Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античная цивилизация в Нижнем Поднестровье
Тира в римское время. Самый значительный греческий полис Поднест- ровья - Тира - был основан выходцами из Милета в VI в. до н. э. Он располагался на западном берегу Днестровского лимана в центре плодородного края, где вначале соприкасались племена скифов и фракийцев, а затем проходила граница между Римской империей и миром варварских народов, беспрерывно сменявших друг друга на подступах к нижнему Дунаю. Первая характеристика Тираса (Днестра) и жителей города - тиритов принадлежит Геродоту. В последующих греческих и римских литературно-исторических памятниках Тира упоминается главным образом как географический объект, связанный с одноименной рекой, в результате чего резко возрастает ценность археологических, эпиграфических и нумизматических источников. Тира была обычным греческим полисом, в который входили пригородные небольшие поселения. Это был город-государство, представлявший собой рабовладельческую демократическую республику и имевший типичное для античного полиса устройство. На протяжении всего доримского периода истории эллинское население играло доминирующую роль в жизни города. По своему географическому положению и особенностям экономики Тира больше тяготела к Ольвии и Истрии, с которыми поддерживала тесные экономические, политические и культурные связи. Основу ее экономики составляли сельское хозяйство и ремесленные производства. С началом римской экспансии Тира не претерпела значительных изменений, так как римляне всегда оставались к северо-востоку от устьев Дуная инородным меньшинством. Они не имели прочной основы среди населения. И только по мере назревания социальных конфликтов, а также перед лицом нарастающей угрозы со стороны варварских племен Тира переходит на проримские позиции. Римское господство в Северо-Западном Причерноморье носило преимущественно характер военно-политического господства, что заставляло правительство империи уделять особое внимание организации и дислокации вооруженных сил на нижнедунайском участке границы. В период правления Клавдия (41-54) здесь были сосредоточены IV Скифский и V Македонский легионы, которыми командовал легат Мёзии. В конце 50-х годов V Македонский легион был временно переброшен в Армению для участия в военных действиях против парфян. Именно тогда произошли грандиозные столкновения римлян с варварами, которые приходятся на период наместничества в Мёзии Плавтия Сильвана. Его успешные действия были высоко оценены императором Веспасианом (69-79): «Плавтий так управлял Мёзией, что триумфальные почести полагались ему тогда больше, чем мне...» Ко времени возвращения V Македонского легиона на Дунай в 71 г. в Мёзии находились дополнительно еще три легиона - I Италийский, V А1аМае (Жаворонка) и VII Клавдиев. В годы правления Веспасиана (69-79) завершилось формирование нижнедунайской военной флотилии, названной Флави- евой Мёзийской. О том, что Тира с конца 50-х годов вошла в сферу пристальных интересов Рима, можно судить по нумизматическим источникам - наличию монет с изображением сената, а также по введению в 56-57 гг. нового летоисчисления, что свидетельствует о каких-то важных политических событиях в жизни полиса и в общем его подъеме. Присоединение Тиры к империи могло произойти во время правления Домициана (81-96), в период дакийских войн, так как после разделения Мёзии на Верхнюю и Нижнюю началось дальнейшее укрепление дунайского лимеса. Еще более пристальное внимание дунайским границам уделялось при императоре Тра- яне (98-117), когда была образована провинция Дакия. Именно к концу правления Трая- на, после завоевания Дакии в 106 г., в Тире появляется римский гарнизон, что зафиксировано торжественной надписью по поводу открытия какого-то военного сооружения. Гарнизон был составлен из воинов трех нижнемёзийских легионов, а также вспомогательных отрядов. Более того, имеющиеся материалы позволяют утверждать, что Тира была одной из опорных баз римского флота.
В 117 г. жители Тиры торжественно отмечали вступление на престол императора Адриана (117-138), в честь которого была установлена статуя с верноподданнической надписью. Существует предположение о том, что, путешествуя по нижнему Дунаю в 117-118 и 123-124 гг., император Адриан посещал Тиру. Свою независимость Тира окончательно утратила при Антонине Пие (138161), когда была включена в число римских провинциальных городов. Однако император даровал городу торговые привилегии, за что тириты откликнулись благодарственными посвятительными надписями и памятными монетами с изображением Антонина Пия и его наследника Марка Аврелия. Во время правления Марка Аврелия пошлинные привилегии граждан Тиры были снова подтверждены. Процветал город и в годы правления Северов, о чем говорит найденный при раскопках монументальный посвятительный алтарь в честь Септимия Севера (193-211), возведенный в 202 г. Однако в этот период все виды деятельности граждан Тиры строго контролировались римской администрацией. Являясь одним из дальних городов Нижней Мёзии, Тира поддерживала тесные взаимоотношения с другими центрами.
В начале III в. на охваченную экономическим и политическим кризисом империю двинулись различные варварские племена. Именно тогда, как писал историк и нумизмат П.О. Карышковский, «Тира сыграла роль утеса, о который разбилась первая волна варваров». Этой первой волной стало движение карпов, которые были разбиты в окрестностях Тиры в 214 г., о чем свидетельствуют эпиграфические источники, найденные в окрестностях Белгорода- Днестровского и в римской колонии Эск в Нижней Мёзии.
