Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 5 страница






После падения скифов геты перешли на левый берег Дуная, и в их владениях ока­залась «гетская пустыня» - современная южная часть Днестровско-Прутского между­речья. Однако этот факт никак не означал ослабления или тем более распада скифско­го царства. Именно в это время в Поднестровье произошли драматические события, оставившие свой след в античной истории.

Позднескифская культура. Скифский вождь из курганного могильника у с. Глиное Слободзейского района (раскопки Е.В. Ярового, пластическая реконструкция С. А. Горбенко)

Через восемь лет после поражения на Дунае, в 331 г. до н. э., Зопирион - намест­ник Александра Македонского во Фракии - совершил поход на Скифию и осадил гре­ческую колонию Ольвию (близ современного Очакова). Но на обратном пути 30-ты- сячное войско македонцев было уничтожено скифами. О том, что воины Зопириона от­ступали вдоль Днестра и вели тяжелые бои с преследовавшим их противником, свиде­тельствует клад македонских доспехов, случайно обнаруженный в 1958 г. в огороде од­ного из жителей с. Олонешты района Штефан Водэ. Этот замечательный античный клад, состоящий из шести бронзовых шлемов, шести пар поножей, бронзового светильника с посвящением Артемиде Эфесской, бронзовой подвески с растительным орнаментом и фрагмента бронзовой пластинки с изображением богини Афины, был закопан на не­большой возвышенности у развилки оврага, спускающегося к крутому берегу Днест­ра. Безусловно, это был хороший ориентир для тех, кто оставил клад. Тонкие украше­ния на доспехах и изящество форм свидетельствуют, что дорогие бронзовые изделия вместе с уникальным светильником из храма Артемиды в греческом городе Эфесе при­
надлежали, скорее всего, одному из македон­ских военачальников и были в спешке спря­таны во время отступления.

Таким образом, можно сделать вывод, что в IV в. до н. э. скифские племена по-пре- жнему продолжали кочевать на землях При­днестровья. И только в III в. до н. э. под на­пором сарматских племен с востока, а также гетов и кельтов с запада территория Скифии стала сильно сокращаться и в конечном ито­ге ограничилась степным Крымом и бассей­нами нижнего Днепра и Буга.

Несмотря на то что территория Придне­стровья находилась на периферии скифских земель, открытие многочисленных курганов этой культуры на Днестре свидетельствует о проживании здесь достаточно многочислен­ного скифского населения. Полученные мате­риалы показали, что основой хозяйства у ко­чевых местных племен было животноводство. Разводили преимущественно лошадей, а так­же крупный и мелкий рогатый скот, который круглый год содержался на подножном кор­му. Жилищами кочевников служили четырех- и шестиколесные повозки, крытые шкурами и запряженные волами. Глиняные модели та­ких повозок известны по находкам в Крыму.

Благодаря тесным экономическим кон­тактам с греческими городами-колониями, скифская культура испытала сильное влияние античных центров. Отдельные греческие то­вары попадают к скифам еще в VII в. до н. э., но с VI в. торговля получает особый размах. В материковую Грецию из Скифии вывози­лись, в первую очередь, зерно, а также мед, шкуры и скот. По свидетельству Страбона и Полибия, такие товары, как шкуры и рабы,

даже назывались кочевническими. Торговля носила характер натурального обмена, поскольку денежного обращения скифы почти не знали. За свои товары они получа­ли вино, масло, разнообразную глиняную и металлическую посуду, украшения из бронзы и драгоценных металлов.

Монеты: Александр Великий Македонский и Митридат Великий царь Понтийский

Города Никоний, основанный в VI в. до н. э. на левом берегу Днестровского лима­на у нынешнего с. Роксоланы Одесской области Украины, и Тира (совр. Белгород-Дне- стровский) были ближайшими торговыми центрами для скифов Нижнего Поднестро- вья. О тесных контактах с этими городами свидетельствуют исследования скифского поселения у с. Чобручи Слободзейского района, расположенного на границе земель по­лиса Тиры и скифских районов. Здесь были открыты разнообразные земляные соору­жения (землянки, хозяйственные ямы и производственные сооружения), в которых на­ряду с местной присутствовали и многочисленные фрагменты греческой посуды, в ос­новном амфор, и отдельные экземпляры античной пластики (головки Коры). Вероят­
но, в IV—Ш вв. до н. э. на этой территории находился крупный торговый центр мест­ных племен с ближайшими греческими городами-колониями.

О значительном влиянии греческой цивилизации на скифские племена Приднест­ровья свидетельствуют и предметы роскоши, обнаруженные в курганах. Наиболее яр­кой из них является массивная золотая гривна, найденная в одном из курганов у г. Ду- боссары, которая была украшена на концах головками львов, скрепленных изображе­ниями двух уточек. Здесь же было открыто и крупное каменное изваяние воина с грив­ной на шее. Безусловно, эти находки символизируют принадлежность погребенного к высшему аристократическому сословию и отражают довольно значительное социаль­ное расслоение местных скифских племен. К числу погребальных памятников зажи­точных скифов относятся и курганы, исследованные у сел Никольское Слободзейского района и Буторы Григориопольского района, в которых также были обнаружены мно­гочисленные золотые женские украшения.

Имущественное и социальное расслоение местного населения хорошо прослежи­вается на поселениях и могильниках Нижнего Приднестровья. Например, на грунто­вом могильнике жителей поселения у с. Николаевка Одесской области наряду с круп­ными погребальными комплексами, перекрытыми могильными плитами и содержащи­ми относительно богатый инвентарь, встречались узкие неглубокие ямы, зачастую без вещей. Скорее всего, в них хоронили рядовых общинников и, возможно, рабов. Ана­лиз полученных археологических материалов позволяет считать, что накопление бо­гатств и сосредоточение власти в руках верхушки скифского общества происходило в недрах разлагающегося родоплеменного строя.

Характерной особенностью скифских племен Поднестровья является использова­ние в погребальном обряде наряду с трупоположением и трупосожжения. В исследо­ванных курганах Слободзейского, Григориопольского и Дубоссарского районов под насыпью на уровне погребенной почвы найдены своеобразные конструкции из бревен, внутри которых помещался погребенный и сопровождавший его инвентарь. Эти кон­струкции сжигались и оставляли после себя крупные подкурганные прожоги. Вероят­но, этот элемент обряда, не известный «царским скифам» Поднепровья, появился здесь в результате влияния соседних гето-фракийских племен.

§ 9. Гетские племена в IV—I вв. до н. э.

Западнее Днестра скифские курганы встречаются значительно реже. Объясняется это тем, что на данной территории проживали племена одного из древнейших народов Юго-Восточной Европы - фракийцев. С V в. до н. э. письменные источники называют северофракийские племена гетами и даками. В IV—Ш вв. до и. э. геты неравномерно заселяли обширные пространства между Днестром, Карпатами и Балканами. Из изве­стных здесь 365 поселений и могильников 154 находятся в Днестровско-Прутском меж­дуречье. Наибольшая плотность поселений была отмечена в центральной лесостепной части.

Жили геты как в укрепленных, так и в неукрепленных поселках. Для своих посе­лений они часто выбирали труднодоступные возвышенные места, как правило, окру­женные лесом и оврагами. Укрепления занимали значительную площадь - от 3 до 25 гектаров - и были надежно защищены мощными земляными валами и глубокими рва­ми. Конфигурация и система оборонительных сооружений всегда соответствовали ме­стности. Система обороынтельных сооружений, остатки трудовой деятельности обитав­шего населения и географическое положение говорят о различном их назначении. Круп­ные укрепленные поселки с большим количеством домов являлись не только мощны-


 

Гетская культура. Реконструкция гетского городища на Днестре

ми военно-оборонительными пунктами, но и центрами производства и общественной жизни. Оборонительные комплексы одного из таких поселков у с. Сахарна на правобе­режье Днестра реконструировались пять раз. Появление подобных укреплений прежде всего указывает на частые набеги восточных соседей - скифов, однако не исключено что они могли возводиться и в результате межплеменных столкновений.

Наряду с оборонительными комплексами у гетов известны и многочисленные. \> укрепленные поселения, расположенные вблизи водных источников, в окружении пло­дородных земель, пойменных лугов и лесов. Преобладали в основном наземные жи­лища, хотя встречаются дома с углубленным основанием и полуземлянки. Все они отап­ливались очагами, реже - печами или жаровнями. При гетских жилищах помимо ям- хранилищ обнаружен и ряд хозяйственных помещений, предназначенных для хране­ния инвентаря, припасов и др.

Основными занятиями гетов были земледелие и скотоводство, однако происходит и постепенное выделение ремесла. Наряду с пшеницей они возделывали и ячмень, из которого изготовляли напиток, напоминающий пиво, выращивали виноградную лозу. Из технических культур особое место занимала конопля, для ее обработки применя­лись различные деревянные веретена с глиняными грузиками-пряслицами. Ведущую роль в скотоводческом хозяйстве играл крупный рогатый скот, за ним следовал мел­кий, в первую очередь овцы. Согласно античным историкам, фракийцы были отлич­ными воинами-конниками, которые составляли значительную часть гетского войска. Не случайно еще Гомер в «Илиаде» называл фракийцев «конеукротителями».

BIV III вв. до н. э. у гетов зарождаются различные ремесленные и домашние про­изводства орудий труда и предметов быта. О местной обработке железа свидетельству­ют находки шлаков на ряде поселений. Одновременно развивалось кузнечное и брон- золитейное производство: гетские мастера изготовляли топоры, серпы, ножи, псалии, пряжки, мечи и наконечники копий. Особого расцвета у гетских племен достигла то­ревтика - ручная рельефная обработка художественных изделий из металла. Гетское искусство стало составной частью фракийского, характерного как для южных, так и
для северных фракийцев. Техника изображе­ний на всех произведениях местного искус­ства отражает не только их самобытное про­исхождение, но и сильное эллинское и скиф­ское влияние.

Гетские племена, как и скифские, под­держивали тесные торговые связи с гречес­кими городами-колониями, и в первую оче­редь с Тирой, торговля с которой достигла расцвета в IV-Ш вв. до н. э. Об этом свиде­тельствуют многочисленные античные изде­лия, обнаруженные на гетских поселениях. Развитие античных центров в Причерномо­рье создавало благоприятные предпосылки для формирования городских и межгород­ских рынков и развития денежного обраще­ния.

В процессе освоения низовьев Днестра наряду с центрами городского типа возни­кают и сельские поселения. На левом берегу - от Тирасполя до побережья Черного моря - известно свыше десятка археологических памятников, оставленных греческими ко­лонистами. Открытые здесь поселения и отдельные могильники гетской культуры под­тверждают, что днестровское левобережье в определенной степени входило в зону вли­яния данной культуры. Тесные связи с греческим миром привели к постепенному про­никновению монет античных центров Северного Причерноморья в среду местных пле­мен. Наиболее заметную роль в Поднестровье играли монеты Истрии и Тиры, о чем свидетельствует крупный клад этих монет, обнаруженный в окрестностях с. Дороцкое.

Гетские племена поддерживали тесные контакты и со скифским миром. Наиболее отчетливо скифское влияние прослеживается на вооружении и конском снаряжении ме­стного населения, а также на стиле декора художественных изделий.

Гетская крепость. Реконструкция

В погребальном ритуале гетов доминировал обряд трупооожжения - кальциниро­ванные кости погребенных помещались в отдельные сосуды и хоронились на бескур­ганных могильниках. Ряд гетских погребальных памятников был открыт и в Приднес­тровье, в частности у с. Рашков Каменского района и близ п. Слободзея. Наличие на могильниках инвентарных и безынвентарных захоронений может свидетельствовать о начавшемся социальном расслоении гетского общества. По данным римских истори­ков, у гетов происходило создание крупных военно-племенных объединений, что ха­рактерно для обществ, развивающихся по пути военной демократии. С одной сторо­ны, органы родового строя еще продолжали играть определенную роль в управлении общественной жизнью, а с другой - постоянные войны, являвшиеся основным источ­ником обогащения и приобретения рабов для торговли со своими соседями, укрепляли положение вождей.



 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал