![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический климат в коллективе
Психологический климат коллектива — доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе. Психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе; это типичный эмоциональный настрой коллектива. Психологический климат зависит от следующих факторов: • условия организации труда, оценка и стимулирование; • стиль руководства; • отношения в коллективе (сплоченность, перспектива); • здоровье работников; • эмоциональный настрой в семьях; • общее отношение к жизни (оптимизм — пессимизм). С повышением уровня образования психологический климат улучшается, но возрастают требовательность и критичность. Психологический климат коллектива рассматривается в контексте таких понятий, как духовная атмосфера, эмоциональный настрой, стиль и окраска общения, которые определяют отношение друг к другу, работе, происходящим событиям. Преобладающий настрой людей обусловливает не только меру включенности каждого в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. Характер социально-психологического климата в группе в целом зависит от уровня группового развития. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; • доброжелательная и деловая критика; • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; • удовлетворенность принадлежностью к коллективу; • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов коллектива. Фрустрация — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоторых потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели; • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов. Для формирования положительного психологического климата в коллективе необходимо при его комплектовании учитывать психологическую совместимость, использовать социально-психологические тренинги, деловые игры. Одна из особенностей психологического влияния коллектива на личность проявляется в таком явлении, как конформизм. Конформность — это тенденция допускать влияние на собственное мнение отношения, действия или даже восприятия преобладающего в группе мнения, отношения, действия и восприятия [4], т. е. это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Существует три модели конформности: 1) поведенческая — тенденция идти вместе с группой, т. е. действовать так, как действует большинство; 2) внешняя — относится к изменению отношения или убеждения в результате давления, что не может не отражаться на поведении; 3) внутренняя — выступает как свойство личности. Сплоченность группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, особенно значимым для группы в целом. В качестве ее конкретных показателей обычно рассматриваются: • уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; • степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения и сплоченность. К числу основных факторов, формирующих групповую сплоченность, чаще всего относят: • ценностно-ориентационное единство членов группы; • ясность и определенность групповой цели; • демократический стиль руководства; • кооперативную взаимозависимость членов группы в ходе совместной деятельности; • относительно небольшой объем группы; • престиж группы. Содержание собеседования при приеме на работу
Основная цель собеседования — выявить, способен ли кандидат выполнять данную работу, а если способен, то насколько и заинтересован ли в се получении. Технология собеседования включает следующие этапы: 1. Подготовка рабочей документации для проведения собеседования. 2. Проведение рабочего совещания или инструктажа для участвующих в собеседовании сотрудников организации с целью распределения их оценочно-диагностических функций в собеседовании с кандидатом. 3. Проведение собеседования с кандидатом. 4. Подведение итогов и принятие решения. 5. Информирование кандидата о решении. 6. Анализ допущенных недостатков и принятие соответствующих коррекционных решений при подготовке и проведении следующего собеседования. Рабочая документация для проведения собеседования включает: • требования к кандидату, сгруппированные по характеру, значимости, способам проявления; • критерии оценки степени соответствия кандидата предъявленным требованиям; • перечень основных вопросов кандидату; • перечень дополнительных вопросов; • перечень косвенных вопросов; • признаки, дополнительно диагностируемые в ходе собеседования; • перечень участников собеседования с указанием их оценочно-диагностических функций; • форму заключения по результатам собеседования; • протокол собеседования. Примерное содержание основных вопросов: • стаж работы поданной специальности; • степень профессиональной компетентности; • степень сложности профессиональных задач, которые приходилось решать на прежних местах работы; творческий подход в работе; индивидуальный стиль деятельности; • привычка организации рабочего пространства и рабочего места; • самооценка личностных достоинств и недостатков; • самооценка преимуществ и недостатков профессиональных способностей; • готовность к принятию ответственности за возлагаемые обязанности; • ожидаемые условия работы; ожидаемый размер заработной платы; навыки и привычки соблюдения трудовой дисциплины; • ожидаемые льготы и компенсации; • отношение к трудовому отпуску и отгулам; количество пропущенных по болезни и другим причинам дней на прошлом месте работы; • степень заинтересованности в данной работе; привычки строить деловые отношения; • профессиональные планы и намерения на ближайшую перспективу и отдаленное будущее, планирование своей карьеры в профессии и данной организации; отношение к профессиональному обучению. Примерное содержание дополнительных вопросов: - семейное положение; близость проживания к месту работы; - увлечения, интересы, предпочитаемые виды занятий в свободное время; - здоровье и связанные с ним профессиональные ограничения; - вредные привычки; возможность ездить в командировки; - круг дополнительных обязанностей, включенность в нестандартные ситуации (например, обязанность ухаживать за инвалидом-ребенком); - отношения на прежнем месте работы; - причины предыдущих увольнений. Примеры косвенных вопросов: • если организация сочтет возможным отправить Вас на курсы повышения квалификации, какие из учебных дисциплин Вы хотели бы изучить? • Если Вам придется замещать Вашего руководителя, какие для этого Вам потребуются дополнительные знания и умения? • В какой степени Вы обычно осведомлены относительно профессиональных функций и обязанностей тех, с кем Вам приходится сотрудничать? • Если бы Вам предложили проранжировать Ваши профессиональные умения, что Вы поставили бы на первые два места и что — на последние два? • Какие из учебных дисциплин Вы предпочитали, учась в школе или вузе? Признаки, дополнительно диагностируемые в ходе собеседования: внешний вид; манера держаться, жестикуляция, поза; речь: выразительность, грамотность, характер построения фраз; общая эрудиция и осведомленность; эмоциональность; общительность, словоохотливость; способность и готовность сменить тему разговора; выражение лица, мимика.
|