Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы и цели деятельности трудовой деятельности
Мотивация труда — это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Мотив — это средство, с помощью которого работник, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы зависят от следующих трудовых ситуации: ситуация выбора специальности или места работы: ситуация повседневной работы по данной профессии на конкретном предприятии; конфликтная ситуация; ситуация перемены места работы или смены профессии; инновационная ситуация, связанная с существенными изменениями условий трудовой деятельности; другие ситуации. Трудовое поведение характеризуют следующие мотивы: мотивы обеспечения — связаны с совокупностью материальных средств, необходимых для достижения благополучия работника и его семьи; лежат в основе материальной заинтересованности, ориентации на заработок; мотивы призвания — стремление работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности; мотивы престижа — стремление работников реализовать свои социальные устремления, принять участие в общественно значимой деятельности. Главные рычаги мотивации стимулы — заработная плата; мотивы — внутренние установки человека. Отношение к труду определяется: системой ценностей человека; условиями труда, созданными на предприятии; применяемыми стимулами. Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать: o занятость всех работников трудом; o предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста; o согласованность уровня оплаты с результатами труда, создание условий безопасности труда; o поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др. Содержательная характеристика самосознания личности в труде хорошо раскрывается через анализ мотивационной структуры в классификации, выделяющей следующие группы мотивов трудовой деятельности, в совокупности составляющих симптомокомплекс самосознания. 1. Мотивы выгоды. Работник представляет себе зависимость между производительностью труда и получаемой выгодой. Выгода бывает материальной (зарплата, доход и т. п.) и социальной (профессиональный престиж, личностный статус и т. д.). Видя достигнутые в процессе труда результаты, работник определяет для себя, выгодна или невыгодна ему эта работа. 2. Мотивы безопасности. При любой трудовой деятельности работник должен чувствовать себя в безопасности. В труде возможны следующие виды опасности: • физическая, угрожающая здоровью и жизни работника; • материальная, выражающаяся в возможности материальной (например денежной) потери; • социальная, в виде угрозы общественных мер воздействия, в результате чего могут пострадать общественное положение работника, профессиональный престиж, потеря авторитета и т. п. Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого осуществляет или не осуществляет данную деятельность. 3. Мотивы удобства. Человек стремится выбирать из доступных ему способов выполнения задачи самый простой, требующий минимума напряжения. Это не означает, что он выбирает всегда самую простую работу. Наиболее привлекательной будет та работа, степень трудности которой оптимально соответствует возможности работника. Однако в этих границах человек стремится избежать лишних усилий. 4. Мотивы удовлетворенности. Некоторые профессии доставляют удовлетворение человеку непосредственно самим процессом. Другие имеют ценность в результате. При выполнении деятельности чувство удовлетворения может усиливаться или ослабевать, вплоть до исчезновения. Личность тогда принимает труд, когда он вызывает субъективно необходимый уровень удовлетворения. 5. Мотив «мнение товарищей». При любом труде личность учитывает социальную оценку своей деятельности. Каждый человек отдает себе отчет в том, что окружающие чего-то ожидают от него, а иногда даже требуют, чтобы он вел себя именно так, а не иначе. Работа будет эффективна, когда поведение работника не противоречит социальным ожиданиям. Все перечисленные мотивы действуют одновременно. Они могут быть однонаправлены или вступать в противоречие друг с другом. Например, хорошо оплачиваемая работа бывает одновременно субъективно безопасной, приятной, имеет большое значение в глазах окружающих и т. д., но при той же хорошей оплате может восприниматься как опасная, не соответствовать наклонностям работника, не доставлять чувства удовлетворения. Противоречивые мотивы формируют конфликтную ситуацию, делая поведение и труд личности неустойчивым. В зависимости от осознания всех указанных групп мотивов у личности и формируется комплекс самосознания. Основоположниками теорий мотивации труда являются А. Маслоу, Д. МакКлеплавд и Ф. Герцберг. Основные теории мотивации труда — это: • теория ожиданий; • теория справедливости; • модель мотивации Портера-Лоулера. Теория ожиданий базируется на трех взаимосвязях. • затрата труда — результаты: соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами ~ если работник чувствует, что прямой связи между затратами труда и его результатами нет, то мотивация ослабевает; • результаты труда - вознаграждение: ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый результат — если нет взаимосвязи между полученной величиной результата и вознаграждением, не будет последствий в мотивации деятельности; • вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением: степень относительной удовлетворенности или неудовлетворенности размером, ценностью вознаграждения. Теория справедливости основывается на субъективном сравнении полученного вознаграждения с затраченными усилиями и с размером вознаграждения других работников, выполняющих аналогичную работу. Основной вывод теории справедливости: результат труда должен оцениваться адекватно, с соответствующим уровнем вознаграждения, иначе стимулирующая роль мотивации снижается. Модель Портера-Лоулера включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. Основной тезис модели, человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой трудовой вклад.
|