Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 5. Государственная демографическая политика






 

План

1. Мировая демографическая ситуация, ее особенности в совре­менной России.

2. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г.

3. Пути повышения эффективности демографической политики в современных условиях.

 

Численность населения земного шара к началу XXI в., т. е. в 2000 г., составляла 6 млрд человек. По оценкам демографов, если темпы прироста населения сохранятся на таком же уровне, то к 2050 г. население земного шара удвоится, т. е. составит 12 млрд человек. Особенно быстро растет население Африки. В 2000 г. население Африки составило 728 млн чел., а в 2050 г. оно может достигнуть 2, 1 млрд человек. Сейчас в Африке средняя рождаемость: 6 детей на 1 женщину. Быстрыми темпами растет население Индии, Китая, стран Латинской Америки. Исключение составляет лишь Европа, где наметилась тенденция снижения рождаемости. В 2000 г. население Европы составило 727 млн человек, а в 2050 г., по оценкам специалистов, его численность не превысит 678 млн человек.

Помимо роста населения демографическая ситуация осложняется нехваткой продовольствия, воды, ухудшением экологической ситуации. Так, по данным ООН, за последние 50 лет на нашей планете:

- деградировало 2 млрд га земли;

- истреблено 180 млн га леса;

- 44 из 88 стран Африки испытывают недостаток продовольствия;

- 1, 3 млрд чел. Земли употребляют неочищенную воду;

- 3 тыс. детей в возрасте до 5 лет ежедневно умирают от малярии;

- 6 тыс. человек ежедневно умирают от СПИДа.

Одновременно со сложной демографической ситуацией нарастает социальная деградация, связанная с ростом бедности. В настоящее время доходы 2 млрд человек не превышают 2 долл. в день. Из них около 500 млн живут на сумму менее 1 долл. в день. Это:

- 300 млн (жители Индии, Бангладеш, Пакистана);

- 147 млн (жители стран Восточной Европы);

- 50 млн (Латинская Америка).

Однако демографическая ситуация России в корне отличается от других стран. Если в большинстве стран, несмотря на сложную обстановку, происходит рост населения, то в России, начиная с 1992 г., смертность превышает рождаемость в 2 раза. У демографов даже появился термин «сверхсмертность», т. е. когда смертность превышает обычный уровень.

 

Уровень смертности на 1 тыс. чел.

Япония – 7, 1

США – 8, 8

Европа – 10, 0

Россия – 16, 5 (т. е. 6, 5 – это уровень «сверхсмертности»)

Соотношение смертности и рождаемости (по странам за 1 мин) [24].

Страна Рожд. Умир.

Россия 3 4

Китай 38 16

США 8 4

Африка 8 3

Индия 48 17

Пакистан 10 3

За период с 1991 г. по 2006 г. население России сократилось почти на 15 млн чел. Ежегодно население нашей страны за эти годы сокращалось на 800 – 900 тыс. чел., т. е. в среднем каждый час оно сокращается примерно на 100 человек. В итоге в настоящее время численность населения России составляет 141, 9 млн чел.[25]

Сокращение численности населения происходит в 65 из 89 субъектов РФ. Исключение составляют лишь Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край, Дагестан, Северная Осетия, Чечня. Таким образом, как отметил Президент РФ В. Путин, выступая на заседании Совета Безопасности 20.06.06, численность населения России подошла к своей кризисной черте и если ничего не делать, то к концу XXI в. численность населения нашей страны может сократиться вдвое[26].

Трагизм ситуации не в том, что умирают старики, а в том, что происходит увеличение смертности трудоспособного населения. В настоящее время доля трудоспособных возрастов в числе умерших превысила 30%. На первом месте среди причин смертности болезни органов кровообращения, что связано с увеличением стрессов и малоподвижным образом жизни. Но если во всем мире на втором месте среди причин смертности находятся раковые заболевания, то в России – это несчастные случаи, отравления, травмы, убийства и самоубийства, а у трудоспособного населения эта причина выходит на первое место. Причем среди трудо­способного населения смертность мужчин составляет 80%, т. е. в 4 раза выше, чем у женщин. В странах Западной Европы, США, Японии уровень преждевременной смертности у мужчин в 3 – 4 раза ниже, чем в РФ.

За последние 15 лет наметилась тенденция ухудшения здоровья населения. Только за 10 лет (1993–2003 гг.) заболеваемость населения возросла на 25%. На рост заболеваемости влияют следующие факторы:

- 50% населения используют непригодную воду для питья;

- рост пьянства и алкоголизма (по сравнению с 1990 г. рост в 2 раза); у молодежи появился фактор «пивного алкоголизма»;

- в 6 раз увеличилась заболеваемость сифилисом и в 2 раза – гоно­реей;

- рост бесплодия среди мужчин и женщин. В настоящее время в РФ насчитывается 7 млн бесплодных мужчин и 4 млн бесплодных женщин, причем ежегодно армия бесплодных мужчин и женщин уве­личивается на 250 тыс. чел.

Не случайно на этом фоне происходит снижение продолжительности жизни россиян (см. таблицу).

Продолжительность жизни 1986 г. 2005 г.
Мужчины Женщины 64, 9 74, 5 59 лет 70 лет

 

Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведут к старению общества. Так, в 1998 г. в РФ впервые было зарегистрировано, что людей пенсионного возраста на 110 тыс. больше, чем детей и подростков до 16 лет, а в 2000 г. число лиц пенсионного возраста было больше, чем детей, на 1, 1 млн человек. В 41 субъекте РФ доля детей и подростков составляет менее 1/5 населения. По оценкам Госкомстата РФ, соотношение между пенсионерами и деть­ми будет и дальше увеличиваться в пользу пенсионеров (см. таблицу).

Год Пенсионеры Дети (На 1 тыс. работающих)  
2005 г. 2010 г. 2016 г.    

 

Такие пропорции неизбежно приведут к усложнению социальных последствий, а именно: увеличению нагрузки на систему здравоохране­ния; к возникновению проблем с выплатой пенсии; к сокращению трудо­вых ресурсов; усложнению проблем комплектования вооруженных сил; усложнению проблем с социальными выплатами населению.

Серьезной проблемой демографического развития России стала про­блема миграции и эмиграции населения. Так, если до середины 80-х гг. XX в. эмиграция не превышала 3 тыс. человек в год, то в 1990 г. она превысила 100 тыс. человек и продолжает удерживаться на этом же уровне до настоящего времени. Но из России не только уезжают, но и приезжают. Россия сейчас вышла на второе место в мире после США среди стран, которые принимают больше всего мигрантов. Количество мигрантов в России достигло 13, 3 млн [27]. По оценкам специалистов, в России в настоящее время на неформальных рынках труда занято от 3, 5 до 5 млн мигрантов преимущественно из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Миграция в России становится важным фактором экономического и социального развития. Нетрудно спрогнозировать, что вступление России в ВТО вызовет усиление миграции, отсюда нужна политика, которая бы была нацелена не на борьбу с миграцией, а на то, чтобы узаконить ее деятельность.

Таким образом, в демографическом развитии современной России негативные тенденции преобладают над позитивными. По прогнозам демографов, до 2015 г. сохранятся следующие тенденции:

- продолжится сокращение общей численности населения, оно сократится еще примерно на 10 млн человек;

- продолжится старение населения и сокращение численности детей.

Число пенсионеров может в 2 раза превысить число детей до 16 лет;

- увеличится численность женщин над мужчинами, что особенно будет заметно в возрастной группе после 30 лет;

- общий коэффициент рождаемости (т. е. количество рождений на 1 тыс. человек) сократится с 9, 7 до 7, 4.

В таких сложных условиях возникает необходимость преодолеть негативные тенденции или хотя бы стабилизировать численность населения, чтобы не допустить истощения трудовых ресурсов России. В связи с этим в сентябре 2001 г. распоряжением Правительства РФ была принята «Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г.»[28]. Эта концепция стала своеобразной программой демографического разви­тия и демографической политики современной России.

Демографическая политика – это деятельность государственных и негосударственных организаций, направленная на регулирование и раз­витие главной производительной силы общества – человека (и населения в целом).

Цель – стабилизация численности населения и формирование предпосылок к дальнейшему демографическому росту.

Задачи: 1) увеличение продолжительности жизни населения; 2) создание предпосылок для повышения рождаемости, а с этой целью – укрепление семьи как формы гармонической жизнедеятельности личности; 3) регулирование миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения РФ.

Концепция определила следующие приоритеты демографического развития:

1. Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения. Для ее реализации в концепции определены такие механизмы:

- укрепление здоровья детей и подростков, ставка на профилактику
травматизма и отравлений у детей; борьба с курением, алкого­лизмом и наркоманией; развитие физкультуры и спорта;

- улучшение репродуктивного здоровья населения; совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи;

- сохранение здоровья пожилых людей (предупреждение сердечно­-
сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней);

- улучшение психического здоровья населения, исключение суицида, предотвращение самоубийств;

- укрепление федеральных медицинских служб и всей системы здравоохранения, оснащение лечебных учреждений передовыми меди­цинскими технологиями и аппаратурой ранней диагностики;

- улучшение охраны труда, проведение аттестации рабочих мест, внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда работников;

- максимальное использование потенциала инвалидов, развитие реабилитационной индустрии.

2. Стимулирование рождаемости и укрепление семьи. Механизмы:

- формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- стабилизация ситуации на рынке труда, повышение уровня

- зарп­латы;

- совершенствование системы пособий граждан, имеющих детей, повышение размера пособий, которые должны быть дифференцированы с учетом материальных условий семьи, ее социального положения, принцип адресности социальной поддержки семьи;

- поддержка молодой семьи, прежде всего улучшение ее жилищных условий, а в случае рождения ребенка выделение безвозмездных субсидий, разработка механизма льготного кредитования в зависи­мости от числа детей в семье.

3. В области миграции и расселения. Механизмы:

- привлечение иммигрантов в РФ, в первую очередь из СНГ и Прибал­тики;

- сокращение иммиграционного потока и сохранение научно-техничес­кого, интеллектуального и творческого потенциала РФ;

- повышение территориальной мобильности рабочей силы, совершенствование механизмов поддержания экономического развития субъектов РФ.

Исходя из целей, задач, направлений демографического развития РФ были определены три группы методов реализации данной концепции:

- социально-экономические методы, которые направлены на стимулирова­ние рождаемости в семье (единовременные пособия при рождении ребенка, детские пособия, целевые кредиты на приобретение жилья и домаш­нее имущество, пособия по уходу за ребенком до полутора лет и др.);

- правовые методы, которые направлены на совершенствование законода­тельства по охране материнства, детства и семьи;

- воспитательно-психологические методы, направленные на пропаганду через СМИ своеобразного культа семьи и семейных ценностей, а также здорового образа жизни.

Несмотря на разработку Концепции демографического развития, определившую стратегию и тактику демографической политики России на 15-летнюю перспективу, первые пять лет серьезных и эффективных дейст­вий со стороны Правительства РФ не предпринималось, не считая некото­рого увеличения роста социальных выплат, которые в лучшем случае лишь компенсировали размер этих выплат, но существенного влияния на улучшение демографической ситуации не оказали. К сожалению, поло­жение дел в демографической сфере не только не улучшалось, но даже ухудшилось. Все это потребовало от исполнительной власти страны при­нятия более эффективных и действенных мер по улучшению демографической ситуации, увеличению финансовых ассигнований на демографические про­екты.

Ключевую роль в повышении эффективности демографической политики России сыграли два выступления Президента РФ В. Путина:

- в сентябре 2005 г., когда он выступил с инициативой о разработке и осуществлении в течение 2006–2007гг. четырёх Приоритет­ных национальных проектов;

- в мае 2006 г. - Послание Президента РФ Федеральному Собранию страны.

Как отметил Президент РФ, национальные проекты – это не панацея для решения всех проблем, перед которыми стоит страна, но это сигнал, импульс в тех направлениях, которые на данном этапе развития экономики и социальной сферы являются приоритетными:

- здравоохранение,

- образование,

- доступное и комфортное жилье,

- развитие АПК.

«В основе этой политики лежит гражданин Российской Федерации, человек с его реальными потребностями, с его жизненным уровнем и не­обходимостью наибольшего внимания к решению его жизненных потребностей текущего плана, текущего дня. Это наш основной приоритет»[29].

Каково же содержание приоритетных национальных социальных про­грамм? В области здравоохранения:

2006 г. 2007 г.

1. Повышение квалификации участковых врачей и 1500 4818

педиатров, чел.

2. Повышение квалификации врачей общей практики,

чел. 1500 6030

3. Поставка автомобилей «скорой помощи», ед. 6060 6060

4. Диспансеризация населения в возрасте от 35 лет до 55 лет,

занятого в бюджетной сфере и на предприятиях

с вредным производством. 7, 5 млн. 12млн.

5. Бесплатная иммунизация населения: в 2006 г. 5 млн чел. – против краснухи, 22 млн чел. – против гриппа и 10 млн чел. – против гепатита В.

6. Исключить платежи граждан, получающих дорогостоящую медицинскую помощь, и обеспечить её оплату из федерального бюджета, увеличить в 4 раза объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

7. Увеличить заработную плату участковым врачам-терапевтам, педиатрам и врачам общей практики – на 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающим на участках, – на 5 тыс. руб.

8. Закупить для регионов диагностическое оборудование: рентгенологическое – 2250 комплектов, ультразвуковое – 4245 комплектов, лабораторное – 8382 комплектов, эндоскопическое – 3805 комплектов, электрокардиографическое – 10170 комплектов.

9. Ввести родовые сертификаты: талон № 1 – для оплаты услуг учреждениям
здравоохранения на амбулаторно-поликлиническом этапе; талон № 2 – для оплаты услуг учреждениям здравоохранения в период родов в родиль­ных домах и перинатальных центрах, а к 2008 г. обеспечить обследова­ние 96% от числа родившихся детей.

В области образования:

1. Стимулировать вузы и школы за внедрение инновационных образовательных программ: в 2006 г. – не менее 10 вузов получат гранты от 200 до 500
млн руб.; 8 тыс. школ – финансирование в размере 1 млн руб.

2. В 2006–2007гг. подключить все школы к Интернет.

3. Ежегодно выделять именные гранты по 60 тыс. руб. для победителей всероссийских олимпиад и конкурсов.

4. Установить вознаграждение за классное руководство из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе 25 чел. – для городской местности и 14 чел. – для сельской местности.

5. Ежегодные гранты для 10 тыс. учителей в размере 100 тыс. руб., достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы.

6. До 2007 г. закупить школьных автобусов на сумму 1, 0 млрд руб.

7. Обеспечить не менее 5 тыс. школ дотационных регионов учебным оборудо­ванием.

8. Увеличить к концу 2006 г. зарплату учителей в среднем на 26, 5%.

9. Организовать начальное профессиональное образование для военнослужа­щих, проходящих военную службу по призыву и по контракту: в 2006 г.– открыть 25 современных учебных центров, в 2007 г. – 75 центров; сфор­мировать сеть национальных университетов и бизнес-школ, целью которых является подготовка управленческих кадров мирового уровня.

В области доступного жилья:

1. На 1/3 увеличить объемы жилищного строительства. В 2007 г. построить 56 млн кв. м.

2. Повысить доступность кредитных ресурсов: к 2010 г. ставка по ипотеч­ным жилищным кредитам должна снизиться с 15 до 8%.

3. Ввести с 2007 г. страхование ипотечных кредитов и увеличение размера ипотечного кредита до суммы 90–95% от стоимости жилья.

4. Предоставить молодым семьям на приобретение жилья субсидии в размере до 40% от его стоимости:

- 10% суммы субсидии будет покрываться из федерального бюджета;

- 30% из областного или (и) муниципального бюджета.

До 2007 г. будет оказана поддержка 69, 5 тыс. молодым семьям.

5. Снизить к 2007 г. уровень износа коммунальной инфраструктуры до 55%.

6. Обеспечить социальным жильем ветеранов и инвалидов.

7. Предоставить субсидии таким категориям граждан: уволенные и увольня­емые военнослужащие, граждане, переселяемые с комплекса «Байконур», переселяемые с северных территорий, вынужденные переселенцы, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф. До 2010 г. на их нужды из федерального бюджета будет выделено более 133 млрд руб.

8. Выполнить обязательства перед гражданами, признанными до 1 марта 2005 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий.

9. К концу 2010 г. обеспечить жильем 132 тыс. семей.

В области сельского хозяйства:

1. Стабилизировать поголовье КРС не ниже уровня 2005 г.

2. К 2008 г. увеличить объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на 6% по сравнению с 2005 г.

3. Субсидировать затраты на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов.

4. Развить сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 кредитных, 550 перерабатывающих, 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых.

5. Сохранить режим ограничения импорта мяса тарифными квотами.

6. Стимулировать ввоз технологического оборудования для животноводства, не имеющего отечественных аналогов, путем отмены ввозных пошлин.

7. Привлечь до 40 млрд руб. в год кредитов коммерческих банков для технического перевооружения животноводческих комплексов на приобретение оборудования на условиях: срок расчетов до 10 лет, авансовый платеж от 7%, ставка за использование средств ОАО «Росагролизинг» 2% годовых.

8. Закупить 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота на условиях: сроки расчетов – до 5 лет, авансовый платеж – от 7%, ставка за использование средств ОАО «Росагролизинг» – 0% годовых.

9. Поддержать развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи.

10. Предоставлять долгосрочные кредиты под залог земель сельскохозяйственного назначения: в 2006–2007 гг. выделить 1, 3 млрд руб. на кредиты земель ипотеки на срок не более 1 года.

11. Ввести 1392, 9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия не менее 31, 64 тыс. молодых специалистов на селе.

Для того чтобы в очередной раз приоритетные социальные программы не остались на бумаге, в организационном плане была введена должность вице-премьера, отвечающего за выполнение и реализацию данного проекта. На должность вице-премьера был назначен Д. Медведев. Из федерального бюджета и Стабилизационного фонда на реализацию приоритетных социальных программ в течение 2006–2007 гг. было выделено 180 млрд руб. В мае 2006 г. Президент РФ В. Путин в своем послании Федеральному Собранию дополнил программы приоритетных национальных проектов еще одной программой, направленной непосредственно на улучшение демографической ситуации в стране. В соответствии с предложениями Президента РФ предусматривается стимулирование рождаемости, поддержка женщин и молодых семей, принявших решение родить и поднять на ноги ребенка, а именно:

1) увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет[30]:

- на первого ребенка – до 1, 5 тыс. (вместо 700 руб.);

- на второго ребенка – до 3 тыс. руб.;

- женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по бepeменности и родам, должны получать не менее 40% от прежнего заработка;

2) компенсация затрат на детское дошкольное воспитание[31]:

- для первого ребенка – на сумму, равную 20% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения;

- для второго – 50%;

- для третьего – 70% от данной суммы;

3) введение при рождении второго ребенка и достижения им 3-летнего возраста базового материнского капитала в размере 250 тыс. руб., которым женщина может распорядиться трояко[32]:

- вложить эту сумму на приобретение жилья с использованием ипотеки (т. е. примерно 18 м2);

- направить деньги на образование детей;

- положить эти деньги в накопительную часть собственной пенсии;

4) увеличение в 2 раза выплаты на содержание ребенка в семье опеку­на и приемной семье, т. е. доведение ее до уровня не менее 4 тыс. руб. ежемесячно. При этом увеличить заработную плату приемному родителю с 1–1, 5 тыс. руб. до 2, 5 тыс. ежемесячно;

5) увеличение стоимости родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тыс. руб., а стоимости сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тыс. руб.

С целью скорейшего выхода из демографического кризиса был подготовлен проект новой Концепции демографической политики, рассчитанный до 2025 г. В соответствии с этим проектом решение демографических проблем будет проходить в три этапа. Во-первых, планируется в ближайшие три-четыре года добиться заметного снижения темпов убыли населения. Во-вторых, к 2015 г. правительство намерено достигнуть стабилизации численности населения России на уровне не менее 140 млн человек. Третий этап – начало роста населения. Оптимистический вариант демографической ситуации в России предполагает, что к 2025 г. численность населения России не только стабилизируется, но и возрастёт до 145 млн человек[33].

Добиваться этих целей правительство намерено при помощи трёх ключевых инструментов: сокращения смертности, стимулирования рождаемости и эффективной миграционной политики. Концепция – это «идеологический документ», поэтому, чтобы она заработала, необходимо будет принять не один десяток законов и постановлений правительства, а также обеспечить финансирование демографической политики как из федерального бюджета, так и из региональных и муниципальных источников.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал