциях и попавшие к варварам либо в качестве военных трофеев, либо в результате торговых связей. К ним относятся бронзовый таз полусферической формы и бронзовый галло-римский тонкостенный узкогорлый кувшин с крышкой. Гончарная краснолаковая миска могла попасть как из провинции, так и из северопричерномор Наиболее ценные и интересные вещи были обнаружены в полуразрушенной колоде: полихромные стеклянные бусы, а также бусы из янтаря, коралла и агата, разнообразный стеклянный бисер, служивший для украшения костюма. Многочисленные золотые бляшки, нашивавшиеся на одежду, выполнены в виде полых полусфер и напоминают чешуи злаковых растений или стилизованные цветы. Одежду украшали нашивки с корпусом в виде колокольчика с дисковидной подвижной подвеской и прямоугольные бляшки со стилизованными фигурками, изображающими лежащую лошадь. Из ювелирных украшений сохранились изящной формы парные золотые перстни с камнедержателем-амфоркой, корпусом которой служит миндалевидное зерно бирюзы. Интересен спиралевидный золотой перстень, края которого оформлены в стилизованную композицию в виде головок дракона, декорированных гранатами и голубой пастой. Большой удачей стала находка остатков ларца из слоновой кости с рельефными резными изображениями Эрота-Купидона - шаловливого посланца Афродиты с младенческого до отроческого возраста. Шкатулка, судя по всему, была изготовлена в мастерских Боспора и повторяла с определенной «провинциальной вуалью» великолепные античные образцы. Анализ погребального инвентаря из кургана у с. Мокра говорит о том, что он характерен для лиц высокого социального ранга, т. е. для аланской аристократии. Появление в первой половине III в. в Северо-Западном Причерноморье готов резко подорвало господство аланов, привело к смене этнополитической ситуации в регионе, а также к серьезным мировым потрясениям в масштабах того времени. Однако аланы не сходили с исторической арены довольно значительное время - они занимали не последнее место в руководстве армии готов, участвуя во всех походах на империю. Гуннское нашествие также втянуло алан в свое движение. Позднейшие римские историки рассказывают о действиях их конницы. Аланы прошли через всю Европу, проникли на Рейн, Британские острова, в Галлию и Испанию, переправились в Африку и постепенно растворились среди других народов. Небольшая часть алан, сохранившая свои этнические признаки, обитала в Буджак- ской степи вплоть до XIII в.
|