Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Славяне и кочевники на берегах Днестра в VI-IX вв.
B III-IV вв. р. Днестр являлась границей между двумя крупными объединениями племен: вестготским (тер- винги - степные люди) и остготским (грейтунги - лесные люди), во главе которых стояли германцы - готы. Приднестровье входило в состав остготского (восточногот- ского) союза под предводительством Эрманариха. В начале 70-х годов IV в. из заволжских степей в Европу устремилась огромная племенная группировка тюрко- язычных кочевников гуннов. Так было положено начало «эпохе великого переселения народов». Экспансия гуннского объединения открыла новый период в истории Европейского континента - эпоху средневековья и феодализма. Продвигаясь на запад, гунны разгромили обитавшие в бассейне Дона сарматские племена - алан, включив их в свой племенной союз, и далее столкнулись с остготами. При первом же ударе гуннских орд в 375 г. непрочное остготское образование распалось, а Эрманарих лишил себя жизни. Попытка Атанариха, возглавлявшего вестготский (западноготский) союз племен, оказать сопротивление гуннам на Днестре закончилась неудачей, и в 376 г. вестготы перешли Дунай и вступили на территорию Римской империи (в Мёзию). Вторжение гуннов в Европу разрушило существовавший с глубокой древности индоевропейский этнический массив и открыло дорогу кочевым скотоводческим племенам с востока на запад. Приднестровье оказалось в числе областей, лежащих на пути кочевнических орд. В течение нескольких столетий через него проходил путь в Центральную и Западную Европу многих племен и народов преимущественно тюркского происхождения. Сокрушительное гуннское нашествие привело к почти полному вытеснению оседлого земледельческого населения Северо-Западного Причерноморья. Исчезли сотни поселений черняховской культуры, расположенных в лесостепной и степной зонах региона. Были истреблены или отступили далеко за пределы этих земель сарматские племена. В письменных источниках конца IV - V в. сведения о населении между Днестром и Дунаем полностью исчезают. Часть его, вероятно, была отброшена к Карпатам, часть ушла за Дунай, а германцы и другие народы, упоминавшиеся в сообщениях авторов первых веков нашей эры, вошли в состав гуннского союза племен. По-видимому, еще в V столетии в Днестровские земли стали проникать славянские племена, продвигавшиеся из Поднепровья, Побужья, а также Припятского Полесья (территории совр. Украины и Белоруссии). К началу VI в. поречье Днестра уже находилось в центре расселения славян, стремившихся на юг к Дунаю и в глубь Балканского полуострова. Часть из них оседает на этой территории, которая в V столетии, судя по письменным и археологическим источникам, была почти не заселена. Впоследствии, как свидетельствует готский епископ Иордан - автор сочинения «Getica», завершенного в 551 г., - по Днестру устанавливается граница между крупнейшими славянскими племенными союзами - антами и склавенами (склавины). «Скла- вины, - пишет Иордан, - живут от города Новиетуна (предположительно на р. Сава - авт. В.Х.) и озера, именуемого Мурсианским (оз. близ г. Мурсы на р. Драва - авт. В.Х.), до Данастра (р. Днестр - авт. В.Х.), а на севере - до Висклы (р. Висла - авт. В.Х.); вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих - распространялись от Данастра до Данапра (р. Днепр - авт. В.Х.), там, где Понтийское море (Черное море - авт. В.Х.) образует излучину.» Большинство поселений славян находилось в лесостепной и лесной зонах Поднестровья - в центральных и северо-восточных районах, в основном в междуречье Днестра и крупнейшего его правого притока - р. Реут. Степная полоса Северного Причерноморья была занята преимущественно кочевниками. Их продвижение в Причерноморские степи вынудило оседлое земледельческое население покинуть юго-западные Днестровско-Дунайские земли. Заселение и освоение славянскими племенами территории Поднестровья. По данным археологии и письменных источников (Про- копий Кесарийский, Иордан и др.), славянское заселение поречья Днестра начинается в VI столетии. Для первых веков нашей эры характерны лишь отдельные славянские (праславянские) элементы