![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание Сидящего одесную Бога, приведенное в 109-м псалме
Псалом 109, который, как мы уже упоминали, часто рассматривается как «близнец» псалма 2, принимается мудрецами также за мессианский. Между христианской и раввинистической экзегезой обоих этих псалмов нет особой дисгармонии. Процитируем основное содержание 109-го псалма: «Псалом Давида. Сказал Господь Господу Моему: седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих... Клялся ГОСПОДЬ и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Новый Завет ищет в этом псалме ссылку на Христа. Деяния Апостолов, Послания Павла, и в особенности — Послание к евреям, свидетельствуют о его мессианском применении.[199] Иисус также использовал этот псалом, когда задал фарисеям вопрос, на который никто не мог ответить. Он сказал: «Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: “Сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему?»[200] Наиболее известные толкования, которые мы рассматривали, являются сравнительно поздними выражениями раввинистической позиции. Взять только два примера: РаШИ, Шломо бен Ицхак, умерший в 1105 году по Р.Х., и Ибн Эзра, сын Авраама Меира, умерший к концу того же столетия. Если у них, несмотря на все их противодействие христианству, мы все же находим некоторые упоминания о мессианском характере какого-то библейского фрагмента, то такое свидетельство имеет особенный вес в нашем случае. Псалом 109, говорят они, ссылается прежде всего на Авраама. РаШИ говорит о рассматриваемом псалме, что это правильно — утверждать, что он относится к Аврааму, но «есть определенные трудности, связанные с тем фактом, что он говорит о Сионе, который был городом Давида». Мидраш, комментирующий псалмы, говорит о стихе «...Седи одесную Меня...», что «Он говорит это Мессии; и Его престол подготовлен в благодати, и Он воссядет на него». Талмуд ссылается на 109-й псалом, обсуждая Захарию 4: 14: «...Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли», и констатирует следующее: «Под этим подразумевались Аарон и Мессия, и я не знаю, кого из них я предпочел бы. Когда написано: “Клялся ГОСПОДЬ и не раскается: Ты священник вовек...”, мы знаем, что Мессия-Царь более предпочтителен, чем Первосвященник Праведности»[201]. Рабби продолжали эту дискуссию вплоть до средних веков. Рабби Шимон ха-Даршан (Проповедник), который жил ближе к концу 12-го столетия и собрал вместе древние предания и проповеди Талмуда, резюмирует традиционное понимание статуса Мессии следующими словами: «Рабби Иодан... говорит, что “Святой усадит грядущего Мессию-Царя по Свою правую руку, а Авраама — по левую”. И таким образом, лицо Авраама побледнеет от зависти, и он скажет: “Сын моего сына сидит по Твою правую руку, а я должен сидеть по левую? ” Тогда Святой успокоит его словами: “Твой сын сидит справа от тебя, и Я сижу справа от тебя”»[202]. Рабби говорят в своих дискуссиях, что, согласно псалму 71: 17, Мессия был удостоен этого положения до Сотворения мира. Примечательно, что идея об особом положении Мессии отчетливо выделяется в раввинистическом истолковании остальных псалмов. О трех из них стоит упомянуть особо: а) Псалом 15: 11 говорит: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». Мидраш, комментирующий 44 псалом, строит мостик между фразой «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44: 3) и псалмом 15, говоря: «Таким образом, те, кто верит в Мессию, однажды восславят Бога в присутствии Его и не понесут ущерба (от того, что смотрели на Него), как написано: “полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек”». б) Псалом 17: 36 дает обетование: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня...» Мидраш объясняет этот гимн Давида, говоря, что он ссылается на приход Мессии, и добавляет: «Если бы избавление должно было прийти мановением руки, то человек был бы не в состоянии пережить столь великое освобождение, и, таким образом, оно сопровождалось бы великими страданиями, вот почему это будет происходить постепенно... подобно рассвету». в) Третья отдельная ссылка на статус Мессии приводится в 18-м стихе 79-го псалма, где рабби находят мессианский лейтмотив: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе». 15-й стих этого же псалма говорит о «винограде», который насадила десница (правая рука) Божья. Ибн Эзра объясняет это как аналогию, в которой «то, что сравнивается, задействует Израиль и Мессию, сына Ефремам. Как мы уже видели, идея о страдающем Мессии в иудаизме часто связывается с этим сыном Иосифа, Ефремом. Таким образом, слова «десница» Божья, «поддерживаемый десницей» и «человек десницы» связаны в некотором роде с Мессией и должны рассматриваться совместно с псалмом 109. Эти раввинистические интерпретации дают собственное, вполне вразумительное объяснение интеллектуального основания Апостольского символа веры, в котором мы исповедуем свою веру в то, что Христос «сидит одесную Бога, Отца всемогущего». Когда в связи с этими псалмами-близнецами мы говорили о Мессии как Сыне Божьем и даже об обсуждаемой в Зохаре втайне числа три», которая связана с этими псалмами, стоило подчеркнуть, что такие идеи, обычно ассоциирующиеся с христианской теологией, являются естественной частью древнего иудаизма. Другими словами говоря, они не являются только лишь порождением церкви. Более того, иногда они вытекают из самых неожиданных библейских фрагментов. Концовка второго псалма «Блаженны все, уповающие на Него» также появляется в 17-м псалме, который представляет собой еще один фрагмент, содержащий мессианский лейтмотив (стих 31). Слово «скала», упоминаемое в 32-м стихе этого же псалма [203], понимается в Талмуде, при обсуждении гимна Моисея из 32-й главы Второзакония, как «Мессия, Сын Давидов» (Вт.32: 15).[204] Это «убежище»[205] из псалма 2 относится к «Сыну», Которого почитают целованием. Я помню, как сидел у постели своего больного сына во время пасхальной недели 1959 года. Он был без сознания вот уже четыре месяца, но перед наступлением этой последней фазы и еще до того, как он ослеп, он видел нашего Спасителя и узнал, что умирает. В это время один мой ученый друг-иудей пришел в больницу навестить нас. Он знал о нашей душевной привязанности к евреям и предложил мне и моему семилетнему сыну обратиться в иудаизм. Я ответил этому имеющему самые добрые намерения лингвисту, что у нас нет причины поступать так, потому что мы верим в то, что Иисус исполнил Закон и что Он является Сыном Божьим. «Это то, — сказал я, — во что верю я сам и во что верит мой сын». «Но, — возразил мой друг, доставая Библию из своего портфеля, — у Бога нет сына. Покажи мне, где Библия говорит об этом». Я помолился про себя, потому что просто слова не удовлетворят человека искренне убежденного и ревностного. Где-то глубоко в моем подсознании возник давно забытый библейский фрагмент. «Прочти место из Притчей 30: 4», — сказал я, и он зачитал: «Кто восходил на небо и нисходил?.. Какое имя ему? знаешь ли?» «Это требует истолкования, — сказал мой друг, — эти слова нельзя принимать просто так, как они написаны». Я попросил его продолжать: «Всякое слово от Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом». Кажется, слова дошли до его сознания. Эти стихи звучат так же, когда в Пятикнижии обсуждается вопрос о том, как Мессия «взошел на небеса» и «спустился в преисподнюю», что говорит о Нем как об Исполнителе Закона. Послание к евреям на всем своем протяжении много раз повторяет эту фразу из псалма 109: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». И, таким образом, Христос «...во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления...» за нас. Был нужен «Другой Первосвященник» «по чину Мелхиседека», Первосвященник, Который «имеет священство непреходящее», потому что совершенство не достигается «посредством ле-витского священства». Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес». Христос «не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».[206] Какое это имеет значение, если эти цитаты бессмысленны для современного читателя? По крайне мере они показывают, что корни нашей веры уходят в ветхозаветные размышления. Примечательно, что центральные догматы христианства основываются на иудейской экзегезе по 2-му и 109-му псалму.
|