Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 7. Социальное страхование как направление социальной политики






 

План

1. Социальное страхование: понятие, принципы, правовое регулирование.

2. Виды социального страхования и обеспечения.

3. Управление системой обязательного социального страхования.

 

Система социального страхования стала впервые складываться с середины XIX в. как реакция общества на резкое обнищание населения и рост социального протеста наемных работников.

Правовые нормы по организации социального страхования были пред­ложены канцлером Германии О. Бисмарком в 80-е гг. XIX в. Смысл этих предложений состоял в том, что в оплате труда наемного работника предусматривалось две самостоятельные части:

§ зарплата, т. е. сумма, выплачиваемая работнику для удовлетворе­ния его (и его семьи) текущих потребностей;

§ резервируемая часть, т. е. сумма, которая собирается в специаль­ных фондах вне предприятия на случай утраты трудоспособности, инвалидности, болезни, старости, несчастного случая, медицинского обслуживания.

Система социального страхования увязывалась, таким образом, с инди­видуальным вкладом работника (страхуемого) и работодателя (страховате­ля) с размером пенсий и пособий, которые можно легко рассчитать, исхо­дя из величины страховых тарифов, размера зарплаты и периода внесения страховых взносов.

За свой 100-летний период существования эта система показала во всех странах высокую эффективность и надежность. В настоящее время на Западе на долю социального страхования приходится 60–70% всех зат­рат на социальную защиту и 15–25% – от ВВП. В России на долю государст­венных внебюджетных социальных фондов приходится 45% расходов на социальную защиту граждан и 7, 3% – от ВВП.

Изменение общественно-политического строя в РФ в 90-е гг. XX в. потребовало перестройки и системы социального страхования, внедрения рыночных механизмов в систему социального страхования.

Правовое регулирование системой обязательного социального страхо­вания осуществляется следующими законодательными акта­ми:

1. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г.– СЗ РФ 1999 № 29.

2. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. – СЗ РФ 1998 № 31. Ст. 3803.

3. Трудовой кодекс РФ – ФЗ от 30.12.2001 г. № 197.

4. Положение о Фонде социального страхования РФ. Утв. Пост. Правительства РФ от 21.02.1994 г. // САПП РФ. 1994 № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995 № 31. Ст. 3131; 1996 № 9.Ст. 809; № 16. Ст. 1908; 1997. № 1. Ст. 174; № 48. Ст. 5555.

В ФЗ № 165 «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. дается следующее определение: «Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий материального или социально­го положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законо­дательством РФ, иных категорий вследствие признания их безработными, трудового или профессионального увечья (заболевания), инвалидности, болезни, травмы, беременности, потери кормильца, а также на­ступления старости, необходимости медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других рисков, предусмотренных законодательством РФ».

Таким образом, обязательное социальное страхование осуществляется по независящим от работников обстоятельствам.

В основу обязательного социального страхования положены следующие принципы:

1. Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов.

2. Всеобщий и обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.

3. Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на за­щиту от социальных страховых рисков независимо от финансового по­ложения страховщика.

4. Государственное регулирование системы обязательного социального страхования.

5. Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов обязательного социального страхования.

6. Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования.

Ст. 7 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» № 165 определяет случаи наступления, когда осуществля­ется обязательное социальное страхование. Такие случаи принято назы­вать страховыми рисками.

Страховой риск – предполагаемое событие, ведущее к изменению материального или социального положения работника в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхо­вание. В соответствии с законодательством страховыми случаями могут быть:

· необходимость получения медицинской помощи, т. е. скорая помощь или прием в поликлинике по месту жительства;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его
семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует опреде­ленный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдель­ным видам социального страхования являются:

1. Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи.

2. Пенсия по старости.

3. Пенсия по инвалидности.

4. Пенсия по случаю потери кормильца.

5. Пособие по временной нетрудоспособности.

6. Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболевани­ем.

7. Пособие по беременности и родам.

8. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

9. Пособие по безработице.

10. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.

11. Единовременное пособие при рождении ребенка.

