Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славяне и кочевники на берегах Днестра в VI-IX вв.






B III-IV вв. р. Днестр являлась границей между двумя крупными объединениями племен: вестготским (тер- винги - степные люди) и остготским (грейтунги - лесные люди), во главе которых стояли германцы - готы. Приднестровье входило в состав остготского (восточногот- ского) союза под предводительством Эрманариха.

В начале 70-х годов IV в. из заволжских степей в Ев­ропу устремилась огромная племенная группировка тюрко- язычных кочевников гуннов. Так было положено начало «эпохе великого переселения народов».

Экспансия гуннского объединения открыла новый пери­од в истории Европейского континента - эпоху средневеко­вья и феодализма. Продвигаясь на запад, гунны разгроми­ли обитавшие в бассейне Дона сарматские племена - алан, включив их в свой племенной союз, и далее столкнулись с остготами. При первом же ударе гуннских орд в 375 г. не­прочное остготское образование распалось, а Эрманарих ли­шил себя жизни. Попытка Атанариха, возглавлявшего вест­готский (западноготский) союз племен, оказать сопротив­ление гуннам на Днестре закончилась неудачей, и в 376 г. вестготы перешли Дунай и вступили на территорию Рим­ской империи (в Мёзию).

Вторжение гуннов в Европу разрушило существовавший с глубокой древности индоевропейский этнический массив и открыло дорогу кочевым скотоводческим племенам с во­стока на запад. Приднестровье оказалось в числе областей, лежащих на пути кочевнических орд. В течение нескольких столетий через него проходил путь в Центральную и Запад­ную Европу многих племен и народов преимущественно тюркского происхождения.

Сокрушительное гуннское нашествие привело к почти полному вытеснению осед­лого земледельческого населения Северо-Западного Причерноморья. Исчезли сотни по­селений черняховской культуры, расположенных в лесостепной и степной зонах регио­на. Были истреблены или отступили далеко за пределы этих земель сарматские племе­на. В письменных источниках конца IV - V в. сведения о населении между Днестром и Дунаем полностью исчезают. Часть его, вероятно, была отброшена к Карпатам, часть ушла за Дунай, а германцы и другие народы, упоминавшиеся в сообщениях авторов первых веков нашей эры, вошли в состав гуннского союза племен.

По-видимому, еще в V столетии в Днестровские земли стали проникать славянские племена, продвигавшиеся из Поднепровья, Побужья, а также Припятского Полесья (тер­ритории совр. Украины и Белоруссии). К началу VI в. поречье Днестра уже находи­лось в центре расселения славян, стремившихся на юг к Дунаю и в глубь Балканского полуострова. Часть из них оседает на этой территории, которая в V столетии, судя по письменным и археологическим источникам, была почти не заселена.

Впоследствии, как свидетельствует готский епископ Иордан - автор сочинения «Getica», завершенного в 551 г., - по Днестру устанавливается граница между круп­нейшими славянскими племенными союзами - антами и склавенами (склавины). «Скла- вины, - пишет Иордан, - живут от города Новиетуна (предположительно на р. Сава - авт. В.Х.) и озера, именуемого Мурсианским (оз. близ г. Мурсы на р. Драва - авт. В.Х.), до Данастра (р. Днестр - авт. В.Х.), а на севере - до Висклы (р. Висла - авт. В.Х.); вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих - распространя­лись от Данастра до Данапра (р. Днепр - авт. В.Х.), там, где Понтийское море (Чер­ное море - авт. В.Х.) образует излучину.»

Большинство поселений славян находилось в лесостепной и лесной зонах Поднес­тровья - в центральных и северо-восточных районах, в основном в междуречье Днес­тра и крупнейшего его правого притока - р. Реут. Степная полоса Северного Причер­номорья была занята преимущественно кочевниками. Их продвижение в Причерномор­ские степи вынудило оседлое земледельческое население покинуть юго-западные Днестровско-Дунайские земли.

Заселение и освоение славянскими племенами террито­рии Поднестровья. По данным археологии и письменных источников (Про- копий Кесарийский, Иордан и др.), славянское заселение поречья Днестра начинает­ся в VI столетии. Для первых веков нашей эры характерны лишь отдельные славян­ские (праславянские) элементы в полиэтничной черняховской культуре, развитие ко­торой так или иначе было связано с древнейшей историей славянства.

В период с VI до начала XIII в. материальная культура Поднестровья носила ярко выраженный славянский характер. Вместе с тем в ней прослеживаются и другие эт­нические составляющие и традиции (германские, византийские, тюркские и др.). К настоящему времени в этом регионе открыто более 200 славянских памятников, от­носящихся к VI-IX вв. Некоторые поселения возникли в VI-VII столетиях, однако бульшая их часть была основана позднее, в VIII-IX вв., что, очевидно, соответству­ет нескольким этапам заселения славянами поречья Днестра и Северного Причерно­морья.

Первые славянские поселения в Поднестровье появились в VI-VII вв. в процессе продвижения славян к границам Византийской империи. Славянские племена в этот период стремились не столько к освоению этих территорий, сколько к проникновению за Дунай, что совсем не исключало существования здесь отдельных их селищ в тече­ние ряда последующих столетий. Дунай с середины VI в. уже не служил границей для славян, поэтому они свободно переходили его, вторгаясь в Византию.


 

Восточная Европа в V-VII вв. (по В.В. Седову): 1 - ареал культуры пражско-корчакских древностей; 2 - ареал культуры пеньковского типа; 3 - древности колочинского типа; 4 - тушемлинско-банцеровская культура; 5 - мощинские древности; 6 - культура ранних длинных курганов; 7 - культура сопок; 8 - расселение летто-литовских и пруссо-ятвяжских племен; 9 - расселение финно-угорских племен

Поселений этого времени в поречье Дне­стра было еще сравнительно немного (более 50). В VI-VII вв. основная часть славянских объединений, не встречая на пути каких-либо серьезных преград, периодически проникала на Балканы и оседала непосредственно в пре­делах Византийской империи. Известно, что в начале VI в. славяне стали осваивать Доб- руджу (область к северо-востоку от Балкан­ского хребта), а зимой 550-551 гг. склавины впервые не ушли после своего набега обрат­но за Дунай, чем положили начало открытой колонизации Балканского полуострова.

Первый, ранний, этап заселения славяна­ми берегов Днестра (VI-VII вв.) характери­зуется единством их материальной культуры в регионе, отсутствием признаков товарного производства, началом выделения специали­зированных ремесел, господством лепной ке­рамики. В это время существовали неукреп­ленные расположенные группами («гнезда­ми») поселения - селища, которые были свойственны родовой семейной общине. Небольшим размерам поселков, площадь ко­торых редко превышала 1 гектар, соответствовали очень незначительные масштабы производства.

В течение второго этапа (VIII-IX вв.) начинается массовое заселение и широкое освоение славянами территории Поднестровья. Приход протоболгарской орды хана Ас- паруха и создание в 681 г. Первого Болгарского царства (так называемой Дунайской Болгарии) препятствовали дальнейшему движению славян за Дунай и ускорили коло­низацию ими Днестровско-Дунайского междуречья. Если в VI-VII вв. славяне засели­ли только его северные и центральные районы, то к началу VIII столетия они появи­лись и на юге региона.

В этот период возрастает количество поселений (до 150) и увеличиваются их раз­меры. Появляются признаки обособленности металлургического ремесла, складываются ремесленные центры по принципу отраслевой принадлежности. Керамика все еще ос­тается лепной, однако техника ее изготовления и орнаментация совершенствуются. В конце данного этапа появляется в небольшом количестве и гончарная посуда.

Развитие общественных отношений в VIII-IX вв. привело к возникновению круп­ных поселений - мест обитания территориальной соседской общины. По сравнению с селищами VI-VII вв. они уже достигали площади в несколько гектаров.

Второй этап заселения славянами берегов Днестра завершился вхождением север­ных и центральных районов в состав Киевской Руси, а южных - в состав Первого Бол­гарского царства - двух крупнейших раннефеодальных государств Восточной и Юго- Восточной Европы.

Таким образом, на протяжении первого и второго периодов - с VI до конца IX в. - материальная культура Днестровско-Дунайских земель развивалась в том же направ­лении, что и в более восточных областях, и при наличии локальных вариантов в це­лом носила единый славянский характер.

Антские украшения. Фибулы VI-VII вв.

Заселение славянами поречья Днестра осуществлялось в основном с севера и се­веро-востока в условиях непрерывных взаимодействий и взаимовлияний различных сла­
вянских племен. В начале VI столетия славяне пеньковского этнокультурного объеди­нения (анты) из лесостепного Поднепровья и Южного Побужья, продвигаясь по реч­ным долинам Днестра и Прута, встретились здесь со славянами пражской группиров­ки (склавинами), которые пришли с Припятского правобережья и Верхнего Поднест- ровья. Новые славянские племена, минуя Днестровско-Карпатские земли, продолжали свой путь дальше на юг - к византийскому пограничью, заселяя территорию Поднест- ровья. Они достигли левобережья Дуная, откуда совершали в VI - первой половине VII в. набеги на Балканские провинции Византии, вплоть до Фессалии и Эпира, осаж­дали такие крупные города, как Солунь и Константинополь (эпоха Балканских войн).

Колонизация Балканского полуострова явилась результатом не переселения, а рас­селения славянских племен, которые удержали все свои другие земли в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине I тыс. славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе, юго-западному побережью Балтийского моря и превратились таким образом в крупнейшую этническую группу Европы.

Письменные свидетельства содержат бесспорные указания на то, что в рассматри­ваемый период славяне были основным оседлым населением Поднестровья. Прокопий Кесарийский, Менандр Протектор и другие византийские историки вполне определен­но говорят о поселениях склавинов и антов на левобережье Дуная. Сообщения пись­менных источников о проживании славянских племен на территории Днестровско-Ду- найского междуречья подтверждаются археологическими данными.

Керамика пражско-корчакского (вверху) и пеньковского (внизу) типов

В материальной культуре поречья Днестра выделяются как восточнославянские, так и западнославянские черты. Это свидетельствует о том, что граница между западными и восточными славянскими группировками проходила по Днестровско-Карпатским зем­лям в целом и по району Поднестровья в частности. Упоминаемые в трудах византий­ских и латинских авторов VI-VII вв. склавины (пражско-корчакская культура) и их юго- восточные соседи анты (пеньковская культура) являлись племенными объединениями
раннеславянского периода. Вместе с иными раннеславянскими группами они приняли участие в этногенезе будущих восточных, южных и западных славян.

В VI столетии славянская культура широко распространилась на большей части тер­ритории Восточной и Центральной Европы. Материальная культура славян Поднепро- вья, Поднестровья, обширных пространств европейской лесостепи на юго-востоке и северо-востоке, а также Балканского полуострова в целом для периода VT-VTI вв. от­личается единообразием на всей территории своего распространения и свидетельству­ет о тесных связях между различными славянскими племенами. Много общего у сла­вян было в домостроительстве, погребальном обряде, керамике, которая в этот период лепилась вручную, без применения гончарного круга.

Культуре славян, заселивших Днестровско-Дунайские земли, были присущи следу­ющие основные черты: единый тип полуземляночного жилища с печью-каменкой, по­гребальный обряд трупосожжения (кремация), своеобразная лепная глиняная посуда, медные и бронзовые украшения (фибулы, подвески, височные кольца) и др. Поскольку византийские авторы, подчеркивающие близкое родство антов и склавинов, упомина­ют их вместе, но при этом отличают друг от друга, можно предположить, что до нача­ла VIII в. они были отдельными племенными группами со своими этнографическими особенностями. Между антами и склавинами существовали некоторые различия в ма­териальной культуре, в частности керамике.

Тиверцы и уличи в поречье Днестра. В VIII-IX вв. начинается второе интенсивное освоение поречья Днестра славянскими племенами. В это время древности славян в регионе унифицировались и представлены однородной культурой типа Луки-Райковецкой. Ареал этой культуры довольно обширен: на востоке она дос­тигает правобережья Днепра, на севере - левобережья Припяти, западная граница про­стирается до верховий Сирета, а на юге, в Поднестровье, эти древности распространя­ются до Черного моря и нижнего Дуная. При этом в южной части бассейна Днестра поселения культуры типа Луки-Райковецкой существовали, по-видимому, лишь до ру­бежа VIII-IX вв., в то время как на севере - весь IX в. С VIII столетия плотность засе­ления поречья Днестра возрастает.

Увеличение количества поселений с керамикой типа Луки-Райковецкой в VIII-IX вв. связано, очевидно, с прочным освоением территории региона. Этот процесс был уско­рен продвижением кочевников в Причерноморские степи, а также распадом антского союза племен в начале VII столетия и образованием в конце его Первого Болгарского царства. К концу VII в. на антские земли с северо-востока устремились славянские пле­мена, носители культуры типа Луки-Райковецкой. Достоверно доказано, что эта куль­тура принадлежит уже восточным славянам. Преобладает общее единство восточносла­вянских древностей типа Луки-Райковецкой на всей территории их распространения - от Поднепровья до Карпат.

В определении племенной принадлежности культуры VIII-IX вв. на территории Под­нестровья важную роль играет информация письменных источников. О расселении древ­нерусских (восточнославянских) племен сообщает «Повесть временных лет». Летопис­ное произведение, передавая сведения более ранних источников и устных преданий, среди восточнославянских племен упоминает уличей и тиверцев, размещая их на преж­ней антской территории. Согласно «Повести временных лет», «...улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множество, ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады до сего дне...» Из данного источника следует, что племена или союзы племен уличей и тиверцев обитали в поречье Днестра - юго-западной час­ти восточнославянской территории, достигая Черного моря и нижнего Дуная. Скорее всего, тиверцы, кроме собственно Поднестровья, занимали еще междуречье Днестра и среднего течение Южного Буга, им также принадлежали земли в нижнем течении Дне­стра. В первой половине X столетия сюда же из Южного Поднепровья продвинулись уличи.

Таким образом, из двух упомянутых в Днестровских землях славянских племен здесь постоянно жили тиверцы, а уличи в первой половине X в. переселились, вероят­нее всего, в междуречье Южного Буга и Днестра. К культуре тиверцев, по-видимому, следует отнести древности VIII-X вв. типа Луки-Райковецкой в Поднестровье.

На основе древнерусской летописи и других источников можно представить разме­щение юго-западных восточнославянских племен, в том числе хорватов, в Верхнем По- прутье и Поднестровье, а тиверцев - по р. Днестр в его среднем течении и до низовь­ев. С севера к ним примыкала территория волынян, с востока - уличей. Все эти объе­динения племен имели общую культуру типа Луки-Райковецкой, которая сложилась на основе предшествующих славянских культур VI-VII вв.

В VIII-IX вв. в районе придунайских озер и нижнего Днестра расселяются славя­не с материальной культурой, характерной для Северо-Восточной Болгарии, где в кон­це VII в. было основано Первое Болгарское царство. С VIII столетия в пределах этого государства происходил процесс ассимиляции тюрок-протоболгар славянами и форми­рования южнославянской болгарской народности.

Хозяйство славянских племен и развитие общественных отношений. Основным занятием славян второй половины I тыс. было сельское хозяйство, причем ведущей его отраслью являлось земледелие. В VI-VII вв. у славян­ских племен лесостепной зоны Поднестровья существовали подсечная и переложная системы земледелия, которые практиковались в больших лесных массивах, покрывав­ших в то время значительную часть территории региона. Очевидно, подсека применя­лась для освоения новых участков земли в процессе расширения пахотных полей. Гос­подствовала же переложная система земледелия. Экстенсивное землепользование тре­бовало огромного количества земли, поэтому славяне селились небольшими поселка­ми, в каждом из которых обитала отдельная патриархальная семья. Именно такие сла­вянские селища VI-VII вв. и были открыты в поречье Днестра.

В качестве орудия вспашки почвы славянские племена VI-VII вв. широко использо­вали рало из твердых пород дерева. При расчистке лесных участков под пашню при­менялись топоры. В VIII-IX вв. земледелие по-прежнему остается основой хозяйства восточных славян Поднестровья. Этот период характеризуется появлением плуга - бо­лее совершенного пахотного орудия. Славянские поселения увеличиваются в размерах и существуют на одном месте уже более длительное время.

Земледельческие культуры, возделывавшиеся славянами поречья Днестра в VI- IX вв., включали мягкую пшеницу, просо, овес и ячмень, т. е. почти все основные зла­ки. Урожай с полей убирали при помощи металлических серпов. Переработка зерна на муку осуществлялась ручными мельницами.

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности славянских племен занимало приселищное скотоводство. Несомненно, что крупный рогатый скот составлял одно из основных богатств славянской общины. Гораздо меньше было ло­шадей и мелкого рогатого скота. Разводили также свиней.

Природные условия территории Поднестровья, где обширные покрытые густыми лиственными лесами районы граничили с безлесными степными, обилие заболоченных пойменных лугов благоприятствовало развитию охоты, пчеловодства (бортничества), а реки Днестр, Прут, Реут с их притоками - рыбной ловле. Охота и рыболовство занимали у славян существенное, но не главное место в хозяйстве. Им принадлежала подсобная роль при господстве подсечно-переложного земледелия и приселищного скотоводства.

В VIII-IX вв. прогресс хозяйства у славян отмечен отделением ремесла от зем­леделия. Выделение ремесла происходило одновременно с распадом родового об­щинного строя. Этот процесс занял VI-IX вв., и лишь в конце данного периода ремес­ло и его отдельные отрасли окончательно сформировались. На первом этапе, в VI- VII вв., появляются некоторые пока еще слабо специализированные ремесла, обслу­живающие славянские общины. Довольно рано выделились в отдельные отрасли хо­зяйственной деятельности металлургия и металлообработка. Определенное место в хозяйстве славян занимала выплавка и обработка изделий из цветных металлов. Как правило, наиболее широко на славянских поселениях представлена керамика. Буль- шая часть посуды в VI-VII вв. была лепной. Изготовление керамики в это время яв­лялось еще домашним занятием. Вместе с лепной посудой на славянских селищах VIII-IX вв. постепенно распространяется и вытесняет ее керамика, сделанная на гон­чарном круге, производство которой предполагает существование специалистов-ре­месленников.

Различные ремесла появлялись неодновременно. Прежде всего выделялись и со­вершенствовались металлургическое и кузнечное, давшие мощный толчок росту дру­гих отраслей производства. Несколько позднее появляются ювелирное и гончарное ре­месла. Во второй половине I тыс. металлургическое, ювелирное и гончарное ремесла были, по-видимому, единственными у восточных славян. Обработка дерева, кости, кожи, камня, прядение и ткачество не выходили за пределы домашних промыслов в течение VI-IX вв.

Наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашним производством развитие обособленных отраслей хозяйственной жизни, таких, как железоделательное, кузнеч­ное и гончарное ремесла, ювелирное дело, определило становление у славян обмена и торговли.

Общественный строй славянских племен может быть реконструирован на основе данных археологии, а также кратких сообщений письменных источников. В VI-IX вв. у славян в ходе распада первобытнообщинного строя происходил постепенный пере­ход к новым социально-экономическим отношениям, свойственным зарождавшемуся феодализму. Это был период расцвета высших форм родоплеменного общества - прочно организованных союзов племен. В то же время уже начался процесс медленного ис­чезновения основы родового строя - больших замкнутых родовых коллективов, эконо­мической базой которых являлось подсечно-переложное земледелие. Дальнейшее раз­витие производительных сил привело к широкому внедрению пашенного земледелия и основанной на нем территориальной соседской общины.

Ремесло у славян VIII-IX вв.

 

В целом третья четверть I тыс. была переходным этапом от семейной общины к территориальной, которая объединяла людей не по родственному, а по территориаль­но-хозяйственному принципу.

Важнейшими институтами существовавшего у славянских племен в VI-VII вв. строя «военной демократии» были народное собрание и совет родовых старейшин. Вслед­ствие накопления богатств военными вождями и племенной знатью, упрочения и рас­ширения их власти над рядовыми членами общины и целыми областями осуществлялся постепенный переход к территориальной соседской общине - начальному этапу фор­мирования классовых феодальных отношений. Однако эти процессы у славян развива­лись неравномерно. В пределах Византийской империи и на ее пограничье они проис­ходили наиболее интенсивно. Медленнее шла социальная эволюция славянского обще­ства в Поднестровье. На основе малых племен в VI-VII вв. создавались более или ме­нее крупные группировки - союзы. Постоянные союзы племен перерастали в «племен­ные княжения».

