Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕссИЯ В ПСАЛМАХ
Псалмы как мессианские доказательства занимают особо важное место в проповедях Иисуса и Его учеников. Лука в своем Евангелии (24: 44) говорит нам о словах, с которыми Иисус обратился к Своим ученикам после воскресения: «...Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Если мы проведем статистическое исследование значимости псалмов для составителей Нового Завета, мы будем удивлены. В изданном Нестле Новом Завете на греческом языке приводится перечень фрагментов, выделенных жирным шрифтом, которые являются прямыми цитатами из Ветхого Завета. Этот перечень показывает, что Новый Завет позаимствовал 224 отдельных фрагмента из 103 различных псалмов; с учетом же того, что некоторые одинаковые фрагменты цитируются по нескольку раз, можно сказать, что в Новом Завете появляется 280 цитат из псалмов. Приблизительно 50 из них относятся к страданиям, воскресению и вознесению Христа, а также к проповедованию Евангелия всем народам. Другие цитаты имеют по большей части назидательные или утешительные свойства. Более того, если бы мы должны были исследовать отношение иудейских мудрецов к псалмам как к материалу, отражающему мессианское предание, то мы увидели бы, что, фактически, их мессианские ожидания связаны с еще большим количеством псалмов по сравнению с христианами. Эти ожидания относятся к царю Давиду. Знаменитый Иосеф Клаузнер посвятил псалмам только пять страниц своей книги «Мессианское предание в Израиле». Он говорит о них следующее: «В Библии нет другой такой Книги, в которой время написания и составления ее отдельных частей отличается друг от друга столь существенно, как в Книге Псалмов». «Если ранние критики пытались опровергнуть то, что эта книга полностью является работой израильского царя Давида, то волна нового критицизма не видит в псалмах ни одного, который мог бы быть датирован временем, предшествующим Вавилонскому пленению». Клаузнер утверждает, что мессианская идея как таковая является не главной темой, а, скорее, чем-то вроде «мессианского лейтмотива». Таким образом, «каждая глава Псалмов, если понимать ее в более широком смысле, от начала и до конца наполнена “привкусом” ожидаемого спасения». Клаузнер считает, что в псалмах не так много говорится о личности Самого Мессии, как об «утешении Сиона и объединении рассеянных по свету иудеев».[180] Отношение Клаузнера к этому вопросу — которое очень широко распространено среди иудеев — объясняется тем фактом, что он принадлежал к течению Ахад ха-Ама — к последователям Ашера Гинзбурга, отца пророческого сионизма. Эта группа ожидала зари своего рода «социалистического Золотого Века», — даже коммунизм может основываться на мессианской идее. В Талмуде приводится совет: «Если кто-то говорит тебе: “купи себе это поле за один динарий”, хотя его стоимость — тысяча динариев... не покупай его», потому что Мессия может прийти в этот год и тогда все поля будут поделены бесплатно.[181] Возможно, это не просто случайное совпадение, что Маркс, Лассаль и Троцкий, которые были евреями по происхождению, на ранних стадиях коммунизма заявили себя своеобразными «пророками» этого учения: идея о мессианской надежде без личности Самого Мессии очень легко дает всходы в виде различных народных «освободительных фронтов». Предание приписывает 73 из 150 псалмов царю Давиду. В раввинистической литературе на Мессию постоянно сылаются как на «Сына Давидова». По этой причине везде, где описывается будущее благословение дома Давидова, мудрецы видят мессианский материал. Даже брачное таинство 44-го псалма рассматривается с иудейской точки зрения, как выражение отношений между Мессией и Израилем. В таких словах этого псалма, как: «...я говорю: песнь моя о Царе» или «...народы будут славить тебя во веки и веки» рабби видят Мессию. Но Новый Завет также использует выражения, которые ассоциируются с брачным пиром, описывая отношения между Христом и Церковью.[182] Иудеи находят мессианский материал в так называемых «псалмах плача», где благочестивый и невинный человек Божий страдает от ненависти людской. Это вопрос не только о Мессии как Личности, но обо всем Израиле, участвующем в этих «мессианских родовых схватках», tsirei, или hevlei ha-Mashiah. Эти yisurei ha-Malkhut, или «страдания ради Царства», стали уделом каждого, кто принял на себя иго Царства Божьего. Еврейское слово, которым обозначаются псалмы, — tehillim — буквально можно перевести как «гимны хвалы». Однако псалмы содержат также и множество молитв, tephilloth, и откровенных, сердечных «гимнов», — mizmorim. Нет ничего удивительного в том, что псалмы назывались «Сборником гимнов Иисуса» и что по сей день они представляют собой основу иудейской литургии и молитв.
|