![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Христос виден издалека
Мы уже видели, что даже критическая библейская экзегеза понимает фрагмент, описывающий благословение Валаама, как предзнаменование мессианского века. В Числах 24: 13 содержится описание слов Валаама, сына Веорова: «...Что скажет Господь, то и буду говорить». Он представляет себя «мужем с открытым оком» и «слышащим слова Божий, имеющим ведение от Всевышнего». «Пойди, я возвещу тебе, — продолжает он, — что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени... Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля...» В этом пророчестве упоминается фраза «последствие времени» — понятие, которое среди рабби указывает на мессианское будущее. Здесь, как и в благословении Иакова, Правитель, который должен прийти, будет иметь «скипетр» в своей руке. Слова из Иезекииля 21: 27 также относятся к обоим благословениям: «Низложу, низложу, низложу, — и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему». Скипетр, о котором говорится здесь, является характерной чертой Правителя и Законодателя. В благословении Валаама говорится также о «звезде», ссылки на это встречаются как в Новом Завете, так и в иудейской литературе. Иерусалимский Таргум на арамейском языке говорит о благословении Валаама, что Бог «произведет Царя из дома Иакова, Разрушителя и Правителя из дома Израилева». Арамейские термины «разрушитель» и «правитель» описывают мессианскую роль. Иисус подобным же образом провозглашал: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15: 13). Онкелос Таргум, официально признанный Синагогой, констатирует: «Тогда произойдет Царь от Иакова и Мессия Израильский будет помазан». Адольф Джеллинек собрал коллекцию рассказов из старинных Мидрашей, в которых он видит «благословение нашего отца Иакова», «войны Мессии-Царя» и «знамения Мессии».[155] Подходя к тайнам рабби Шимона бен Иохая», касающимся Мессии, Джеллинек говорит о том, как «Метатрон, Князь Лика Его», открывает, что «дни Мессии, которые продлятся 2000 лет», придут, как предсказано, «и затем взойдет звезда на востоке, со скипетром, и это будет звезда Израиля, как написано: “восходит звезда от Иакова”». РаМБаН также говорит о видении Валаама, прямо констатируя, что «Это пророчество относится ко дням Мессии». Иудейские ученые ссылаются на эоны, которые видит «открытое око» Валаама. Ибн Эзра [156], чье истолкование сопровождается самыми подробными комментариями, утверждает, что Валаам говорит прежде всего о «Давиде, потому что сказано “не ныне, но по прошествию 400 лет”». И затем он говорит, что есть «звезды на небе, которые неизвестны истории сейчас и не станут известны». «Многие истолковывали это как знамение Мессии», но тут восставали моавитяне, амаликитяне и ассирийцы... т непросвещенные думают, что если звезда означает Давида, то пришествие Мессии отрицается. Отбросьте эту мысль, ибо о Мессии очень ясно сказано в пророчестве Даниила, как я уже излагал, что он пророчествовал о греческих царях, о владычестве Маккавеев, о строительстве, осаде и разрушении второго Храма и о последующем спасении...» В книге, посвященной Новому Завету, мы поговорим о той звезде, которую видели во время рождения Христа. Здесь же, когда мы фокусируем свое внимание на времени прихода Мессии, нам следует учесть, что Талмуд и Мидраш говорят о мессианском веке продолжительностью 2000 лет, а также что рабби искали в Книге Даниила ответ на вопрос о пришествии Мессии и, далее, что возможность того, что Мессия придет два раза, также упоминается в этих дискуссиях. В официально признанной иудаизмом молитвенной книге Сидур по меньшей мере дважды приводится следующая молитва: «Да будет воля Твоя, О, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, на то, чтобы мы смогли выполнять Твои заповеди в этом мире и чтобы мы жили, видели и наследовали участие и благословение в двух днях Мессии и в грядущей вечной жизни».[157] Сама молитвенная книга не открывает значения этих слов: «два дня Мессии». Валаам пророчествовал, что Мессия придет «в последствие времени». В Послании к евреям эти дни понимаются как начало жизни с Христом.[158]
|