Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная этика






5.1. Первым мыслителем, в чьем творчестве этическая проблема стала преобладающей, был великий афинянин Сократ (649–399 до н. э. Формальное основание для этого – противоречивость предшествующих философских опытов, концентрировавшихся на «физических», онтологических вопросах: бытие едино и бытие множественно, бытие неподвижно и бытие непрерывно в движении и т. д. Сократ закономерно задается вопросом о том, не есть ли причина этих противоречий в самом человеке как мыслящем и познающем существе. Прекрасным примером этического рассуждения Сократа может служить отрывок из «Воспоминаний о Сократе» его современника Ксенофонта.

 

Литература:

· Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. М., 1993. С. 119–123.

 

Вопросы и задания:

– К какому выводу относительно понятия «справедливость» приходит Сократ?

– Как вы считаете, почему собеседник Сократа не сумел дать определение «справедливости»?

 

5.2. Эпоха эллинистическая сменила прекрасную классическую эпоху. Вместе с завоеваниями, ростом Греции вовне, рушился главный оплот ее внутренней жизни – полис, город-государство, одна из совершеннейших форм организации общества. Это внесло и в философию черты декаданса, для которого всегда характерны произвол, радикализм, релятивизм ценностей и в то же время эскапизм – бегство от мира, которое может проявляться как космополитизм и как автаркия (самодостаточность, безразличие ко всему). При этом в философии выделяется мотив «Я», самости, индивидуальности, отдельного человека. Большую известность и распространение получили в античности этические взгляды известнейшего древнегреческого философа Эпикура (342/341–271/270 до н. э.), для которого «счастье» составляет одну из основных философских категорий.

 

Литература:

· Эпикур. (Письмо к Менекею) // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 402–405.

 

Вопросы и задания:

– В чем заключается сущность счастливой жизни?

– Что необходимо для достижения счастья?

 

5.3. Другие известные античные мыслители – стоики – в своих рассуждениях исходили из представления о мире как о едином, взаимосвязанном Целом. Основное положение этики стоиков таково: счастье в том, чтобы следовать природе. Это следование основано на знании принципов бытия, а точнее, – жизни и интерпретируется стоиками как долг.

 

Литература:

· Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С 169–183.

Вопросы и задания:

– Каков основной принцип стоической этики и конечная цель человеческой жизни?

– Определите, что общего в этическом идеале стоиков и Эпикура. В чем, с вашей точки зрения, сходны и различны предлагаемые ими пути достижения данного идеала?

 

5.4. Основатель школы кинизма Антисфен Афинский утверждал, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искуственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Основной задачей философии, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом. Этический идеал кинизма формируется как: крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием; презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Литература:

· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Книга шестая.

Вопросы и задания:

– Изложите «мнения» Антисфена? Что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым?

– Изложите фрагмент из жизни Диогена, который с Вашей точки зрения наиболее четко отражает его жизненную позицию?

– Какого рода упражнения способствуют достижению жизненного успеха с точки зрения Диогена?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал