![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фома Аквинский
Достижения средневековой схоластической мысли обобщил в своих сочинениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» теолог и философ Фома Аквинский (1225–1274). Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. В XIX веке учение Фомы – томизм – было объявлено официальной доктриной католической церкви. Основная идея томизма – единство науки и религии, знания и веры.
Литература: · Фома Аквинский. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С.70–148.
Вопросы и задания: – Изложите основные доказательств бытия Божия Фомы Аквинского. Насколько они, с вашей точки зрения, убедительны? – Определите, в каких доказательствах Фома Аквинский опирается на учение Аристотеля о «перводвигателе», о четырех видах причин и об «энтелехии». Список дополнительной литературы · Антология средневековой мысли (теология и философия европейского средневековья). В 2 т. М., 2001-2002. · Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1990. · Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. · Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. · Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. · Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11. · Оккам У. Избранное. М., 2001. · Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. · Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Хрестоматия (в электронном виде) · Августин Аврелий. Исповедь (книги 1-13) · Августин Аврелий. О свободе воли · Августин Аврелий. О христианском учении · Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе · Ансельм Кентерберийский. Прослогион · Блаженный Августин. Творения. Т. 3: О граде Божием (книги I-XIII) · Боргош Ю. Фома Аквинский · Вольнов В. Проблема универсалий · Гегель Г.В.Ф. Наука логики · Евангелие от Марка · Евангелие от Матфея · Жильсон Э. Дух средневековой философии · Кант И. Критика чистого разума · Ориген. О началах · Тертуллиан. К язычникам · Эко У. Имя розы · Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине (часть 2) · Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов Семинар 5. ФИЛОСОФская мысль эпохи Возрождения
План 1. Натурфилософия эпохи Возрождения 2. Пантеизм 3. Гуманисты эпохи Возрождения 4. О месте человека в мире и свободе его воли 5. Утопия 6. Средства достижения социально-политических идеалов
По мере перехода от Средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленному производству выявляется особая значимость человека, его своеобразия и творческой активности. Присущие нарождающейся эпохе ориентации на природно-телесное видение мира, внимание к человеческому телу, интерес к гуманитарному знанию, эстетическое понимание действительности оказались созвучными античным ценностям. Новую эпоху назвали периодом Возрождения. В хронологическом отношении эпоха Возрождения охватывает XIV–XVI века. Социальная база культуры Возрождения – это кризис феодализма. Теоретическая основа – возрожденная античность, но с учетом достижений средневековой христианской культуры.
|