Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фома Аквинский






Достижения средневековой схоластической мысли обобщил в своих сочинениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» теолог и философ Фома Аквинский (1225–1274). Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. В XIX веке учение Фомы – томизм – было объявлено официальной доктриной католической церкви. Основная идея томизма – единство науки и религии, знания и веры.

 

Литература:

· Фома Аквинский. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С.70–148.

 

Вопросы и задания:

– Изложите основные доказательств бытия Божия Фомы Аквинского. Насколько они, с вашей точки зрения, убедительны?

– Определите, в каких доказательствах Фома Аквинский опирается на учение Аристотеля о «перводвигателе», о четырех видах причин и об «энтелехии».

Список дополнительной литературы

· Антология средневековой мысли (теология и философия европейского средневековья). В 2 т. М., 2001-2002.

· Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

· Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

· Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

· Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

· Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11.

· Оккам У. Избранное. М., 2001.

· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

· Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

 

Хрестоматия (в электронном виде)

· Августин Аврелий. Исповедь (книги 1-13)

· Августин Аврелий. О свободе воли

· Августин Аврелий. О христианском учении

· Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе

· Ансельм Кентерберийский. Прослогион

· Блаженный Августин. Творения. Т. 3: О граде Божием (книги I-XIII)

· Боргош Ю. Фома Аквинский

· Вольнов В. Проблема универсалий

· Гегель Г.В.Ф. Наука логики

· Евангелие от Марка

· Евангелие от Матфея

· Жильсон Э. Дух средневековой философии

· Кант И. Критика чистого разума

· Ориген. О началах

· Тертуллиан. К язычникам

· Эко У. Имя розы

· Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине (часть 2)

· Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов


Семинар 5. ФИЛОСОФская мысль эпохи Возрождения

 

План

1. Натурфилософия эпохи Возрождения

2. Пантеизм

3. Гуманисты эпохи Возрождения

4. О месте человека в мире и свободе его воли

5. Утопия

6. Средства достижения социально-политических идеалов

 

По мере перехода от Средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленному производству выявляется особая значимость человека, его своеобразия и творческой активности. Присущие нарождающейся эпохе ориентации на природно-телесное видение мира, внимание к человеческому телу, интерес к гуманитарному знанию, эстетическое понимание действительности оказались созвучными античным ценностям. Новую эпоху назвали периодом Возрождения. В хронологическом отношении эпоха Возрождения охватывает XIV–XVI века. Социальная база культуры Возрождения – это кризис феодализма. Теоретическая основа – возрожденная античность, но с учетом достижений средневековой христианской культуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал