Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стресс и дистресс в труде






 

Стресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих при­вычный образ жизни и деятельности.

Выде­ляет основные направления концептуализации стресса в трудовой деятельности:

1) создание перечней стрессогенных условий среды;

2) обновление понятия «стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как информиро­вание об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непред­сказуемость будущего;

3) определение «стресса» в терминах некоторых «базовых» по­веденческих характеристик: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуе­мые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфиче­ских ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению);

4) попытки придать еще большую четкость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипо­тез и построения теории.

В целом можно выделить две основные линии интерпретации по­нятия «стресс в труде»: в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т. е. перегрузка, сверхстимуляция и т. д.

В более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек— среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможнос­тей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в нема­лой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напря­мую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

Выделяются следующие основные виды профессионального стресса:

информационный стресс — возникает в условиях жесткого ли­мита времени и усугубляется в условиях высокой ответствен­ности задания;

эмоциональный стресс — возникает при реальной или предпо­лагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.;

коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособ­ность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п.

Основные правила поведения в условиях стресса:

• наблюдать за самим собой;

• искать способы " остановки" самого себя;

• перевести свою энергию в другую форму деятельности;

• задуматься над тем, что помогает снять напряжение.

Одна из важных характеристик трудапрестиж: работы — отчетливо связана с более высокой удовлетворенностью трудом.

Типичными факторами, влияющими на низкую удовлетворен­ность работой (и приводящими к производственному стрессу), являются:

1. условия труда наличие факторов, угрожающих здоровью и безо­пасности работающего: интенсивность заданного темпа и большие физические на­грузки; большая продолжительность работы, особенно если она на­вязана рабочему; вечерние и ночные смены; неопределенность задач;

2. содержание труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи, включаю­щей только несколько разных операций;

3. коллектив: отсутствие возможности взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным взаимодействием; несовместимость сослуживцев;

4. руководство: изоляция от процесса принятия решений; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаточное внимание и взаимопонимание со стороны ру­ководства;

5. особенности организации: большие организации с уровневым подразделением (при от­носительно небольшом числе уровней в организации); дискриминация при приеме на работу;

6. заработная плата и продвижение по службе: низкое материальное вознаграждение; субъективно воспринимаемое несоответствие заработной пла­ты ожиданиям; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Выделяются следующие условия труда, которые могут предот­вратить наступление производственного стресса:

• работа должна приводить к вовлеченности в процесс труда и лич­ной заинтересованности в результатах;

• работа не должна быть чрезмерно утомительной;

• вознаграждение за труд должно быть справедливым, информа­тивным и соответствовать устремлениям;

• условия труда должны быть совместимыми с физическими воз­можностями;

• работа должна вести к высокой самооценке, быть способом са­мореализации человека в обществе.

Выделяются следующие основные варианты формирования навы­ков контроля за стрессовыми состояниями работников:

• релаксация как навык активного регулирования - отличие от " пассивной релаксации" заключается в том, что активная ре­лаксация предполагает сознательные усилия работников;

• тренировка социальных навыков;

• тренировка навыков решения проблем.

Выделяется пять стадий обучения решению п роблем, связанных со ст рессовыми состояниями работника:

• ориентировка в проблемной ситуации;

• формулировка проблемы;

• генерирование решений - выделение множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными;

• принятие решения о выборе конкретного способа действия;

• достижение реализации принятого решения.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал