![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 8. Государственная жилищная политика ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
План 1. Жилищная проблема в PФ: состояние и особенности. 2. Основные направления жилищно-коммунальной реформы. 3. Трудности и противоречия жилищной реформы.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на жилище. Жилье необходимо человеку для поддержания благополучия и здоровья, ибо без крыши над головой человеку прожить невозможно. Однако на практике это естественное право человека реализуется по-разному. Каковы же особенности жилищной проблемы в современной России: 1. Дифференциация общества по жилью, т. е. одни живут в хижинах, другие – во дворцах. Как показывает статистика, лишь 12, 4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств[56]. Элитное жилье могут позволить себе лишь 3% населения. 2. Нехватка жилья. Обещания первого президента СССР М. С. Горбачева, что к 2000 г. каждая семья получит отдельную благоустроенную квартиру, так и остались невыполненными. Очередь на жилье, оставшаяся еще с советских времен, не только не сократилась, но даже возросла. Жилищная проблема стоит сегодня перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569, 8 млн кв. м, и чтобы ее удовлетворить, жилищный фонд надо увеличить на 46, 1%[57]. 3. В условиях рынка жилье становится товаром, причем жилье очень дорогое. Сами строители признают, что цена рыночного жилья в 2–3 раза выше его себестоимости. Это связано с тем, что строители вынуждены брать высокие банковские кредиты за ввод жилья, а инвесторы и застройщики – «отстёгивать» внушительные суммы за отвод земельных участков, за согласование проектной документации, подключение дома к теплосетям и т. д. В результате приватизации жилья частный жилищный фонд к началу 2006 г. составил более 72%. В связи с тем что сроки приватизации продлены до 1.03.2010 г., частный сектор будет расти и дальше, а значит, доля государственного и муниципального жилья будет сокращаться. 4. Износ основных фондов жилья и рост стоимости эксплуатации готового жилья. В настоящее время жилищный фонд стареет, а значит, требуется больше денег на его содержание и капитальный ремонт. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, из нее 25% полностью отслужили свой срок. Из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% аварий происходят из-за их ветхости[58]. Отсюда не случайно, что количество аварий за последние 10 лет в жилищно-коммунальном хозяйстве выросло в 5 раз, а на каждые 100 км теплосетей приходится до 200 аварий. Содержать такое жилье в порядке не только сложно технически, но и крайне дорого. Отсюда и рост тарифов на коммунальные услуги и капитальный ремонт. Причем, если раньше 97% расходов на капитальный ремонт жилья брало на себя государство, то в настоящее время в соответствии с Жилищным кодексом капитальный ремонт жилья перекладывается на самих собственников жилья [59]. 5. Сокращение бюджетного финансирования и инвестиций на строительство жилья. В связи с ростом частного сектора жилья государство сокращает свою долю в строительстве и финансировании жилья. Так, если в 1990 г. 80% строительства жилья финансировалось из государственного бюджета, то в настоящее время доля государства в финансировании строительства жилья не превышает 10%. Отсюда происходит и сокращение строительства жилья. По сравнению с 1990 г. строительство жилья сократилось в 3 раза. 6. Острой проблемой строительства жилья и его содержания становится использование и применение новых, более экономичных технологий. Немногие люди знают, что в нашей стране почти 60% всех производимых энергоресурсов уходит на обогрев домов, так как они построены из таких материалов, по таким технологиям и проектам, что удерживают тепло в 2–2, 5 раза хуже, чем в Швеции. Таким образом, сегодня в строительстве и содержании жилья остро стоит вопрос о ресурсосберегающих и более экономичных технологиях. Ныне нефть и газ – это наиболее часто применяемые ресурсы для производства электроэнергии, а они, как известно, на мировом рынке дорожают, значит, дорожают и энергоресурсы. Отсюда важно искать новые, более дешевые и экономичные ресурсы. В свое время еще Д. И. Менделеев заметил, что сжигать нефть – это то же самое, что топить печку ассигнациями. А мы до сих пор сжигаем нефть и газ и гордимся, что продаем их в другие страны, вместо того чтобы беречь их для будущих поколений.
· Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., которая в свою очередь включает в себя еще 10 подпрограмм [61]; · Жилищный кодекс РФ[62]. Он вводился в действие с 1.03.2005 г.; · с апреля 2004 г. планировалось выпустить еще 30 новых документов по вопросам реформирования жилья, но уже на основе нового жилищного кодекса, т.к. более 40 законов и отдельных статей законодательства утратили силу в связи с введением нового Жилищного кодекса. Главный смысл жилищной реформы – это отказ от государственного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и переход на принцип самоокупаемости и самофинансирования. Можно выделить следующие направления жилищно-коммунальной реформы: 1. Разгосударствление сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и развитие конкурентной среды. До 1.01.2008 г. жильцы домов должны определиться с формой управления их домом. В соответствии со ст. 161, п. 2. собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: · непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; · управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом; · управление управляющей организацией. Таким образом, четко разграничиваются функции: · собственника жилья; · управляющей организации (т. е. службы заказчика), работающей как бизнес-структура на основе рыночных отношений; · подрядной организации, которая осуществляет коммунальные услуги на конкурсной основе. Выбор формы управления домом осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного или заочного голосования (ст. 44, п. 2/4 и ст. 47). 2. Переход на договорный характер предоставления жилья и коммунальных услуг. Это означает, что с каждым жильцом независимо от формы собственности должен быть заключен договор на техническое обслуживание его жилья. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны полностью и своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Для граждан, проживающих по договору социального найма, в соответствии со ст. 90 Жилищного кодекса в случае неуплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев без уважительной причины предусматривается выселение в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, установленному для вселения граждан в общежитие. Лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) в соответствии со ст. 155, п. 14 обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый просроченный день установленного срока оплаты. 3. Сокращение бюджетного финансирования и переход на 100% оплату коммунальных услуг. Реформой ЖКХ предполагалось к 2003 г. перейти на 100% оплату коммунальных услуг, устанавливались федеральные стандарты оплаты коммунальных услуг: 1997 г. – 35%; 2000 г. – 70%; 2003 г. – 100%. Но поскольку внедрение реформы шло медленно, сама реформа была очень не популярна среди населения, пришлось переход к 100% оплате коммунальных услуг перенести на 2010 г. В настоящее время население оплачивает 90% коммунальных услуг, хотя по разным регионам эта цифра колеблется от 80 до 100%. В соответствии с Жилищным кодексом население должно будет оплачивать не только расходы по содержанию жилья, но и капитальный ремонт. При этом тарифные ставки не будут постоянными, а будут увеличиваться с ростом цен. По оценкам специалистов, этот рост может составить от 10 до 30% в год. 4. Установление федеральных стандартов нормы площади жилья и доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном бюджете: · установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья из расчета 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек. Если семья состоит из двух человек, то устанавливается норма 42 м2; для одиноко проживающего гражданина – 30 м2. Если эти стандарты сравнить со стандартами жилья со странами Запада, о РФ, безусловно, уступает им. Так, стандарты жилья по странам в расчете на 1 человека составляют: США – 65 м2, Дания – 50м2, Германия – 40 м2. А если учесть, что у гражданина США после оплаты аренды жилья и коммунальных услуг остается денег в 4 раза больше, чем у россиянина, то ясно, что россияне значительно переплачивают, тем более что их покупательная способность составляет 1/5 доходов граждан США[63]; · федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном бюджете. Постановлением Правительства в 1997 г. был установлен стандарт – 16%; в последующие годы предполагалось его изменение: 2000 г. – 20%; 2001 г. – 22%; а в 2003 г. – 25%. Но в связи с изменениями и дополнениями, предпринятыми программой «Жилище», было решено сохранить на предстоящие годы стандарт – 22%. В случае, если доля собственных расходов гражданина превышает эту норму, то предполагалась выплата компенсаций (субсидий) из средств государства на оплату жилья и коммунальных услуг. 5. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Это было зафиксировано в документах 1997 г., а затем получило подтверждение ст. 159 Жилищного кодекса. Субсидии предоставляются на 6 месяцев и носят заявительный характер. Для получения субсидии необходимо предоставить по месту постоянного жительства следующие документы: · заявление о предоставлении субсидии; · документы о составе семьи заявителя; · копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением; · документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи; · документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц перед подачей заявления и отсутствии просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг; · копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного места жительства; · копии документов, удостоверяющих гражданство РФ заявителя и членов его семьи (выдача данных документов соответствующими органами должна осуществляться бесплатно). При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ, размер субсидии определяется по формуле: С = (Осн. – МДДФ х Д х К) / 100 где: С – размер субсидии (в руб.); Осн. – расходы (в руб.) на услуги ЖКХ; МДДФ – значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных yслуг в совокупном доходе семьи, установленного Правительством РФ (в процентах); Д – совокупный доход семьи (в руб.); К – поправочный коэффициент. Субсидии не выдаются в натуральной форме, а перечисляются на персонифицированные социальные счета граждан. Финансирование субсидий идет за счет местных бюджетов. В связи с тем что процесс получения субсидий крайне сложен, требует много времени на сбор документов, поэтому многие граждане, имеющие право на субсидии, их не оформляют, предпочитая платить за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Так, в настоящее время (по итогам 2005 г.) субсидии получают 7, 2% граждан, хотя право на получение субсидии имеют в 2 раза больше. 6. Важным направлением жилищной реформы является развитие ипотечного кредитования, т. е. получение жилья с помощью кредита от банков. Но пока ставки по ипотечному кредитованию очень высоки и колеблются от 12 до 25%, поэтому воспользоваться ипотекой могут не более 10–12% граждан, т. е. у кого доход не менее 15–18 тыс. в месяц. Кроме того, первый взнос по ипотеке должен составлять не менее 30% общей суммы, что для большинства семей, особенно молодых, непосильно. Чтобы сделать ипотеку более доступной, с 1.11.2005 г. были изменены федеральные стандарты ипотечного кредитования: · удлинились сроки кредитования (в настоящее время кредит можно взять на срок до 30 лет); · возраст заемщика удлиняется до 75 лет; · залог можно взять не только под залог приобретаемого жилья, но и под свои доходы за 6 месяцев; · снижена ставка кредита: она устанавливается в размере 14%, если граждане приобретают хорошее жилье, но не в новом доме, а если в новом строящемся доме, то ставка из расчёта 17–19% в год; · при покупке жилья можно получить налоговый вычет по подоходному налогу на стоимость квартиры (до 1 млн руб.); · досрочное погашение кредита через 6 месяцев без штрафов, но размер кредита должен быть не меньше 50 тыс. руб. Социальная поддержка по ипотечному кредитованию оказывается молодым семьям, если возраст супругов до 35 лет и если они являются работниками бюджетной сферы: – если у молодой семьи нет своего жилья, то ей из областного бюджета полагается ½ от уплачиваемых платежей по кредиту первые 5 лет; – субсидия при первоначальном взносе, но не более 300 минимальных оплат при наличии одного ребенка или субсидия в размере 15% – с двумя детьми. 7. Поскольку в условиях рынка многим гражданам, особенно из числа бедных, купить жилье по рыночной цене становится не по карману, поэтому для таких граждан в соответствии с Жилищным кодексом предусматривается социальное жилье. Ст. 49, п. 2 гласит, что социальное жилье предоставляется «малоимущим гражданам, признанным настоящим Кодексом нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма... Малоимущими гражданами... являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению». Социальное жилье предоставляется бесплатно, но для этого сначала надо получить статус малоимущего. При этом постановка на учет для получения социального жилья не будет проводиться до тех пор, пока не будет ликвидирована очередь на жилье, оставшаяся с советских времен. По оценке министра В. Христенко, для ликвидации этой очереди потребуется 18 лет. Нормы социального жилья будут меньше норм федерального стандарта (т. е. 18 м2 на одного человека). Эти нормы социального жилья устанавливаются самостоятельно в каждом субъекте РФ. 8. Введение земельного налога. В настоящее время наряду с приватизацией жилья параллельно идет приватизация земли, что грозит резким увеличением налогового бремени. И хотя земля под домом достанется гражданам бесплатно, но сама земля приобретает статус имущества, соответственно граждане вынуждены будут платить налог. Кадастровые расценки земли очень высокие, а плата за землю может возрасти в 10 раз. Таким образом, жилищная реформа коренным образом меняет положение в жилищно-коммунальной сфере, переводя ЖКХ на рыночные рельсы. По мнению специалистов, общая стоимость жилищной реформы оценивается в 2, 5–3 трлн руб., а это значит, что граждане должны сами из своих доходов оплатить все эти нововведения. В дальнейшем они практически не смогут рассчитывать на помощь государства, а будут вынуждены оплачивать жилье, его ремонт, в том числе и капитальный, коммунальные услуги, деятельность управляющих компаний не только из своего кармана, но и по рыночным ценам. Все эти изменения привели к тому, что с каждым годом жилищная реформа становится все более непопулярной среди населения. Недовольство граждан проявляется в следующем: 1. Большинство из них лишается возможности получения от государства бесплатного жилья, а уровень доходов населения растет крайне медленно, отсюда перспектива получения или покупки жилья откладывается на неопределенный срок. 2. Население недовольно, что государство фактически уходит из жилищно-коммунальной сферы, передавая все основные функции по строительству и содержанию жилья самим гражданам или коммерческим структурам, оставляя за собой лишь регулирование прав на недвижимость, установление строительных норм и правил, законодательное определение принципов градостроительства. Граждане чувствуют себя незащищёнными перед стихией рынка и не в силах ей противостоять. 3. Поскольку социальное жилье передается на местный бюджет, то получить социальное жилье в ближайшее время будет практически невозможно, так как муниципальной власти надо будет сначала расселить аварийное и ветхое жилье, а если учесть скудость финансирования местных бюджетов, то ожидать мощного строительства социального жилья не приходится. 4. Резкий взлет цен на жилье и жилищно-коммунальные услуги приводит к тому, что на их оплату граждане уже сегодня тратят 1/3 своих доходов. Передача управления жилищным фондом частному сектору приведет к новому взлету цен, следовательно, жизненный уровень трудящихся будет падать. Многие граждане не смогут за свой счет вести капитальный ремонт жилья, а значит, качество жилья и здоровье населения будут ухудшаться. 5. Человек может потерять жилье, если в течение 6 месяцев он не сможет оплатить жилье и коммунальные услуги. В итоге он может быть выселен в жилье худшего качества или сам будет вынужден пойти на ухудшение жилищных условий. 6. Собственники жилья и управляющие компании с целью получения максимальной прибыли будут увеличивать цены на жилье и коммунальные услуги. Так как само жилье будет оцениваться не по остаточной стоимости БТИ (как сейчас), а по рыночной стоимости, в итоге налог на приватизированную квартиру (как на недвижимость), по оценкам специалистов, может увеличиться в 4–5 раз. 7. Жилищная реформа плохо увязана с Земельным кодексом. Рыночное обращение городской земли будет не только сопровождаться введением земельного налога, но и может привести к спекуляции землей. (Опыт г. Москвы показывает, что земля под домом стоит дороже, чем снести любое старое здание и построить новое.) 8. Жилищная реформа предусматривает в перспективе введение обязательного страхования жилья, а это значит, что граждане должны будут из своего кармана выкладывать страховые взносы страховым компаниям, что дополнительно будет способствовать снижению жизненного уровня населения. 9. Ахиллесовой пятой жилищной реформы являются субсидии. Их сегодня предоставляют малоимущей семье, только если расходы на «коммуналку» превышают 22% (за исключением г. Москвы, где 10%). Для большинства пенсионеров с пенсией в 3 тыс. руб., когда за «коммуналку» приходится платить 1/3, это означает, что на еду и лекарства почти ничего не остается. Следовательно, планку субсидий с 22% необходимо снизить до 10% по всей России, а не только в Москве. 10. Граждане России пока слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья (истории с дольщиками на строительство жилья фирмой «Социальная инициатива» в г. Москве и Подмосковье – наглядное тому свидетельство). Понимая сложности и противоречия жилищной реформы, государство решило хотя бы частично помочь гражданам в решении жилищной проблемы. С этой целью была разработана и запущена в действие программа «Доступное и комфортное жилье» в рамках 4 приоритетных Президентских национальных проектов. В соответствии с этой программой предполагается: · на 1/3 увеличить объемы жилищного строительства; · повысить доступность кредитных ресурсов: к 2010 г. ставка по ипотечным жилищным кредитам должна снизиться с 15 до 8%; · предоставить молодым семьям субсидии на приобретение жилья в размере до 40% от стоимости жилья; · снизить к 2007 г. уровень износа коммунальной инфраструктуры до 55%; · обеспечить социальным жильем ветеранов и инвалидов; · к концу 2010 г. обеспечить жильем 132 тыс. семей. Президент В. В. Путин в своём послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2007 г. дополнительно к этой программе внёс предложение о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ в объёме не менее 250 млрд руб.[64] Из них 100 млрд руб. предусмотрено направить на переселение жильцов из ветхих и аварийных домов, а 150 млрд руб. – на помощь собственникам в проведении капитального ремонта. Предполагается, что Фонд будет действовать до 2012 г. Именно к этому времени правительство намерено завершить реформирование ЖКХ. Жилищная реформа затрагивает каждую семью, и чтобы многочисленные программы по улучшению жилищных условий граждан в очередной раз не остались на бумаге, государство должно эффективно бороться с монополистами жилья в регионах и научиться не на словах, а на деле защищать жилищные права граждан. Лекция № 9. Пенсионное обеспечение и пенсионная реформа в РФ
План 1. Пенсионное обеспечение и пенсионное законодательство. 2. Виды пенсии. 3. Пенсионная реформа и ее социальные последствия.