в полиэтничной черняховской культуре, развитие которой так или иначе было связано с древнейшей историей славянства. В период с VI до начала XIII в. материальная культура Поднестровья носила ярко выраженный славянский характер. Вместе с тем в ней прослеживаются и другие этнические составляющие и традиции (германские, византийские, тюркские и др.). К настоящему времени в этом регионе открыто более 200 славянских памятников, относящихся к VI-IX вв. Некоторые поселения возникли в VI-VII столетиях, однако бульшая их часть была основана позднее, в VIII-IX вв., что, очевидно, соответствует нескольким этапам заселения славянами поречья Днестра и Северного Причерноморья. Первые славянские поселения в Поднестровье появились в VI-VII вв. в процессе продвижения славян к границам Византийской империи. Славянские племена в этот период стремились не столько к освоению этих территорий, сколько к проникновению за Дунай, что совсем не исключало существования здесь отдельных их селищ в течение ряда последующих столетий. Дунай с середины VI в. уже не служил границей для славян, поэтому они свободно переходили его, вторгаясь в Византию.
Восточная Европа в V-VII вв. (по В.В. Седову): 1 - ареал культуры пражско-корчакских древностей; 2 - ареал культуры пеньковского типа; 3 - древности колочинского типа; 4 - тушемлинско-банцеровская культура; 5 - мощинские древности; 6 - культура ранних длинных курганов; 7 - культура сопок; 8 - расселение летто-литовских и пруссо-ятвяжских племен; 9 - расселение финно-угорских племен Поселений этого времени в поречье Днестра было еще сравнительно немного (более 50). В VI-VII вв. основная часть славянских объединений, не встречая на пути каких-либо серьезных преград, периодически проникала на Балканы и оседала непосредственно в пределах Византийской империи. Известно, что в начале VI в. славяне стали осваивать Доб- руджу (область к северо-востоку от Балканского хребта), а зимой 550-551 гг. склавины впервые не ушли после своего набега обратно за Дунай, чем положили начало открытой колонизации Балканского полуострова. Первый, ранний, этап заселения славянами берегов Днестра (VI-VII вв.) характеризуется единством их материальной культуры в регионе, отсутствием признаков товарного производства, началом выделения специализированных ремесел, господством лепной керамики. В это время существовали неукрепленные расположенные группами («гнездами») поселения - селища, которые были свойственны родовой семейной общине. Небольшим размерам поселков, площадь которых редко превышала 1 гектар, соответствовали очень незначительные масштабы производства. В течение второго этапа (VIII-IX вв.) начинается массовое заселение и широкое освоение славянами территории Поднестровья. Приход протоболгарской орды хана Ас- паруха и создание в 681 г. Первого Болгарского царства (так называемой Дунайской Болгарии) препятствовали дальнейшему движению славян за Дунай и ускорили колонизацию ими Днестровско-Дунайского междуречья. Если в VI-VII вв. славяне заселили только его северные и центральные районы, то к началу VIII столетия они появились и на юге региона. В этот период возрастает количество поселений (до 150) и увеличиваются их размеры. Появляются признаки обособленности металлургического ремесла, складываются ремесленные центры по принципу отраслевой принадлежности. Керамика все еще остается лепной, однако техника ее изготовления и орнаментация совершенствуются. В конце данного этапа появляется в небольшом количестве и гончарная посуда. Развитие общественных отношений в VIII-IX вв. привело к возникновению крупных поселений - мест обитания территориальной соседской общины. По сравнению с селищами VI-VII вв. они уже достигали площади в несколько гектаров. Второй этап заселения славянами берегов Днестра завершился вхождением северных и центральных районов в состав Киевской Руси, а южных - в состав Первого Болгарского царства - двух крупнейших раннефеодальных государств Восточной и Юго- Восточной Европы. Таким образом, на протяжении первого и второго периодов - с VI до конца IX в. - материальная культура Днестровско-Дунайских земель развивалась в том же направлении, что и в более восточных областях, и при наличии локальных вариантов в целом носила единый славянский характер.
Заселение славянами поречья Днестра осуществлялось в основном с севера и северо-востока в условиях непрерывных взаимодействий и взаимовлияний различных сла Колонизация Балканского полуострова явилась результатом не переселения, а расселения славянских племен, которые удержали все свои другие земли в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине I тыс. славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе, юго-западному побережью Балтийского моря и превратились таким образом в крупнейшую этническую группу Европы. Письменные свидетельства содержат бесспорные указания на то, что в рассматриваемый период славяне были основным оседлым населением Поднестровья. Прокопий Кесарийский, Менандр Протектор и другие византийские историки вполне определенно говорят о поселениях склавинов и антов на левобережье Дуная. Сообщения письменных источников о проживании славянских племен на территории Днестровско-Ду- найского междуречья подтверждаются археологическими данными.
В материальной культуре поречья Днестра выделяются как восточнославянские, так и западнославянские черты. Это свидетельствует о том, что граница между западными и восточными славянскими группировками проходила по Днестровско-Карпатским землям в целом и по району Поднестровья в частности. Упоминаемые в трудах византийских и латинских авторов VI-VII вв. склавины (пражско-корчакская культура) и их юго- восточные соседи анты (пеньковская культура) являлись племенными объединениями В VI столетии славянская культура широко распространилась на большей части территории Восточной и Центральной Европы. Материальная культура славян Поднепро- вья, Поднестровья, обширных пространств европейской лесостепи на юго-востоке и северо-востоке, а также Балканского полуострова в целом для периода VT-VTI вв. отличается единообразием на всей территории своего распространения и свидетельствует о тесных связях между различными славянскими племенами. Много общего у славян было в домостроительстве, погребальном обряде, керамике, которая в этот период лепилась вручную, без применения гончарного круга. Культуре славян, заселивших Днестровско-Дунайские земли, были присущи следующие основные черты: единый тип полуземляночного жилища с печью-каменкой, погребальный обряд трупосожжения (кремация), своеобразная лепная глиняная посуда, медные и бронзовые украшения (фибулы, подвески, височные кольца) и др. Поскольку византийские авторы, подчеркивающие близкое родство антов и склавинов, упоминают их вместе, но при этом отличают друг от друга, можно предположить, что до начала VIII в. они были отдельными племенными группами со своими этнографическими особенностями. Между антами и склавинами существовали некоторые различия в материальной культуре, в частности керамике. Тиверцы и уличи в поречье Днестра. В VIII-IX вв. начинается второе интенсивное освоение поречья Днестра славянскими племенами. В это время древности славян в регионе унифицировались и представлены однородной культурой типа Луки-Райковецкой. Ареал этой культуры довольно обширен: на востоке она достигает правобережья Днепра, на севере - левобережья Припяти, западная граница простирается до верховий Сирета, а на юге, в Поднестровье, эти древности распространяются до Черного моря и нижнего Дуная. При этом в южной части бассейна Днестра поселения культуры типа Луки-Райковецкой существовали, по-видимому, лишь до рубежа VIII-IX вв., в то время как на севере - весь IX в. С VIII столетия плотность заселения поречья Днестра возрастает. Увеличение количества поселений с керамикой типа Луки-Райковецкой в VIII-IX вв. связано, очевидно, с прочным освоением территории региона. Этот процесс был ускорен продвижением кочевников в Причерноморские степи, а также распадом антского союза племен в начале VII столетия и образованием в конце его Первого Болгарского царства. К концу VII в. на антские земли с северо-востока устремились славянские племена, носители культуры типа Луки-Райковецкой. Достоверно доказано, что эта культура принадлежит уже восточным славянам. Преобладает общее единство восточнославянских древностей типа Луки-Райковецкой на всей территории их распространения - от Поднепровья до Карпат. В определении племенной принадлежности культуры VIII-IX вв. на территории Поднестровья важную роль играет информация письменных источников. О расселении древнерусских (восточнославянских) племен сообщает «Повесть временных лет». Летописное произведение, передавая сведения более ранних источников и устных преданий, среди восточнославянских племен упоминает уличей и тиверцев, размещая их на прежней антской территории. Согласно «Повести временных лет», «...улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множество, ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады до сего дне...» Из данного источника следует, что племена или союзы племен уличей и тиверцев обитали в поречье Днестра - юго-западной части восточнославянской территории, достигая Черного моря и нижнего Дуная. Скорее всего, тиверцы, кроме собственно Поднестровья, занимали еще междуречье Днестра и среднего течение Южного Буга, им также принадлежали земли в нижнем течении Днестра. В первой половине X столетия сюда же из Южного Поднепровья продвинулись уличи. Таким образом, из двух упомянутых в Днестровских землях славянских племен здесь постоянно жили тиверцы, а уличи в первой половине X в. переселились, вероятнее всего, в междуречье Южного Буга и Днестра. К культуре тиверцев, по-видимому, следует отнести древности VIII-X вв. типа Луки-Райковецкой в Поднестровье. На основе древнерусской летописи и других источников можно представить размещение юго-западных восточнославянских племен, в том числе хорватов, в Верхнем По- прутье и Поднестровье, а тиверцев - по р. Днестр в его среднем течении и до низовьев. С севера к ним примыкала территория волынян, с востока - уличей. Все эти объединения племен имели общую культуру типа Луки-Райковецкой, которая сложилась на основе предшествующих славянских культур VI-VII вв. В VIII-IX вв. в районе придунайских озер и нижнего Днестра расселяются славяне с материальной культурой, характерной для Северо-Восточной Болгарии, где в конце VII в. было основано Первое Болгарское царство. С VIII столетия в пределах этого государства происходил процесс ассимиляции тюрок-протоболгар славянами и формирования южнославянской болгарской народности. Хозяйство славянских племен и развитие общественных отношений. Основным занятием славян второй половины I тыс. было сельское хозяйство, причем ведущей его отраслью являлось земледелие. В VI-VII вв. у славянских племен лесостепной зоны Поднестровья существовали подсечная и переложная системы земледелия, которые практиковались в больших лесных массивах, покрывавших в то время значительную часть территории региона. Очевидно, подсека применялась для освоения новых участков земли в процессе расширения пахотных полей. Господствовала же переложная система земледелия. Экстенсивное землепользование требовало огромного количества земли, поэтому славяне селились небольшими поселками, в каждом из которых обитала отдельная патриархальная семья. Именно такие славянские селища VI-VII вв. и были открыты в поречье Днестра. В качестве орудия вспашки почвы славянские племена VI-VII вв. широко использовали рало из твердых пород дерева. При расчистке лесных участков под пашню применялись топоры. В VIII-IX вв. земледелие по-прежнему остается основой хозяйства восточных славян Поднестровья. Этот период характеризуется появлением плуга - более совершенного пахотного орудия. Славянские поселения увеличиваются в размерах и существуют на одном месте уже более длительное время. Земледельческие культуры, возделывавшиеся славянами поречья Днестра в VI- IX вв., включали мягкую пшеницу, просо, овес и ячмень, т. е. почти все основные злаки. Урожай с полей убирали при помощи металлических серпов. Переработка зерна на муку осуществлялась ручными мельницами. Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности славянских племен занимало приселищное скотоводство. Несомненно, что крупный рогатый скот составлял одно из основных богатств славянской общины. Гораздо меньше было лошадей и мелкого рогатого скота. Разводили также свиней. Природные условия территории Поднестровья, где обширные покрытые густыми лиственными лесами районы граничили с безлесными степными, обилие заболоченных пойменных лугов благоприятствовало развитию охоты, пчеловодства (бортничества), а реки Днестр, Прут, Реут с их притоками - рыбной ловле. Охота и рыболовство занимали у славян существенное, но не главное место в хозяйстве. Им принадлежала подсобная роль при господстве подсечно-переложного земледелия и приселищного скотоводства. В VIII-IX вв. прогресс хозяйства у славян отмечен отделением ремесла от земледелия. Выделение ремесла происходило одновременно с распадом родового общинного строя. Этот процесс занял VI-IX вв., и лишь в конце данного периода ремесло и его отдельные отрасли окончательно сформировались. На первом этапе, в VI- VII вв., появляются некоторые пока еще слабо специализированные ремесла, обслуживающие славянские общины. Довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйственной деятельности металлургия и металлообработка. Определенное место в хозяйстве славян занимала выплавка и обработка изделий из цветных металлов. Как правило, наиболее широко на славянских поселениях представлена керамика. Буль- шая часть посуды в VI-VII вв. была лепной. Изготовление керамики в это время являлось еще домашним занятием. Вместе с лепной посудой на славянских селищах VIII-IX вв. постепенно распространяется и вытесняет ее керамика, сделанная на гончарном круге, производство которой предполагает существование специалистов-ремесленников. Различные ремесла появлялись неодновременно. Прежде всего выделялись и совершенствовались металлургическое и кузнечное, давшие мощный толчок росту других отраслей производства. Несколько позднее появляются ювелирное и гончарное ремесла. Во второй половине I тыс. металлургическое, ювелирное и гончарное ремесла были, по-видимому, единственными у восточных славян. Обработка дерева, кости, кожи, камня, прядение и ткачество не выходили за пределы домашних промыслов в течение VI-IX вв. Наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашним производством развитие обособленных отраслей хозяйственной жизни, таких, как железоделательное, кузнечное и гончарное ремесла, ювелирное дело, определило становление у славян обмена и торговли. Общественный строй славянских племен может быть реконструирован на основе данных археологии, а также кратких сообщений письменных источников. В VI-IX вв. у славян в ходе распада первобытнообщинного строя происходил постепенный переход к новым социально-экономическим отношениям, свойственным зарождавшемуся феодализму. Это был период расцвета высших форм родоплеменного общества - прочно организованных союзов племен. В то же время уже начался процесс медленного исчезновения основы родового строя - больших замкнутых родовых коллективов, экономической базой которых являлось подсечно-переложное земледелие. Дальнейшее развитие производительных сил привело к широкому внедрению пашенного земледелия и основанной на нем территориальной соседской общины.
В целом третья четверть I тыс. была переходным этапом от семейной общины к территориальной, которая объединяла людей не по родственному, а по территориально-хозяйственному принципу. Важнейшими институтами существовавшего у славянских племен в VI-VII вв. строя «военной демократии» были народное собрание и совет родовых старейшин. Вследствие накопления богатств военными вождями и племенной знатью, упрочения и расширения их власти над рядовыми членами общины и целыми областями осуществлялся постепенный переход к территориальной соседской общине - начальному этапу формирования классовых феодальных отношений. Однако эти процессы у славян развивались неравномерно. В пределах Византийской империи и на ее пограничье они происходили наиболее интенсивно. Медленнее шла социальная эволюция славянского общества в Поднестровье. На основе малых племен в VI-VII вв. создавались более или менее крупные группировки - союзы. Постоянные союзы племен перерастали в «племенные княжения». Период VII-IX вв. следует определить как время постепенного формирования племенных княжеств на базе ранее возникших племен или их союзов. По-видимому, эти княжества уже можно рассматривать как предгосударственные объединения. В общественной жизни этих относительно небольших социальных организаций большая роль принадлежала родоплеменной знати. Институт княжеской власти еще во многом зависел от племенных традиций и обычаев, на которые опиралось и могущество знати. Степень подчинения населения власти была крайне незначительна. Появление племенных княжений у славян Восточной Европы относят к VIII- IX вв., а к концу IX столетия многие из них вошли в состав раннефеодального государства Русь. За пределами ядра древнерусского государства среди других восточнославянских объединений довольно продолжительное время существовали днестровско- карпатские союзы племен хорватов и тиверцев, которые в VIII-IX вв. образовали свои «племенные княжения». Около 560 г. хорваты подверглись нападению со стороны авар, что заставило значительные части этого племени, населявшего обширные северные и южные области Восточного Прикарпатья, переселиться в Далмацию (южные - «балканские» хорваты), а также на запад к верховьям Эльбы (западные - «белые» хорваты). Оставшиеся хорваты Верхнего Поднестровья (восточные - «русские» хорваты) вошли в состав «племенного княжения». В VIII-IX вв. территории этого образования охватывали также северную часть Днестровских земель, достигая верховьев Сирета. Племенное княжение хорватов просуществовало до конца X столетия - времени, когда оно вошло в состав древнерусского государства. Непосредственные соседи хорватов с юга - племена тиверцев - также создали в условиях зарождения феодальных отношений свое «племенное княжение», занимавшее все Среднее и Нижнее Поднестровье. Согласно «Повести временных лет», тиверцы «сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество». Племенное объединение тиверцев, по-видимому переросшее в княжение, формируется в VIII-IX вв. Этот период характеризуется увеличением в Среднем Поднестровье количества общинных «гнезд» поселений. Если в VI-VII вв. известно лишь около десятка групп небольших по размерам и числу жителей поселений, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, то в VIII-IX вв. их насчитывалось уже несколько десятков. В это время «гнезда» представляют собой большие массивы довольно крупных поселков, в окружении которых находились появившиеся в конце IX столетия укрепленные славянские городища - «грады». В VIII-IX вв. у тиверцев происходил переход от родовой общины, основанной на родственных связях, к территориальным коллективам, в которых главную роль играли производственные отношения. Однако в территориальной общине еще преобладают большие патриархальные семьи со своими обособленными хозяйствами. Анонимная записка второй половины IX столетия, которая условно называется «Баварский географ», сообщает: «...Унлицы - многочисленный народ, 318 городов... Атто- росы имеют 148 (городов), народ свирепейший». По мнению П. Шафарика, Унлицы и Атторосы Баварского географа тождественны уличам и тиверцам древнерусской «Повести временных лет». Существует предположение, что название восточнославянского населения Среднего Поднестровья «тиверцы» произошло от древнерусского слова «тълкъ» - переводчик. Другая версия связывает этот этноним с античным названием р. Днестр - Тирас, т. е. «тиверцы» буквально значит «днестровцы» - обитатели Поднестровья. Количество городов, названных в этом письменном источнике, явно преувеличено. Под словом «город» здесь следует понимать укрепленное поселение, «град» - общинный центр более или менее значительных племенных образований. Впоследствии сеть таких «градов» с округами стала основой для сложения раннегосударственной политико-административной структуры - «градской организации». Этот процесс сопровождался имущественным и социальным расслоением, дальнейшим распадом традиционных племенных структур и выделением знати. Феодализирующиеся общинно-племенные предводители нуждались в более сильной центральной власти, которая бы опиралась на отделявшуюся от массы общинников вооруженную силу. Ускорить появление племенной княжеской власти могли попытки киевских князей покорить тиверцев. В 885 г. князь Олег (879-912) «... обладая... поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а съ уличи и теверцы имяше рать». Из этой информации «Повести временных лет» следует, что в конце IX столетия тиверцы и уличи в отличие от других племен все еще сохраняли свою самостоятельность. Племенные княжения восточных славян еще не были организациями государственного типа, а лишь высшей формой общественного развития объединений племен, находившейся в преддверии появления раннефеодальной государственности. Они являлись самостоятельными политическими образованиями - союзами племен - и возглавлялись князьями, которые стремились сделать свою власть наследственной, не зависимой от воли народного собрания и опирающейся на вооруженную силу - дружину. В это время, видимо, и зародилось княжеское полюдье, которое представляло собой отчуждение прибавочного продукта - регулярный упорядоченный сбор дани в пользу княжеской дружины и приближенных князя, впоследствии превратившийся в государственную феодальную ренту. Укрепление политической организации с появлением племенного княжения обеспечивало бульшую устойчивость территории и способствовало этническому сплочению племен Тиверской земли, появлению некоторых особенностей их культуры. Этнографическое своеобразие тиверцев прослеживается по оборонительным сооружениям, деталям домостроительства, керамики и погребальной обрядности. Данные этнокультурные признаки могли сформироваться только в условиях долговременного племенного объединения, развивавшегося в племенное княжение. Однако общий облик материальной культуры тиверцев сближал их с другими группировками юго-западных славянских племен, для которых была характерна культура типа Луки-Рай- ковецкой. Область Верхнего Поднестровья и Попрутья к северо-западу от земли тиверцев занимало «племенное княжение» хорватов, а с северо-востока к Южному Бугу и далее к Днепру простиралась территория уличей, у которых также формируется племенное княжение. Наибольшее распространение получила гипотеза происхождения этнонима «уличи» от славянского «уголь» - угол. Летописи знают несколько вариантов написания этого названия: уличи, угличи, улучи, улицы, ульцы. Древнерусская форма «уличи-улучи» отражает тюркскую передачу славянского «угличи». Киевские князья в течение IX и первой трети X в. вели упорную борьбу с уличами и тиверцами. Чтобы успешно противостоять более сильным княжениям, эти племена могли соединяться в различных военных предприятиях. Так, в 885 г. тиверцы и уличи, возможно, выступили совместно против войска киевского князя Олега, составив на какое-то время объединенный племенной союз. В сообщениях «Повести временных лет» они часто связаны общей территорией и упоминаются рядом. Протоболгарские племена и авары. К юго-востоку от Приднестровья степи Северного Причерноморья с V в. были заняты тюркоязычными болгарскими племенами (в отличие от болгар-славян их называют протоболгарами). Протоболгарские объединения кутригуров и утигуров контролировали в середине V в. территорию от нижнего Дуная до Восточного Приазовья. Во второй половине V столетия в Нижнем Подунавье и в южной степной части поречья Днестра обосновался племенной союз кутригуров. В конце V в. протоболгары становятся постоянными жителями степной полосы Северного Причерноморья, и их история тесно переплетается с историей славян, пришедших в VI столетии на Балканы. В начале 60-х годов VI в. кутригуры и утигуры, ослабленные междоусобными войнами, были покорены аварами. Авары - центральноазиатские кочевые племена различного происхождения, объединенные общим названием и властью единого предводителя, в письменных источниках упоминаются с середины V в. Переселяясь с востока под натиском тюрок (550562 гг.), авары во второй половине VI столетия вышли в степи Северного Кавказа к юго-востоку от Азовского моря. Продвигаясь в Северное Причерноморье, они вторглись на правобережье Днепра и приблизительно в 560-562 гг. разгромили антов. В 561-562 гг. авары подчинили протоболгарские племена (кутригуров, утигуров), прошли Поднестровье и, достигнув нижнего Дуная, расположились в Добрудже. К середине 60-х годов VI в. аварский союз племен, ведомый каганом Баяном (562-582), занял среднедунайскую низменность. В 567 г. авары вместе с германцами-лангобардами разгромили королевство гепидов на среднем Дунае, вытеснили их из долин рек Тиса и Дунай к западу от Карпат и проникли на внутрикарпатское плато (Трансильвания). После поражения гепидов и ухода лангобардов в Италию авары в 568 г. основали в Подунавье государственное объединение Аварский каганат с центром на нижней Саве в Паннонии. Под властью каганата объединились многие кочевые народы и часть славянских племен Подунавья. Точных и постоянных границ Аварский каганат не имел. Контроль авар над огромной территорией от Эльбы до Закавказья и от Дона до Адриатики был временным и непрочным. Древнерусская «Повесть временных лет» рассказывает о насилиях авар (обров) над славянами: «Если ехал обрин - не давал впрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь три или четыре, или пять женщин в телегу и везти обрина. И так мучили дулебов. Потому что были обры телом велики и умом горды». В 70-е годы VII в. севернее Дуная в низовьях Прута и Сирета (область Огл ил Онгл) обосновались протоболгарские племена оногуров, которые под предводительством своего хана Аспаруха (Испериха), спасаясь от хазаров, пришли из Восточного Приазовья. Неизвестный армянский географ VII в. пишет, что Аспарух вытеснил авар, т. е. покончил с властью их каганата в Днестровско-Прутском регионе. В 679 г. протоболгары, миновав дунайскую дельту, переселяются за Дунай. Подчинение славянских племен, обитавших в северо-восточной части Балкан, очевидно, произошло мирным путем. Славяне встретили протоболгар как своих союзников в борьбе с Аварским каганатом и Византией. На территории Нижней Мёзии хан Аспарух в союзе с местной славянской знатью, возглавлявшей крупное племенное объединение «Семь родов» («Семь племен»), создал новую политическую организацию под своей властью. В 680-681 гг. протоболгары предприняли ряд походов на территории к югу от Балкан. Их военные успехи вынудили императора Константина IV (668-685) в 681 г. признать суверенитет нового государственного образования - Первого Болгарского царства (681-1018). Образование так называемой Дунайской Болгарии имело важное значение для развития как славян, так и всей Юго-Восточной Европы. В рамках этого раннефеодального государства формировалась славянская болгарская народность. Первое Болгарское царство оказало существенное влияние и на развитие Поднестровья. Хазары. Мадьяры (венгры). По словам хазарского царя Иосифа (середина X в.), хазары преследовали протоболгар-оногуров до Дуная, что маловероятно: слишком далеко был Дунай от Северного Кавказа, откуда вышли хазары. По-видимому, хазарский авангард дошел до Днестра, поскольку именно нижний Днестр стал с конца VII в. хазаро-болгарской границей. Очевидно, этот рубеж проходил по Днестру на север до р. Кодыма, а уже по ней мог идти в направлении Среднего Поднепровья, к подвластным Хазарскому каганату восточнославянским племенам полян. Источники хранят молчание о судьбе приднестровского региона в VIII в. Известно, что в начале IX столетия при хане Омуртаге, или Муртаге (814-831), болгары между 818 и 824 годами захватили владения хазар от Днестра до Днепра, но ненадолго. Уже в 839 г. византийский продолжатель хроники Георгия Амартола отмечает появление на нижнем Дунае венгров (угорский союз племен «Хетмадьр» - авт. В.Х.). Византийский император Константин VII Багрянородный (913-920/959), описывая в своем труде «Об управлении империей» (середина X в.) пределы страны мадьяр Ателькузу (искаженное старовенгерское название «Этелкез», или «Этелькёз», означающее «междуречье»), указывает, что на ее территории текут реки Варух (Днепр), Куву (Южный Буг), Трулл (Днестр) и Сирет. Таким образом, венгерский Этелкез простирался в IX в. от Сирета и нижнего Дуная до Днепра, а значит, в него входила южная часть Приднестровья. В Ателькузе венгры «по обычаю хазар» и под их давлением выбрали первого князя Арпада (889-907), сделав шаг от «военной демократии» к государству. Князь Арпад увел венгров из Южнорусских степей в Паннонию в 896 г., откуда они совершали набеги на Италию, Баварию, Саксонию и другие территории.
|