![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис профессионального обучения
Факторы, обуславливающие кризис. • неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; • перестройка ведущей деятельности — испытание студента " свободой" по сравнению со школьными ограничениями; • изменение социально-экономических условий жизни. • смена мотивов учебной деятельности: большая ориентация на предстоящую практику; • усвоение большого объема знаний в вузе легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, цель; • коррекция выбора профессии, специальности, факультета; · удачный выбор научного руководителя, диплома и т. п. 3. Кризис профессиональных экспектаций (неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации) Факторы, обуславливающие кризис · трудности профессиональной адаптации; · освоение новой ведущей деятельности; · несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. Способы преодоления кризиса: • активизация профессиональных усилий; • корректировка мотивов труда — поиск смысла работы и смысла труда в данной организации; • увольнение, смена специальности и профессии — нежелательный способ. 4. Кризис профессионального роста (23 — 30 лет). Факторы, обуславливающие кризис: • неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой; • потребность в дальнейшем повышении квалификации; • создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей. Способы преодоления кризиса: • повышение квалификации, включая и самообразование, и образование за свой счет; • ориентация на карьеру — молодой специалист своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле; • смена места работы, вида деятельности на данном этапе допустима — молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации; • уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе — не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. 5. Кризис профессиональной карьеры (30 — 38 лет) Факторы, обуславливающие кризис: • стабилизация профессиональной ситуации; • неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом; • ревизия " Я-концепции" — переосмысление себя и своего места в мире; • новая доминанта профессиональных ценностей — новый смысл в содержании и процессе труда. Способы преодоления кризиса: • переход на новую должность, работу: в этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений; • освоение новой специальности и повышение квалификации; • уход в быт, семью; социальная изоляция и т. п.; • ориентация на эротические приключения - вариант компенсации профессиональной несостоятельности. 6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38 — 55 лет) Факторы, обуславливающие кризис: • неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации; • коррекция " Я-концепции", связанная с изменением ценностно-смысловой сферы; • недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом; • психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья; • профессиональные деформации — негативные последствия длительной работы. Способы преодоления кризиса: • переход на инновационный уровень выполнения деятельности; • сверхнормативная социально-профессиональная деятельность; • переход на новую должность, работу; • смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. 7. Кризис угасания профессиональной деятельности (55 - 60 лет) Факторы, обуславливающие кризис: • ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли; • сужение социально-профессионального поля: работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями; • психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Способы преодоления кризиса: • постепенное повышение активности во внепрофессиональных видахдеятельности; • социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом процессе не только общественных организаций, но и специалистов. 8. Кризис социально-психологической адекватности (65 — 80 лет) Факторы, обуславливающие кризис: • новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени; • сужение финансовых возможностей; • социально-психологическое старение — чрезмерное морализаторство, брюзжание и т. п.; • утрата профессиональной идентифиции; • общая неудовлетворенность жизнью; • чувство своей " ненужности"; • резкое ухудшение здоровья. • организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров; • вовлечение в общественно полезную деятельность; • социально-психологическая активность: участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости; • освоение новых социально полезных видов деятельности.
|