12. Пособие на санаторно-курортное лечение.

13. Социальное пособие на погребение.

14. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление
работников и членов их семей (ст. 8).

Согласно бюджету Фонда социального страхования на 2006 г. с 1 января выросли пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также единовременные выплаты при рождении ребенка, и еже­месячные пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет.

Так, при рождении ребенка семья сегодня получает 8000 руб., а в 2005 г. было лишь 6000 руб. С 700 до 1500 руб. на первого ребёнка и до 3000 руб. на второго ребёнка с 1.01.07 г.[52] по уходу за ребенком в возрасте до 1, 5 лет. Еже­месячные выплаты по больничным листам выросли с 12480 до 16125 руб. А сутки пребывания одного ребенка в санатории или санаторно-оздоровительном лагере будет стоить уже не 400 руб., как раньше, а 450 руб.

Остальные размеры пособий в настоящее время составляют:

· пособие по временной нетрудоспособности: до 5 лет стажа – 60% заработной платы; от 5 до 8 лет – 80%; свыше 8 лет – 100%;

· пособие по беременности и родам (100% заработной платы, но не более 23400 руб.);

· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (не позднее 12 недель) – 300 рублей;

· социальное пособие на погребение – 1000руб.[53]

Дополнительно в соответствии с законодательством предусматрива­ются следующие выплаты:

· выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом;

· лечебное питание;

· оплата проезда к месту отдыха и обратно;

· путевки на санаторно-курортное лечение[54].

Работники, пострадавшие в результате несчастного случая на про­изводстве или профессионального заболевания при временной и стойкой утрате профессиональной трудоспособности, имеют право на следующие виды обеспечения по страхованию:

· пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка;

· ежемесячная и единовременная страховые выплаты;

· оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего работника при установлении учреждением медико-социальной экспертизы нуждае­мости в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в указанных видах помощи; обеспечения или ухода.

Другие виды пособий и социального обеспечения выплачиваются из других источников:

· Пенсионный Фонд выступает страховщиком пенсионного страхования от социальных рисков: старости, инвалидности, потери кормильца;

· Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) является страховщиком медицинского страхования.

До 2001 г. существовал еще один вид социального страхования – государственное страхование по безработице, которым управляла госу­дарственная служба занятости. Однако при введении ЕСН – единого со­циального налога – страховые взносы в размере 1, 5% и сам фонд были упразднены. Установленные законодательством социальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета в регионы. Таким образом, страхование по безработице перешло в разряд видов государственного социального обеспечения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об основах обязательного социаль­ного страхования» управление системой обязательного социального стра­хования осуществляет Правительство РФ.

В свою очередь Правительство РФ поручает управление обязательным социальным страхованием некоммерческим организациям (страховщикам), которые осуществляют различные виды социального страхования и обеспе­чивают права застрахованных лиц. Такими некоммерческими организация­ми являются: Пенсионным фонд (ПФ РФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Средства обязательного социального страхования являются федеральной государст­венной собственностью.

В субъектах РФ управление социальным страхованием осуществляют региональные отделения, руководящим органом которых являются Правле­ния фондов, куда помимо работников фонда входят представители обще­ственных организаций, в том числе и профсоюзов. Профсоюзы в соответ­ствии со ст. 14 ФЗ «Об основах обязательного социального страхова­ния» имеют право контроля использования средств обязательного социального страхования.

Источниками денежных средств ФСС являются:

1. Страховые взносы – это обязательные платежи в Фонд социального страхования. (Первоначально ставка налога составляла 5, 4%, затем была сокращена до 4%, а в настоящее время составляет 2, 9 %).

2. Дотации и другие средства Федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

3. Штрафные санкции и пеня.

4. Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессивных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.

5. Доходы от размещения временно свободных денежных средств обя­зательного социального страхования.

6. Иные поступления, не противоречащие законодательству РФ[55].
Из этих источников формируется бюджет ФСС, который не входит в состав федерального бюджета. Средства бюджетов ФСС изъятию не подле­жат.

Бюджет ФСС на очередной финансовый год утверждается федеральным законом РФ. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц. Отчеты об исполнении бюд­жетов за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Правительством РФ и утверждаются Законом РФ.

Страховые взносы начисляются страхователями (работодателями) на начисленную оплату труда и другие источники доходов. Начисление про­изводят бухгалтерии предприятий и организаций. Фонд социального страхования отличается от других фондов (ФОМС, ПФ). Он не изымает целиком средства плательщиков. 85% страховых взносов никуда не перечисляются, а расходуются непосредственно на предприятии в форме выплат пособий (по беременности и родам, больничным листам, пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и т. д., т. е. страховые случаи, предусмотренные законодательством). И лишь неболь­шая часть (не более 15%) перечисляется исполнительным органам ФСС и идет на перераспределение в дотационные регионы для выплат пособий.

Страховые взносы с работников, у которых размер зарплаты ниже про­житочного минимума (ПМ), не взимаются и вносятся за них страховате­лями (работодателями).

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, опреде­лены Правительством:

· компенсации за неиспользованный отпуск;

· выходное пособие при увольнении;

· материальная помощь;

· суточные по командировкам;

· компенсации в связи с ущербом, причиненным здоровью работника на производстве;

· стоимость выданной спецодежды;

· дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств ФСС;

· поощрительные премии, в том числе и к знаменательным датам.

С 1.01.2005 г. в связи с уменьшением ставки ЕСН (единого социаль­ного налога) с 35, 6% до 26% сократились ставки социальных фондов:

· ФСС (Фонд социального страхования) – 2, 9 %;

· Пенсионный фонд – 20 %;

· ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) – 3, 1 %.

Отсюда сокращаются расходы на социальные выплаты. По оценкам специалистов, сокращение составит 280 млрд руб. Таким образом, явно прослеживаются недостатки нынешней системы социального страхования:

1. Современная система социального страхования скорее имеет черты социальной помощи, а не страховой системы, ибо они фактически не разделены, поскольку уровень выплат явно не увязан с объемом вно­симых страховых средств. Сильная сторона института социального страхования связана с тесной увязкой индивидуального вклада стра­хуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий и пособий, которые рассчитываются исходя из величины страховых тари­фов, размера заработной платы и периода внесения страховых взно­сов. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме «взнос-выплата», интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов. Следовательно, для компенсации социальных рисков необходимо восстановить страховую систему. Пока же основным противником такой позиции является Правительство. В результате ликвидировано страхование от безработицы; элементы страхования сохраняются только в пенсионном обеспечении и обязательном меди­цинском страховании (выплаты по временной нетрудоспособности).

2. Наличие теневого рынка труда и доходов ведёт к снижению социальных фондов приблизительно на 25–30%.

3. Низкий уровень зарплат в современной России приводит к сокращению средств фондов социального страхования, тем более что с зарплат ниже прожиточного минимума страховые взносы работники не платят, за них уплачивает работодатель. В свою очередь работодатели соз­нательно занижают уровень заработной платы, чтобы платить меньше налогов. Если учесть, что из числа работающего населения 25% по­лучают зарплаты ниже прожиточного минимума, то отсюда явно прослеживается дефицит финансовых средств фондов социального страхо­вания.

4. Отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием приводит к тому, что на Западе на эти цели тратится 60–70% от средств социальной защиты, а в РФ – только 45%. В итоге уровень социальных выплат в РФ ниже, чем это предусмотрено Конвен­цией МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандар­тами ЕС.

Поскольку система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием рынка тру­да, демографическими и политическими процессами, то пока все эти системы не будут увязаны между собой, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. В октябре 2003 г. в Правитель­стве РФ обсуждался вопрос о реформе социального страхования в целом. Но практических результатов, к сожалению, пока нет. Каждый из видов социального страхования развивается сам по себе, без необходимой координации. В связи этим всё более необходимой становится выработка общенациональной долгосрочной стратегии развития социального страхо­вания.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал