Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический климат в коллективе






Психологический климат коллектива — доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональ­ный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, обще­ния и отношений в коллективе.

Психологический климат это качественная сторо­на межличностных отношений, проявляемая в виде сово­купности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе; это типичный эмоциональный настрой коллектива.

Психологический климат зависит от следующих факторов:

• условия организации труда, оценка и стимулирование;

• стиль руководства;

• отношения в коллективе (сплоченность, перспектива);

• здоровье работников;

• эмоциональный настрой в семьях;

• общее отношение к жизни (оптимизм — пессимизм). С повышением уровня образования психологический климат улучшается, но возрастают требовательность и критичность.

Психологический климат коллектива рассматривается в контексте таких понятий, как духовная атмосфера, эмоцио­нальный настрой, стиль и окраска общения, которые опре­деляют отношение друг к другу, работе, происходящим со­бытиям. Преобладающий настрой людей обусловливает не только меру включенности каждого в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. Характер социально-психологического климата в группе в целом за­висит от уровня группового развития.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

• доброжелательная и деловая критика;

• свободное выражение собственного мнения при об­суждении вопросов, касающихся всего коллектива;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел;

• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• высокая степень эмоциональной включенности и вза­имопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у ко­го-либо из членов коллектива. Фрустрация — психиче­ское состояние переживания неудачи, обусловленное не­возможностью удовлетворения некоторых потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непре­одолимых препятствий на пути к некоей цели;

• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Для формирования положительного психологического климата в коллективе необходимо при его комплектовании учитывать психологическую совместимость, использовать социально-психологические тренинги, деловые игры.

Одна из особенностей психологического влияния кол­лектива на личность проявляется в таком явлении, как конформизм. Конформность — это тенденция допускать влияние на собственное мнение отношения, действия или даже восприятия преобладающего в группе мнения, отно­шения, действия и восприятия [4], т. е. это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в ко­торую она включена.

Существует три модели конформности: 1) поведенче­ская — тенденция идти вместе с группой, т. е. действовать так, как действует большинство; 2) внешняя — относится к изменению отношения или убеждения в результате дав­ления, что не может не отражаться на поведении; 3) внутренняя — выступает как свойство личности.

Сплоченность группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпаде­ния оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, особенно значимым для группы в целом.

В качестве ее конкретных показателей обычно рассмат­риваются:

• уровень взаимной симпатии в межличностных отно­шениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;

• степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше людей, удовлетворенных своим пре­быванием в группе — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее при­тяжения и сплоченность.

К числу основных факторов, формирующих группо­вую сплоченность, чаще всего относят:

• ценностно-ориентационное единство членов группы;

• ясность и определенность групповой цели;

• демократический стиль руководства;

• кооперативную взаимозависимость членов группы в ходе совместной деятельности;

• относительно небольшой объем группы;

• престиж группы.


Содержание собеседования при приеме на работу

 

Основная цель собеседования — выявить, способен ли кандидат выполнять данную работу, а если способен, то на­сколько и заинтересован ли в се получении.

Технология собеседования включает следующие этапы:

1. Подготовка рабочей документации для проведения со­беседования.

2. Проведение рабочего совещания или инструктажа для участвующих в собеседовании сотрудников организации с целью распределения их оценочно-диагностических функ­ций в собеседовании с кандидатом.

3. Проведение собеседования с кандидатом.

4. Подведение итогов и принятие решения.

5. Информирование кандидата о решении.

6. Анализ допущенных недостатков и принятие соответ­ствующих коррекционных решений при подготовке и про­ведении следующего собеседования.

Рабочая документация для проведения собеседования включает:

• требования к кандидату, сгруппированные по характеру, значимости, способам проявления;

• критерии оценки степени соответствия кандидата предъ­явленным требованиям;

• перечень основных вопросов кандидату;

• перечень дополнительных вопросов;

• перечень косвенных вопросов;

• признаки, дополнительно диагностируемые в ходе собе­седования;

• перечень участников собеседования с указанием их оце­ночно-диагностических функций;

• форму заключения по результатам собеседования;

• протокол собеседования.

Примерное содержание основных вопросов:

• стаж работы поданной специальности;

• степень профессиональной компетентности;

• степень сложности профессиональных задач, которые приходилось решать на прежних местах работы; творческий подход в работе; индивидуальный стиль деятельности;

• привычка организации рабочего пространства и рабоче­го места;

• самооценка личностных достоинств и недостатков;

• самооценка преимуществ и недостатков профессиональ­ных способностей;

• готовность к принятию ответственности за возлагаемые обязанности;

• ожидаемые условия работы; ожидаемый размер заработной платы; навыки и привычки соблюдения трудовой дисциплины;

• ожидаемые льготы и компенсации;

• отношение к трудовому отпуску и отгулам; количество пропущенных по болезни и другим причинам дней на прошлом месте работы;

• степень заинтересованности в данной работе; привычки строить деловые отношения;

• профессиональные планы и намерения на ближайшую перспективу и отдаленное будущее, планирование своей карьеры в профессии и данной организации; отношение к профессиональному обучению.

Примерное содержание дополнительных вопросов:

- семейное положение; близость проживания к месту работы;

- увлечения, интересы, предпочитаемые виды занятий в свободное время;

- здоровье и связанные с ним профессиональные ограни­чения;

- вредные привычки; возможность ездить в командировки;

- круг дополнительных обязанностей, включенность в не­стандартные ситуации (например, обязанность ухажи­вать за инвалидом-ребенком);

- отношения на прежнем месте работы;

- причины предыдущих увольнений.

Примеры косвенных вопросов:

• если организация сочтет возможным отправить Вас на курсы повышения квалификации, какие из учебных дис­циплин Вы хотели бы изучить?

• Если Вам придется замещать Вашего руководителя, ка­кие для этого Вам потребуются дополнительные знания и умения?

• В какой степени Вы обычно осведомлены относительно профессиональных функций и обязанностей тех, с кем Вам приходится сотрудничать?

• Если бы Вам предложили проранжировать Ваши профес­сиональные умения, что Вы поставили бы на первые два места и что — на последние два?

• Какие из учебных дисциплин Вы предпочитали, учась в школе или вузе?

Признаки, дополнительно диагностируемые в ходе собе­седования: внешний вид; манера держаться, жестикуляция, поза; речь: выразительность, грамотность, характер построе­ния фраз; общая эрудиция и осведомленность; эмоциональность; общительность, словоохотливость; способность и готовность сменить тему разговора; выражение лица, мимика.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал