Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как строгая наука






Понимание специфики философского знания складывалось трудно. Относительно рано философы поняли, что речь идет о новом способе мышления, при котором предметом выступает действительный мир не как многообразие вещей, явлений и событий, но как единство этого многообразия, или, как его определил Платон в диалоге «Софист», самотождествленное различие подвижного покоя. Тем самым была утверждена трудность и ответственность теоретического знания как в себе истинного и на себе объективированного. Эта подчеркнутая объективность философского знания, которая акцентировалась с его возникновения в античности в качестве знания «о природе вещей» («фисиологии», т. е. науке о природе) и создала существенное затруднение в развитии представлений о предмете философии. С возникновением философии в области знания произошла инверсия – из кодекса непосредственного предметно-социального поведения знание получило значение автономной мыслительной деятельности разыскания истины. В таком качестве оно и утвердилось как особая форма общественного сознания – наука. Представление о философии как «строгой науке» наиболее последовательно отстаивал Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – виднейший представитель немецкой классической философии. По мнению Гегеля, философия есть такой взгляд на мир, «мыслящее рассмотрение предметов», который нацелен на «постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует…». Получение такого рода знания, по мнению Гегеля, станет возможным только в том случае, если философия превратится в «царицу наук», занятую обобщением тех научных данных, которые ей поставляют отдельные дисциплины, в особых понятиях и категориях. Правда, в этом случае понятийно-категориальный аппарат философии оказывается настолько абстрактным, что многие люди его не понимали и не понимают и переносят свое негативное отношение к абстракциям на философию в целом. Уже в начале ХХ века подобный взгляд на философию обосновывал Эдмунд Гуссерль (1859–1938) – известный немецкий философ, основатель феноменологии, оказавшей влияние на многие течения философской мысли ХХ века.

 

Литература:

· Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 87.

· Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 138–140.

Вопросы и задания:

– В чем состоит трудность постижения философии?

– Сравните подходы Гуссерля и Гегеля к возможности философии как «строгой науки».

– В чем Гуссерль видит основные различия между философией и наукой? Почему наука не может полностью удовлетворить человека?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал