Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 8. Государственная жилищная политика






 

План

1. Жилищная проблема в PФ: состояние и особенности.

2. Основные направления жилищно-коммунальной реформы.

3. Трудности и противоречия жилищной реформы.

 

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на жилище. Жилье необходимо человеку для поддержания благополучия и здоровья, ибо без крыши над головой человеку прожить невозможно.

Однако на практике это естественное право человека реализуется по-разному. Каковы же особенности жилищной проблемы в современной России:

1. Дифференциация общества по жилью, т. е. одни живут в хижинах, другие – во дворцах. Как показывает статистика, лишь 12, 4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств[56]. Элитное жилье могут позволить себе лишь 3% населения.

2. Нехватка жилья. Обещания первого президента СССР М. С. Горбачева, что к 2000 г. каждая семья получит отдельную благоустроенную квар­тиру, так и остались невыполненными. Очередь на жилье, оставшаяся еще с советских времен, не только не сократилась, но даже возрос­ла. Жилищная проблема стоит сегодня перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569, 8 млн кв. м, и чтобы ее удовлетворить, жилищный фонд надо увеличить на 46, 1%[57].

3. В условиях рынка жилье становится товаром, причем жилье очень дорогое. Сами строители признают, что цена рыночного жилья в 2–3 раза выше его себестоимости. Это связано с тем, что строи­тели вынуждены брать высокие банковские кредиты за ввод жилья, а ин­весторы и застройщики – «отстёгивать» внушительные суммы за отвод земельных участков, за согласование проектной документации, подключение дома к теплосетям и т. д.

В результате приватизации жилья частный жилищный фонд к началу 2006 г. составил более 72%. В связи с тем что сроки приватизации про­длены до 1.03.2010 г., частный сектор будет расти и дальше, а значит, доля государственного и муниципального жилья будет сокращаться.

4. Износ основных фондов жилья и рост стоимости эксплуатации готового жилья. В настоящее время жилищный фонд стареет, а значит, тре­буется больше денег на его содержание и капитальный ремонт. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, из нее 25% пол­ностью отслужили свой срок. Из общего количества аварий на водопро­водных и канализационных сетях 53% аварий происходят из-за их ветхости[58]. Отсюда не случайно, что количество аварий за последние 10 лет в жи­лищно-коммунальном хозяйстве выросло в 5 раз, а на каждые 100 км теп­лосетей приходится до 200 аварий. Содержать такое жилье в порядке не только сложно технически, но и крайне дорого. Отсюда и рост тарифов на коммунальные услуги и капитальный ремонт. Причем, если раньше 97% расходов на капитальный ремонт жилья брало на себя государство, то в настоящее время в соответствии с Жилищным кодексом капитальный ремонт жилья перекладывается на самих собственников жилья [59].

5. Сокращение бюджетного финансирования и инвестиций на строитель­ство жилья. В связи с ростом частного сектора жилья государство со­кращает свою долю в строительстве и финансировании жилья. Так, если в 1990 г. 80% строительства жилья финансировалось из государственного бюджета, то в настоящее время доля государства в финансировании стро­ительства жилья не превышает 10%. Отсюда происходит и сокращение строительства жилья. По сравнению с 1990 г. строительство жилья сокра­тилось в 3 раза.

6. Острой проблемой строительства жилья и его содержания становит­ся использование и применение новых, более экономичных технологий. Немногие люди знают, что в нашей стране почти 60% всех производимых энергоресурсов уходит на обогрев домов, так как они построены из таких материалов, по таким технологиям и проектам, что удерживают тепло в 2–2, 5 раза хуже, чем в Швеции. Таким образом, сегодня в строитель­стве и содержании жилья остро стоит вопрос о ресурсосберегающих и более экономичных технологиях. Ныне нефть и газ – это наиболее часто применяемые ресурсы для производства электроэнергии, а они, как извест­но, на мировом рынке дорожают, значит, дорожают и энергоресурсы. Отсюда важно искать новые, более дешевые и экономичные ресурсы. В свое время еще Д. И. Менделеев заметил, что сжигать нефть – это то же самое, что топить печку ассигнациями. А мы до сих пор сжигаем нефть и газ и гордимся, что продаем их в другие страны, вместо того чтобы беречь их для будущих поколений.

Переход к рынку потребовал перевода на рыночные рельсы и сферы жилищно-коммунального хозяйства. Для этого была разработана и запуще­на в жизнь жилищно-коммунальная реформа (ЖКР). Она вводилась в 1997 г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства»[60]. Первоначально она была рассчитана до 2003 г. Но завершить её выполнение к этому сроку не удалось, поэтому она была фактически продлена до 2010 г. и дополнена новыми документами:

· Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., которая в свою очередь включает в себя еще 10 подпрограмм [61];

· Жилищный кодекс РФ[62]. Он вводился в действие с 1.03.2005 г.;

· с апреля 2004 г. планировалось выпустить еще 30 новых документов по вопросам реформирования жилья, но уже на основе нового жилищного кодекса, т.к. более 40 законов и отдельных статей законода­тельства утратили силу в связи с введением нового Жилищного кодекса.

Главный смысл жилищной реформы – это отказ от государственного фи­нансирования жилищно-коммунального хозяйства и переход на принцип са­моокупаемости и самофинансирования.

Можно выделить следующие направления жилищно-коммунальной реформы:

1. Разгосударствление сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и развитие конкурентной среды. До 1.01.2008 г. жильцы домов должны определиться с формой управления их домом. В соответствии со ст. 161, п. 2. собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

· непосредственное управление собственниками помещений в многоквартир­ном доме;

· управление товариществом собственников жилья либо жилищным коопера­тивом;

· управление управляющей организацией.

Таким образом, четко разграничиваются функции:

· собственника жилья;

· управляющей организации (т. е. службы заказчика), работающей как бизнес-структура на основе рыночных отношений;

· подрядной организации, которая осуществляет коммунальные услуги на конкурсной основе.

Выбор формы управления домом осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного или заочного голосования (ст. 44, п. 2/4 и ст. 47).

2. Переход на договорный характер предоставления жилья и комму­нальных услуг. Это означает, что с каждым жильцом независимо от формы собственности должен быть заключен договор на техни­ческое обслуживание его жилья. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса граж­дане и организации обязаны полностью и своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Для граждан, проживающих по договору социального найма, в соответствии со ст. 90 Жилищного кодекса в случае неуплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев без уважитель­ной причины предусматривается выселение в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социаль­ного найма, установленному для вселения граждан в общежитие. Лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) в соответствии со ст. 155, п. 14 обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый просроченный день установленного срока оплаты.

3. Сокращение бюджетного финансирования и переход на 100% оплату коммунальных услуг. Реформой ЖКХ предполагалось к 2003 г. пе­рейти на 100% оплату коммунальных услуг, устанавливались феде­ральные стандарты оплаты коммунальных услуг: 1997 г. – 35%; 2000 г. – 70%; 2003 г. – 100%. Но поскольку внедрение реформы шло медленно, сама реформа была очень не популярна среди населения, пришлось переход к 100% оплате коммунальных услуг перенести на 2010 г. В настоящее время население оплачива­ет 90% коммунальных услуг, хотя по разным регионам эта цифра колеблется от 80 до 100%. В соответствии с Жилищным кодексом население должно будет оплачивать не только расходы по содержанию жилья, но и капитальный ремонт. При этом тарифные ставки не будут постоянными, а будут увеличиваться с ростом цен. По оценкам специалистов, этот рост может составить от 10 до 30% в год.

4. Установление федеральных стандартов нормы площади жилья и доли собственных расходов граждан на оплату жилья и комму­нальных услуг в совокупном семейном бюджете:

· установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья из расчета 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек. Если семья состоит из двух человек, то устанавливается норма 42 м2; для одиноко проживающего гражданина – 30 м2. Если эти стандарты сравнить со стандартами жилья со странами Запада, о РФ, безусловно, уступает им. Так, стандарты жилья по странам в расчете на 1 человека составляют: США – 65 м2, Дания – 50м2, Германия – 40 м2. А если учесть, что у гражданина США после оплаты аренды жилья и коммунальных услуг остается денег в 4 раза больше, чем у россиянина, то ясно, что россияне значительно переплачивают, тем более что их покупательная способность составляет 1/5 доходов граждан США[63];

· федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расхо­дов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семей­ном бюджете. Постановлением Правительства в 1997 г. был установлен стандарт – 16%; в последующие годы предполагалось его изменение: 2000 г. – 20%; 2001 г. – 22%; а в 2003 г. – 25%. Но в связи с измене­ниями и дополнениями, предпринятыми программой «Жилище», было решено сохранить на предстоящие годы стандарт – 22%. В случае, если доля собственных расходов гражданина превышает эту норму, то предполагалась выплата компенсаций (субсидий) из средств государства на оплату жилья и коммунальных услуг.

5. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Это было зафиксировано в документах 1997 г., а затем получило подтвер­ждение ст. 159 Жилищного кодекса. Субсидии предоставляются на 6 месяцев и носят заявительный характер. Для получения субсидии необходимо предоставить по месту постоянного жительства следующие документы:

· заявление о предоставлении субсидии;

· документы о составе семьи заявителя;

· копии документов, подтверждающих правовые основания владения и поль­зования жилым помещением;

· документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи;

· документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и комму­нальные услуги, начисленных за последний месяц перед подачей заявле­ния и отсутствии просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;

· копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, зареги­стрированных совместно с ним по месту постоянного места жительства;

· копии документов, удостоверяющих гражданство РФ заявителя и членов его семьи (выдача данных документов соответствующими органами должна осуществляться бесплатно).

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ, размер субсидии определяется по формуле:

С = (Осн. – МДДФ х Д х К) / 100

где: С – размер субсидии (в руб.); Осн. – расходы (в руб.) на услуги ЖКХ; МДДФ – значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных yслуг в совокупном доходе семьи, установленного Правительством РФ (в процентах); Д – совокупный доход семьи (в руб.); К – поправочный коэффициент.

Субсидии не выдаются в натуральной форме, а перечисляются на персонифицированные социальные счета граждан. Финансирование субсидий идет за счет местных бюджетов.

В связи с тем что процесс получения субсидий крайне сложен, требует много времени на сбор документов, поэтому многие граждане, имеющие право на субсидии, их не оформляют, предпочитая платить за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Так, в настоящее время (по итогам 2005 г.) субсидии получают 7, 2% граждан, хотя право на получение субсидии имеют в 2 раза больше.

6. Важным направлением жилищной реформы является развитие ипотечного кредитования, т. е. получение жилья с помощью кредита от банков. Но пока ставки по ипотечному кредитованию очень высоки и колеблются от 12 до 25%, поэтому воспользоваться ипотекой могут не более 10–12% граждан, т. е. у кого доход не менее 15–18 тыс. в месяц. Кроме того, первый взнос по ипотеке должен составлять не менее 30% общей суммы, что для большинства семей, особенно молодых, непосильно.

Чтобы сделать ипотеку более доступной, с 1.11.2005 г. были изменены федеральные стандарты ипотечного кредитования:

· удлинились сроки кредитования (в настоящее время кредит можно взять на срок до 30 лет);

· возраст заемщика удлиняется до 75 лет;

· залог можно взять не только под залог приобретаемого жилья, но и под свои доходы за 6 месяцев;

· снижена ставка кредита: она устанавливается в размере 14%, если граждане приобретают хорошее жилье, но не в новом доме, а если в новом строящемся доме, то ставка из расчёта 17–19% в год;

· при покупке жилья можно получить налоговый вычет по подоходному налогу на стоимость квартиры (до 1 млн руб.);

· досрочное погашение кредита через 6 месяцев без штрафов, но размер кредита должен быть не меньше 50 тыс. руб.

Социальная поддержка по ипотечному кредитованию оказывается молодым семьям, если возраст супругов до 35 лет и если они являются работниками бюджетной сферы:

– если у молодой семьи нет своего жилья, то ей из областного бюджета полагается ½ от уплачиваемых платежей по кредиту первые 5 лет;

– субсидия при первоначальном взносе, но не более 300 минимальных оплат при наличии одного ребенка или субсидия в размере 15% – с двумя детьми.

7. Поскольку в условиях рынка многим гражданам, особенно из числа бедных, купить жилье по рыночной цене становится не по карману, поэтому для таких граждан в соответствии с Жилищным кодексом предусматривается социальное жилье. Ст. 49, п. 2 гласит, что социальное жилье предоставляется «малоимущим гражданам, признан­ным настоящим Кодексом нуждающимися в жилых помеще­ниях, предоставляемых по договорам социального найма... Мало­имущими гражданами... являются граждане, если они признаны та­ковыми органом местного самоуправления, в порядке, установлен­ном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, при­ходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, нахо­дящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению».

Социальное жилье предоставляется бесплатно, но для этого сначала надо получить статус малоимущего. При этом постановка на учет для получе­ния социального жилья не будет проводиться до тех пор, пока не будет ликвидирована очередь на жилье, оставшаяся с советских времен. По оценке министра В. Христенко, для ликвидации этой очереди потребуется 18 лет.

Нормы социального жилья будут меньше норм федерального стандар­та (т. е. 18 м2 на одного человека). Эти нормы социального жилья устанавливаются самостоятельно в каждом субъекте РФ.

8. Введение земельного налога. В настоящее время наряду с прива­тизацией жилья параллельно идет приватизация земли, что грозит резким увеличением налогового бремени. И хотя земля под домом достанется гражданам бесплатно, но сама земля приобретает статус имущества, соответственно граждане вынуждены будут пла­тить налог. Кадастровые расценки земли очень высокие, а плата за землю может возрасти в 10 раз.

Таким образом, жилищная реформа коренным образом меняет положение в жилищно-коммунальной сфере, переводя ЖКХ на рыночные рельсы. По мнению специалистов, общая стоимость жилищной реформы оценивается в 2, 5–3 трлн руб., а это значит, что граждане должны сами из своих доходов оплатить все эти нововведения. В дальнейшем они практически не смогут рассчитывать на помощь государства, а будут вынуждены оплачивать жилье, его ре­монт, в том числе и капитальный, коммунальные услуги, деятельность управляющих компаний не только из своего кармана, но и по рыночным ценам.

Все эти изменения привели к тому, что с каждым годом жилищная реформа становится все более непопулярной среди населения. Недоволь­ство граждан проявляется в следующем:

1. Большинство из них лишается возможности получения от государства бесплатного жилья, а уровень доходов населения растет крайне медленно, отсюда перспектива получения или покупки жилья откладывается на неопределенный срок.

2. Население недовольно, что государство фактически уходит из жилищ­но-коммунальной сферы, передавая все основные функции по строитель­ству и содержанию жилья самим гражданам или коммерческим структу­рам, оставляя за собой лишь регулирование прав на недвижимость, установление строительных норм и правил, законодательное определе­ние принципов градостроительства. Граждане чувствуют себя незащи­щёнными перед стихией рынка и не в силах ей противостоять.

3. Поскольку социальное жилье передается на местный бюджет, то полу­чить социальное жилье в ближайшее время будет практически невоз­можно, так как муниципальной власти надо будет сначала расселить аварийное и ветхое жилье, а если учесть скудость финансирования местных бюджетов, то ожидать мощного строительства социального жилья не приходится.

4. Резкий взлет цен на жилье и жилищно-коммунальные услуги приводит к тому, что на их оплату граждане уже сегодня тратят 1/3 своих доходов. Передача управления жилищным фондом частному сектору приведет к новому взлету цен, следовательно, жизненный уровень трудящихся будет падать. Многие граждане не смогут за свой счет вести капитальный ремонт жилья, а значит, качество жилья и здоро­вье населения будут ухудшаться.

5. Человек может потерять жилье, если в течение 6 месяцев он не сможет оплатить жилье и коммунальные услуги. В итоге он может быть выселен в жилье худше­го качества или сам будет вынужден пойти на ухудшение жилищных условий.

6. Собственники жилья и управляющие компании с целью получения мак­симальной прибыли будут увеличивать цены на жилье и коммунальные услуги. Так как само жилье будет оцениваться не по остаточной стоимости БТИ (как сейчас), а по рыночной стоимости, в итоге налог на приватизи­рованную квартиру (как на недвижимость), по оценкам специалистов, мо­жет увеличиться в 4–5 раз.

7. Жилищная реформа плохо увязана с Земельным кодексом. Рыночное обраще­ние городской земли будет не только сопровождаться введением земель­ного налога, но и может привести к спекуляции землей. (Опыт г. Москвы показывает, что земля под домом стоит дороже, чем снести любое старое здание и построить новое.)

8. Жилищная реформа предусматривает в перспективе введение обязательного страхования жилья, а это значит, что граждане должны будут из своего кармана выкладывать страховые взносы страховым компаниям, что дополни­тельно будет способствовать снижению жизненного уровня населения.

9. Ахиллесовой пятой жилищной реформы являются субсидии. Их сегодня пре­доставляют малоимущей семье, только если расходы на «коммуналку» пре­вышают 22% (за исключением г. Москвы, где 10%). Для большинства пенсио­неров с пенсией в 3 тыс. руб., когда за «коммуналку» приходится платить 1/3, это означает, что на еду и лекарства почти ничего не остается. Следовательно, планку субсидий с 22% необходимо снизить до 10% по всей России, а не только в Москве.

10. Граждане России пока слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья (истории с дольщиками на строительство жилья фирмой «Социальная инициатива» в г. Москве и Подмосковье – наглядное тому свидетельство).

Понимая сложности и противоречия жилищной реформы, государство решило хотя бы частично помочь гражданам в решении жилищной проблемы. С этой целью была разработана и запущена в действие программа «Доступ­ное и комфортное жилье» в рамках 4 приоритетных Президентских нацио­нальных проектов. В соответствии с этой программой предполагается:

· на 1/3 увеличить объемы жилищного строительства;

· повысить доступность кредитных ресурсов: к 2010 г. ставка по ипотеч­ным жилищным кредитам должна снизиться с 15 до 8%;

· предоставить молодым семьям субсидии на приобретение жилья в размере до 40% от стоимости жилья;

· снизить к 2007 г. уровень износа коммунальной инфраструктуры до 55%;

· обеспечить социальным жильем ветеранов и инвалидов;

· к концу 2010 г. обеспечить жильем 132 тыс. семей.

Президент В. В. Путин в своём послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2007 г. дополнительно к этой программе внёс предложение о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ в объёме не менее 250 млрд руб.[64] Из них 100 млрд руб. предусмотрено направить на переселение жильцов из ветхих и аварийных домов, а 150 млрд руб. – на помощь собственникам в проведении капитального ремонта. Предполагается, что Фонд будет действовать до 2012 г. Именно к этому времени правительство намерено завершить реформирование ЖКХ.

Жилищная реформа затрагивает каждую семью, и чтобы многочисленные программы по улучшению жилищных условий граждан в очередной раз не остались на бумаге, государство должно эффективно бороться с монополис­тами жилья в регионах и научиться не на словах, а на деле защищать жилищные права граждан.


Лекция № 9. Пенсионное обеспечение и пенсионная реформа в РФ

 

План

1. Пенсионное обеспечение и пенсионное законодательство.

2. Виды пенсии.

3. Пенсионная реформа и ее социальные последствия.

 

Пенсия – (в переводе с латинского – платеж) – ежемесячная денежная выплата гражданам при достижении установленного законом возраста, наступления инвалидности, потере кормильца (и др. основа­ниям), право на которую определяется по условиям и нормам, установленным законодательством.

Впервые в истории пенсии были введены в Древнем Риме Ю. Цезарем для военнослужащих. Первая государственная система пенсионного обес­печения была введена в Германии О. Бисмарком в 1889 г. Затем в 1891 г. пенсионное обеспечение было введено в Дании, а в 1898 г. – в Новой Зеландии.

Государственная пенсионная система в России зародилась значитель­но позже, только в начале XX в. и не получила широкого распростра­нения, ибо охватывала лишь небольшую часть наемных работников государ­ственных предприятий. И только Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила право граждан на материальное обеспечение в старости, а в 1956 г. пенсионное обеспечение было распространено и на колхозников.

В современной России пенсионное обеспечение закреплено ст. 39 Конституции РФ и гарантировано государством. Задача пенсионной системы – обеспечить средствами к жизни человека в старости и в случаях, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности (инвалидность, потеря кормильца и др.).

В настоящее время пенсионное обеспечение в России значительно отстаёт не только от стран Запада, но и некоторых стран СНГ (см. табл.).

Средняя пенсия на начало 2005 г. (в долл. США) [65]

Страна Средняя пенсия Страна Средняя пенсия
Азербайджан 24, 2 США  
Армения 16, 7 Германия  
Беларусь   Великобритания  
Грузия 9, 0 Австрия  
Казахстан 91, 3 Швеция  
Кыргызстан 13, 4 Франция  
Молдова 16, 7 Япония  
Россия 50, 2 Польша  
Таджикистан 8, 6 Венгрия  
Украина 76, 0 Чили  

 

До 2000 г. вопросами пенсионного обеспечения в нашей стране занимались органы социального обеспечения. Но в соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2000 г. пенсионное обеспечение и управление им было передано Пенсионному фонду, который в свою очередь был создан еще в 1990 г. Первоначально в его задачу входил лишь сбор средств и накопление этих средств. В течение 2001 г. была осуществлена передача всех пенси­онных вопросов от органов социального обеспечения Пенсионному фонду РФ. В итоге функции Пенсионного фонда значительно расширились.

Функции Пенсионного фонда РФ:

· ведение индивидуального персонифицированного учета;

· выплата пенсий;

· сбор средств и их накопление;

· контроль расходования пенсионных средств.

В настоящее время руководителем Пенсионного фонда РФ является Геннадий Батанов.

С расширением функций Пенсионного фонда РФ и переходом России на рыночные рельсы возникла необходимость серьезной перестройки всей пенсионной системы и разработки нового пенсионного законодательства.

Основные законодательные акты, регулирующие систему пенсионного обеспечения России:

· ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1.04.1996 № 27.

· ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166.

· ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167.

· ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173.

· ФЗ «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 26.06.2002 г. № 111.

В соответствии с современным российским законодательством пенсион­ная система включает в себя:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

2. Обязательное пенсионное страхование.

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение.

Новое законодательство ввело две основные группы пенсий:

· пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

· трудовые пенсии.

Государственная пенсия (по государствен­ному пенсионному обеспечению) – это ежемесячная государственная денеж­ная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами федерального законодательства и которая предо­ставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утра­ченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Таким образом, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования.

К данной группе относятся следующие виды пенсии:

· пенсия за выслугу лет;

· пенсия по старости;

· пенсия по инвалидности;

· социальная пенсия.

Согласно ст. 4 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166 право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие категории граждан:

1. Федеральные государственные служащие, если они имеют стаж государственной службы не менее 15 лет. Они получают пенсию за выслугу лет. Пенсия в этом случае устанавливается из расчета 45% основного оклада за вычетом базовой пенсии и страховых взносов.

2. Военнослужащие, которые выходят на пенсию в возрасте 45 лет. Им назначается пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности (если они стали инвалидами в период прохождения военной службы или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы); пенсия по случаю потери кормильца (назначается нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего в период прохождения им военной службы по призыву).

3. Участники Великой Отечественной войны (инвалиды III, II и I степени). Причина инвалидности значения не имеет (за исключением случаев, если инвалидность наступила вследствие совершения участником ВОВ противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью).

4. Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Им назначается пенсия по старости, но в зависимости от категории пенсия назначается по достижении разного возраста и при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Пенсия по инвалидности назначается в случаях катастрофы на Чернобыльской АЭС независимо от трудового стажа.

5. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию.

К этой категории относятся:

· инвалиды, имеющие ограничения способности к трудовой деятель­ности III, II и I степени,

· инвалиды с детства,

· дети-инвалиды,

· дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родите­лей и дети одинокой умершей матери,

· граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие воз­раста 55 и 50 лет, не имеющие права на трудовую пенсию,

· граждане, достигшие возраста 60 и 65 лет (женщины и мужчины),
не выполняющие оплачиваемую работу и не имеющие права на трудо­вую пенсию.

Этим категориям граждан выплачивается социальная пенсия. Она пре­доставляется государством вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе и не приобрели права на трудовую пенсию.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам зарплаты (или иного дохода), которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.

Таким образом, право на получение трудовой пенсии имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных феде­ральным законодательством. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» существуют три вида трудовых пенсий:

· по старости (или по возрасту);

· по инвалидности;

· по случаю потери кормильца[66].

Право на трудовую пенсию имеют:

I) граждане, достигшие возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

2) трудовая пенсия по старости (возрасту) назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Страховой стаж – суммарная продолжительность периодов работы (или иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Согласно ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в PФ» в стра­ховой стаж могут быть включены и другие периоды деятельности:

· период прохождения военной службы (или другой, приравненный к ней);

· период получения пособия по государственному социальному страхо­ванию в период временной нетрудоспособности;

· период ухода одним из родителей за каждым ребенком до 1, 5 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

· период получения пособия по безработице (или период участия в
оплачиваемых общественных работах);

· период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

· период ухода трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребёнком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет.

С 1 января 2002 г. в России началось реформирование пенсионной системы. Это связано с тем, что старая пенсионная система, основанная на распределительном принципе:

– мало учитывала вклад тех, кто зарабатывал и делал большие взносы в Пенсионный фонд;

– не заинтересовывала работодателей в уплате взносов в Пенсионный фонд;

– пенсии фактически у всех граждан были одинаковы, т. е. на лицо существовала уравнительность пенсионного обеспечения, а размер пенсий был крайне низким;
– сложность пенсионного законодательства и невозможность рассчитать свою пенсию.

Суть пенсионной реформы состояла в том, чтобы перейти от распределительной государственной пенсионной системы к накопительной, т. е. пенсионные обязательства государства перед гражданами должны быть персонифицированы и напрямую зависеть от размера получаемых доходов. Основные направления реформы:

1. Введение персонифицированного учёта населения РФ. Это понятие вошло в жизнь в 1997 г. Персонифицированный учет предполагал:

· регистрацию граждан в качестве застрахованного лица;

· присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера;

· открытие индивидуального лицевого счета, на котором отражаются сведения о застрахованном лице (соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых плательщиком для учета, и фактически перечисленным суммам страховых взносов).

В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определён как информационная основа для реализации пенсионной реформы. Пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. Застрахованное лицо имеет право получать один раз в год в органах ПФ РФ сведения, содержащиеся на его индивидуальном лицевом счете, получать у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФ РФ для индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае несогласия со сведениями гражданин может обратиться с заявлением об исправлении сведений в органы ПФ РФ или в суд.

В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсии, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке, сумме пенсионных страховых взносов, а также упрощена процедура назначения пенсии. Решая эти вопросы, система персонифицированного учета является главным критерием, основой пенсионной реформы.

2. Переход на страховой принцип пенсионной системы и отказ от принципа трудового стажа в прежней системе, т. е. для назначения и получения пенсии главным фактором становится не общий стаж трудовой деятельности гражданина, а страховой стаж, т. е. сумма уплачиваемых взносов в ПФ РФ. Этот принцип коренным образом изменил и структуру трудовой пенсии по старости (возрасту). Введены три составляющие трудовой пенсии:

· Базовая часть. Она устанавливается в твердой сумме для всех
пенсионеров. С 1.12.2007 г. базовая часть пенсии составляет 1560 руб.

· Страховая часть. Она устанавливается в зависимости от уплаченных в ПФ РФ страховых взносов и рассчитывается по формуле:

Сч. = ПК / Т, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (по возрасту). Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, так называемый период дожития, составляющий в среднем 19 лет (или 228 месяцев).

· Накопительная часть. Она устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы, с учетом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии. Эта часть рассчитывается по формуле: Нч. = Пн. / Т, где Пн. – сумма пенсионных накоплений, Т – количество месяцев ожидаемой выплаты.

3. Индексация пенсий. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях
в РФ» предусмотрена их индексация. Это связано с тем, что в условиях рынка и роста инфляции покупательная способность пенсий резко снижается. Законодательством предусматривается индексация пенсии с учетом уровня инфляции. Базовая часть пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции, а коэффициент индексации устанавливается Правительством РФ.

Страховая часть пенсии индексируется в следующем порядке:

· при росте цен каждый квартал не менее 6% – индексация осуществляется 1 раз в 3 месяца, т. е. 4 раза в год;

· при меньшем росте цен, но не менее 6% за полгода – 1 раз в полгода;

· в случае если инфляция менее 6% за полгода, то индексация пенсий осуществляется 1 раз в год.

Размер индексации определяется Правительством РФ. Накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1.07 с учетом дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.

4. Финансирование пенсий. Оно осуществляется за счет взимания ЕСН – единого социального налога с фонда заработной платы. С 1.01.2005 г. ставка ЕСН уменьшилась с 35, 6 до 26%. Из этих 26% в Пенсионный фонд платится «как бы» 20%, так как в действительности в ПФ РФ идет только 14%, а 6% из 20% уходит в федеральный бюджет, и за счет этого финанси­руется базовая часть пенсии. Из 14% в страховую часть идет лишь 10%, а 4% поступают в накопительную часть пенсии. В итоге в Пенсионном фонде создается двойной дефицит, так как ему не хватает 6% для вып­латы базовой части пенсии, и федеральному бюджету приходится добавлять. Не хватает и 10% на страховую часть пенсий, а потому федеральному бюд­жету тоже приходится добавлять[67]. По оценке министра финансов РФ Кудри­на, дефицит пенсионных средств составит в 2006 г. – 31, 6 млрд руб., в 2007 г. – 111, 4 млрд. руб., в 2008 г. – 238 млрд. руб. (недостающие средства будут покрываться из госбюджета и Стабилизационного фонда).

5. Конвертация пенсионных прав в капитал. Конвертация, то есть преобразование пенсионных прав граждан по состоянию на 1.01.2002 г. в расчетный пен­сионный капитал, имеет целью обеспечить равные возможности для разных возрастных групп населения. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется исходя из следующих принципов:

· размер установленных государственных пенсий по состоянию на
31.12.2001 г., исчисленных с применением индивидуального коэф­фициента пенсионера (ИКП), сохраняется при перерасчете пенсий по новым правилам с 1.01.2002 г;

· застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж (муж­чинам – не менее 25 лет, женщинам – 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31.12.2001 г. нормам исчисления пенсий с применением ИКП;

· среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед датой конвертации (01.01.2002 г.), а в его отсутствие – за любые 60 месяцев подряд (в том числе на основании
справок с места работы). Расчетный размер пенсии при полном стаже не может быть меньше минимального размера совокупной выплаты, установленной на 31.12.2001 г.;

· оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в переходный период до 2013 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. После 2013 г. осуществляется конвертация в отношении остальных застрахо­ванных лиц, не достигших пенсионного возраста.

Переход к новой системе исчисления трудовых пенсий и фиксацию приобретенных пенсионных прав можно представить в виде схемы:

       
   
 

 


Т Р У Д О В А Я К А Р Ь Е Р А

 


Если по старой пенсионной системе размер пенсии определяли 4 фак­тора: стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие иждивенцев) и достижение определенного возраста, – то в новой системе они учитываются лишь в базовой части пенсии. Страховая же часть трудовой пенсии опре­деляется из суммы уплаченных после 01.01.2002 г. страховых взносов. К этому сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капи­тала, исчисленного из заработка и стажа до 01.01.2002 г. Вся сумма «стартового» капитала и сумма взносов, поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 г., увеличивается в 1, 065 раза. Расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где ЗР – среднемесячный зарабо­ток застрахованного лица за 2000 и 2001 гг. либо за 5 лет подряд. ЗП – среднемесячная зарплата в РФ за тот же период, СЗП – утвержденная Правительством РФ среднемесячная зарплата в стране за III квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. СК – стажевой коэффициент, который при полном общем трудовом стаже – 0, 55, и он повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0, 2. Таким образом, максимальный стажевой коэффициент составляет 0, 55 + 0, 2 = 0, 75 (пенсионным законодательством предусмотрены повышающие коэффициенты для различных кате­горий граждан: жителей Крайнего Севера, для инвалидов, для граждан, имеющих право на районный коэффициент к зарплате, участникам ВОВ и др.).

Внедрение новой пенсионной системы сопровождается определенными трудностями, что может в ближайшее время привести и к негативным со­циальным последствиям. Трудности связаны:

1. С нехваткой финансовых средств, ибо ПФ PФ приходится решать сразу две задачи: с одной стороны, необходимо выплачивать пенсии нынешним пенсионерам, число которых на 1.01.2006 г. составляет – 38, 3 млн. чел., а с другой – накапливать средства на обеспечение пенсий будущим поколениям. Учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию,
когда число людей старших возрастов растет, а численность граждан трудоспособного возраста сокращается, осуществлять финансирование будет с каждым годом сложнее. Уже сейчас имеется дефицит пенсионных средств, а далее, по прогнозам специалистов, он будет нарастать. Одновременно часть работодателей по-прежнему выплачивает зарплаты в конвертах, а пенсионные страховые взносы не перечисляются в пол­ном объеме. Не случайно, что комиссиями, рассматривающими дела о неплательщиках, в ПФ РФ ежегодно подается 700 тыс. исков[68].

2. Сегодня минимальная пенсия фактически в 2 раза ниже прожиточного минимума, а это значит, что граждане, получающие такие пенсии, фак­тически обречены на вымирание, ибо прожить на такую пенсию, а тем более покупать лекарства и оплачивать коммунальные платежи, невоз­можно.

3. Нынешняя пенсионная система носит элитарный характер. Тот, кто се­годня получает большую зарплату, тот будет получать и большую пенсию. Граждане, имеющие в настоящее время низкие зарплаты, например, бюджетники, будут получать и очень маленькие пенсии, что может привести к росту социальных противоречий и социальным конфликтам.

4. Продолжает снижаться отношение средней пенсии к средней зарплате.

В настоящее время оно опустилось до 25%[69], хотя рекомендованный МОТ (Международной организацией труда) норматив – не ниже 40%.

5. Новая пенсионная система не включает в трудовой стаж такие периоды, как учеба в вузе, аспирантуре и др. Всё это ведет к сокращению размера пенсий, вызывая недовольство значительной части граждан.

6. Возможность спекуляции на средней шкале зарплаты при назначении пенсии. Сегодня она составляет лишь 55%, в то время как в большин­стве стран мира – 70–75%.

7. Нельзя полностью исключить и возможность дефолта, как это было в 1998 г. В этом случае вся система ПФ РФ, отвечающая за выпла­ту страховой и накопительной части трудовой пенсии, может рухнуть; в этом случае государство сможет выплачивать пенсионерам лишь базовую часть пенсии, т. е. МРОТ. Следовательно, необходимо проду­мать защитные рычаги пенсионной системы, исключающие возможность такого варианта.

8. Новая пенсионная система предусматривает сокращение числа льготных пенсий (примерно в 10 раз). Планируется замена льготных пенсий на профессиональные, т. е. каждое министерство будет устанавливать льготы для ограниченного круга лиц и в пропорциях, которые оно в состоянии обеспечить на практике. Это тоже может спровоцировать недовольство граждан, особенно со сложными условиями труда (шахте­ры, нефтяники и др.), и в свою очередь привести к социальным конфликтам.

9. Высокий уровень инфляции может привести к резкому сокращению средств на накопительной части трудовой пенсии или вовсе привести к ее исчезновению, что скажется на уровне пенсионных выплат. Отсюда возрастает необходимость грамотного размещения пенсионных накоплений для получения приличного инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета пенсионеров.

10. В перспективе нельзя исключить и увеличения пенсионного возраста, ибо пока не удалось преодолеть негативную тенденцию сокращения населения трудоспособного возраста. И хотя правительство обещает, что это может произойти не ранее 2016 г., но уже сегодня во многих европейских странах, да и в бывших союзных республиках пенсионный возраст поднимают, чтобы обеспечить людям возможность получать достойную пенсию.

В настоящее время перед пенсионной системой поставлена задача – увеличить к 2010 г. пенсии в 2 раза по сравнению с 2006 г. Средняя пенсия возрастёт до 5158, 8 руб.[70], а социальная пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума пенсионера и составлять не менее 3 тыс. рублей. Вместе с тем Президент В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2007 г. был вынужден признать, что «…подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказалось за чертой бедности»[71]. В связи с этим Президентом РФ было внесено предложение: за период с 2007 по 2009 гг. средний размер пенсий повысить не менее чем на 65%. Одновременно, по мнению Президента РФ, вместе с индексацией пенсий следует стимулировать и добровольные пенсионные накопления. Был предложен следующий порядок осуществления дополнительного пенсионного страхования: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счёт в Пенсионном фонде государство должно добавить ещё одну тысячу рублей. А чтобы эти взносы в течение времени не обесценились, они должны инвестироваться, обеспечивая необходимую доходность и надёжность. Закон о государственном софинансировании накопительной части пенсий должен вступить в силу с 2008 г.


[1] Социальные слои и группы необходимо отличать от политических институтов (политических партий, общественных организаций, государства), которые возникают в результате субъективной, сознательно организованной деятельности людей по завоеванию и удержанию политической власти.

[2] Российская газета. 2007. 29 ноября.

[3] Профсоюзная жизнь. Киров. 2006. № 2. С. 33.

[4] Про город. 2006. № 48.

[5] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.1995 № 195 с доп. от 10.07.2002 № 87-ФЗ; от 25.07.2002 № 115-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ

[6] Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. М., 1997. С.161.

[7] Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: – «Экономика». 2006. С.11.

[8] Конституция РФ. М.: 2001. Ст. 2.

2 Там же. Ст. 1.

 

[10] Там же. Ст. 19.

[11] МОТ – Международная организация труда. Создана в 1919 г. Ныне специализированный орган ООН.

[12] ТК РФ. М.: Издательско-консультативная компания «Статус-кво 97» 2002. Ст. 23, 24.

[13] ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.1995 № 195. Ст. 5, п. 5.

[14] ФЗ О государственной социальной помощи от 17.07.1999 № 178.

[15] Там же. Ст. 6.1.

[16] Плата за коммунальные услуги не превышала 3% от зарплаты.

[17] В западных странах исторически сложилось, что в Конституции страны обычно закрепляются только гражданские и политические права граждан, а социальные вопросы регулируются социальными законами и нормативно-правовыми актами.

[18] Составлено автором по данным: Трудовое и социальное законодательство зарубежных стран. М.: 2002.

[19] ФЗ О государственной социальной помощи № 178 от 17.07. 1999 г. с дополнениями и изменениями.

[20] Социальная хартия российского бизнеса // Человек и труд. 2005. №1.

[21] Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России // Человек и труд. 2005. № 12.

[22] ФЗ О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений № 120 от 20.08.2004.

[23] Российская газета. 2007. 24 мая.

[24] Российская газета. 2005. 30 июля.

[25] Российская газета. 2007. 23 мая.

[26] Российская газета. 2006. 21 июня.

[27] Российская газета. 2006. 22 февр.

[28] Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. Рас­поряжение Правительства РФ от 24.09.01 № 1270. // Российская газета. 2001. 16 окт.

[29] Российская газета. 2005. 8 сент.

[30] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». 5.12.2006 № 207. – ФЗ // Российская газета. 2006. 12 дек.

[31] Там же.

[32] Положение о материнском капитале было подкреплено специальным Федеральным Законом – «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256 – ФЗ // Российская газета. 2006. 31 дек.

[33] Российская газета. 2007. 23 мая.

[34] Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6.05.2003 г. № 568-р // Рос­сийская газета. 2003. 14 мая.

[35] Труд. 2005. 28 янв.

[36] Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы.

[37] Российская газета. 2007. 23 авг.

[38] Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы.

[39] Российская газета. 2005. 30 июля.

[40] Российская газета. 2006. 22 февр.

[41] Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 // Российская газета. 2006. 28 июля.

[42] Трудовой кодекс РФ. Ст.15. М.: Издательско-консультативная компания «Статус-Кво 97», 2002. С. 12.

[43] В западных странах государство участвует на всех трех уровнях регулирования трудовых отношений.

[44] Российская газета. 2006. 30июня.

[45] Российская газета. 2007. 4 авг.

[46] Российская газета. 2005. 11 окт.

[47] Трудовой кодекс РФ. Гл. 60 и 61.

[48] Трудовой кодекс РФ. Ст. 381.

[49] Трудовой кодекс РФ. Ст. 398.

[50] Трудовой кодекс РФ. Ст. 23.

[51] Трудовой кодекс РФ. Ст. 24.

[52] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5.12.06 № 207 – ФЗ. Ст. 15.

[53] При наличии региональных коэффициентов прибавляется доплата на сумму коэффициента. Так, в ряде районов Кировской области этот коэффициент составляет 15%.

[54] Речь идет лишь о путевках, полученных в ФСС РФ.

[55] ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Ст. 17.

[56] Российская газета. 2006. 29 июня.

[57] Там же.

[58] Там же.

[59] Жилищный кодекс РФ. М.: Омега-Л. Ст. 154. П. 1/2.

[60] Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» от 28.04.1997 № 425.

[61] ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг. Постановление Правительства РФ// Российская газета 2000. 26 сент.

[62] Жилищный кодекс РФ. М.: Омега-Л. 2006.

[63] Человек и труд. 2001. № 9. С. 30.

[64] Российская газета. 2007. 27 апр.

[65] Информационный бюллетень Росхимпрофсоюза. М., 2006. Вып. 1. С. 105.

[66] В РФ ¾ пенсионеров получают пенсию по старости, 4, 5 млн – пенсию по инвалидности, 2, 5 млн – пенсию по случаю потери кормильца (Человек и труд. 2006. № 12. С. 23.).

[67] Российская газета. 2006. 8 авг.

[68] Российская газета. 2006. 8 авг.

[69] Там же.

[70] Российская газета. 2007. 1 авг.

[71] Российская газета. 2007. 27 апр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.059 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал