Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хозяйство, быт и культура сарматских племен
Кочевой, специфически военизированный образ жизни сарматских племен не претерпел значительных изменений после того, как они освоили пространства Северо-Западного Причерноморья и территорию Приднестровья. «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой - в болотах, а летом - на равнинах», - свидетельствует греческий историк Страбон. Сарматы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Основу питания составляли продукты переработки мяса и молока, в то же время, по словам Плиния, они употребляли и растительную пищу, например просяную (пшенную) кашу. Дополнительными источниками питания были охота и рыбная ловля. Жилищем сарматам, как и всем кочевникам, служили кибитки, поставленные на повозки, а также переносные жилища типа юрт, сделанные из войлока. Мужской костюм сарматов мало чем отличался от скифского и прекрасно подходил для верховой езды. Женщины носили удлиненную одежду, стянутую поясом, длин Обнаруженные при раскопках разнообразные предметы указывают на существование и развитие в сарматском мире различного рода ремесел и домашних промыслов. К ремеслам можно отнести кузнечное, брон- золитейное, ювелирное, косторезное, деревообрабатывающее, кожевенное, для которых были необходимы специфические профессиональные навыки. К домашним производствам относятся прядение, ткачество, вышивка, изготовление войлока и изделий из него, производство лепной посуды, а также ряд других промыслов. С переселением сарматских племен в Северо-Западное Причерноморье значительно расширились их связи с припонтийскими городами и провинцией, носившие попеременно то военный, то мирный характер. Накопление у сарматов избыточного продукта и военных трофеев, в основном рабов, способствовало развитию меновой торговли с античными центрами и соседними племенами. Торговое место, где шел обмен товарами между варварами и жителями полисов, всегда находилось за пределами города, иногда на достаточно большом расстоянии от него. Сарматы торговали скотом, шкурами, а также другим сырьевым товаром. Важной статьей дохода была торговля рабами. Жители античных городов и поселений поставляли на торг различные изделия как местного, так и заморского производства: вино, масло, ткани, высококачественную гончарную и стеклянную посуду, ювелирные изделия и др. Сарматы установили контроль над торговлей с восточными странами, поэтому в сарматских погребениях нередко встречаются изделия китайских мастеров - металлические зеркала, шелковые ткани, поделки из нефрита. Из Индии доставлялись бирюза и кораллы, из Ирана - сердолик и альмандины, из Египта - пастовые бусы и различного рода амулеты. Сюда поступало довольно большое количество товаров западного производства, это прежде всего галло-римская и италийская посуда из бронзы и драгоценных металлов, стеклянные сосуды, ювелирные изделия и другие предметы. Экономические и культурные связи с античным миром способствовали дальнейшей дифференциации сарматского общества. Отличительная черта сарматского мира, особенно на ранних этапах его развития, - это наличие пережитков матриархата. Античные авторы в своих трудах называли сарматов «гюнайкократуменами», т. е. женоуправляемыми. Из этих же источников известны имена сарматских цариц - Амага, Томирис и др.
Сарматские женщины отличались смелым, воинственным характером, они часто участвовали в военных походах. В женских погребениях наряду с чисто дамскими атрибутами встречаются предметы вооружения, каменные жертвенники со следами красной краски, что свидетельствует о выполнении ими функций жриц. Укоренившиеся пережитки матриархата не исчезли и в первые века нашей эры. Основные сведения о культуре сарматов получены при изучении могильников. Для сармат характерен как курганный, так и бескурганный обряд захоронения. Погребальные сооружения отличаются значительным разнообразием: это могут быть большие ямы с деревянными сооружениями, над которыми возводилась курганная насыпь, узкие прямоугольные ямы с заплечиками, подбоями, а также катакомбы, встроенные в насыпи курганов ранних эпох. На поздних этапах сарматской культуры появляются бескурганные могильники. Характерная черта сарматского ритуала - вытянутое положение погребенного на спине, ориентированное головой на север, с согнутыми в локтях руками, лежащими в области живота. В ряде захоронений встречаются погребенные со скрещенными ногами, иногда преднамеренно отчлененными руками, а также деформированным при помощи бинтовой обвязки черепом. На территории Приднестровья подобные захоронения отмечены в селах Токмазея и Красногорка. У сарматов появляется обычай ритуальных перезахоронений, широко распространившийся затем в черняховской культуре. Такое разнообразие типов погребальных сооружений и положения погребенных свидетельствует о разнородном составе сарматского мира, что подтверждается и атропо- логически. Культ мертвых и вера в загробную жизнь проявляются в различного рода ритуальных действиях: во время погребения проводилось очищение могильных ям огнем, подсыпка золой, углями, мелом, над могилами совершались заупокойные тризны, а также жертвоприношения животных. Погребенных сопровождал разнообразный инвентарь, соответствовавший их социальному статусу. Основным предметом поклонения у сарматов, как и у скифов, был меч. По словам Аммиана Марцелина, сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу». Поклонялись сарматы и великой богине плодородия, которая была также покровительницей коней. С ней был связан культ солнца и огня. В античных источниках сохранились упоминания о почитании сарматами водных божеств. С приходом сарматов состав населения во многом изменился. Они проживали не плотным этническим массивом, а вперемешку с другими племенами, благодаря чему оказывали на них влияние. Позднеантичная культура, в свою очередь, также значительно воздействовала на сарматов, с которыми связана история Приднестровья и всего Северо-Западного Причерноморья в первые века нашей эры.
|