В середине 50-х годов III в. Тира подверглась основательному разгрому со стороны готов, двигавшихся в пределы империи, что подтверждают археологические находки. Эти же материалы говорят о том, что разрушение жилых кварталов и цитадели не привело к концу истории города. В сохранившихся свидетельствах о событиях 269-270 гг. у Засима есть прямое указание на строительство варварского флота у «реки Тираса, впадающей в Понт». После готского разгрома Тира восстановилась, хотя в значительной степени и утратила черты античного полиса. В IV в. она уже мало чем отличалась от сельского поселения. Свое существование Тира прекратила внезапно - исследователи связывают ее гибель с гуннским нашествием. Косвенным подтверждением этому служат находки амфор из «послеготского дома», а также монета Валентиниана (364-375). Экономика Тиры. Культурные и экономические связи в первые века нашей эры продолжали развиваться. Особый подъем экономики приходится на II - на- чало III столетия. Важное место в экономике Тиры занимала торговля, которая велась как сухопутным, так морским и речным путем. Мимо полиса проходил морской каботажный путь от островов Эгейского и Средиземного морей к Боспору Фракийскому, Дунаю, Тирасу, Борисфену, в Таврику и далее на восток. Современные исследователи считают, что античный торговый флот был достаточно мощным, средний тоннаж каждого корабля примерно равнялся тоннажу европейских парусных кораблей XVIII столетия. Начиная с рубежа эпох и в первые века нашей эры активизировались связи Тиры с Египтом, Книдом, Малой Азией, а также с южнопонтийскими и восьмью западнопон- тийскими центрами. Обнаруженные в ходе раскопок материалы дают представление о статьях тирасского импорта. В римское время, как и в более ранние периоды, основу экономики Тиры составляло сельское хозяйство, поэтому ее благополучие зависело от сельскохозяйственной округи, в пределах которой размещались и земельные участки граждан. Тирасская хора занимала довольно значительную территорию. В ней были развиты полеводство, огородничество, садоводство и виноградство. Большую роль играло животноводство, а также рыбная ловля. Сельскохозяйственная продукция была важной статьей экспорта Тиры. Ремесленное производство в Тире находилось на стадии относительно слабого развития, поскольку потребности жителей ограничивались товарами, поступавшими в результате активных торговых связей. Бытовые нужды населения удовлетворяли такие виды ремесел, как металлургическое, строительное, гончарное, ткацкое, ювелирное. Однако все они носили на себе отпечаток подражания и повторения привозных образцов. Общественно-политическое устройство. В римское время в городе обозначился отход от традиционных демократических порядков. На первый план выдвигается коллегия архонтов, возрастает роль прота - первого архонта (главы коллегии), выделяется должность городского секретаря. Важные документы скрепляются печатями архонтов. Город имел свою эру, чеканил разменную бронзовую монету, располагал собственными денежными средствами, сохранял право беспошлинной торговли. Все эти признаки полисной автономии далеко не безусловны, так как в Тире присутствовал римский гарнизон и все привилегии, дарованные гражданам, находились под постоянным надзором легата провинции. Рост численности населения продолжался и в римское время, при этом его этнический состав был достаточно пестрым. Анализ антропонимического материала свидетельствует о делении жителей города на греков, римлян и варваров. Несмотря на пестроту и кажущуюся беспорядочность тирасских антропонимов, греческие традиции явно преобладали. Уже в самом начале исследования Тиры было отмечено, что в городе проживали как «коренные граждане», так и люди, которые «не пользовались правом местного гражданства». Но определение общего количества населения и соотношения числа граждан, прочих свободных и рабов - лишь предположительно. Археологические раскопки городских кварталов и некрополя, не раскрывая особенностей социальных противоречий, свидетельствуют о наличии среди горожан зажиточной прослойки. Культура и религия. Находки, связанные с состоянием культуры и религии в римской Тире, весьма отрывочны и недостаточны. До настоящего времени здесь не открыто ни одного храма, а найденные строительные детали и надписи фрагментарны: из них можно получить лишь намеки на храмо строительство. Поэтому о религии граждан Тиры можно судить по монетам, на которых изображены Ника, Кибела, Геркулес, Афина, Зевс, Гермес, Дионис. Встречаются изображения речного бога р. Тирас. Религиозные представления жителей города не имели четкого разграничения на эллинские и римские и носили присущий той эпохе синкретический характер. Об этом говорят статуэтки египетских божеств - Осириса, Беса, богини Секет, а также амулеты. О почитании египетских божеств свидетельствуют находки граффити с именем Исиды. В Тиру проникали различные фракийские культы. Обнаружен алтарь в честь «непобедимого Митры» - иранского бога, поставленный римским военным моряком. Посвящения этому божеству от имени воинов особенно многочисленны в придунайских провинциях. У жителей Тиры вообще были очень распространены всевозможные святилища и домашние алтари. Просуществовавшая тысячелетие античная Тира была связана с основными этапами развития древних племен Северо-Западного Причерноморья, с одной стороны, и с историей цивилизованных народов Причерноморья и Средиземноморья - с другой. Находясь в зоне контактов и столкновений различных этнокультурных и социальных общностей, она была одним из центров античной ойкумены. Город, располагавшийся на полноводной и судоходной реке, долго сохранял свои аграрные и торговые функции, был важным торговым портом на путях вдоль побережья и в глубь материка. Выдающееся военно-стратегическое значение Тиры превратило ее в один из главных опорных пунктов римского владычества на Понте.
|