![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфуцианство
7.1. Учение Конфуция (551–479 до н.э.) содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным. «Благородный муж» в конфуцианстве является совершенным в моральном плане человеком. Моральные качества, хотя и являются врожденными, но для своего воплощения в жизнь нуждаются в длительном самовоспитании. Основой этого процесса Конфуций полагал постоянную требовательность к себе, постоянное поддержание самодисциплины и тотальный самоконтроль.
Литература: · Конфуций. Беседы и высказывания // Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 139–174.
Вопросы и задания: – Выясните, какое содержание Конфуций вкладывает в основные категории древнекитайской этики: жэнь, сяо, ли, синь. – Каким образом взаимосвязаны основные принципы древнекитайской этики?
7.2. По мнению конфуцианцев, только «самоорганизованный» высокоморальный правитель, наведя «внутренний порядок», сможет восстановить и внешний порядок в Поднебесной, призвать к порядку своих подданных, осуществить чжан ми – «исправление имен» – заставить их соответствовать своему жизненному уделу, например, быть почтительным сыном по отношению к отцу, а не только называться сыном.
Литература: · Конфуций. Беседы и высказывания // Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 139–174.
Вопросы и задания: – Что, по мнению Конфуция, должно лежать в основе идеального государственного и общественного строя – соблюдение человеком принципов добродетелей или же воплощение в жизнь каких-то социальных принципов? – Сторонником какого государственного устройства выступает Конфуций? – Каким методам управления государством отдает он предпочтение?
Список дополнительной литературы · Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992. · Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1972–1973. · Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989. · Судзуки Т. Наука Дзэн – Ум Дзэн. Киев, 1992.
Хрестоматия (в электронном виде) · Вивекананда Свами. Афоризмы Патанджали · Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия · Джаммапада · Конфуций. Беседы и высказывания · Лао-цзы. Книга о Дао и дэ · Типитака. Сутта-питака · Чжуан-цзы. Книга Чжуан-цзы Семинар 3. Античная ФИЛОСОФИЯ
В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Энгельс Ф. Анти-Дюринг
План 1. Античная «физика» 2. Космоцентризм и проблема мирового начала в древнегреческой философии 3. Объективный идеализм Платона 4. Философские взгляды Аристотеля 5. Античная этика 6. Античная диалектика
Античная философия возникает и развивается в период с 6 века до н. э. до 4 века н. э. в Древней Греции и Древнем Риме. «…Одни философы называются физиками, за изучение природы; другие – этиками, за рассуждение о нравах; третьи – диалектиками, за хитросплетение речей…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.С. 59).
1. АНТИЧНАЯ «ФИЗИКА» Античные ученые стремились дать цельную картину мира, объясняя все явления на основе «начал». «Фюсис» значит «натура», «природа» (отсюда «физика» – наука о природе). Фюсис – это все существующее, несущее в себе некий скрытый порядок и законы, и подлежащее осмыслению. Близкое значение имеет понятие «космос» – Вселенная, мир, мыслимый и существующий как упорядоченное единство, а также собственно порядок, как антипод беспорядка – «хаоса». «Архе» – первопричина, то из чего происходят все вещи, праоснова, из которой проистекает все сущее, то, что при всех перевоплощениях реальных вещей остается самим собой. Эти понятия образуют своего рода круг, в котором сосредоточена мысль первых философов, вопрошающих: Что есть это прекрасное гармоничное сущее? Почему оно есть? Какова его причина? Первым греческим философом традиция называет Фалеса (640/624–548/544 до н.э.). Основные идеи античной физики, оказавшие неизмеримое влияние на западную философию, прекрасно обобщил современный западный исследователь Ричард Тарнас.
Литература: · Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. С.62–63. Вопросы и задания: – Дайте характеристику основным идеям античной физики.
|