Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 7. Социальное страхование как направление социальной политики
План 1. Социальное страхование: понятие, принципы, правовое регулирование. 2. Виды социального страхования и обеспечения. 3. Управление системой обязательного социального страхования.
Система социального страхования стала впервые складываться с середины XIX в. как реакция общества на резкое обнищание населения и рост социального протеста наемных работников. Правовые нормы по организации социального страхования были предложены канцлером Германии О. Бисмарком в 80-е гг. XIX в. Смысл этих предложений состоял в том, что в оплате труда наемного работника предусматривалось две самостоятельные части: § зарплата, т. е. сумма, выплачиваемая работнику для удовлетворения его (и его семьи) текущих потребностей; § резервируемая часть, т. е. сумма, которая собирается в специальных фондах вне предприятия на случай утраты трудоспособности, инвалидности, болезни, старости, несчастного случая, медицинского обслуживания. Система социального страхования увязывалась, таким образом, с индивидуальным вкладом работника (страхуемого) и работодателя (страхователя) с размером пенсий и пособий, которые можно легко рассчитать, исходя из величины страховых тарифов, размера зарплаты и периода внесения страховых взносов. За свой 100-летний период существования эта система показала во всех странах высокую эффективность и надежность. В настоящее время на Западе на долю социального страхования приходится 60–70% всех затрат на социальную защиту и 15–25% – от ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится 45% расходов на социальную защиту граждан и 7, 3% – от ВВП. Изменение общественно-политического строя в РФ в 90-е гг. XX в. потребовало перестройки и системы социального страхования, внедрения рыночных механизмов в систему социального страхования. Правовое регулирование системой обязательного социального страхования осуществляется следующими законодательными актами: 1. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г.– СЗ РФ 1999 № 29. 2. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. – СЗ РФ 1998 № 31. Ст. 3803. 3. Трудовой кодекс РФ – ФЗ от 30.12.2001 г. № 197. 4. Положение о Фонде социального страхования РФ. Утв. Пост. Правительства РФ от 21.02.1994 г. // САПП РФ. 1994 № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995 № 31. Ст. 3131; 1996 № 9.Ст. 809; № 16. Ст. 1908; 1997. № 1. Ст. 174; № 48. Ст. 5555. В ФЗ № 165 «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. дается следующее определение: «Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий материального или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий вследствие признания их безработными, трудового или профессионального увечья (заболевания), инвалидности, болезни, травмы, беременности, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других рисков, предусмотренных законодательством РФ». Таким образом, обязательное социальное страхование осуществляется по независящим от работников обстоятельствам. В основу обязательного социального страхования положены следующие принципы: 1. Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. 2. Всеобщий и обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий. 3. Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков независимо от финансового положения страховщика. 4. Государственное регулирование системы обязательного социального страхования. 5. Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов обязательного социального страхования. 6. Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования. Ст. 7 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» № 165 определяет случаи наступления, когда осуществляется обязательное социальное страхование. Такие случаи принято называть страховыми рисками. Страховой риск – предполагаемое событие, ведущее к изменению материального или социального положения работника в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. В соответствии с законодательством страховыми случаями могут быть: · необходимость получения медицинской помощи, т. е. скорая помощь или прием в поликлинике по месту жительства; · потеря кормильца; · признание безработным; · смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам социального страхования являются: 1. Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи. 2. Пенсия по старости. 3. Пенсия по инвалидности. 4. Пенсия по случаю потери кормильца. 5. Пособие по временной нетрудоспособности. 6. Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. 7. Пособие по беременности и родам. 8. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 9. Пособие по безработице. 10. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. 11. Единовременное пособие при рождении ребенка. 12. Пособие на санаторно-курортное лечение. 13. Социальное пособие на погребение. 14. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление Согласно бюджету Фонда социального страхования на 2006 г. с 1 января выросли пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также единовременные выплаты при рождении ребенка, и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет. Так, при рождении ребенка семья сегодня получает 8000 руб., а в 2005 г. было лишь 6000 руб. С 700 до 1500 руб. на первого ребёнка и до 3000 руб. на второго ребёнка с 1.01.07 г.[52] по уходу за ребенком в возрасте до 1, 5 лет. Ежемесячные выплаты по больничным листам выросли с 12480 до 16125 руб. А сутки пребывания одного ребенка в санатории или санаторно-оздоровительном лагере будет стоить уже не 400 руб., как раньше, а 450 руб. Остальные размеры пособий в настоящее время составляют: · пособие по временной нетрудоспособности: до 5 лет стажа – 60% заработной платы; от 5 до 8 лет – 80%; свыше 8 лет – 100%; · пособие по беременности и родам (100% заработной платы, но не более 23400 руб.); · единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (не позднее 12 недель) – 300 рублей; · социальное пособие на погребение – 1000руб.[53] Дополнительно в соответствии с законодательством предусматриваются следующие выплаты: · выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом; · лечебное питание; · оплата проезда к месту отдыха и обратно; · путевки на санаторно-курортное лечение[54]. Работники, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при временной и стойкой утрате профессиональной трудоспособности, имеют право на следующие виды обеспечения по страхованию: · пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка; · ежемесячная и единовременная страховые выплаты; · оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего работника при установлении учреждением медико-социальной экспертизы нуждаемости в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в указанных видах помощи; обеспечения или ухода. Другие виды пособий и социального обеспечения выплачиваются из других источников: · Пенсионный Фонд выступает страховщиком пенсионного страхования от социальных рисков: старости, инвалидности, потери кормильца; · Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) является страховщиком медицинского страхования. До 2001 г. существовал еще один вид социального страхования – государственное страхование по безработице, которым управляла государственная служба занятости. Однако при введении ЕСН – единого социального налога – страховые взносы в размере 1, 5% и сам фонд были упразднены. Установленные законодательством социальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета в регионы. Таким образом, страхование по безработице перешло в разряд видов государственного социального обеспечения. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ. В свою очередь Правительство РФ поручает управление обязательным социальным страхованием некоммерческим организациям (страховщикам), которые осуществляют различные виды социального страхования и обеспечивают права застрахованных лиц. Такими некоммерческими организациями являются: Пенсионным фонд (ПФ РФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. В субъектах РФ управление социальным страхованием осуществляют региональные отделения, руководящим органом которых являются Правления фондов, куда помимо работников фонда входят представители общественных организаций, в том числе и профсоюзов. Профсоюзы в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» имеют право контроля использования средств обязательного социального страхования. Источниками денежных средств ФСС являются: 1. Страховые взносы – это обязательные платежи в Фонд социального страхования. (Первоначально ставка налога составляла 5, 4%, затем была сокращена до 4%, а в настоящее время составляет 2, 9 %). 2. Дотации и другие средства Федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ. 3. Штрафные санкции и пеня. 4. Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессивных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам. 5. Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования. 6. Иные поступления, не противоречащие законодательству РФ[55]. Бюджет ФСС на очередной финансовый год утверждается федеральным законом РФ. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц. Отчеты об исполнении бюджетов за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Правительством РФ и утверждаются Законом РФ. Страховые взносы начисляются страхователями (работодателями) на начисленную оплату труда и другие источники доходов. Начисление производят бухгалтерии предприятий и организаций. Фонд социального страхования отличается от других фондов (ФОМС, ПФ). Он не изымает целиком средства плательщиков. 85% страховых взносов никуда не перечисляются, а расходуются непосредственно на предприятии в форме выплат пособий (по беременности и родам, больничным листам, пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и т. д., т. е. страховые случаи, предусмотренные законодательством). И лишь небольшая часть (не более 15%) перечисляется исполнительным органам ФСС и идет на перераспределение в дотационные регионы для выплат пособий. Страховые взносы с работников, у которых размер зарплаты ниже прожиточного минимума (ПМ), не взимаются и вносятся за них страхователями (работодателями). Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определены Правительством: · компенсации за неиспользованный отпуск; · выходное пособие при увольнении; · материальная помощь; · суточные по командировкам; · компенсации в связи с ущербом, причиненным здоровью работника на производстве; · стоимость выданной спецодежды; · дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств ФСС; · поощрительные премии, в том числе и к знаменательным датам. С 1.01.2005 г. в связи с уменьшением ставки ЕСН (единого социального налога) с 35, 6% до 26% сократились ставки социальных фондов: · ФСС (Фонд социального страхования) – 2, 9 %; · Пенсионный фонд – 20 %; · ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) – 3, 1 %. Отсюда сокращаются расходы на социальные выплаты. По оценкам специалистов, сокращение составит 280 млрд руб. Таким образом, явно прослеживаются недостатки нынешней системы социального страхования: 1. Современная система социального страхования скорее имеет черты социальной помощи, а не страховой системы, ибо они фактически не разделены, поскольку уровень выплат явно не увязан с объемом вносимых страховых средств. Сильная сторона института социального страхования связана с тесной увязкой индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий и пособий, которые рассчитываются исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме «взнос-выплата», интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов. Следовательно, для компенсации социальных рисков необходимо восстановить страховую систему. Пока же основным противником такой позиции является Правительство. В результате ликвидировано страхование от безработицы; элементы страхования сохраняются только в пенсионном обеспечении и обязательном медицинском страховании (выплаты по временной нетрудоспособности). 2. Наличие теневого рынка труда и доходов ведёт к снижению социальных фондов приблизительно на 25–30%. 3. Низкий уровень зарплат в современной России приводит к сокращению средств фондов социального страхования, тем более что с зарплат ниже прожиточного минимума страховые взносы работники не платят, за них уплачивает работодатель. В свою очередь работодатели сознательно занижают уровень заработной платы, чтобы платить меньше налогов. Если учесть, что из числа работающего населения 25% получают зарплаты ниже прожиточного минимума, то отсюда явно прослеживается дефицит финансовых средств фондов социального страхования. 4. Отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием приводит к тому, что на Западе на эти цели тратится 60–70% от средств социальной защиты, а в РФ – только 45%. В итоге уровень социальных выплат в РФ ниже, чем это предусмотрено Конвенцией МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами ЕС. Поскольку система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием рынка труда, демографическими и политическими процессами, то пока все эти системы не будут увязаны между собой, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. В октябре 2003 г. в Правительстве РФ обсуждался вопрос о реформе социального страхования в целом. Но практических результатов, к сожалению, пока нет. Каждый из видов социального страхования развивается сам по себе, без необходимой координации. В связи этим всё более необходимой становится выработка общенациональной долгосрочной стратегии развития социального страхования.
|