Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности
Эмоции и чувства являются одной из форм отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов эмоции — это отражение не самих предметов и явлений действительности, а того отношения, в каком они находятся к потребностям человека. Эмоциональные переживания тесно связаны с поведением, практической деятельностью человека, определяя уровень активности организма и результативность деятельности. Эмоции, выражая активную сторону потребности, неизбежно включают стремление, влечение к тому, в чем нуждается человек, или избегание неприятного. Связь эмоций с деятельностью взаимная: с одной стороны, эмоциональное состояние человека влияет на деятельность, с другой стороны, деятельность влияет на эмоциональное состояние, вызывает те или иные эмоции. Эмоции — это психические процессы, в которых человек оценивает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности. В эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и своей деятельности. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов. Когда нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция, которая одновременно является и мотивирующим, и смыслообразующим переживанием. Основные функции эмоций: • оценочная. Эмоции являются той системой сигналов, тем языком, посредством которого субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Кроме того, эмоции выражают оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют его деятельности; • побуждения. Специфические переживания, имеющие побуждающий характер: желания, влечения, стремления — всегда имеют эмоциональную окраску. О способности эмоций побуждать действия говорят и другие, более специфические функции. Так, в критических ситуациях при неспособности субъекта найти адекватный выход возникает новый вид эмоциональных процессов — аффекты. Одно из проявлений аффекта — стереотипные действия субъекта, которые представляют определенный, закрепившийся в эмоции способ аварийного разрешения ситуации: бегство, агрессия, оцепенение. Причем эмоции могут оказывать как дезорганизующую, так и организующую роль; • регулирующая. Заключается во влиянии эмоций на процессы познания и поведения. Они влияют на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первый этап накопления, называемый следообразование, подкрепление, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивидуума, закрепляя в нем те удавшиеся или неудавшиеся действия, которые ее побудили. Но сам по себе этот след, опыт не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Второй этап (актуализации) обычно опережает развитие событий, и возникающие эмоции сигнализируют о приятном или неприятном. Поэтому выделяют предвосхищающую функцию, а так как сокращается поиск правильного решения, выделяют и эвристическую функцию; • синтезирующая. Обеспечивает возможность построения целостного образа. Под влиянием эмоций единицы отражения объединяются в более сложные структуры. Кроме того, примерами эмоциональных синтезов могут быть случаи, когда совокупность образов, прямо или косвенно связанная с ситуацией, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет за собой вспоминание остальных; • активационная (мобилизационная или демобилизационная функция). Усиление обменных процессов и нервных структур: мобилизация при направленности наружу (отрицательная эмоция при агрессии извне), демобилизация (активация внутренних процессов накопления энергии — положительная эмоция); • экспрессивная — главный фактор, обеспечивающий невербальную коммуникацию; • сигнальная. Выражается в том, что отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий. Ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия (избегание опасности). Эмоциональные процессы, влияя на деятельность и участвуя в формировании функциональных состояний, неразрывно связаны с другой категорией психических процессов — волевыми процессами. Волей называется способность человека, проявляющаяся в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательных целей. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятия, представлениях, понятиях и эмоциях, но еще и действует, изменяя окружающую среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами. Это выражается в произвольных, т. е. волевых, действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения цели. Основной побудительной причиной возникновения и развития волевых действий являются испытываемые человеком потребности. Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как переживание действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения; с другой — как осознание своих потребностей в форме тех или других представлений и понятий. Момент осознания потребности является важнейшей стороной воли, наиболее существенной для ее возникновения и развития. Исходным для этого осознания всегда бывает наличие того или иного затруднения, мешающего человеку удовлетворить внутренне переживаемую потребность. Мотивы волевых действий крайне разнообразны. К ним относятся чувства, окрашивающие наши желания в тот или иной эмоциональный тон, и идеальные стремления, и понятия о долге, и укоренившиеся привычки. Эмоциональные и волевые процессы связаны таким образом, что воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, содействуют повышению его потенциала. Взаимосвязь эмоций и волевых процессов ведет к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. В жизни часто встречаются состояния, связанные с чрезмерным эмоциональным напряжением. К ним относят доминантные состояния, состояния стресса, фрустрации, тревоги. Доминантные состояния — это состояния, в которых напряженность смещена в сферу внимания и является основной. К ним относят рабочие или трудовые состояния, состояние ожидания и т.д.. Фрустрация — психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это наиболее распространенный вид трудных состояний. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью, невозможностью ее реализации, срывом мотивационного поведения. Причины могут быть биологические (физиологические — голод, сон, сексуальные потребности) и социальные (трудовые, познавательные, межличностные, нравственные). Для фрустраций характерны отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, чувство лишения. Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергается обществом, лишается привычных социальных связей. Часто фрустрация развивается в результате неудовлетворенности собственным профессиональным трудом, его содержанием, результатом, когда человек реально не знает своих жизненных программ, своих возможностей, часто ощущает, что растратил по пустякам свои жизненные силы, мог бы работать лучше. Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными, но и личностными особенностями. Изменение, например, жизненных стереотипов вызывает нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей (перемена места жительства, призыв в армию, свадьба). Фрустрационная напряженность — чрезмерное усиление психофизиологических механизмов адаптации (нервной, гормональной систем) — может вызвать адаптационные нарушения и способствует истощению резервных возможностей. Тревога — результат возникновения фрустрации или ее ожидания — является первичным проявлением психологического стресса. Тревога характеризуется как чувство диффузного опасения, ожидания, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы.Главным для ее возникновения является наличие угрозы или ее предвидение. Выделен ряд состояний, сменяющих друг друга по мере нарастания тревоги: • ощущение внутренней напряженности — начальный этап напряженности, настороженность, при достаточной выраженности — тягостный душевный дискомфорт; • гиперстезические реакции. Суть явления в том, что ранее нейтральные раздражители приобретают особое значение, вызывая нарастание тревоги. Человеку начинают действовать на нервы ранее нейтральные события и обстоятельства; • собственно тревога. Проявляется как переживание неопределенной угрозы, чувство неясной (неосознанной) опасности. Рост интенсивности тревоги снижает возможность логической оценки воспринимаемой информации, ее правильной переработки; • страх. Неосознанность причин тревоги затрудняет их поиск и устранение, не дает возможности организовать деятельность по ликвидации угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации заставляет человека искать причины тревоги. Часто они усматриваются во внешних конкретных явлениях и обстоятельствах. У субъекта начинает формироваться страх именно на эти конкретные ситуации (страх одиночества, страх толпы, темноты). Возникает ограничительное поведение; • ощущение необратимости надвигающейся катастрофы — в таком состоянии возникает неотвратимость возникновения катастрофы, угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости вызывает повышенную двигательную активность, панические поиски помощи; • тревожно-боязливое возбуждение — в этом состоянии дезорганизация поведения достигает максимума, исключена возможность целенаправленной деятельности. Стресс используют для обозначения проблем широкого круга: личностных, бытовых, социальных, производственных.
|