![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет философииСтр 1 из 29Следующая ⇒
План 1. Предмет философии 2. Философия как любовь к мудрости 3. Философия как строгая наука 4. Философия и философствование 5. Возникновение философии 6. Историческое значение появления философии
Философия исследует первопричины бытия и мышления, и в этом прослеживается схожесть философии с религией, как наука, философия стремится достичь строгого знания и как искусство, философия связывает это умение с личной интуицией мыслителя. В самом общем виде философию можно определить как систему (упорядоченную совокупность) теоретических взглядов на мир в целом и место в этом мире человека. Это значит, что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках, повседневном житейском опыте и здравом смысле, сколько на строгих и точных абстрактно-логических рассуждениях, требующих обязательной аргументации и доказательности. Помимо теоретичности можно выделить еще несколько основополагающих для философии, присущих только ей признаков. Вместе взятые, они составляют специфику философии как самостоятельной сферы духовной деятельности людей, в отличие, скажем, от литературы или искусства. Второй признак философии – ее всеобщность, т. е. нацеленность на решение проблем, затрагивающих человека как представителя человеческого рода. Проблемы, оказывающиеся в центре любого философского рассуждения, актуальны, действительны не в какой-то отдельный исторический период, а для всех народов и во все времена, столько, сколько существует само человечество, это вечные проблемы – таков третий признак философии. Четвертый признак философии – предельность и первичность рассматриваемых ею вопросов. Пятый признак философии – ее универсализм, стремление к обретению универсального знания, обнаружению наиболее общих закономерностей в природе, обществе и человеческом мышлении, усмотрению за многообразием и изменчивостью вещей и процессов в окружающем нас мире единого, абсолютного первоначала. Несомненным признаком философии является присущая ей критичность и рефлексивность. Критичность философии означает свойственную философскому мышлению способность сомневаться – прежде всего в том, что обычному человеку кажется понятным и само собой разумеющимся. Однако критичность – не самоцель философии, не способ просто выделиться и заявить о себе, разрушить установленный порядок вещей, но исходный момент рефлексии – поиска мыслью внутри себя самой собственных ясных и точных оснований.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ По мнению Аристотеля (384–322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». Не будучи зафиксирована ни на одной предметной области как своем предмете, философия в то же время обнаруживает в любой из них занимающие ее проблемы, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. В публичных лекциях испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета (1883–1955) о философской проблеме говорится, что она безгранична не только по объему, ибо охватывает все без исключения, но и по своей проблемной интенсивности.
Литература: · Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 77, 86–87, 97–99.
Вопросы и задания: – Каким образом специфика проблем, стоящих перед философией, делает ее «основной потребностью нашего разума»? – Как рассматривает философия свой предмет? Какова конечная цель философского размышления?
|