Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и структура профессиограммы.






В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профес­сиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием также является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК).

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие — системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важ­ные качества для данной профессии).

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий. Е. М. Ивано­ва выделяет следующие типы профессиограмм:

1. информационные профессиограммы (предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентанионной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес);

2. ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для Выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности);

3. конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования > р1жичсской системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала);

4. методические профессиограммы (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направ­лены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание кон­кретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие про­фессиограммы уместнее было бы назвать методологическими);

5. диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кад­ров (например, организация работы по схеме составления анали­тической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократиче­ском» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходи­мый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются со­ответствующие психодиагностические методики).

А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (со­циальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оцен­ки результатов и т. п.

Аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где рас­крываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики тру­да и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволя­ет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Гарберу), где выделяются: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда: типичные реакции лично­сти на определенные профессиональные ситуации, интеграль­ные образования лич хронометраж ра­бочего времени при выполнении конкретных заданий, времен­ная динамика производственности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и пси­хомоторика).

«Модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврило-ву). Сам психологический модуль — это «типовой элемент професси­ональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и прибо­ров — это левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких мо­дулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профес­сий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий [1].

А. К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:

¨ четкое выделение предмета и результата труда (на что направ­лены главные усилия человека);

¨ не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описа­ние целостной профессиональной деятельности;

¨ демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

¨ показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

¨ направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессиональ­ного обучения, рационализации труда и др.);

¨ выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Определенную дискуссию вызывает само использование поня­тия «модель специалиста». В самом общем плане «модель специалиста» предполагает выделение: 1) профессиограммы, 2) про­фессионально-должностных требований (ПДТ), 3) квалификаци­онного профиля (требований по разрядам, категориям). Причем пункты 2) и 3) — это то, что обычно отражается в должностных инструкциях.

Кроме того, при построении «модели специалиста» выделяют:

- модель реально действующего, «готового» специалиста, куда входят: а) модель деятельности специалиста (цели, задачи, дей­ствия, операции); б) модель личности специалиста (традиционно личность определяется «личностными профилями», а фактиче­ски — системой ПВК);

- модель самой подготовки специалиста. Однако такие модели могут варьироваться в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста, поэтому реальное построение таких моделей значительно осложнено.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал