Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ 5 страница
После падения скифов геты перешли на левый берег Дуная, и в их владениях оказалась «гетская пустыня» - современная южная часть Днестровско-Прутского междуречья. Однако этот факт никак не означал ослабления или тем более распада скифского царства. Именно в это время в Поднестровье произошли драматические события, оставившие свой след в античной истории.
Через восемь лет после поражения на Дунае, в 331 г. до н. э., Зопирион - наместник Александра Македонского во Фракии - совершил поход на Скифию и осадил греческую колонию Ольвию (близ современного Очакова). Но на обратном пути 30-ты- сячное войско македонцев было уничтожено скифами. О том, что воины Зопириона отступали вдоль Днестра и вели тяжелые бои с преследовавшим их противником, свидетельствует клад македонских доспехов, случайно обнаруженный в 1958 г. в огороде одного из жителей с. Олонешты района Штефан Водэ. Этот замечательный античный клад, состоящий из шести бронзовых шлемов, шести пар поножей, бронзового светильника с посвящением Артемиде Эфесской, бронзовой подвески с растительным орнаментом и фрагмента бронзовой пластинки с изображением богини Афины, был закопан на небольшой возвышенности у развилки оврага, спускающегося к крутому берегу Днестра. Безусловно, это был хороший ориентир для тех, кто оставил клад. Тонкие украшения на доспехах и изящество форм свидетельствуют, что дорогие бронзовые изделия вместе с уникальным светильником из храма Артемиды в греческом городе Эфесе при Таким образом, можно сделать вывод, что в IV в. до н. э. скифские племена по-пре- жнему продолжали кочевать на землях Приднестровья. И только в III в. до н. э. под напором сарматских племен с востока, а также гетов и кельтов с запада территория Скифии стала сильно сокращаться и в конечном итоге ограничилась степным Крымом и бассейнами нижнего Днепра и Буга. Несмотря на то что территория Приднестровья находилась на периферии скифских земель, открытие многочисленных курганов этой культуры на Днестре свидетельствует о проживании здесь достаточно многочисленного скифского населения. Полученные материалы показали, что основой хозяйства у кочевых местных племен было животноводство. Разводили преимущественно лошадей, а также крупный и мелкий рогатый скот, который круглый год содержался на подножном корму. Жилищами кочевников служили четырех- и шестиколесные повозки, крытые шкурами и запряженные волами. Глиняные модели таких повозок известны по находкам в Крыму. Благодаря тесным экономическим контактам с греческими городами-колониями, скифская культура испытала сильное влияние античных центров. Отдельные греческие товары попадают к скифам еще в VII в. до н. э., но с VI в. торговля получает особый размах. В материковую Грецию из Скифии вывозились, в первую очередь, зерно, а также мед, шкуры и скот. По свидетельству Страбона и Полибия, такие товары, как шкуры и рабы, даже назывались кочевническими. Торговля носила характер натурального обмена, поскольку денежного обращения скифы почти не знали. За свои товары они получали вино, масло, разнообразную глиняную и металлическую посуду, украшения из бронзы и драгоценных металлов.
Города Никоний, основанный в VI в. до н. э. на левом берегу Днестровского лимана у нынешнего с. Роксоланы Одесской области Украины, и Тира (совр. Белгород-Дне- стровский) были ближайшими торговыми центрами для скифов Нижнего Поднестро- вья. О тесных контактах с этими городами свидетельствуют исследования скифского поселения у с. Чобручи Слободзейского района, расположенного на границе земель полиса Тиры и скифских районов. Здесь были открыты разнообразные земляные сооружения (землянки, хозяйственные ямы и производственные сооружения), в которых наряду с местной присутствовали и многочисленные фрагменты греческой посуды, в основном амфор, и отдельные экземпляры античной пластики (головки Коры). Вероят О значительном влиянии греческой цивилизации на скифские племена Приднестровья свидетельствуют и предметы роскоши, обнаруженные в курганах. Наиболее яркой из них является массивная золотая гривна, найденная в одном из курганов у г. Ду- боссары, которая была украшена на концах головками львов, скрепленных изображениями двух уточек. Здесь же было открыто и крупное каменное изваяние воина с гривной на шее. Безусловно, эти находки символизируют принадлежность погребенного к высшему аристократическому сословию и отражают довольно значительное социальное расслоение местных скифских племен. К числу погребальных памятников зажиточных скифов относятся и курганы, исследованные у сел Никольское Слободзейского района и Буторы Григориопольского района, в которых также были обнаружены многочисленные золотые женские украшения. Имущественное и социальное расслоение местного населения хорошо прослеживается на поселениях и могильниках Нижнего Приднестровья. Например, на грунтовом могильнике жителей поселения у с. Николаевка Одесской области наряду с крупными погребальными комплексами, перекрытыми могильными плитами и содержащими относительно богатый инвентарь, встречались узкие неглубокие ямы, зачастую без вещей. Скорее всего, в них хоронили рядовых общинников и, возможно, рабов. Анализ полученных археологических материалов позволяет считать, что накопление богатств и сосредоточение власти в руках верхушки скифского общества происходило в недрах разлагающегося родоплеменного строя. Характерной особенностью скифских племен Поднестровья является использование в погребальном обряде наряду с трупоположением и трупосожжения. В исследованных курганах Слободзейского, Григориопольского и Дубоссарского районов под насыпью на уровне погребенной почвы найдены своеобразные конструкции из бревен, внутри которых помещался погребенный и сопровождавший его инвентарь. Эти конструкции сжигались и оставляли после себя крупные подкурганные прожоги. Вероятно, этот элемент обряда, не известный «царским скифам» Поднепровья, появился здесь в результате влияния соседних гето-фракийских племен. § 9. Гетские племена в IV—I вв. до н. э. Западнее Днестра скифские курганы встречаются значительно реже. Объясняется это тем, что на данной территории проживали племена одного из древнейших народов Юго-Восточной Европы - фракийцев. С V в. до н. э. письменные источники называют северофракийские племена гетами и даками. В IV—Ш вв. до и. э. геты неравномерно заселяли обширные пространства между Днестром, Карпатами и Балканами. Из известных здесь 365 поселений и могильников 154 находятся в Днестровско-Прутском междуречье. Наибольшая плотность поселений была отмечена в центральной лесостепной части. Жили геты как в укрепленных, так и в неукрепленных поселках. Для своих поселений они часто выбирали труднодоступные возвышенные места, как правило, окруженные лесом и оврагами. Укрепления занимали значительную площадь - от 3 до 25 гектаров - и были надежно защищены мощными земляными валами и глубокими рвами. Конфигурация и система оборонительных сооружений всегда соответствовали местности. Система обороынтельных сооружений, остатки трудовой деятельности обитавшего населения и географическое положение говорят о различном их назначении. Крупные укрепленные поселки с большим количеством домов являлись не только мощны-
Гетская культура. Реконструкция гетского городища на Днестре ми военно-оборонительными пунктами, но и центрами производства и общественной жизни. Оборонительные комплексы одного из таких поселков у с. Сахарна на правобережье Днестра реконструировались пять раз. Появление подобных укреплений прежде всего указывает на частые набеги восточных соседей - скифов, однако не исключено что они могли возводиться и в результате межплеменных столкновений. Наряду с оборонительными комплексами у гетов известны и многочисленные. \> укрепленные поселения, расположенные вблизи водных источников, в окружении плодородных земель, пойменных лугов и лесов. Преобладали в основном наземные жилища, хотя встречаются дома с углубленным основанием и полуземлянки. Все они отапливались очагами, реже - печами или жаровнями. При гетских жилищах помимо ям- хранилищ обнаружен и ряд хозяйственных помещений, предназначенных для хранения инвентаря, припасов и др. Основными занятиями гетов были земледелие и скотоводство, однако происходит и постепенное выделение ремесла. Наряду с пшеницей они возделывали и ячмень, из которого изготовляли напиток, напоминающий пиво, выращивали виноградную лозу. Из технических культур особое место занимала конопля, для ее обработки применялись различные деревянные веретена с глиняными грузиками-пряслицами. Ведущую роль в скотоводческом хозяйстве играл крупный рогатый скот, за ним следовал мелкий, в первую очередь овцы. Согласно античным историкам, фракийцы были отличными воинами-конниками, которые составляли значительную часть гетского войска. Не случайно еще Гомер в «Илиаде» называл фракийцев «конеукротителями». BIV III вв. до н. э. у гетов зарождаются различные ремесленные и домашние производства орудий труда и предметов быта. О местной обработке железа свидетельствуют находки шлаков на ряде поселений. Одновременно развивалось кузнечное и брон- золитейное производство: гетские мастера изготовляли топоры, серпы, ножи, псалии, пряжки, мечи и наконечники копий. Особого расцвета у гетских племен достигла торевтика - ручная рельефная обработка художественных изделий из металла. Гетское искусство стало составной частью фракийского, характерного как для южных, так и Гетские племена, как и скифские, поддерживали тесные торговые связи с греческими городами-колониями, и в первую очередь с Тирой, торговля с которой достигла расцвета в IV-Ш вв. до н. э. Об этом свидетельствуют многочисленные античные изделия, обнаруженные на гетских поселениях. Развитие античных центров в Причерноморье создавало благоприятные предпосылки для формирования городских и межгородских рынков и развития денежного обращения. В процессе освоения низовьев Днестра наряду с центрами городского типа возникают и сельские поселения. На левом берегу - от Тирасполя до побережья Черного моря - известно свыше десятка археологических памятников, оставленных греческими колонистами. Открытые здесь поселения и отдельные могильники гетской культуры подтверждают, что днестровское левобережье в определенной степени входило в зону влияния данной культуры. Тесные связи с греческим миром привели к постепенному проникновению монет античных центров Северного Причерноморья в среду местных племен. Наиболее заметную роль в Поднестровье играли монеты Истрии и Тиры, о чем свидетельствует крупный клад этих монет, обнаруженный в окрестностях с. Дороцкое. Гетские племена поддерживали тесные контакты и со скифским миром. Наиболее отчетливо скифское влияние прослеживается на вооружении и конском снаряжении местного населения, а также на стиле декора художественных изделий.
В погребальном ритуале гетов доминировал обряд трупооожжения - кальцинированные кости погребенных помещались в отдельные сосуды и хоронились на бескурганных могильниках. Ряд гетских погребальных памятников был открыт и в Приднестровье, в частности у с. Рашков Каменского района и близ п. Слободзея. Наличие на могильниках инвентарных и безынвентарных захоронений может свидетельствовать о начавшемся социальном расслоении гетского общества. По данным римских историков, у гетов происходило создание крупных военно-племенных объединений, что характерно для обществ, развивающихся по пути военной демократии. С одной стороны, органы родового строя еще продолжали играть определенную роль в управлении общественной жизнью, а с другой - постоянные войны, являвшиеся основным источником обогащения и приобретения рабов для торговли со своими соседями, укрепляли положение вождей.
|