Пенсия – (в переводе с латинского – платеж) – ежемесячная денежная выплата гражданам при достижении установленного законом возраста, наступления инвалидности, потере кормильца (и др. основаниям), право на которую определяется по условиям и нормам, установленным законодательством. Впервые в истории пенсии были введены в Древнем Риме Ю. Цезарем для военнослужащих. Первая государственная система пенсионного обеспечения была введена в Германии О. Бисмарком в 1889 г. Затем в 1891 г. пенсионное обеспечение было введено в Дании, а в 1898 г. – в Новой Зеландии. Государственная пенсионная система в России зародилась значительно позже, только в начале XX в. и не получила широкого распространения, ибо охватывала лишь небольшую часть наемных работников государственных предприятий. И только Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила право граждан на материальное обеспечение в старости, а в 1956 г. пенсионное обеспечение было распространено и на колхозников. В современной России пенсионное обеспечение закреплено ст. 39 Конституции РФ и гарантировано государством. Задача пенсионной системы – обеспечить средствами к жизни человека в старости и в случаях, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности (инвалидность, потеря кормильца и др.). В настоящее время пенсионное обеспечение в России значительно отстаёт не только от стран Запада, но и некоторых стран СНГ (см. табл.). Средняя пенсия на начало 2005 г. (в долл. США) [65]
До 2000 г. вопросами пенсионного обеспечения в нашей стране занимались органы социального обеспечения. Но в соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2000 г. пенсионное обеспечение и управление им было передано Пенсионному фонду, который в свою очередь был создан еще в 1990 г. Первоначально в его задачу входил лишь сбор средств и накопление этих средств. В течение 2001 г. была осуществлена передача всех пенсионных вопросов от органов социального обеспечения Пенсионному фонду РФ. В итоге функции Пенсионного фонда значительно расширились. Функции Пенсионного фонда РФ: · ведение индивидуального персонифицированного учета; · выплата пенсий; · сбор средств и их накопление; · контроль расходования пенсионных средств. В настоящее время руководителем Пенсионного фонда РФ является Геннадий Батанов. С расширением функций Пенсионного фонда РФ и переходом России на рыночные рельсы возникла необходимость серьезной перестройки всей пенсионной системы и разработки нового пенсионного законодательства. Основные законодательные акты, регулирующие систему пенсионного обеспечения России: · ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1.04.1996 № 27. · ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166. · ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167. · ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173. · ФЗ «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 26.06.2002 г. № 111. В соответствии с современным российским законодательством пенсионная система включает в себя: 1. Государственное пенсионное обеспечение. 2. Обязательное пенсионное страхование. 3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение. Новое законодательство ввело две основные группы пенсий: · пенсии по государственному пенсионному обеспечению; · трудовые пенсии. Государственная пенсия (по государственному пенсионному обеспечению) – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами федерального законодательства и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования. Таким образом, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования. К данной группе относятся следующие виды пенсии: · пенсия за выслугу лет; · пенсия по старости; · пенсия по инвалидности; · социальная пенсия. Согласно ст. 4 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166 право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие категории граждан: 1. Федеральные государственные служащие, если они имеют стаж государственной службы не менее 15 лет. Они получают пенсию за выслугу лет. Пенсия в этом случае устанавливается из расчета 45% основного оклада за вычетом базовой пенсии и страховых взносов. 2. Военнослужащие, которые выходят на пенсию в возрасте 45 лет. Им назначается пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности (если они стали инвалидами в период прохождения военной службы или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы); пенсия по случаю потери кормильца (назначается нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего в период прохождения им военной службы по призыву). 3. Участники Великой Отечественной войны (инвалиды III, II и I степени). Причина инвалидности значения не имеет (за исключением случаев, если инвалидность наступила вследствие совершения участником ВОВ противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). 4. Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Им назначается пенсия по старости, но в зависимости от категории пенсия назначается по достижении разного возраста и при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Пенсия по инвалидности назначается в случаях катастрофы на Чернобыльской АЭС независимо от трудового стажа. 5. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию. К этой категории относятся: · инвалиды, имеющие ограничения способности к трудовой деятельности III, II и I степени, · инвалиды с детства, · дети-инвалиды, · дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей и дети одинокой умершей матери, · граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, не имеющие права на трудовую пенсию, · граждане, достигшие возраста 60 и 65 лет (женщины и мужчины), Этим категориям граждан выплачивается социальная пенсия. Она предоставляется государством вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе и не приобрели права на трудовую пенсию. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам зарплаты (или иного дохода), которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Таким образом, право на получение трудовой пенсии имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных федеральным законодательством. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» существуют три вида трудовых пенсий: · по старости (или по возрасту); · по инвалидности; · по случаю потери кормильца[66]. Право на трудовую пенсию имеют: I) граждане, достигшие возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет; 2) трудовая пенсия по старости (возрасту) назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Страховой стаж – суммарная продолжительность периодов работы (или иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Согласно ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в PФ» в страховой стаж могут быть включены и другие периоды деятельности: · период прохождения военной службы (или другой, приравненный к ней); · период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; · период ухода одним из родителей за каждым ребенком до 1, 5 лет, но не более 3 лет в общей сложности; · период получения пособия по безработице (или период участия в · период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных; · период ухода трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребёнком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет. С 1 января 2002 г. в России началось реформирование пенсионной системы. Это связано с тем, что старая пенсионная система, основанная на распределительном принципе: – мало учитывала вклад тех, кто зарабатывал и делал большие взносы в Пенсионный фонд; – не заинтересовывала работодателей в уплате взносов в Пенсионный фонд; – пенсии фактически у всех граждан были одинаковы, т. е. на лицо существовала уравнительность пенсионного обеспечения, а размер пенсий был крайне низким; Суть пенсионной реформы состояла в том, чтобы перейти от распределительной государственной пенсионной системы к накопительной, т. е. пенсионные обязательства государства перед гражданами должны быть персонифицированы и напрямую зависеть от размера получаемых доходов. Основные направления реформы: 1. Введение персонифицированного учёта населения РФ. Это понятие вошло в жизнь в 1997 г. Персонифицированный учет предполагал: · регистрацию граждан в качестве застрахованного лица; · присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера; · открытие индивидуального лицевого счета, на котором отражаются сведения о застрахованном лице (соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых плательщиком для учета, и фактически перечисленным суммам страховых взносов). В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определён как информационная основа для реализации пенсионной реформы. Пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. Застрахованное лицо имеет право получать один раз в год в органах ПФ РФ сведения, содержащиеся на его индивидуальном лицевом счете, получать у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФ РФ для индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае несогласия со сведениями гражданин может обратиться с заявлением об исправлении сведений в органы ПФ РФ или в суд. В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсии, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке, сумме пенсионных страховых взносов, а также упрощена процедура назначения пенсии. Решая эти вопросы, система персонифицированного учета является главным критерием, основой пенсионной реформы. 2. Переход на страховой принцип пенсионной системы и отказ от принципа трудового стажа в прежней системе, т. е. для назначения и получения пенсии главным фактором становится не общий стаж трудовой деятельности гражданина, а страховой стаж, т. е. сумма уплачиваемых взносов в ПФ РФ. Этот принцип коренным образом изменил и структуру трудовой пенсии по старости (возрасту). Введены три составляющие трудовой пенсии: · Базовая часть. Она устанавливается в твердой сумме для всех · Страховая часть. Она устанавливается в зависимости от уплаченных в ПФ РФ страховых взносов и рассчитывается по формуле: Сч. = ПК / Т, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (по возрасту). Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, так называемый период дожития, составляющий в среднем 19 лет (или 228 месяцев). · Накопительная часть. Она устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы, с учетом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии. Эта часть рассчитывается по формуле: Нч. = Пн. / Т, где Пн. – сумма пенсионных накоплений, Т – количество месяцев ожидаемой выплаты. 3. Индексация пенсий. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях Страховая часть пенсии индексируется в следующем порядке: · при росте цен каждый квартал не менее 6% – индексация осуществляется 1 раз в 3 месяца, т. е. 4 раза в год; · при меньшем росте цен, но не менее 6% за полгода – 1 раз в полгода; · в случае если инфляция менее 6% за полгода, то индексация пенсий осуществляется 1 раз в год. Размер индексации определяется Правительством РФ. Накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1.07 с учетом дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений. 4. Финансирование пенсий. Оно осуществляется за счет взимания ЕСН – единого социального налога с фонда заработной платы. С 1.01.2005 г. ставка ЕСН уменьшилась с 35, 6 до 26%. Из этих 26% в Пенсионный фонд платится «как бы» 20%, так как в действительности в ПФ РФ идет только 14%, а 6% из 20% уходит в федеральный бюджет, и за счет этого финансируется базовая часть пенсии. Из 14% в страховую часть идет лишь 10%, а 4% поступают в накопительную часть пенсии. В итоге в Пенсионном фонде создается двойной дефицит, так как ему не хватает 6% для выплаты базовой части пенсии, и федеральному бюджету приходится добавлять. Не хватает и 10% на страховую часть пенсий, а потому федеральному бюджету тоже приходится добавлять[67]. По оценке министра финансов РФ Кудрина, дефицит пенсионных средств составит в 2006 г. – 31, 6 млрд руб., в 2007 г. – 111, 4 млрд. руб., в 2008 г. – 238 млрд. руб. (недостающие средства будут покрываться из госбюджета и Стабилизационного фонда). 5. Конвертация пенсионных прав в капитал. Конвертация, то есть преобразование пенсионных прав граждан по состоянию на 1.01.2002 г. в расчетный пенсионный капитал, имеет целью обеспечить равные возможности для разных возрастных групп населения. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется исходя из следующих принципов: · размер установленных государственных пенсий по состоянию на · застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж (мужчинам – не менее 25 лет, женщинам – 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31.12.2001 г. нормам исчисления пенсий с применением ИКП; · среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед датой конвертации (01.01.2002 г.), а в его отсутствие – за любые 60 месяцев подряд (в том числе на основании · оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в переходный период до 2013 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. После 2013 г. осуществляется конвертация в отношении остальных застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. Переход к новой системе исчисления трудовых пенсий и фиксацию приобретенных пенсионных прав можно представить в виде схемы:
Если по старой пенсионной системе размер пенсии определяли 4 фактора: стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие иждивенцев) и достижение определенного возраста, – то в новой системе они учитываются лишь в базовой части пенсии. Страховая же часть трудовой пенсии определяется из суммы уплаченных после 01.01.2002 г. страховых взносов. К этому сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капитала, исчисленного из заработка и стажа до 01.01.2002 г. Вся сумма «стартового» капитала и сумма взносов, поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 г., увеличивается в 1, 065 раза. Расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 гг. либо за 5 лет подряд. ЗП – среднемесячная зарплата в РФ за тот же период, СЗП – утвержденная Правительством РФ среднемесячная зарплата в стране за III квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. СК – стажевой коэффициент, который при полном общем трудовом стаже – 0, 55, и он повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0, 2. Таким образом, максимальный стажевой коэффициент составляет 0, 55 + 0, 2 = 0, 75 (пенсионным законодательством предусмотрены повышающие коэффициенты для различных категорий граждан: жителей Крайнего Севера, для инвалидов, для граждан, имеющих право на районный коэффициент к зарплате, участникам ВОВ и др.). Внедрение новой пенсионной системы сопровождается определенными трудностями, что может в ближайшее время привести и к негативным социальным последствиям. Трудности связаны: 1. С нехваткой финансовых средств, ибо ПФ PФ приходится решать сразу две задачи: с одной стороны, необходимо выплачивать пенсии нынешним пенсионерам, число которых на 1.01.2006 г. составляет – 38, 3 млн. чел., а с другой – накапливать средства на обеспечение пенсий будущим поколениям. Учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию, 2. Сегодня минимальная пенсия фактически в 2 раза ниже прожиточного минимума, а это значит, что граждане, получающие такие пенсии, фактически обречены на вымирание, ибо прожить на такую пенсию, а тем более покупать лекарства и оплачивать коммунальные платежи, невозможно. 3. Нынешняя пенсионная система носит элитарный характер. Тот, кто сегодня получает большую зарплату, тот будет получать и большую пенсию. Граждане, имеющие в настоящее время низкие зарплаты, например, бюджетники, будут получать и очень маленькие пенсии, что может привести к росту социальных противоречий и социальным конфликтам. 4. Продолжает снижаться отношение средней пенсии к средней зарплате. В настоящее время оно опустилось до 25%[69], хотя рекомендованный МОТ (Международной организацией труда) норматив – не ниже 40%. 5. Новая пенсионная система не включает в трудовой стаж такие периоды, как учеба в вузе, аспирантуре и др. Всё это ведет к сокращению размера пенсий, вызывая недовольство значительной части граждан. 6. Возможность спекуляции на средней шкале зарплаты при назначении пенсии. Сегодня она составляет лишь 55%, в то время как в большинстве стран мира – 70–75%. 7. Нельзя полностью исключить и возможность дефолта, как это было в 1998 г. В этом случае вся система ПФ РФ, отвечающая за выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, может рухнуть; в этом случае государство сможет выплачивать пенсионерам лишь базовую часть пенсии, т. е. МРОТ. Следовательно, необходимо продумать защитные рычаги пенсионной системы, исключающие возможность такого варианта. 8. Новая пенсионная система предусматривает сокращение числа льготных пенсий (примерно в 10 раз). Планируется замена льготных пенсий на профессиональные, т. е. каждое министерство будет устанавливать льготы для ограниченного круга лиц и в пропорциях, которые оно в состоянии обеспечить на практике. Это тоже может спровоцировать недовольство граждан, особенно со сложными условиями труда (шахтеры, нефтяники и др.), и в свою очередь привести к социальным конфликтам. 9. Высокий уровень инфляции может привести к резкому сокращению средств на накопительной части трудовой пенсии или вовсе привести к ее исчезновению, что скажется на уровне пенсионных выплат. Отсюда возрастает необходимость грамотного размещения пенсионных накоплений для получения приличного инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета пенсионеров. 10. В перспективе нельзя исключить и увеличения пенсионного возраста, ибо пока не удалось преодолеть негативную тенденцию сокращения населения трудоспособного возраста. И хотя правительство обещает, что это может произойти не ранее 2016 г., но уже сегодня во многих европейских странах, да и в бывших союзных республиках пенсионный возраст поднимают, чтобы обеспечить людям возможность получать достойную пенсию. В настоящее время перед пенсионной системой поставлена задача – увеличить к 2010 г. пенсии в 2 раза по сравнению с 2006 г. Средняя пенсия возрастёт до 5158, 8 руб.[70], а социальная пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума пенсионера и составлять не менее 3 тыс. рублей. Вместе с тем Президент В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2007 г. был вынужден признать, что «…подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказалось за чертой бедности»[71]. В связи с этим Президентом РФ было внесено предложение: за период с 2007 по 2009 гг. средний размер пенсий повысить не менее чем на 65%. Одновременно, по мнению Президента РФ, вместе с индексацией пенсий следует стимулировать и добровольные пенсионные накопления. Был предложен следующий порядок осуществления дополнительного пенсионного страхования: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счёт в Пенсионном фонде государство должно добавить ещё одну тысячу рублей. А чтобы эти взносы в течение времени не обесценились, они должны инвестироваться, обеспечивая необходимую доходность и надёжность. Закон о государственном софинансировании накопительной части пенсий должен вступить в силу с 2008 г. [1] Социальные слои и группы необходимо отличать от политических институтов (политических партий, общественных организаций, государства), которые возникают в результате субъективной, сознательно организованной деятельности людей по завоеванию и удержанию политической власти. [2] Российская газета. 2007. 29 ноября. [3] Профсоюзная жизнь. Киров. 2006. № 2. С. 33. [4] Про город. 2006. № 48. [5] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.1995 № 195 с доп. от 10.07.2002 № 87-ФЗ; от 25.07.2002 № 115-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ [6] Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. М., 1997. С.161. [7] Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: – «Экономика». 2006. С.11. [8] Конституция РФ. М.: 2001. Ст. 2. 2 Там же. Ст. 1.
[10] Там же. Ст. 19. [11] МОТ – Международная организация труда. Создана в 1919 г. Ныне специализированный орган ООН. [12] ТК РФ. М.: Издательско-консультативная компания «Статус-кво 97» 2002. Ст. 23, 24. [13] ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.1995 № 195. Ст. 5, п. 5. [14] ФЗ О государственной социальной помощи от 17.07.1999 № 178. [15] Там же. Ст. 6.1. [16] Плата за коммунальные услуги не превышала 3% от зарплаты. [17] В западных странах исторически сложилось, что в Конституции страны обычно закрепляются только гражданские и политические права граждан, а социальные вопросы регулируются социальными законами и нормативно-правовыми актами. [18] Составлено автором по данным: Трудовое и социальное законодательство зарубежных стран. М.: 2002. [19] ФЗ О государственной социальной помощи № 178 от 17.07. 1999 г. с дополнениями и изменениями. [20] Социальная хартия российского бизнеса // Человек и труд. 2005. №1. [21] Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России // Человек и труд. 2005. № 12. [22] ФЗ О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений № 120 от 20.08.2004. [23] Российская газета. 2007. 24 мая. [24] Российская газета. 2005. 30 июля. [25] Российская газета. 2007. 23 мая. [26] Российская газета. 2006. 21 июня. [27] Российская газета. 2006. 22 февр. [28] Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.01 № 1270. // Российская газета. 2001. 16 окт. [29] Российская газета. 2005. 8 сент. [30] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». 5.12.2006 № 207. – ФЗ // Российская газета. 2006. 12 дек. [31] Там же. [32] Положение о материнском капитале было подкреплено специальным Федеральным Законом – «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256 – ФЗ // Российская газета. 2006. 31 дек. [33] Российская газета. 2007. 23 мая. [34] Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6.05.2003 г. № 568-р // Российская газета. 2003. 14 мая. [35] Труд. 2005. 28 янв. [36] Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы. [37] Российская газета. 2007. 23 авг. [38] Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы. [39] Российская газета. 2005. 30 июля. [40] Российская газета. 2006. 22 февр. [41] Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 // Российская газета. 2006. 28 июля. [42] Трудовой кодекс РФ. Ст.15. М.: Издательско-консультативная компания «Статус-Кво 97», 2002. С. 12. [43] В западных странах государство участвует на всех трех уровнях регулирования трудовых отношений. [44] Российская газета. 2006. 30июня. [45] Российская газета. 2007. 4 авг. [46] Российская газета. 2005. 11 окт. [47] Трудовой кодекс РФ. Гл. 60 и 61. [48] Трудовой кодекс РФ. Ст. 381. [49] Трудовой кодекс РФ. Ст. 398. [50] Трудовой кодекс РФ. Ст. 23. [51] Трудовой кодекс РФ. Ст. 24. [52] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5.12.06 № 207 – ФЗ. Ст. 15. [53] При наличии региональных коэффициентов прибавляется доплата на сумму коэффициента. Так, в ряде районов Кировской области этот коэффициент составляет 15%. [54] Речь идет лишь о путевках, полученных в ФСС РФ. [55] ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Ст. 17. [56] Российская газета. 2006. 29 июня. [57] Там же. [58] Там же. [59] Жилищный кодекс РФ. М.: Омега-Л. Ст. 154. П. 1/2. [60] Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» от 28.04.1997 № 425. [61] ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг. Постановление Правительства РФ// Российская газета 2000. 26 сент. [62] Жилищный кодекс РФ. М.: Омега-Л. 2006. [63] Человек и труд. 2001. № 9. С. 30. [64] Российская газета. 2007. 27 апр. [65] Информационный бюллетень Росхимпрофсоюза. М., 2006. Вып. 1. С. 105. [66] В РФ ¾ пенсионеров получают пенсию по старости, 4, 5 млн – пенсию по инвалидности, 2, 5 млн – пенсию по случаю потери кормильца (Человек и труд. 2006. № 12. С. 23.). [67] Российская газета. 2006. 8 авг. [68] Российская газета. 2006. 8 авг. [69] Там же. [70] Российская газета. 2007. 1 авг. [71] Российская газета. 2007. 27 апр.
|