Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 4. Финансовое обеспечение социальной политики






 

План

1. Понятие и принципы финансового обеспечения социальной политики в условиях рынка.

2. Источники финансового обеспечения социальной политики РФ.

3. Особенности межбюджетных отношений в современных условиях.

 

Если социализм как первая фаза коммунизма предполагал постепенное сокращение роли денег и товарного производства, то и социальная политика социализма строилась не столько на стимулировании денежных выплат (зарплата и услуги), сколько на бесплатности социальных услуг и на натуральных льготах.

Переход к рынку, наоборот, привел к увеличению роли денег не только в экономике, но и в социальной сфере, что потребовало перестройки системы финансового обеспечения социальной политики.

Поскольку социальная политика в условиях рынка исходит из принципа равных возможностей (т. е. правового равенства) и принципа адресности, это предполагает установление и исполнение СОГ (социальных обязательств государства).

Социальные обязательства государства – это конституционно (или законодательно) зафиксированная совокупность социальных благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя их бесплатность для определенных категорий населения. Эти государственные социальные обязательства разрабатываются на основе социальных норм. Социальные нормы – это величины потребляемых ресурсов, средств, продуктов питания, медикаментов, бытовых услуг и др. Разработка социальных стандартов для разных отраслей социальной сферы осуществляется в реальном и денежном выражении в расчете на одного человека. Благодаря этим социальным стандартам соблюдается равенство муниципальных образований, строятся их взаимоотношения с государственной властью.

Только в соответствии с этими стандартами могут формироваться бюджеты территорий, объективно обусловленные, исключающие субъективизм и неравенство. Денежная величина социальных стандартов рассчитывается с учетом финансовых возможностей области и административно-территориальных образований. Расчет денежной величины социальных стандартов производится исходя из количественных параметров в базовом периоде измерений ценового фактора:

Ст. = /Рср.жкх + Рср.обр. + Рср.здр./ 1инд.ц. 1роста ср., где Ст. – денежная величина социальных стандартов; Рср.жкх – средние расходы на содержание ЖКХ в базовом периоде; Рср.обр. – средние расходы на содержание учреждений образования в базовом периоде; Рср.здр. – средние расходы на содержание учреждений здравоохранения в базовом периоде; 1инд.ц. – индекс роста цен; 1роста ср. – индекс роста средств, выделяемых на увеличение социальных стандартов.

Финансовое обеспечение социальной политики в условиях рынка осуществляется на основе следующих принципов:

1. Ответственность гражданина за личное благосостояние, платность социальных услуг для работающих граждан. Государство гарантирует набор минимальных социальных услуг лишь для отдельных категорий граждан, кто по состоянию здоровья или возраста не может обеспечить себя самостоятельно. Государство должно лишь создавать условия личного успеха и личных усилий гражданина. Таким образом, социальные институты ориентированы не на пострадавших, а успешных.

2. Сочетание государственных и негосударственных начал в финансировании социальных программ.

3. Бюджетный федерализм (разграничение межбюджетных отношений и самостоятельность бюджетов разных уровней).

4. Нормативность, т. е. переход в бюджетном финансировании от сметы по статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим потребности учреждений социальной сферы.

5. Развитие самостоятельности в деятельности учреждений социальной сферы, в том числе по программам экономического и социального развития.

6. Устойчивость финансовой системы.

7. Эффективность финансовой системы, т. е. социальные выплаты и льготы должны стимулировать трудовую активность граждан.

Но все эти принципы и рыночные механизмы могут работать только при росте доходов населения и улучшении положения на рынке труда.

Финансовые ресурсы общества, которые используются при финансировании социальных программ и проектов, можно разделить на два вида:

Государственные и муниципальные финансы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов.

Негосударственные финансовые ресурсы: кредитные ресурсы; средства фирм и домашних хозяйств; потенциал некоммерческого сектора в целом, в том числе различных фондов. Как показывает практика, доля финансовых ресурсов, направляемых населением на оплату различных общественных услуг, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, городского спорта и услуг социальной сферы, сопоставима с расходами федерального бюджета на социальную политику.

Каковы же источники финансового обеспечения социальной политики в условиях рынка?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал