Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стресс и дистресс в труде
Стресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности. Выделяет основные направления концептуализации стресса в трудовой деятельности: 1) создание перечней стрессогенных условий среды; 2) обновление понятия «стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как информирование об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего; 3) определение «стресса» в терминах некоторых «базовых» поведенческих характеристик: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению); 4) попытки придать еще большую четкость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории. В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде»: в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т. е. перегрузка, сверхстимуляция и т. д. В более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек— среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника. Выделяются следующие основные виды профессионального стресса: • информационный стресс — возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания; • эмоциональный стресс — возникает при реальной или предполагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.; • коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п. Основные правила поведения в условиях стресса: • наблюдать за самим собой; • искать способы " остановки" самого себя; • перевести свою энергию в другую форму деятельности; • задуматься над тем, что помогает снять напряжение. Одна из важных характеристик труда — престиж: работы — отчетливо связана с более высокой удовлетворенностью трудом. Типичными факторами, влияющими на низкую удовлетворенность работой (и приводящими к производственному стрессу), являются: 1. условия труда — наличие факторов, угрожающих здоровью и безопасности работающего: интенсивность заданного темпа и большие физические нагрузки; большая продолжительность работы, особенно если она навязана рабочему; вечерние и ночные смены; неопределенность задач; 2. содержание труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи, включающей только несколько разных операций; 3. коллектив: отсутствие возможности взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным взаимодействием; несовместимость сослуживцев; 4. руководство: изоляция от процесса принятия решений; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаточное внимание и взаимопонимание со стороны руководства; 5. особенности организации: большие организации с уровневым подразделением (при относительно небольшом числе уровней в организации); дискриминация при приеме на работу; 6. заработная плата и продвижение по службе: низкое материальное вознаграждение; субъективно воспринимаемое несоответствие заработной платы ожиданиям; отсутствие перспектив в продвижении по службе. Выделяются следующие условия труда, которые могут предотвратить наступление производственного стресса: • работа должна приводить к вовлеченности в процесс труда и личной заинтересованности в результатах; • работа не должна быть чрезмерно утомительной; • вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям; • условия труда должны быть совместимыми с физическими возможностями; • работа должна вести к высокой самооценке, быть способом самореализации человека в обществе. Выделяются следующие основные варианты формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями работников: • релаксация как навык активного регулирования - отличие от " пассивной релаксации" заключается в том, что активная релаксация предполагает сознательные усилия работников; • тренировка социальных навыков; • тренировка навыков решения проблем. Выделяется пять стадий обучения решению п роблем, связанных со ст рессовыми состояниями работника: • ориентировка в проблемной ситуации; • формулировка проблемы; • генерирование решений - выделение множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными; • принятие решения о выборе конкретного способа действия; • достижение реализации принятого решения.
|