![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология производственного коллектива
Коллектив (от лат. collektivus — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Производственный коллектив — стабильная группа людей, связанных совместной трудовой деятельностью. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны: • высокая сплоченность; • коллективное самоопределение — в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития; • коллективная идентификация; • социально ценный характер мотивации межличностных выборов; • высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу; • создание возможностей для процессов интеграции и персонализации; • наличие положительной связи между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом; • отсутствие резких противоречий между индивидуальными и групповыми интересами; • объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива: • не уменьшается вклад, вносимый его членами; • не снижается уровень групповой эмоциональной идентификации; • не ослабевает мотивация совместной деятельности. Групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность. Первый уровень — отношение членов коллектива к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающей сплоченность коллектива. Второй уровень — межличностные отношения, обусловленные совместной деятельностью. Третий уровень — межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Рассматривая вопросы эффективного управления рабочими группами, М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн указывают следующие факторы, влияющие на работу коллектива: • размер группы: " идеальная" группа должна состоять из 3 — 9 человек; • состав группы, понимаемый как сходство личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем; • групповые нормы, которые либо способствуют достижению целей группы, либо препятствуют достижению этих целей; • сплоченность группы - мера тяготения членов группы друг к другу и к самой группе; • групповое единомыслие — тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы; • конфликтность: различие во мнениях нередко приводит к более высокой эффективности группы, но конфликтность может сильно осложнить выполнение задач и вообще привести к разрушению группового взаимодействия; • статус членов группы: члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом; • роли членов группы: для более эффективного функционирования группы ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию.
|