Период VII-IX вв. следует определить как время постепенного формирования пле­менных княжеств на базе ранее возникших племен или их союзов. По-видимому, эти княжества уже можно рассматривать как предгосударственные объединения. В обще­ственной жизни этих относительно небольших социальных организаций большая роль принадлежала родоплеменной знати. Институт княжеской власти еще во многом зави­сел от племенных традиций и обычаев, на которые опиралось и могущество знати. Сте­пень подчинения населения власти была крайне незначительна.

Появление племенных княжений у славян Восточной Европы относят к VIII- IX вв., а к концу IX столетия многие из них вошли в состав раннефеодального госу­дарства Русь. За пределами ядра древнерусского государства среди других восточнос­лавянских объединений довольно продолжительное время существовали днестровско- карпатские союзы племен хорватов и тиверцев, которые в VIII-IX вв. образовали свои «племенные княжения».

Около 560 г. хорваты подверглись нападению со стороны авар, что заставило зна­чительные части этого племени, населявшего обширные северные и южные области Восточного Прикарпатья, переселиться в Далмацию (южные - «балканские» хорваты), а также на запад к верховьям Эльбы (западные - «белые» хорваты). Оставшиеся хор­ваты Верхнего Поднестровья (восточные - «русские» хорваты) вошли в состав «пле­менного княжения». В VIII-IX вв. территории этого образования охватывали также се­верную часть Днестровских земель, достигая верховьев Сирета.

Племенное княжение хорватов просуществовало до конца X столетия - времени, когда оно вошло в состав древнерусского государства. Непосредственные соседи хор­ватов с юга - племена тиверцев - также создали в условиях зарождения феодальных отношений свое «племенное княжение», занимавшее все Среднее и Нижнее Поднест­ровье. Согласно «Повести временных лет», тиверцы «сидели по Днестру и возле Ду­ная. Было их множество». Племенное объединение тиверцев, по-видимому переросшее в княжение, формируется в VIII-IX вв.

Этот период характеризуется увеличением в Среднем Поднестровье количества об­щинных «гнезд» поселений. Если в VI-VII вв. известно лишь около десятка групп не­больших по размерам и числу жителей поселений, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, то в VIII-IX вв. их насчитывалось уже несколько десятков. В это время «гнезда» представляют собой большие массивы довольно крупных посел­ков, в окружении которых находились появившиеся в конце IX столетия укрепленные славянские городища - «грады».

В VIII-IX вв. у тиверцев происходил переход от родовой общины, основанной на родственных связях, к территориальным коллективам, в которых главную роль играли производственные отношения. Однако в территориальной общине еще преобладают большие патриархальные семьи со своими обособленными хозяйствами.

Анонимная записка второй половины IX столетия, которая условно называется «Ба­варский географ», сообщает: «...Унлицы - многочисленный народ, 318 городов... Атто- росы имеют 148 (городов), народ свирепейший». По мнению П. Шафарика, Унлицы и Атторосы Баварского географа тождественны уличам и тиверцам древнерусской «По­вести временных лет». Существует предположение, что название восточнославянского населения Среднего Поднестровья «тиверцы» произошло от древнерусского слова «тълкъ» - переводчик. Другая версия связывает этот этноним с античным названием р. Днестр - Тирас, т. е. «тиверцы» буквально значит «днестровцы» - обитатели Под­нестровья.

Количество городов, названных в этом письменном источнике, явно преувеличено. Под словом «город» здесь следует понимать укрепленное поселение, «град» - общин­ный центр более или менее значительных племенных образований. Впоследствии сеть таких «градов» с округами стала основой для сложения раннегосударственной полити­ко-административной структуры - «градской организации». Этот процесс сопровождался имущественным и социальным расслоением, дальнейшим распадом традиционных пле­менных структур и выделением знати. Феодализирующиеся общинно-племенные пред­водители нуждались в более сильной центральной власти, которая бы опиралась на от­делявшуюся от массы общинников вооруженную силу. Ускорить появление племенной княжеской власти могли попытки киевских князей покорить тиверцев. В 885 г. князь Олег (879-912) «... обладая... поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а съ уличи и теверцы имяше рать». Из этой информации «Повести временных лет» следу­ет, что в конце IX столетия тиверцы и уличи в отличие от других племен все еще со­храняли свою самостоятельность.

Племенные княжения восточных славян еще не были организациями государствен­ного типа, а лишь высшей формой общественного развития объединений племен, на­ходившейся в преддверии появления раннефеодальной государственности. Они явля­лись самостоятельными политическими образованиями - союзами племен - и возглав­лялись князьями, которые стремились сделать свою власть наследственной, не зависи­мой от воли народного собрания и опирающейся на вооруженную силу - дружину. В это время, видимо, и зародилось княжеское полюдье, которое представляло собой от­чуждение прибавочного продукта - регулярный упорядоченный сбор дани в пользу княжеской дружины и приближенных князя, впоследствии превратившийся в государ­ственную феодальную ренту.

Укрепление политической организации с появлением племенного княжения обес­печивало бульшую устойчивость территории и способствовало этническому сплоче­нию племен Тиверской земли, появлению некоторых особенностей их культуры. Эт­нографическое своеобразие тиверцев прослеживается по оборонительным сооруже­ниям, деталям домостроительства, керамики и погребальной обрядности. Данные эт­нокультурные признаки могли сформироваться только в условиях долговременного племенного объединения, развивавшегося в племенное княжение. Однако общий об­лик материальной культуры тиверцев сближал их с другими группировками юго-за­падных славянских племен, для которых была характерна культура типа Луки-Рай- ковецкой.

Область Верхнего Поднестровья и Попрутья к северо-западу от земли тиверцев за­нимало «племенное княжение» хорватов, а с северо-востока к Южному Бугу и далее к Днепру простиралась территория уличей, у которых также формируется племенное княжение. Наибольшее распространение получила гипотеза происхождения этнонима «уличи» от славянского «уголь» - угол. Летописи знают несколько вариантов написа­ния этого названия: уличи, угличи, улучи, улицы, ульцы. Древнерусская форма «ули­чи-улучи» отражает тюркскую передачу славянского «угличи».

Киевские князья в течение IX и первой трети X в. вели упорную борьбу с уличами и тиверцами. Чтобы успешно противостоять более сильным княжениям, эти племена могли соединяться в различных военных предприятиях. Так, в 885 г. тиверцы и уличи, возможно, выступили совместно против войска киевского князя Олега, составив на ка­кое-то время объединенный племенной союз. В сообщениях «Повести временных лет» они часто связаны общей территорией и упоминаются рядом.

Протоболгарские племена и авары. К юго-востоку от Приднест­ровья степи Северного Причерноморья с V в. были заняты тюркоязычными болгар­скими племенами (в отличие от болгар-славян их называют протоболгарами). Прото­болгарские объединения кутригуров и утигуров контролировали в середине V в. тер­риторию от нижнего Дуная до Восточного Приазовья. Во второй половине V столетия в Нижнем Подунавье и в южной степной части поречья Днестра обосновался племен­ной союз кутригуров. В конце V в. протоболгары становятся постоянными жителями степной полосы Северного Причерноморья, и их история тесно переплетается с исто­рией славян, пришедших в VI столетии на Балканы.

В начале 60-х годов VI в. кутригуры и утигуры, ослабленные междоусобными вой­нами, были покорены аварами.

Авары - центральноазиатские кочевые племена различного происхождения, объе­диненные общим названием и властью единого предводителя, в письменных источни­ках упоминаются с середины V в. Переселяясь с востока под натиском тюрок (550­562 гг.), авары во второй половине VI столетия вышли в степи Северного Кавказа к юго-востоку от Азовского моря. Продвигаясь в Северное Причерноморье, они вторг­лись на правобережье Днепра и приблизительно в 560-562 гг. разгромили антов.

В 561-562 гг. авары подчинили протоболгарские племена (кутригуров, утигуров), прошли Поднестровье и, достигнув нижнего Дуная, расположились в Добрудже. К се­редине 60-х годов VI в. аварский союз племен, ведомый каганом Баяном (562-582), занял среднедунайскую низменность. В 567 г. авары вместе с германцами-лангобарда­ми разгромили королевство гепидов на среднем Дунае, вытеснили их из долин рек Тиса и Дунай к западу от Карпат и проникли на внутрикарпатское плато (Трансильвания). После поражения гепидов и ухода лангобардов в Италию авары в 568 г. основали в Подунавье государственное объединение Аварский каганат с центром на нижней Саве в Паннонии. Под властью каганата объединились многие кочевые народы и часть сла­вянских племен Подунавья. Точных и постоянных границ Аварский каганат не имел. Контроль авар над огромной территорией от Эльбы до Закавказья и от Дона до Адри­атики был временным и непрочным.

Древнерусская «Повесть временных лет» рассказывает о насилиях авар (обров) над славянами: «Если ехал обрин - не давал впрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь три или четыре, или пять женщин в телегу и везти обрина. И так мучили дулебов. Потому что были обры телом велики и умом горды».

В 70-е годы VII в. севернее Дуная в низовьях Прута и Сирета (область Огл ил Онгл) обосновались протоболгарские племена оногуров, которые под предводительством свое­го хана Аспаруха (Испериха), спасаясь от хазаров, пришли из Восточного Приазовья. Не­известный армянский географ VII в. пишет, что Аспарух вытеснил авар, т. е. покончил с властью их каганата в Днестровско-Прутском регионе. В 679 г. протоболгары, миновав дунайскую дельту, переселяются за Дунай. Подчинение славянских племен, обитавших в северо-восточной части Балкан, очевидно, произошло мирным путем. Славяне встре­тили протоболгар как своих союзников в борьбе с Аварским каганатом и Византией.

На территории Нижней Мёзии хан Аспарух в союзе с местной славянской знатью, возглавлявшей крупное племенное объединение «Семь родов» («Семь племен»), создал новую политическую организацию под своей властью. В 680-681 гг. протоболгары пред­приняли ряд походов на территории к югу от Балкан. Их военные успехи вынудили императора Константина IV (668-685) в 681 г. признать суверенитет нового государ­ственного образования - Первого Болгарского царства (681-1018).

Образование так называемой Дунайской Болгарии имело важное значение для раз­вития как славян, так и всей Юго-Восточной Европы. В рамках этого раннефеодаль­ного государства формировалась славянская болгарская народность. Первое Болгарское царство оказало существенное влияние и на развитие Поднестровья.

Хазары. Мадьяры (венгры). По словам хазарского царя Иосифа (се­редина X в.), хазары преследовали протоболгар-оногуров до Дуная, что маловероятно: слишком далеко был Дунай от Северного Кавказа, откуда вышли хазары. По-видимо­му, хазарский авангард дошел до Днестра, поскольку именно нижний Днестр стал с конца VII в. хазаро-болгарской границей. Очевидно, этот рубеж проходил по Днестру на север до р. Кодыма, а уже по ней мог идти в направлении Среднего Поднепровья, к подвластным Хазарскому каганату восточнославянским племенам полян.

Источники хранят молчание о судьбе приднестровского региона в VIII в. Известно, что в начале IX столетия при хане Омуртаге, или Муртаге (814-831), болгары между 818 и 824 годами захватили владения хазар от Днестра до Днепра, но ненадолго. Уже в 839 г. византийский продолжатель хроники Георгия Амартола отмечает появление на ниж­нем Дунае венгров (угорский союз племен «Хетмадьр» - авт. В.Х.). Византийский им­ператор Константин VII Багрянородный (913-920/959), описывая в своем труде «Об уп­равлении империей» (середина X в.) пределы страны мадьяр Ателькузу (искаженное ста­ровенгерское название «Этелкез», или «Этелькёз», означающее «междуречье»), указы­вает, что на ее территории текут реки Варух (Днепр), Куву (Южный Буг), Трулл (Днестр) и Сирет. Таким образом, венгерский Этелкез простирался в IX в. от Сирета и нижнего Дуная до Днепра, а значит, в него входила южная часть Приднестровья.

В Ателькузе венгры «по обычаю хазар» и под их давлением выбрали первого кня­зя Арпада (889-907), сделав шаг от «военной демократии» к государству. Князь Арпад увел венгров из Южнорусских степей в Паннонию в 896 г., откуда они совершали на­беги на Италию, Баварию, Саксонию и другие территории.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал