Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая обстановка в Поднестровье во второй половине XIV в.






Зажиточные горожане

Образование Молдавского княжества. Во второй половине XIV в. ситуация в Поднестровье существенно изменилась. Перемены были связаны прежде всего с вытеснением Золотой Орды из этого региона, где политическое влия­ние стали приобретать другие государства. Одним из факторов, оказавших воздействие на изменение расстановки политических сил в Днестровско-Карпатских землях, было образование Молдавского княжества.

Молдавское княжество возникло как самостоятельное политическое образование - воеводат в середине XIV в. на землях, не занятых ордынцами. Начальный период его истории крайне скудно освещен в имеющихся источниках - венгерских хрониках и до­кументах XIV в., славяно-молдавских летописях конца XV - XVI в., сочинениях мол­давских летописцев XVII в., народных легендах и др. Предполагается, что первона­чально территория этого феодального владения ограничивалась землями Восточных Карпат в бассейне р. Молдова, вокруг городов Бая, Сирет, Сучава. Первым центром «Молдавской земли» стал город Бая, а позже - Сирет.

Ранний период истории Молдавского княжества был тесно связан с соседним Вен­герским королевством, поскольку до середины XIV в. район Восточного Прикарпатья являлся объектом притязаний со стороны золотоордынцев и венгерских королей. Со­перничество между ними завершилось победой венгров: в 1345 г. большое ордынское войско было наголову разбито венграми под командованием комита-воеводы секуев (по­томков саксов) Андрея Лацкафи, что сразу усилило венгерское политическое влияние в этом районе. Сообщения самых ранних славяно-молдавских хроник конца XV - XVI столетия, во многом основывавшиеся на народных легендах об образовании Молдав­ского княжества и его воеводе Драгоше, свидетельствуют, что первые воеводы Молда­вии были выходцами из Венгрии и вассалами венгерских королей.

Однако сведения источников о первом воеводе Молдавии Драгоше настолько не­определенны, что исследователи и сегодня продолжают вести споры и о его происхож­дении, и о времени его правления. Гораздо больше достоверных данных о последую­щих правителях Молдавии - Сасе и его сыне Балке. Оставаясь вассалами венгерского короля, они вызывали неприязнь у местной знати, которая вынуждена была мириться до поры до времени с захватом молдавских земель марамурешскими и трансильван­скими феодалами, составлявшими ближайшее окружение воевод. Зревшим в местной среде недовольством умело воспользовался марамурешский воевода Богдан, поднявший мятеж против венгерского короля в 50-е годы XIV в. Изгнав Балка и его братьев из Молдавии, Богдан в 1359 г. стал первым суверенным молдавским правителем.

Несмотря на то что венгерские короли не оставляли попыток подчинить Молдав­ское княжество своей власти, молдавским господарям удалось укрепить свои позиции внутри страны и к концу XIV в. раздвинуть ее границы до Черного моря и Днестра.

Вытеснение Золотой Орды из Поднестровья. Золотоордынское государство, достигнув своего высшего военно-политического могущества при хане Уз­беке (1312-1342), впоследствии вступило в период упадка. Глубокие общественные про­тиворечия и феодальные смуты, подтачивающие изнутри государство, превратились после убийства в 1357 г. хана Джанибека в открытую междоусобицу, которая продол­жалась 20 лет.

Неустойчивым положением в Золотой Орде не преминули воспользоваться сосед­ние государства, которые еще в 40-е годы XIV в. начали наступление на ее владения на западе. Литовские князья братья Кориатовичи под покровительством своего дяди великого князя Ольгерда (Альгирдас) (1345-1377) повели борьбу за Подолию. Польские феодалы во главе с Казимиром III Великим (1333-1370) в конце 40-х - начале 50-х годов XIV в. захватили Галицкую Русь, а к Ольгерду тогда же отошла Волынь. В прав­ление Людовика (Лайоша) I (1342-1382) начинается венгерская экспансия на юго-вос­токе Днестровско-Карпатских земель. После победы над золотоордынцами в 1345 г. вен­гры не раз отправлялись в военные экспедиции в район нижнего Сирета и Прута.

В 1362 г. три ордынских бега - Кутлубуга, Хаджибей и Димитрий, владевших зем­лями на западе Золотой Орды, потерпели поражение от литовско-русского войска ве­ликого князя Ольгерда в сражении у Синих Вод (р. Синюха, левый приток Южного

Буга). Тем самым Золотая Орда была вытес­нена из Подолии, которая оказалась в руках Кориатовичей. Согласно летописному сооб­щению, после победы у Синих Вод Ольгерд двинулся в глубь степей, преследуя отступав­шие отряды золотоордынцев. Военные похо­ды Ольгерда в Днестровско-Днепровском междуречье значительно оттеснили кочевья ордынцев на юг, к побережью Черного моря. Недаром после 60-х годов XIV столетия в письменных источниках отсутствуют какие- либо указания на подвластность Золотой Орде земель к западу от Днепра.

К концу 60-х - началу 70-х годов XIV в. золотоордынцы покинули центральную часть Днестровско-Прутского междуречья. Высокая городская культура Старого Орхея и Костешт исчезла вместе с уходом монголов. Отступая, они громили и жгли оседлые поселения, ос­тавляя после себя безлюдные юго-восточные районы Днестровско-Карпатских земель. Часть жителей была угнана в плен, другие в поисках убежища вынуждены были переселяться в более безопасные земли Восточно­го Подкарпатья.

Отступление золотоордынцев за Днестр подтверждается нумизматическими данны­ми. Найденные в кладах на территории южной части Днестровско-Прутского между­речья (Белгород, Лозово) последние по времени чекана золотоордынские монеты - это дирхемы 1367-1368 гг., отчеканенные в Новом городе, и монеты 1368-1369 гг. из Бел­города.

Обстоятельства ухода золотоордынцев из Поднестровья и сегодня до конца еще не выяснены. Предполагается, что их вытеснили из Днестровско-Карпатских земель мол­давские князья и Кориатовичи из Подолии. И хотя отдельные отряды ордынцев не поки­нули район нижнего Дуная, их власть в этом регионе была основательно подорвана.

Установление границы по Днестру между Молдавским княжеством и Великим княжеством Литовским. Ликвидация зо- лотоордынского господства в Днестровско-Карпатском регионе позволила Молдавско­му княжеству расширить свои границы за счет покинутых монголами территорий. Юрий Кориатович, сыгравший большую роль в вытеснении ордынцев из юго-восточной час­ти Днестровско-Карпатских земель, на короткое время стал правителем Молдавии (меж­ду 1374-1377 гг.). Дело в том, что, по некоторым сведениям, Юрий отправился в Мол­давию в качестве жениха Анастасии, дочери воеводы Лацко (не имевшего наследни­ков по мужской линии), а значит, как будущий господарь Молдавии. Однако он был отравлен боярами и похоронен в монастыре Вашуляны за Берладью. Возможно, в эти же годы к Молдавии перешел Белгород, что явствует из изданной в Бырладе в 1374 г. грамоты Юрия Кориатовича. Правда, сомнение некоторых исследователей в ее досто­верности, а также слишком скудная информация о самом правлении Юрия Кориатови­ча в Молдавии оставляют пока вопрос о времени и обстоятельствах включения Белго­рода в состав Молдавского княжества открытым.

Великий князь Ольгерд - соправитель Русско-литовского государства

Освобожденный от власти золотоордынцев Белгород первоначально, по-видимому, был либо самостоятельной единицей, либо пользовался административной автономи­
ей в рамках Молдавского княжества. О таком особом положении города свидетельствует один итальянский источник. Согласно запи­си в книге массариева Каффы, в мае 1386 г. отсюда в Белгород (Монкастро) отбыла гену­эзская миссия, члены которой «посетили во­евод Петра и Константина» и спустя три ме­сяца вернулись в Каффу. О целях этой поезд­ки догадаться нетрудно. Смена власти в Бел­городе после ухода золотоордынцев постави­ла генуэзцев перед необходимостью заклю­чить соглашение с новыми правителями го­рода об условиях торговли на подвластной им территории. Если в Петре-воеводе легко уз­нать господаря Молдавии Петра I Мушата (ок. 1375-1391), то личность Константина-во­еводы и размеры подвластной ему террито­рии вызывают у исследователей неоднознач­ные предположения.

Было высказано мнение о том, что Константина следует отождествлять с воеводой Костей, упомянутым в синодике Бистрицкого монастыря между молдавскими воевода­ми Лацко и Петром I Мушатом, и считать его правителем Южной Молдавии (Цара де Жос), которая в первое время после освобождения от золотоордынцев составляла от­дельное государственное образование. По мнению других исследователей, к 1386 г. Южная Молдавия с Белгородом уже являлась составной частью Молдавского княже­ства и правивший Белгородом Константин находился в подчинении у Петра I Мушата, хотя и пользовался определенной политической автономией, связанной со статусом Бел­города как международного торгового центра.

Как бы то ни было, но уже в следующем, 1387, году между Петром I Мушатом и польским королем и одновременно великим князем литовским Владиславом II Ягайло (1386-1434) был заключен договор, по которому за Ягайло закреплялось левобережье Днестра, а за Молдавским княжеством - правобережные районы. Спустя несколько лет молдавский господарь Роман I (ок. 1391-1394) в ряде документов неоднократно величал себя господарем земли Молдавской «от планины аже до берегу моря», т. е. от Карпат до Черного моря.

С конца XIV - начала XV в. в официальных документах господарской канцелярии на все присоединенные ранее земли распространяется название «Молдавская земля», а для обозначения жителей государства начинает употребляться термин «молдаване». В истории Молдавии и Валахии молдавский летописец XVII в. Мирон Костин дал опи­сание расселения молдаван и русинов-украинцев, которое, по мнению ученых, во мно­гом совпадает с этнической картой XIV-XV вв.: «Заселялись людьми все места и рав­нины до Дуная и Днестра, охватили все низменности, пересеченные реками, до Чер­ного моря. Драгош, исполненный усердия, распространил романцев по равнинам, са- сов-ремесленников и русин возле гор, служиторов своих передвинул на равнины пони­же. Разместил и русин-поселян из Покутии и Подолии; они населили Черновцы, Хо- тин и всю область Днестра, цинуты Орхей, Сорока и на Пруте половину цинута Ясс, а также половину цинута Сучавы».



 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал