Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 4 страница






Эпоха средней бронзы. Боевые топоры катакомбной культуры

В отличие от предшественников носители культуры многоваликовой керамики по­степенно переходят к относительной оседлости. Ощутимые изменения происходят в хозяйстве: распространяется придомное скотоводство, широко практикуется отгон ско­
та на летние пастбища. Наряду с традиционными для скотоводчества животными раз­водятся свиньи. Значительное место в хозяйстве начинает занимать пашенное земле­делие с использованием тягловой силы животных.

В Приднестровье, в отличие от Украины, пока не найдено поселений этой культу­ры, и здесь она представлена исключительно погребальными памятниками. Умерших хоронили в насыпях более ранних курганов или в небольших грунтовых могильниках. Погребенные этого времени уложены в скорченном положении, преимущественно на левом боку и ориентированы в восточном направлении. Для захоронений использова­лись небольшие ямы прямоугольной или овальной формы, которые сооружались в ос­новном в южных полах курганных насыпей. Иногда погребение обкладывалось доска­ми или в него помещалась деревянная колода, изготовленная из цельного ствола дере­ва. Нередко на нижнюю челюсть погребенных клали часть туши козы или овцы.

Характерными для этих погребений являются грубо вылепленные сосуды вытяну­той горшковидной или чашеобразной формы и костяные поясные пряжки. Иногда встре­чаются кремневые наконечники стрел и вкладыши ножей, астрагалы и изредка брон­зовые кинжалы и ножи. Видимо, в традициях данной культуры не было обычая поме­щать в захоронения многочисленные орудия труда и оружие.

Погребальные памятники культуры многоваликовой керамики встречаются прак­тически во всех районах Приднестровья, где они представляют собой единый культур- но-хронологический массив. Проведенные здесь исследования позволяют датировать ее двумя столетиями: конец XVII - XV в. до н. э.

Период поздней бронзы» Племена сабатиновской куль­туры» Приблизительно к XIII в. до н. э. в Днестровско-Прутском междуречье в оче­редной раз происходят изменения в составе местного населения. Этот регион разделя­ется на две культурно-исторические зоны: северную, населенную племенами культуры ноуа и характеризующуюся лесостепным ландшафтом, и южную - степную, в которой обитали племена сабатиновской культуры. Возникнув в районе среднего Прута, земле- дельческо-скотоводческая культура ноуа не распространилась на территорию Приднес­тровья, поэтому нам известны лишь сабатиновские памятники.

Свое название сабатиновская культура получила по первому раскопанному памят­нику у с. Сабатиновкав Николаевской области на Украине. Ее возникновение связано со сложными процессами, происходившими в среде носителей культуры многовалико­вой керамики под влиянием современных им племен левобережья Днепра. Сабатинов­ская культура занимала значительные степные пространства междуречий Днестра и Пру­та, Южного Буга и Нижнего Поднепровья. Ее памятники открыты в южной части При­днестровья и представлены подкурганными захоронениями. В районе курганной груп­пы у с. Ново-Котовск в 1988 г. были отмечены характерные для данной культуры специ­фические археологические памятники - зольники - по одной из гипотез, ритуальные сооружения, посвященные культу очага. В результате раскопок у с. Терновка в 1989 г. был получен незначительный археологический материал, состоящий из фрагментов ке­рамики, каменных топоров, костяных и кремневых орудий, присущих сабатиновской культуре.

Проведенные на территории Одесской области Украины исследования привели к открытию ряда сабатиновских поселений, на которых проживало до нескольких десят­ков патриархальных семей. Представители сабатиновских племен сооружали наземные дома, иногда на каменных основаниях, и вели преимущественно оседлый образ жиз­ни. В домах были обнаружены каменные и глиняные очаги, которые обогревали поме­щение, на них же готовилась пища. Хозяйство основывалось на пашенном земледелии и разведении крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей. В земледелии пре­
обладало выращивание зерновых и бобовых культур, отпечатки зерен которых неоднократ­но встречаются на сосудах данной культуры.

Достоверных погребений сабатиновской культуры в Приднестровье крайне мало, так как погребальный обряд характеризуется не­устойчивостью и близок в основных чертах к обряду культуры многоваликовой керамики. Поэтому главным признаком, по которому эти захоронения можно отнести к данной культур­ной общности, являются находки типичных для нее банковидных сосудов, украшенных под венчиком валиковой орнаментацией.

Учитывая тот факт, что в настоящее вре­мя в Северо-Западном Причерноморье изве­стно несколько сотен сабатиновских поселе­ний, можно предположить, что наверняка зна­чительная часть безынвентарных погребений этого времени относится к данной культуре. Однако их различная ориентировка, а также скорченное положение тела на правом или левом боку крайне затрудняют их культурную атрибуцию. Кроме того, не исключено, что данное население могло практиковать и бескурганный обряд погребения, пока не зафиксированный в степных районах Поднестровья.

Важным показателем значительного развития культур эпохи поздней бронзы, в том числе и сабатиновской, является широкое распространение металлообработки, которая приводит к внедрению в хозяйство и быт изделий из оловянистых бронз. МетгщпГв виде слитков доставлялся главным образом из рудных районов Карпат, а затем перерабаты­вался на месте.

В этот период широко использовалась отливка изделий в каменных литейных фор­мах, что привело к возникновению профессии мастера-литейгцика. С этой культурой, например, связана крупная литейная мастерская, обнаруженная у пос. Красный Маяк на украинском левобережье Днестра, а также находки ряда кладов литейных форм. Из металла изготовлялись топоры-кельты, молоты, серпы, бритвы и даже посуда. Для дан­ного периода характерно широкое распространение разнообразных: украшений из брон­зы, а также оружия - кинжалов, мечей, боевых топоров, наконечников копий и т. д.

Племена сабатиновской культуры поддерживали обменные и культурные связи с населением Восточной, Южной и Центральной Европы. Подтверждением этих контак­тов служат частые находки на поселениях импортных орудий труда, оружия, керами­ческой и бронзовой посуды. Взаимодействуя с населением Южного Подунавья, носи­тели сабатиновской культуры приняли участие в формировании самостоятельного эт­нокультурного сообщества в степях Северо-Западного Причерноморья. Просущество­вав около трех столетий (ХШ-ХИ вв. до н. э.), культура сабатиновских племен пере­оформляется и сменяется в этом регионе белозерской.

Эпоха поздней бронзы. Металлические изделия из памятника близ г. Бендеры

Племена белозерской культуры. Свое название племена белозер­ской культуры получили по одноименному памятнику, открытому на Украине. На тер­ритории Приднестровья памятники этой культуры встречаются чрезвычайно редко и представлены исключительно основными курганными захоронениями, открытыми на первой надпойменной террасе Днестра у сел Глиное, Погребя, Парканы, Суклея, а также в г. Тирасполе.

Для данной группы племен характерны скорченное положение погребенных на боку и наличие в захоронениях специфической чернолощеной посуды достаточно качествен­ного производства. Изредка в захоронениях встречаются бронзовые украшения и неболь­шие орудия труда (шилья и проколки). Наря­ду с курганным практиковался и бескурган­ный обряд захоронений. Однако грунтовые могильники белозерской культуры, располо­женные в непосредственной близости от кур­ганов, пока найдены лишь на территории Ук­раины и Буджакской степи в Молдове. И хотя памятники этого времени обнаружены со­всем недавно и изучены весьма слабо, полу­ченные материалы позволяют утверждать, что основу хозяйственной деятельности бело- зерских племен составляли земледелие и ско­товодство, а их культурные традиции сыгра­ли определенную роль в становлении кимме­рийских, а затем и скифских племен.

Характерные для эпохи бронзы формы скотоводства, пашенное земледелие и метал­лообработка решительно выдвинули мужской труд на первый план, что привело к учету родства и наследованию по отцовской линии. В эту эпоху окончательно устанавливаются патриархальные отношения, усложняется со­циальная структура общества, усугубляется имущественное неравенство.

Немаловажным явлением общественной жизни эпохи бронзы стали вооруженные кон­фликты, которые превращаются в постоянно действующий социальный фактор. Война от­крывала перспективы быстрого обогащения

не только вовлеченных в нее племен, но и отдельных людей. Отчуждение собственно­сти у иноплеменников нередко сопровождалось значительными миграционными про­цессами.

Усиление влияния войны на общественную жизнь проявилось в укреплении посе­лений и появлении стандартных типов оружия: боевых топоров, копий, кинжалов, ме­чей и пр. Среди вооруженных общинников выделяется особый слой воинов-професси- оналов. Добыча и насильственное перераспределение богатств становятся важной фор­мой экономической жизни. О возрастании роли военных вождей свидетельствуют от­дельные захоронения с богатым инвентарем и сложными погребальными конструкци­ями. Наступает период военной демократии, когда не только отдельные племена, но и целые союзы племен образовывали могущественные объединения. Их ударную силу составляли, вероятно, колесничие, вооруженные копьями и боевыми топорами. Так по­всеместно происходит усиление военного могущества.

Эпоха поздней бронзы. Сосуды белозерской культуры из погребения ус. ГлиноеСлободзейскогорайона (раскопки Е.В. Ярового)

В эпоху бронзы четко наметился переход к раннеклассовому обществу, с которым связано наступление новой исторической эпохи - железного века.

§ 6. Начало железного века. Население Приднестровья в I тыс. до н. э.

Начало железного века в Днестровско-Прутеком междуречье связано с формирова­нием фракийской этнической общности, занимавшей огромные территории Балкано- Карпатского региона. Появление первых фракийцев в Восточных Карпатах относится еще к концу II тыс. до н. э. Продвигаясь к востоку из-за Прута, фракийские племена постепенно осваивают лесостепные районы центральной части Днестровско-Прутско- го междуречья и достигают Днестра. Первые памятники этой культурной группы были открыты у г. Кишинева и близ пос. Шолданешты, по которым они и получили свое на­звание.

Раннефракийские племена кишиневской и шолданешт- ской групп. Эти племена известны в Приднестровье по поселениям, которые они оставили в районе, расположенном к югу от впадения р. Реут в Днестр. Южнее границы степи и лесостепи памятники ранних фракийцев неизвестны. Для своих поселений они выбирали места на плато и мысах по берегам оврагов и мелких при­токов Днестра, рядом с водой. Поселения были неукрепленными и, вероятно, суще­ствовали недолго. Площадь большинства из них невелика (до 1, 5-5 га), однако встре­чаются и крупные поселки (до 15 га). В обнаруженных наземных глинобитных до­мах и полуземлянках находились открытые очаги и купольные печи, а также хозяй­ственные ямы.

Ведущими формами хозяйства были пашенное земледелие и придомное скотовод­ство. Сеяли преимущественно просо, пшеницу и овес, зерно которых потом обрабаты­вали каменными зернотерками. В стаде доминирующее положение зайймал крупный рогатый скот, но раннефракийские племена разводили и свиней, и лошадей, и мелкий рогатый скот. Судя по тому, что на поселениях кости диких животных встречаются го­раздо реже, чем домашних, охота играла подсобную роль. Охотились в основном на оленей и диких кабанов.

У фракийского населения широкое распространение получили прядение, ткачество и косторезное дело. Местное бронзолитейное производство на раннем этапе было раз­вито крайне слабо.

На рубеже бронзового и железного веков у фракийского населения появляются от­дельные орудия труда из железа: теслообразные топоры, наконечники копий, удила и некоторые украшения (застежки для одежды - фибулы). Были ли железные изделия ме­стного производства или же их привозили из других регионов - пока неизвестно. Не­достаток железных орудий восполняли обмены с соседями или изготовление их из крем­ня и камня.

Разложение первобытнообщинных отношений у ранних фракийцев находилось на первоначальной стадии. Наличие на поселениях крупных жилых домов свидетельствует о существовании больших патриархальных семей. Имущественная дифференциация в этот период выражена весьма слабо. В обществе доминирует однообразный, быт и прак­тически нет различий в погребальном инвентаре. Умерших хоронили по обряду тру- посожжения, причем в погребение, как правило, ставилась не только урна с прахом, но и один или несколько сосудов с пищей. Найденные в некоторых захоронениях кон­ские удила, возможно, говорят о принадлежности погребенных к конным воинам - дру­жинникам. Не случайно такие захоронения занимали центральное положение в могиль­нике - видимо, на позднем этапе развития у раниефракийских племен происходит вы­деление родоплеменной аристократии.

В настоящее время в данной группе населения отмечаются два основных этапа: ран­ний (Х-IX вв. до н. э.), представленный памятниками типа кишиневского поселения, и поздний (VIII - начало VI в. до н. э.), получивший свое отражение на поселении и могильнике у пос. Шолданешты.

Сахарно-солонченская группа памятников. Ранние фракийцы этой группы, расселившиеся в конце IX в. до н. э. на небольшой территории, главным образом в междуречье Реута и Днестра, а также на днестровском левобережье, про­никли в этот регион с Нижнего Подунавья. Их появление здесь является, вероятно, след­ствием движения южной группы фракийских племен на север. Наиболее исследованы памятники, открытые у сел Сахарна и Солончены Резинского района.

Поселения этой группы фракийцев существовали до начала VII в. до н. э. Затем их обитатели, видимо под нажимом более сильных и многочисленных север о фракийс­ких племен типа Кишинев-Шолданешты, покинули Подиестровье. Отсутствие следов разрушений и пожаров на поселениях свидетельствует о том, что уход фракийцев не сопровождался боевыми действиями. Скорее всего, эти отношения были мирными, од­нако особенно тесных контактов между данными группами не отмечено.

Поселки типа Сахарна-Солончены также не были укреплены. На них обнаружены наземные глинобитные жилища и большое количество хозяйственных ям. Земледелие и придомное скотоводство были основными формами хозяйства. Жители поселков раз­водили преимущественно крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, реже - лошадей. Остатки диких животных найдены в небольшом количестве, среди них преобладают кости зайца, косули и оленя.

На поселениях часто встречаются кремневые вкладыши серпов, что свидетельствует об отсутствии широкой практики использования земледельческих орудий из железа. Но в погребениях грунтового могильника у с. Сахарна обнаружены железные ножи, удила и фибулы, что подтверждает использование фракийцами этой группы изделий из же­леза.

Особенность культуры пришельцев из района Нижнего Подунавья достаточно ярко проявилась в керамике, которая отличается большим разнообразием форм и оригиналь­ностью орнаментации по сравнению с северной ветвью фракийских племен. Поверх­ность многих сосудов покрыта изящными геометрическими узорами, выполненными штампами и резьбой. Производство керамики было хорошо налажено на каждом по­селении, а близ с. Сахарна открыт даже целый производственный комплекс по изго­товлению посуды. Комплекс состоял из глинобитного на каменном основании стола, на котором формовали сосуды, и пяти глинобитных площадок, предназначенных для просушки керамики перед обжигом. Рядом с этими сооружениями найдены орудия труда гончара: костяные лощила и штампы для орнаментации, а также ребра животных, ко­торыми снимали с сырых сосудов грязь. Открытие этого комплекса позволяет предпо­лагать существование гончаров, снабжавших своими изделиями жителей поселка. Кроме гончарства широкое развитие получили ткачество, прядение, косторезное дело, изго­товление каменных и кремневых орудий труда. Показательно, что на двух поселениях у с. Сахарна были найдены металлические шлаки.

Обряд захоронения существенно отличал эту группу фракийцев от их северных со­седей. Умерших хоронили под невысокими курганами, обложенными камнями, часто в каменных ящиках. Господствовал обряд трупоположения, хотя был известен и обряд трупосожжения, при этом кальцинированные кости помещались не в погребальную урну, а непосредственно на дно погребальной камеры. В погребальном инвентаре домини­руют керамика и орудия труда. В мужских захоронершях часто встречаются железные ножи, в женских - глиняные пряслица и мелкие украшения. В могильнике с. Сахарна выделяется лишь одно погребение, в котором кроме керамики были обнаружены же­лезные удила и роговые псалии киммерийского типа VIII-VII вв. до н. э. Вероятно, у фракийцев сахарно-солонченской группы, как и у их соседей, начала выделяться ари­стократия, которая стала занимать господствующее положение в обществе.

У племен этой группы отмечены более широкие культурные контакты с восточны­ми соседями (населением чернолесской культуры и киммерийцами), чем с западными. Здесь получили распространение лук со стрелами и конское снаряжение киммерийско­го типа. В свою очередь, у населения чернолесской культуры появилась украшенная резным и штампованным орнаментом посуда, характерная для памятников сахарно-со- лонченского типа. Такая же посуда отмечена и у киммерийских племен.

Теснимая соседями с запада, какая-то часть сахарно-солонченского населения уже в VIII в. до н. э. проникла в южные районы правобережья Украины, где и раствори­лась в массе носителей чернолесской культуры уже к началу VII в. до н. э.

§ 7. Племена киммерийской культуры

Древнейшим известным по своему историческому названию народом, обитавшим в степях Северного Причерноморья, в частности в Нижнем Поднестровье, являются киммерийцы. Об этом когда-то многочисленном и воинственном племени ученые до недавнего времени знали лишь по древним мифам и отрывочным клинописным тек­стам ассирийских царей. О киммерийцах красочно писали многие известные истори­ки и поэты античного мира: Гомер и Страбон, Гесиод и Каллимах. Пока трудно ска­зать, когда эти народы вышли на историческую арену - это было неизвестно даже гре­ческим хронографам, которые сообщали, что первое вторжение киммерийцев в Ионию произошло еще при Гомере или незадолго до его рождения.

«Закатилось солнце, - рассказывается в «Одиссее», - и покрылось мглою все в пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей кимме­рийских, окутанных мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Гесиод называет киммерийцев народом «доителей кобылиц», а неу­страшимость киммерийских женщин, смело вступавших в бой наравне с мужчинами, стала легендой. Но у «отца истории» Геродота Галикарнасского исторические факты уже решительно преобладают над мифом. В середине V в. до н. э. он посетил гречес­кий город Ольвию. Собственные наблюдения и информация, полученная им от при­ближенного скифского царя - некоего Тимна, вошли в IV книгу его «Истории». В ней Геродот рассказывает об огромном кургане в низовьях Днестра, показанном ему мест­ными жителями, в котором, по преданию, были похоронены последние киммерийские цари, не пожелавшие покориться скифам и демонстративно перебившие друг друга. «Могилу царей там можно видеть еще и поныне», - писал, в частности, Геродот. Это краткое путевое замечание выдающегося историка античности является, по сути, пер­вым упоминанием о киммерийских древностях Поднестровья.

В наше время мы знаем об этом народе гораздо больше, чем писавшие о нем древ­негреческие ученые и поэты. Киммерийць1 оставили потомкам не только легенды о своей бурной истории, но и многочисленные географические названия, которые были широ­ко известны в древнем мире: киммерийские переправы, киммерийские стены, область Киммерия, Боспор Киммерийский, города Киммерик, Киммерий и т. д. Большинство исследователей склоняется к мнению, что группа этих названий была связана с райо­ном Керченского пролива, где найдено множество киммерийских памятников. Да и Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван киммерийским». Сейчас уже нет сомнений, что вто­
рой крупной областью, связанной с этим народом, является район Днестра, извес­тного в древности под названием Тирас. Сюда под натиском скифов действительно отступили последние киммерийские пле­мена.

Судя по обнаруженным находкам, жили они здесь не одно десятилетие и ус­пели прочно осесть на этих землях. Ким­мерийцы не строили городов, и единствен­ным свидетельством их. пребывания в Приднестровье являются редкие курганы, как правило, неболынихразмеров. Кимме­рийские захоронения относительно хоро­шо известны на Украине, но на левобере­жье Днестра долгое время их не могли обнаружить. И лишь раскопки последне­го десятилетия привели к открытию ряда курганных памятников в южной части это­го региона. Так, впускное киммерийское захоронение было исследовано у с. Глиное Слободзейского района. Здесь в узкой пря­моугольной яме в вытянутом положении на спине лежал костяк взрослого челове­ка, рядом с которым находился характер­ный сосуд с резным «шахматным» орнаментом. Аналогичное впускное погребение с двумя сосудами было изучено и в кургане у с. Мокра Рыбницкого района.

Но наиболее ценным является открытие хорошо сохранившегося неограбленного киммерийского кургана у п. Слободзея. В центре кургана была обнаружена крупная погребальная камера, в которой лежал в вытянутом положении на спине костяк муж­чины. Его сопровождали оружие (длинный железный меч для конного боя), набор кон­ской упряжи для четырех коней (бронзовые удила и костяные псалии), бронзовые ук­рашения (сбруи, каменный оселок и золотое височное кольцо в 5, 5 оборота). Погре­бальный инвентарь однозначно указывает на то, что здесь был захоронен знатный воин, возможно колесничий или вождь племени. Показательно, что курган у с. Глиное был возведен на раннем этапе киммерийской культуры (XI в. до н. э.) и носит многие чер­ты обрядности эпохи бронзы, курган у п. Слободзея - более поздний и датируется пос­ледней ступенью предскифского периода - Х-IX вв. до н. э.

Разбросанные по всей степи одиночные киммерийские захоронения не составляли сколь-нибудь компактных групп, что свидетельствует о большой подвижности населения, связанного с кочевым скотоводством. Как и удругих народов эпохи раннего железного века, у киммерийцев наряду с железными широко использовались и бронзовые изделия. Из бронзы отливались многочисленные наконечники стрел, конская упряжь и крупные котлы. Один из таких котлов был случайно обнаружен во дворе у одной из жительниц с. Олонешты района Штефан Водэ. Другая интересная находка этой культуры была сде­лана также на правобережье Днестра в одном из курганов у с. Пуркары. Здесь в курган­ной насыпи был найден клад, состоявший из четырех удил и восьми псалиев, кованных из железа. Конская упряжь была изготовлена по образцу бронзовой, что позволяет пред­положить существование в Поднестровье в VIII-VII вв. до н. э. местных металлургов- кузнецов, работавших в традициях бронзолитейного производства.

f...
Древнегреческий историк Геродот Галикарнаоский

4-1501

В изготовлении керамики киммерийские племена достигли высокого мастерства. В погребениях этой культуры часто встречаются тщательно сделанные и богато орна­ментированные кубки, кубковидные круглотелые сосуды и большие корчаги местного производства. Нередко попадаются сосуды, заимствованные у соседних фракийских пле­мен. Одни из них, с богатой орнаментацией штампами и резьбой, характерны для по­селений сахарно-солонченского типа, другие - для памятников шолданештского типа. В некоторых захоронениях Нижнего Поднестровья обнаружены сосуды, аналогичные чернолесской керамике лесостепного Поднепровья.

Связи между киммерийцами и кочевавшими в степях различными группами фра­кийцев и носителей чернолесской культуры были двусторонними, о чем свидетельствуют находки киммерийского вооружения и конской упряжи на их памятниках. Более того, под киммерийским влиянием происходит формирование так называемой фрако-ким- мерийской культуры в Средней Европе.

Обнаруженные в Поднестровье погребальные памятники говорят о значительном имущественном и, видимо, социальном расслоении киммерийского общества. Особен­но показательны в этом плане погребения воинов: в них найдены оружие PI конское снаряжение, свидетельствующие о формировании конной воинской аристократии. Пос­ледняя владела совершенным для своего времени вооружением и составляла передо­вую часть военных отрядов киммерийцев.

Общественный строй у этих племен находился на ранней стадии военной демок­ратии. Киммерийцы еще не представляли собой прочного целостного объединения, а состояли из разобщенных племен или временных союзов со своими вождями - «царя­ми». Подтверждением этому может служить, в частности, и знаменитый рассказ Геро­дота об изгнании киммерийцев из Северного Причерноморья скифскими племенами. ECJIP! следовать повествованиям этого историка, то уже в VII в. до н. э. киммерийцы вынуждены были покинуть северопричерноморские степи. Если же судить по археоло­гическим данным, то ушла лишь небольшая часть племен, тогда как другая осталась и после столкновения со скифами.

Однако к началу греческой колонизации берегов верного моря (VI в. до н. э.) ким­мерийцев как особого народа в Поднестровье уже не было. Очевидно, к этому вре­мени их остатки окончательно растворились в скифской, а возможно, и фракийской среде.

Киммерийская

культура.

Клад железной конской упряжи из кургана у с. Пуркары (раскопки Е.В. Ярового)

 

§ 8* Скифские племена Приднестровья

С конца VII по IV в. до н. э. в степях Северного Причерноморья древнегреческим историкам были известны только скифы. В процессе своего развития скифская культу­ра формировалась под воздействием многих как внутренних, так и внешних факторов. Во время передыеазиатских походов скифы столкнулись с высокоразвитыми цивилиза­циями Древнего Востока, а несколько позже - с культурой греческих городов-колоний Северного Причерноморья. В ходе интенсивных торговых контактов степное населе­ние получило возможность обменивать избыток продовольствия на предметы роско­ши, что послужило толчком для создания мастерами-торевтами выдающихся памятни­ков местного ювелирного искусства. Наконец, на западе Скифия граничила с фракий­скими племенами. Влияние среднеевропейского элемента на скифскую культуру наи­более сильно проявилось в западной пограничной части скифского мира, которая на­ряду с другими территориями включала в себя и Приднестровье. С этим же регионом связаны самые яркие страницы скифской истории.

В конце VI в. до н. э. (по разным данным, в 514 или 412 г. до н. э.) огромная ар­мия персидского царя Дария Гистаспа, переправившись через р. Истр (Дунай), вторг­лась в западные пределы Скифии. Не ввязываясь в сражения с хорошо организован­ной армией персов, скифы избрали партизанскую тактику ведения войны и заманили персов в глубь страны. В итоге Дарию, потерявшему значительную часть воинов и весь обоз, с большим трудом удалось вывести остатки своей армии за Дунай.

Победа в войне с персами утвердила в античном мире за скифами славу непобеди­мых воинов, способствовала сплочению скифских племен и более четкому определе­нию границ скифского мира.

Ближайшими соседями скифов на западе были северные фракийцы, среди которых по античным источникам наиболее известны геты, даки, трибаллы и кробизы. К север­ной группе также относились агафирсы, основные земли которых размещались в Трансильвании в долине р. Муреш. Из южных фракийцев главенствующую роль играли одрисы, создавшие уже в Ув. до н. э. крупное Одрисское царство, простиравшееся от Истра на севере до Эгейского моря на юге. В его состав при первых трех царях - Хере­се, Ситалке и Севте I - входили многие северофракийские племена, в том числе и геты.

Одержав победу над Дарием, скифы усиливают давление на своих западных сосе­дей. Во время первого вторжения, по данным Геродота, они доходят до Херсонеса Фра-

Скифская культура. Золотые серый из кургана ус. Никольское Слободзейского района (раскопки СМ. Агул ьникова)

 

кийского, и это событие открывает период скифо-фракийских конфликтов, чередовав­шихся в V-IV вв. до н. э. с мирными пере­дышками. КУв. относятся и первые упоми­нания о династических браках между скиф­скими и фракийскими царскими семьями. Видимо, таким образом противники стреми­лись разрешить споры мирным путем.

В IV в. до н. э. Скифия переживает вре­мя наивысшего экономического, политическо­го и культурного подъема. Страбон сообща­ет, что в этот период скифская держава царя Атея включала в себя все племена от Дуная до Дона. Тогда же усиливается экспансия в западном направлении. После победы скифов над трибаллами - одним из фракийских пле­мен - часть фракийцев была вынуждена пла­тить дань Атею, который в середине IV в. до н. э. достаточно прочно обосновался на правом берегу Дуная, захватив какую-то часть земель гетов на территории современ­ной Добруджи (Румыния). О значительной роли Скифии в политической ситуации на Балканах свидетельствуют переговоры Атея «на равных» с Филиппом Македонским, о котором подробно рассказывает римский ис­торик Помпеи Трог, а также чеканка скифс­ким царем собственной монеты. Однако Ма­лая Скифия на правобережье Дуная просуще­ствовала недолго. В 339 г. до н. э. в битве с войсками Филиппа Македонского скифы терпят поражение. В этом бою погибает и царь Атей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал