![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности китайской философии
В начале прошлого столетия немецкий философ и социолог Макс Вебер писал: индийская философия осмысливает взаимоотношения человека и мира как «бегство от него», а китайская – как «приспособление к миру». Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период VI–III в до н. э., который по праву называют ее золотым веком. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы; появляются такие произведения как «Дао дэ цзин», «Лунь юй», «Мо-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы»; происходит формирование таких школ, как даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Одна из важнейших категорий китайской философии – Дао – наиболее хорошо, хотя и с принципиально разных позиций, представлена в даосизме и конфуцианстве.
Литература: · Чжуан-цзы. Книга Чжуан-цзы // Антология даосской философии. М., 1994. С. 101–102.
Вопросы и задания: – Откуда человек знает, что есть знание и незнание? Как рассматривается проблема знания? – Что значит равновесие на весах Небес, к которому следует привести противоречивые суждения о вещах? – Что называли «царственным освобождением»?
ДАОСИЗМ Даосизм как религиозно-философское учение возник примерно в VI–V веках до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, автор трактата «Дао дэ цзин» («Книга Пути и благодати») Центральная категория даосизма – Дао – вечное, неизменное, бесформенное, непознаваемое начало всех вещей. Дэ – опредмеченное, конкретное проявление Дао в вещах и в поведении человека (степень его добродетельности).
Литература: · Лао-цзы. Книга о Дао и дэ // Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 114–138.
Вопросы и задания: – Каким образом взаимодействуют Дао и Дэ: – Что означает принцип недеяния? – Расскажите о принципах естественности и недеяния, как они представлены в даосской притче о краснодеревщике Лине. – Определите своими словами принцип естественности. Объясните, каким образом в соблюдении принципа естественности может заключаться смысл человеческой жизни.
|