Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ 4 страница
В отличие от предшественников носители культуры многоваликовой керамики постепенно переходят к относительной оседлости. Ощутимые изменения происходят в хозяйстве: распространяется придомное скотоводство, широко практикуется отгон ско В Приднестровье, в отличие от Украины, пока не найдено поселений этой культуры, и здесь она представлена исключительно погребальными памятниками. Умерших хоронили в насыпях более ранних курганов или в небольших грунтовых могильниках. Погребенные этого времени уложены в скорченном положении, преимущественно на левом боку и ориентированы в восточном направлении. Для захоронений использовались небольшие ямы прямоугольной или овальной формы, которые сооружались в основном в южных полах курганных насыпей. Иногда погребение обкладывалось досками или в него помещалась деревянная колода, изготовленная из цельного ствола дерева. Нередко на нижнюю челюсть погребенных клали часть туши козы или овцы. Характерными для этих погребений являются грубо вылепленные сосуды вытянутой горшковидной или чашеобразной формы и костяные поясные пряжки. Иногда встречаются кремневые наконечники стрел и вкладыши ножей, астрагалы и изредка бронзовые кинжалы и ножи. Видимо, в традициях данной культуры не было обычая помещать в захоронения многочисленные орудия труда и оружие. Погребальные памятники культуры многоваликовой керамики встречаются практически во всех районах Приднестровья, где они представляют собой единый культур- но-хронологический массив. Проведенные здесь исследования позволяют датировать ее двумя столетиями: конец XVII - XV в. до н. э. Период поздней бронзы» Племена сабатиновской культуры» Приблизительно к XIII в. до н. э. в Днестровско-Прутском междуречье в очередной раз происходят изменения в составе местного населения. Этот регион разделяется на две культурно-исторические зоны: северную, населенную племенами культуры ноуа и характеризующуюся лесостепным ландшафтом, и южную - степную, в которой обитали племена сабатиновской культуры. Возникнув в районе среднего Прута, земле- дельческо-скотоводческая культура ноуа не распространилась на территорию Приднестровья, поэтому нам известны лишь сабатиновские памятники. Свое название сабатиновская культура получила по первому раскопанному памятнику у с. Сабатиновкав Николаевской области на Украине. Ее возникновение связано со сложными процессами, происходившими в среде носителей культуры многоваликовой керамики под влиянием современных им племен левобережья Днепра. Сабатиновская культура занимала значительные степные пространства междуречий Днестра и Прута, Южного Буга и Нижнего Поднепровья. Ее памятники открыты в южной части Приднестровья и представлены подкурганными захоронениями. В районе курганной группы у с. Ново-Котовск в 1988 г. были отмечены характерные для данной культуры специфические археологические памятники - зольники - по одной из гипотез, ритуальные сооружения, посвященные культу очага. В результате раскопок у с. Терновка в 1989 г. был получен незначительный археологический материал, состоящий из фрагментов керамики, каменных топоров, костяных и кремневых орудий, присущих сабатиновской культуре. Проведенные на территории Одесской области Украины исследования привели к открытию ряда сабатиновских поселений, на которых проживало до нескольких десятков патриархальных семей. Представители сабатиновских племен сооружали наземные дома, иногда на каменных основаниях, и вели преимущественно оседлый образ жизни. В домах были обнаружены каменные и глиняные очаги, которые обогревали помещение, на них же готовилась пища. Хозяйство основывалось на пашенном земледелии и разведении крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей. В земледелии пре Достоверных погребений сабатиновской культуры в Приднестровье крайне мало, так как погребальный обряд характеризуется неустойчивостью и близок в основных чертах к обряду культуры многоваликовой керамики. Поэтому главным признаком, по которому эти захоронения можно отнести к данной культурной общности, являются находки типичных для нее банковидных сосудов, украшенных под венчиком валиковой орнаментацией. Учитывая тот факт, что в настоящее время в Северо-Западном Причерноморье известно несколько сотен сабатиновских поселений, можно предположить, что наверняка значительная часть безынвентарных погребений этого времени относится к данной культуре. Однако их различная ориентировка, а также скорченное положение тела на правом или левом боку крайне затрудняют их культурную атрибуцию. Кроме того, не исключено, что данное население могло практиковать и бескурганный обряд погребения, пока не зафиксированный в степных районах Поднестровья. Важным показателем значительного развития культур эпохи поздней бронзы, в том числе и сабатиновской, является широкое распространение металлообработки, которая приводит к внедрению в хозяйство и быт изделий из оловянистых бронз. МетгщпГв виде слитков доставлялся главным образом из рудных районов Карпат, а затем перерабатывался на месте. В этот период широко использовалась отливка изделий в каменных литейных формах, что привело к возникновению профессии мастера-литейгцика. С этой культурой, например, связана крупная литейная мастерская, обнаруженная у пос. Красный Маяк на украинском левобережье Днестра, а также находки ряда кладов литейных форм. Из металла изготовлялись топоры-кельты, молоты, серпы, бритвы и даже посуда. Для данного периода характерно широкое распространение разнообразных: украшений из бронзы, а также оружия - кинжалов, мечей, боевых топоров, наконечников копий и т. д. Племена сабатиновской культуры поддерживали обменные и культурные связи с населением Восточной, Южной и Центральной Европы. Подтверждением этих контактов служат частые находки на поселениях импортных орудий труда, оружия, керамической и бронзовой посуды. Взаимодействуя с населением Южного Подунавья, носители сабатиновской культуры приняли участие в формировании самостоятельного этнокультурного сообщества в степях Северо-Западного Причерноморья. Просуществовав около трех столетий (ХШ-ХИ вв. до н. э.), культура сабатиновских племен переоформляется и сменяется в этом регионе белозерской.
Племена белозерской культуры. Свое название племена белозерской культуры получили по одноименному памятнику, открытому на Украине. На территории Приднестровья памятники этой культуры встречаются чрезвычайно редко и представлены исключительно основными курганными захоронениями, открытыми на первой надпойменной террасе Днестра у сел Глиное, Погребя, Парканы, Суклея, а также в г. Тирасполе. Для данной группы племен характерны скорченное положение погребенных на боку и наличие в захоронениях специфической чернолощеной посуды достаточно качественного производства. Изредка в захоронениях встречаются бронзовые украшения и небольшие орудия труда (шилья и проколки). Наряду с курганным практиковался и бескурганный обряд захоронений. Однако грунтовые могильники белозерской культуры, расположенные в непосредственной близости от курганов, пока найдены лишь на территории Украины и Буджакской степи в Молдове. И хотя памятники этого времени обнаружены совсем недавно и изучены весьма слабо, полученные материалы позволяют утверждать, что основу хозяйственной деятельности бело- зерских племен составляли земледелие и скотоводство, а их культурные традиции сыграли определенную роль в становлении киммерийских, а затем и скифских племен. Характерные для эпохи бронзы формы скотоводства, пашенное земледелие и металлообработка решительно выдвинули мужской труд на первый план, что привело к учету родства и наследованию по отцовской линии. В эту эпоху окончательно устанавливаются патриархальные отношения, усложняется социальная структура общества, усугубляется имущественное неравенство. Немаловажным явлением общественной жизни эпохи бронзы стали вооруженные конфликты, которые превращаются в постоянно действующий социальный фактор. Война открывала перспективы быстрого обогащения не только вовлеченных в нее племен, но и отдельных людей. Отчуждение собственности у иноплеменников нередко сопровождалось значительными миграционными процессами. Усиление влияния войны на общественную жизнь проявилось в укреплении поселений и появлении стандартных типов оружия: боевых топоров, копий, кинжалов, мечей и пр. Среди вооруженных общинников выделяется особый слой воинов-професси- оналов. Добыча и насильственное перераспределение богатств становятся важной формой экономической жизни. О возрастании роли военных вождей свидетельствуют отдельные захоронения с богатым инвентарем и сложными погребальными конструкциями. Наступает период военной демократии, когда не только отдельные племена, но и целые союзы племен образовывали могущественные объединения. Их ударную силу составляли, вероятно, колесничие, вооруженные копьями и боевыми топорами. Так повсеместно происходит усиление военного могущества.
В эпоху бронзы четко наметился переход к раннеклассовому обществу, с которым связано наступление новой исторической эпохи - железного века. § 6. Начало железного века. Население Приднестровья в I тыс. до н. э. Начало железного века в Днестровско-Прутеком междуречье связано с формированием фракийской этнической общности, занимавшей огромные территории Балкано- Карпатского региона. Появление первых фракийцев в Восточных Карпатах относится еще к концу II тыс. до н. э. Продвигаясь к востоку из-за Прута, фракийские племена постепенно осваивают лесостепные районы центральной части Днестровско-Прутско- го междуречья и достигают Днестра. Первые памятники этой культурной группы были открыты у г. Кишинева и близ пос. Шолданешты, по которым они и получили свое название. Раннефракийские племена кишиневской и шолданешт- ской групп. Эти племена известны в Приднестровье по поселениям, которые они оставили в районе, расположенном к югу от впадения р. Реут в Днестр. Южнее границы степи и лесостепи памятники ранних фракийцев неизвестны. Для своих поселений они выбирали места на плато и мысах по берегам оврагов и мелких притоков Днестра, рядом с водой. Поселения были неукрепленными и, вероятно, существовали недолго. Площадь большинства из них невелика (до 1, 5-5 га), однако встречаются и крупные поселки (до 15 га). В обнаруженных наземных глинобитных домах и полуземлянках находились открытые очаги и купольные печи, а также хозяйственные ямы. Ведущими формами хозяйства были пашенное земледелие и придомное скотоводство. Сеяли преимущественно просо, пшеницу и овес, зерно которых потом обрабатывали каменными зернотерками. В стаде доминирующее положение зайймал крупный рогатый скот, но раннефракийские племена разводили и свиней, и лошадей, и мелкий рогатый скот. Судя по тому, что на поселениях кости диких животных встречаются гораздо реже, чем домашних, охота играла подсобную роль. Охотились в основном на оленей и диких кабанов. У фракийского населения широкое распространение получили прядение, ткачество и косторезное дело. Местное бронзолитейное производство на раннем этапе было развито крайне слабо. На рубеже бронзового и железного веков у фракийского населения появляются отдельные орудия труда из железа: теслообразные топоры, наконечники копий, удила и некоторые украшения (застежки для одежды - фибулы). Были ли железные изделия местного производства или же их привозили из других регионов - пока неизвестно. Недостаток железных орудий восполняли обмены с соседями или изготовление их из кремня и камня. Разложение первобытнообщинных отношений у ранних фракийцев находилось на первоначальной стадии. Наличие на поселениях крупных жилых домов свидетельствует о существовании больших патриархальных семей. Имущественная дифференциация в этот период выражена весьма слабо. В обществе доминирует однообразный, быт и практически нет различий в погребальном инвентаре. Умерших хоронили по обряду тру- посожжения, причем в погребение, как правило, ставилась не только урна с прахом, но и один или несколько сосудов с пищей. Найденные в некоторых захоронениях конские удила, возможно, говорят о принадлежности погребенных к конным воинам - дружинникам. Не случайно такие захоронения занимали центральное положение в могильнике - видимо, на позднем этапе развития у раниефракийских племен происходит выделение родоплеменной аристократии. В настоящее время в данной группе населения отмечаются два основных этапа: ранний (Х-IX вв. до н. э.), представленный памятниками типа кишиневского поселения, и поздний (VIII - начало VI в. до н. э.), получивший свое отражение на поселении и могильнике у пос. Шолданешты. Сахарно-солонченская группа памятников. Ранние фракийцы этой группы, расселившиеся в конце IX в. до н. э. на небольшой территории, главным образом в междуречье Реута и Днестра, а также на днестровском левобережье, проникли в этот регион с Нижнего Подунавья. Их появление здесь является, вероятно, следствием движения южной группы фракийских племен на север. Наиболее исследованы памятники, открытые у сел Сахарна и Солончены Резинского района. Поселения этой группы фракийцев существовали до начала VII в. до н. э. Затем их обитатели, видимо под нажимом более сильных и многочисленных север о фракийских племен типа Кишинев-Шолданешты, покинули Подиестровье. Отсутствие следов разрушений и пожаров на поселениях свидетельствует о том, что уход фракийцев не сопровождался боевыми действиями. Скорее всего, эти отношения были мирными, однако особенно тесных контактов между данными группами не отмечено. Поселки типа Сахарна-Солончены также не были укреплены. На них обнаружены наземные глинобитные жилища и большое количество хозяйственных ям. Земледелие и придомное скотоводство были основными формами хозяйства. Жители поселков разводили преимущественно крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, реже - лошадей. Остатки диких животных найдены в небольшом количестве, среди них преобладают кости зайца, косули и оленя. На поселениях часто встречаются кремневые вкладыши серпов, что свидетельствует об отсутствии широкой практики использования земледельческих орудий из железа. Но в погребениях грунтового могильника у с. Сахарна обнаружены железные ножи, удила и фибулы, что подтверждает использование фракийцами этой группы изделий из железа. Особенность культуры пришельцев из района Нижнего Подунавья достаточно ярко проявилась в керамике, которая отличается большим разнообразием форм и оригинальностью орнаментации по сравнению с северной ветвью фракийских племен. Поверхность многих сосудов покрыта изящными геометрическими узорами, выполненными штампами и резьбой. Производство керамики было хорошо налажено на каждом поселении, а близ с. Сахарна открыт даже целый производственный комплекс по изготовлению посуды. Комплекс состоял из глинобитного на каменном основании стола, на котором формовали сосуды, и пяти глинобитных площадок, предназначенных для просушки керамики перед обжигом. Рядом с этими сооружениями найдены орудия труда гончара: костяные лощила и штампы для орнаментации, а также ребра животных, которыми снимали с сырых сосудов грязь. Открытие этого комплекса позволяет предполагать существование гончаров, снабжавших своими изделиями жителей поселка. Кроме гончарства широкое развитие получили ткачество, прядение, косторезное дело, изготовление каменных и кремневых орудий труда. Показательно, что на двух поселениях у с. Сахарна были найдены металлические шлаки. Обряд захоронения существенно отличал эту группу фракийцев от их северных соседей. Умерших хоронили под невысокими курганами, обложенными камнями, часто в каменных ящиках. Господствовал обряд трупоположения, хотя был известен и обряд трупосожжения, при этом кальцинированные кости помещались не в погребальную урну, а непосредственно на дно погребальной камеры. В погребальном инвентаре доминируют керамика и орудия труда. В мужских захоронершях часто встречаются железные ножи, в женских - глиняные пряслица и мелкие украшения. В могильнике с. Сахарна выделяется лишь одно погребение, в котором кроме керамики были обнаружены железные удила и роговые псалии киммерийского типа VIII-VII вв. до н. э. Вероятно, у фракийцев сахарно-солонченской группы, как и у их соседей, начала выделяться аристократия, которая стала занимать господствующее положение в обществе. У племен этой группы отмечены более широкие культурные контакты с восточными соседями (населением чернолесской культуры и киммерийцами), чем с западными. Здесь получили распространение лук со стрелами и конское снаряжение киммерийского типа. В свою очередь, у населения чернолесской культуры появилась украшенная резным и штампованным орнаментом посуда, характерная для памятников сахарно-со- лонченского типа. Такая же посуда отмечена и у киммерийских племен. Теснимая соседями с запада, какая-то часть сахарно-солонченского населения уже в VIII в. до н. э. проникла в южные районы правобережья Украины, где и растворилась в массе носителей чернолесской культуры уже к началу VII в. до н. э. § 7. Племена киммерийской культуры Древнейшим известным по своему историческому названию народом, обитавшим в степях Северного Причерноморья, в частности в Нижнем Поднестровье, являются киммерийцы. Об этом когда-то многочисленном и воинственном племени ученые до недавнего времени знали лишь по древним мифам и отрывочным клинописным текстам ассирийских царей. О киммерийцах красочно писали многие известные историки и поэты античного мира: Гомер и Страбон, Гесиод и Каллимах. Пока трудно сказать, когда эти народы вышли на историческую арену - это было неизвестно даже греческим хронографам, которые сообщали, что первое вторжение киммерийцев в Ионию произошло еще при Гомере или незадолго до его рождения. «Закатилось солнце, - рассказывается в «Одиссее», - и покрылось мглою все в пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Гесиод называет киммерийцев народом «доителей кобылиц», а неустрашимость киммерийских женщин, смело вступавших в бой наравне с мужчинами, стала легендой. Но у «отца истории» Геродота Галикарнасского исторические факты уже решительно преобладают над мифом. В середине V в. до н. э. он посетил греческий город Ольвию. Собственные наблюдения и информация, полученная им от приближенного скифского царя - некоего Тимна, вошли в IV книгу его «Истории». В ней Геродот рассказывает об огромном кургане в низовьях Днестра, показанном ему местными жителями, в котором, по преданию, были похоронены последние киммерийские цари, не пожелавшие покориться скифам и демонстративно перебившие друг друга. «Могилу царей там можно видеть еще и поныне», - писал, в частности, Геродот. Это краткое путевое замечание выдающегося историка античности является, по сути, первым упоминанием о киммерийских древностях Поднестровья. В наше время мы знаем об этом народе гораздо больше, чем писавшие о нем древнегреческие ученые и поэты. Киммерийць1 оставили потомкам не только легенды о своей бурной истории, но и многочисленные географические названия, которые были широко известны в древнем мире: киммерийские переправы, киммерийские стены, область Киммерия, Боспор Киммерийский, города Киммерик, Киммерий и т. д. Большинство исследователей склоняется к мнению, что группа этих названий была связана с районом Керченского пролива, где найдено множество киммерийских памятников. Да и Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван киммерийским». Сейчас уже нет сомнений, что вто Судя по обнаруженным находкам, жили они здесь не одно десятилетие и успели прочно осесть на этих землях. Киммерийцы не строили городов, и единственным свидетельством их. пребывания в Приднестровье являются редкие курганы, как правило, неболынихразмеров. Киммерийские захоронения относительно хорошо известны на Украине, но на левобережье Днестра долгое время их не могли обнаружить. И лишь раскопки последнего десятилетия привели к открытию ряда курганных памятников в южной части этого региона. Так, впускное киммерийское захоронение было исследовано у с. Глиное Слободзейского района. Здесь в узкой прямоугольной яме в вытянутом положении на спине лежал костяк взрослого человека, рядом с которым находился характерный сосуд с резным «шахматным» орнаментом. Аналогичное впускное погребение с двумя сосудами было изучено и в кургане у с. Мокра Рыбницкого района. Но наиболее ценным является открытие хорошо сохранившегося неограбленного киммерийского кургана у п. Слободзея. В центре кургана была обнаружена крупная погребальная камера, в которой лежал в вытянутом положении на спине костяк мужчины. Его сопровождали оружие (длинный железный меч для конного боя), набор конской упряжи для четырех коней (бронзовые удила и костяные псалии), бронзовые украшения (сбруи, каменный оселок и золотое височное кольцо в 5, 5 оборота). Погребальный инвентарь однозначно указывает на то, что здесь был захоронен знатный воин, возможно колесничий или вождь племени. Показательно, что курган у с. Глиное был возведен на раннем этапе киммерийской культуры (XI в. до н. э.) и носит многие черты обрядности эпохи бронзы, курган у п. Слободзея - более поздний и датируется последней ступенью предскифского периода - Х-IX вв. до н. э. Разбросанные по всей степи одиночные киммерийские захоронения не составляли сколь-нибудь компактных групп, что свидетельствует о большой подвижности населения, связанного с кочевым скотоводством. Как и удругих народов эпохи раннего железного века, у киммерийцев наряду с железными широко использовались и бронзовые изделия. Из бронзы отливались многочисленные наконечники стрел, конская упряжь и крупные котлы. Один из таких котлов был случайно обнаружен во дворе у одной из жительниц с. Олонешты района Штефан Водэ. Другая интересная находка этой культуры была сделана также на правобережье Днестра в одном из курганов у с. Пуркары. Здесь в курганной насыпи был найден клад, состоявший из четырех удил и восьми псалиев, кованных из железа. Конская упряжь была изготовлена по образцу бронзовой, что позволяет предположить существование в Поднестровье в VIII-VII вв. до н. э. местных металлургов- кузнецов, работавших в традициях бронзолитейного производства.
4-1501 В изготовлении керамики киммерийские племена достигли высокого мастерства. В погребениях этой культуры часто встречаются тщательно сделанные и богато орнаментированные кубки, кубковидные круглотелые сосуды и большие корчаги местного производства. Нередко попадаются сосуды, заимствованные у соседних фракийских племен. Одни из них, с богатой орнаментацией штампами и резьбой, характерны для поселений сахарно-солонченского типа, другие - для памятников шолданештского типа. В некоторых захоронениях Нижнего Поднестровья обнаружены сосуды, аналогичные чернолесской керамике лесостепного Поднепровья. Связи между киммерийцами и кочевавшими в степях различными группами фракийцев и носителей чернолесской культуры были двусторонними, о чем свидетельствуют находки киммерийского вооружения и конской упряжи на их памятниках. Более того, под киммерийским влиянием происходит формирование так называемой фрако-ким- мерийской культуры в Средней Европе. Обнаруженные в Поднестровье погребальные памятники говорят о значительном имущественном и, видимо, социальном расслоении киммерийского общества. Особенно показательны в этом плане погребения воинов: в них найдены оружие PI конское снаряжение, свидетельствующие о формировании конной воинской аристократии. Последняя владела совершенным для своего времени вооружением и составляла передовую часть военных отрядов киммерийцев. Общественный строй у этих племен находился на ранней стадии военной демократии. Киммерийцы еще не представляли собой прочного целостного объединения, а состояли из разобщенных племен или временных союзов со своими вождями - «царями». Подтверждением этому может служить, в частности, и знаменитый рассказ Геродота об изгнании киммерийцев из Северного Причерноморья скифскими племенами. ECJIP! следовать повествованиям этого историка, то уже в VII в. до н. э. киммерийцы вынуждены были покинуть северопричерноморские степи. Если же судить по археологическим данным, то ушла лишь небольшая часть племен, тогда как другая осталась и после столкновения со скифами. Однако к началу греческой колонизации берегов верного моря (VI в. до н. э.) киммерийцев как особого народа в Поднестровье уже не было. Очевидно, к этому времени их остатки окончательно растворились в скифской, а возможно, и фракийской среде.
§ 8* Скифские племена Приднестровья С конца VII по IV в. до н. э. в степях Северного Причерноморья древнегреческим историкам были известны только скифы. В процессе своего развития скифская культура формировалась под воздействием многих как внутренних, так и внешних факторов. Во время передыеазиатских походов скифы столкнулись с высокоразвитыми цивилизациями Древнего Востока, а несколько позже - с культурой греческих городов-колоний Северного Причерноморья. В ходе интенсивных торговых контактов степное население получило возможность обменивать избыток продовольствия на предметы роскоши, что послужило толчком для создания мастерами-торевтами выдающихся памятников местного ювелирного искусства. Наконец, на западе Скифия граничила с фракийскими племенами. Влияние среднеевропейского элемента на скифскую культуру наиболее сильно проявилось в западной пограничной части скифского мира, которая наряду с другими территориями включала в себя и Приднестровье. С этим же регионом связаны самые яркие страницы скифской истории. В конце VI в. до н. э. (по разным данным, в 514 или 412 г. до н. э.) огромная армия персидского царя Дария Гистаспа, переправившись через р. Истр (Дунай), вторглась в западные пределы Скифии. Не ввязываясь в сражения с хорошо организованной армией персов, скифы избрали партизанскую тактику ведения войны и заманили персов в глубь страны. В итоге Дарию, потерявшему значительную часть воинов и весь обоз, с большим трудом удалось вывести остатки своей армии за Дунай. Победа в войне с персами утвердила в античном мире за скифами славу непобедимых воинов, способствовала сплочению скифских племен и более четкому определению границ скифского мира. Ближайшими соседями скифов на западе были северные фракийцы, среди которых по античным источникам наиболее известны геты, даки, трибаллы и кробизы. К северной группе также относились агафирсы, основные земли которых размещались в Трансильвании в долине р. Муреш. Из южных фракийцев главенствующую роль играли одрисы, создавшие уже в Ув. до н. э. крупное Одрисское царство, простиравшееся от Истра на севере до Эгейского моря на юге. В его состав при первых трех царях - Хересе, Ситалке и Севте I - входили многие северофракийские племена, в том числе и геты. Одержав победу над Дарием, скифы усиливают давление на своих западных соседей. Во время первого вторжения, по данным Геродота, они доходят до Херсонеса Фра-
кийского, и это событие открывает период скифо-фракийских конфликтов, чередовавшихся в V-IV вв. до н. э. с мирными передышками. КУв. относятся и первые упоминания о династических браках между скифскими и фракийскими царскими семьями. Видимо, таким образом противники стремились разрешить споры мирным путем. В IV в. до н. э. Скифия переживает время наивысшего экономического, политического и культурного подъема. Страбон сообщает, что в этот период скифская держава царя Атея включала в себя все племена от Дуная до Дона. Тогда же усиливается экспансия в западном направлении. После победы скифов над трибаллами - одним из фракийских племен - часть фракийцев была вынуждена платить дань Атею, который в середине IV в. до н. э. достаточно прочно обосновался на правом берегу Дуная, захватив какую-то часть земель гетов на территории современной Добруджи (Румыния). О значительной роли Скифии в политической ситуации на Балканах свидетельствуют переговоры Атея «на равных» с Филиппом Македонским, о котором подробно рассказывает римский историк Помпеи Трог, а также чеканка скифским царем собственной монеты. Однако Малая Скифия на правобережье Дуная просуществовала недолго. В 339 г. до н. э. в битве с войсками Филиппа Македонского скифы терпят поражение. В этом бою погибает и царь Атей.
|