Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая жизнь второй половины XIII — XIV в.
Экономическая и градостроительная политика золотоордынцев в Поднестровье. Степные районы Северного Причерноморья непосредственно входили в состав Золотой Орды, став районами монгольских кочевий. Поэтому экономический и социальный уклад населения Приднестровья испытал на себе воздействие золотоордынских форм феодализма. Местная аристократия была частично вырезана монголами, и завоеватели сами стали элитой. Общины кочевников, обитавших в степях Причерноморья до прихода монголов, попали в зависимость от ордынской аристократии. Эта зависимость выражалась в даннических отношениях и носила характер внеэкономического принуждения. Вот почему золотоордынцы, заинтересованные в регулярном получении дани от местного населения, стремились к обеспечению экономически стабильной обстановки в завоеванных ими регионах. Сведения о сельских поселениях Поднестровья в золотоордынский период крайне скудны. Куда полнее данные о городах, которые уже длительное время являются объектом археологических исследований. Достаточно хорошо изучены такие ордынские города Западного Поднестровья, как Старый Орхей, Костешты, однако о городских центрах Днестровско-Бугского междуречья, которые пока не подвергались серьезному исследованию, имеется лишь фрагментарная информация. На месте возникновения ордынских городов Поднестровья немонгольская городская традиция отсутствовала. Каких-либо объективных предпосылок для появления этих Быстрое возведение городов как бы на «пустом месте» осуществлялось силами пришлого населения - ремесленников и рабов, согнанных монголами из других районов Золотой Орды. В Поднестровье внезапное возникновение ордынских городов в середине XIV в. было связано, скорее всего, с переселением большого числа городского населения из Поволжья. Правда, это переселение не носило принудительного характера со стороны ордынской администрации. По предположению исследователей, оно было вызвано пандемией чумы, свирепствовавшей в низовьях Волги в конце 40-х - начале 50-х годов XIV в., которая и заставила большие массы горожан сняться с насиженных мест в поисках более безопасного района для проживания. Золотоордынские города: Старый Орхей, Костешты. В настоящее время археологами достаточно хорошо изучены два крупных золотоордынских городских центра: городище Костешты, остатки которого находятся у с. Костешты в долине р. Ботна, и городище Старый Орхей, расположенное в излучине р. Реут - правого притока Днестра, между селами Требужены и Бутучены. Никаких сведений об этих городах в письменных источниках нет. Однако полученные в результате раскопок материалы позволяют характеризовать их как довольно крупные ремесленные, торговые и административные центры. Археологические находки свидетельствуют о том, что Костешты находились в некотором отдалении от основных караванных путей, а Старый Орхей являлся одним из наиболее значительных городов не только Поднестровья, но и Золотой Орды. Точные названия обоих золотоордынских городов неизвестны. По мнению ряда исследователей, которое разделяют не все ученые, город, находившийся на месте городища Старый Орхей, носил название Шехр ал-Джедид, или Янги-Шехр, что означает Новый город. Эта гипотеза основана на изучении найденных в Старом Орхее монет, место чеканки которых обозначено как Шехр ал-Джедид (Янги-Шехр).
Для материальной культуры Старого Ор- хея и Костешт, как и для других городов Золотой Орды, характерно смешение хозяйственных и культурных традиций местного населения с традициями монголов и покоренных ими народов. Особенно ярко сочетание разных традиций проявляется в домостроительстве. Археологи обнаружили в Старом Орхее остатки монументальных каменных построек - мечетей, церквей, дворцового здания, бани, которые были окружены жилищами рядового населения и ремесленными мастерскими. Среди городской застройки найдены остатки оснований круглых юрт, дополнявших восточный облик города. Топография Старого Орхея, его капитальные сооружения Ремесло в Старом Орхее представлено гончарными и ювелирными мастерскими. Отмечается высокий уровень железообрабатывающего ремесла, литья цветных металлов, резьбы по камню. Большой клад сельскохозяйственных орудий, найденный в Старом Орхее, позволяет предполагать наличие у города значительной земледельческой округи с развитым сельским хозяйством, основанным на пашенном земледелии. Старый Орхей и Костешты, как и многие другие города, построенные ордынцами в степных районах, пережив короткий расцвет, прекратили свое существование вместе с уходом монголов из этого региона. Белгород-Днестровский и предпринимательская деятельность итальянского купечества в Поднестровье. Кроме собственно городских ордынских центров, какими были Старый Орхей и Костешты, в Поднестровье находился еще один город, который по характеру его материальной культуры - архитектуры, домостроительства, ремесленного производства, денежного обращения - относят к золотоордынским городам. Это расположенный на берегу Днестровского лимана Белгород, древнейший город Поднестровья, возникший еще в античный период. Белгород, в отличие от Старого Орхея и Костешт, избежал запустения после ухода из него монголов, так как был тесно связан с международной черноморской торговлей, игравшей заметную роль в его жизни: именно поэтому он стал широко известен купцам и путешественникам разных стран. Благодаря черноморским торговым связям мы знакомы с историей Белгорода конца XIII - XIV в. не только по археологическим материалам, но и по сведениям, содержащимся в самых разных источниках: итальянских нотариальных актах, сочинениях арабских авторов, документах Константинопольской патриархии, русских летописях, навигационных пособиях. С конца XIII в. итальянские, главным образом генуэзские, купцы начинают обосновываться в низовьях Днестра, удобно связанных с аграрной периферией. К 90-м годам XIII столетия относятся первые известия о заходе итальянских торговых судов в Монкастро (так в итальянских источниках именовали Белгород). Самое раннее упоминание о Монкастро содержится в нотариальном акте от 28 мая 1290 г., оформляющем сделку двух купцов в Каффе. Джакомо де Финарио, получивший в кредит от Энрико Сальваторе 800 аспров, должен был реализовать их в районе Монкастро. Спустя четыре года в одном из генуэзских документов 1294 г. говорится о некоем корабле, направ-
лившемся в Белгород. В конце XIII в. итальянское наименование Белгорода впервые появилось и на морской карте - самой ранней из итальянских морских карт, так называемой Пизанской, где рядом с устьем Днестра надписано название города - M. Castro. В конце XIII в. Монкастро хотя и входил в сферу интересов итальянских купцов, но, по всей вероятности, не играл еще сколько-нибудь заметной роли в итальянской торговле на Черном море. Согласно итальянской лоции Черного моря конца XIII в., обычный путь от нижнего Дуная шел в то время прямо к Днепру, минуя город в устье Днестра. В первой половине XIV в. заметно выросло значение Белгорода как одного из крупных центров черноморской торговли. Европейские и восточные купцы стали частыми гостями в городе. Название «Монкастро» можно найти на всех итальянских морских картах XIV-XV вв. Написано оно, как правило, с заглавной буквы и красными чернилами, которые картографы средневековья использовали для обозначения наиболее важных портов. Начиная с 20-х годов XIV столетия Белгород под названием Аккерман упоминается в арабских источниках. Краткую характеристику географического положения и состава населения города дает географ из Сирии Абу-л-Фида: «Аккерман - небольшой населенный пункт на берегу Черного моря. Он находится к западу от Сару-Кермана (Херсон - авт. И.К.) и между ними 15 дней пути. Аккерман расположен на равнине. Населяют его мусульмане и неверные. Неподалеку от него впадает в море Днестр, который по величине может соперничать с Хама. Между Аккерманом и Исакчей расстояние в пять дней пути». Содержание этого сообщения - описание примет рельефа, размеров города и численности его жителей, а также определение расстояний между городами в днях пути - говорит о том, что сведения об Аккермане Абу-л-Фида почерпнул из рассказов купцов и путешественников. Скорее всего, его информаторами были арабские торговые люди (возможно, даже его земляки, ибо кто, кроме них, стал бы сравнивать Днестр с довольно небольшой сирийской рекой Хама). Другой арабский автор ал-Омари в 1338 г. записал рассказ арабского купца Му- хаммада ал-Карбали, который сам приезжал торговать в Аккерман. По свидетельству того же ал-Омари, еще один арабский купец Хасан ар-Руми знал Аккерман как пограничный город Золотой Орды. Днестр, известный арабским авторам XIV в. под тюркским названием Турлу, неоднократно упоминается в их сочинениях как одна из крупнейших рек Золотой Орды. Богатый и разнообразный археологический материал конца XIII - XV в., обнаруженный при раскопках на территории Белгорода, подтверждает данные письменных источников о широких торговых связях Монкастро-Аккермана и о его процветании в этот период. Белгород находился в тесном контакте с городами Крыма, прежде всего с Каффой - крупнейшей генуэзской факторией Северного Причерноморья, откуда торговые пути вели на Восток: в Малую Азию, Закавказье, Поволжье, Среднюю Азию, Индию, Китай. Хотя пребывание генуэзцев в Белгороде подтверждено лишь единичными находками, археологический материал доказывает, что и западное направление торговых связей Белгорода развивалось достаточно интенсивно. На территории города обнаружены предметы керамики, происходившей из Византии, Болгарии, Италии, Испании. Основным предметом вывоза из Поднестровья было зерно. Об этом свидетельствует сообщение флорентийского экономиста Пеголотти, сведения которого о черноморской торговле были собраны в 1324-1336 гг., когда он в качестве представителя компании Барди служил на Кипре. В одной из глав своего труда «Практика торговли», которая посвящена описанию конъюнктуры торговли зерном в бассейне Черного моря, Пеголотти дает характеристику и товару, экспортировавшемуся через Нижнее Поднестро- вье. Он сообщает, что «пшеница из Монкастро примерно такая же по качеству, как и зерно из Анхиало, и идет почти по одной с ним цене, но, хоть она и не лучше анхиаль- ской, но все же пользуется большим спросом, ибо лучше сохраняется при транспортировке». Анхиальская же пшеница, с которой Пеголотти сравнивает вывозимое из Монкастро зерно, считалась, по его словам, лишь немногим хуже самого высококачественного зерна на Черном море - каффинского. Так что в черноморской «табели о рангах» белгородская пшеница занимала высокое место. О большом значении экспорта зерна для экономики Белгорода говорит тот факт, что в связанные с ним торговые операции втягивались даже городские ремесленники. Известно, например, что белгородский пекарь Триандаффоло Готто владел совместно с жившим в городе итальянцем судном «Св. Николай», на котором компаньоны перевозили зерно. Расцвет белгородской торговли зерном в середине XIV в. был во многом обусловлен экономическим подъемом золотоордынских городов в центральной части Днестровско- Прутского междуречья. Согласно данным археологических исследований, эти города были окружены многочисленными поселениями сельского типа. Занятия их жителей сельскохозяйственным производством подтверждаются обнаруженными при раскопках семенами культурных растений - пшеницы, ржи, ячменя и др. В этом же районе был найден крупный клад сельскохозяйственных орудий, датируемый 60-ми годами XIV столетия, в котором обнаружено больше сотни различных орудий для вспашки, обработки и уборки полевых и огородных культур. Для лесостепной зоны, где располагались золотоордынские поселения, была характерна система экстенсивного залежно-переложного полеводства, которая обеспечивала довольно высокие валовые сборы зерна. Местные рынки, находившиеся на захваченной ордынцами территории, были связаны с Белгородом общими средствами обращения - джучидскими серебряными дирхемами и мелкой медной монетой. На период подъема итальянской торговли в СевероЗападном Причерноморье в середине XIV в. выпадает и массовое поступление монеты в денежное обращение из глубинных районов ордынской территории. Это свидетельствует о том, что юго-восточная часть Днестровско-Карпатских земель, входившая в состав Золотой Орды, находилась под сильным влиянием международной черноморской торговли. Татарский и молдавский торговые пути. Золотоордынское купечество, получавшее немалые выгоды от контроля над торговлей в нижнем течении Днестра, занимало важные позиции на так называемом татарском торговом пути из стран Центральной Европы в Крым. Этот путь шел из Львова по Подолии и далее вниз по Днестру до нынешних Бендер, откуда после переправы через реку по степям Северного Причерноморья вел в Крым. Завоевание монголами степей Северо-Западного Причерноморья поначалу превратило днестровский путь, издавна являвшийся важной торговой магистралью, в непривлекательную, полную опасностей дорогу. Район Верхнего Поднестровья стал ориентирован в основном на обслуживание торговых отношений за- падноукраинских и русских земель со странами Центральной Европы. Нижнее Поднестровье, и прежде всего Белгород, тяготело к черноморской торговле. По наблюдениям археологов, в середине XIV столетия ареалы монет, использовавшихся в качестве средства обращения в золотоордынских областях Приднестровья, с одной стороны, и Юго-Западной Руси - с другой, сомкнулись на среднем Днестре в районе городов Старый Орхей и Костешты. Это свидетельствует о том, что торговое движение по Днестру начало восстанавливаться. Однако этот процесс не набрал силу, поскольку контроль над торговой магистралью осуществляли золотоордынцы. Условия торговли, навязываемые торгово-аристократической верхушкой золотоордынских городов Поднестро-
Серебряные монеты Старого Орхея (по материалам С.А. Яниной) вья, судя по всему, не вполне устраивали купцов Галичины, Подолии и стран Центральной Европы. При раскопках Старого Орхея и Костешт обнаружены лишь немногочисленные монеты XIV в., которые могли поступить туда через Верхнее Поднестровье из стран Центральной Европы и западноукраинских земель. Можно заключить, что торговое движение в районе верхнего течения Днестра в XIV столетии было менее интенсивным по сравнению с экономической активностью купцов в низовьях реки. Вытеснение золотоордынцев из степей Днестровско-Дунайского междуречья в 60-70-е годы XIV в. и упадок ордынских городов Поднестровья не привело к сокращению торговли через Белгород. Дальнейшему ее развитию через этот порт способствовало образование Молдавского княжества, на время стабилизировавшее политическую обстановку в регионе и вызвавшее перемещение международных торговых путей в Юго-Восточной Европе, которое привело к замене татарского торгового пути молдавским. По молдавскому пути восточные и европейские купцы везли свои товары из Каффы через Белгород и Сучаву во Львов, Краков и другие города Центральной и Западной Европы. К Белгороду сходились и основные торговые пути из Северо-Западной Руси, Белоруссии и Украины, через него следовали многие путешественники и паломники к святым местам Константинополя, Афона, Палестины. По мере развития торговли по молдавскому торговому пути окрепли и приобрели стабильный характер связи между Белгородом и Каффой. Вывоз продовольственных товаров, прежде всего зерна, из Белгорода удовлетворял потребности Каффы в провианте. В свою очередь, торговля восточными товарами - шелками и другими дорогими тканями, пряностями, лимонами, рисом, вином и т. д., которая шла транзитом через Приднестровье, приносила большие доходы господарской казне. В частности, одним из пунктов сбора торговых пошлин был Тягянякяч (впоследствии - Тигина, совр. г. Бен- деры). Здесь взимали также плату за перевоз через Днестр и таможенный сбор, поскольку этот пункт был расположен на границе между Молдавским княжеством и Великим княжеством Литовским. Транзитная торговля восточными товарами, которая велась через Днестровско-Кар- патские земли, имела чисто посреднический характер и не оказывала заметного влияния на развитие производительных сил региона. Подъем в XV в.сельскохозяйственно- го и ремесленного производства, наоборот, стимулировал развитие внутренней торговли, формировал широкий слой потребителей не восточных предметов роскоши, а сельскохозяйственных и ремесленных орудий труда, других массовых товаров. Их ввоз в регион обеспечивался благодаря связям со Львовом и трансильванскими городами, прежде всего с Брашовом, с украинскими и русскими землями, а не за счет торговли с итальянцами. В составленном в конце XIV в. «Списке русских городов дальних и ближних» назван ряд приднестровских городов, хорошо известных на Руси: «волошские» города Белгород и Черн на берегу Днестровского лимана, «польские» города Бакота на Днестре, Каменец и Скала на его левых притоках, «киевский» город Хотин и «волынский» Галич.
|